Объяснение илюзорности (подобное-вниз по кроличьей норе)

Структура

 [структура хорошо описана в поисках чудесного.частично]

Тело является сложной структурой, содержащей большое количество инструментов, или органов, которые Я, Атман, в качестве эго использует для многообразных целей, в том числе слушания, нюхания, видения, мышления, чувствования, запоминания и рассуждения. Материалы, из которых эти инструменты или [их] части выполнены, изменяются от грубейших до тончайших. Шастры (Писания) упорядочили их в пять групп. К каждой группе приписана одна оболочка, или коша. Коша, имеющая дело с чисто физическим содержанием, именуется аннамайякоша (оболочка пищи). Пранамайякоша (витальная оболочка) следит за пятеричными функциями жизненных энергий: дыханием, усвоением, воспроизведением, выделением и движением. Маномайякоша (ментальная оболочка) содержит способности к мышлению. Виджнянамайякоша – это оболочка умственных способностей и способности рассуждать, способности к научному и философскому мышлению. Последней является анандамайякоша, оболочка блаженства, или причинная [каузальная] оболочка, хранящая внутри себя кармические семена каждого рождения и связанная с тем состоянием, в котором крепко спящий, без снов, наслаждается глубоким покоем. Эта коша выполнена из тончайшей субстанции – саттвы, которая сама по себе есть счастье, благодаря своей свободе от загрязнённости и своей интимной близости к блаженному Атману.

 Таким образом, термин “тело” включает все эти коши, чьё появление и исчезновение вызывает появление и исчезновение всех объективных и субъективных восприятий. Принятие тела за себя является, следовательно, необходимым для наслаждения миром, а тело обязано своим существованием, как мы увидим в следующем стихе, пяти чувствам, которые являются свойствами ума.

 

 Посредством чувствительных органов, квартирующих в пяти кошах, чувства демонстрируют уму множество объектов – физических, витальных, эмоциональных, ментальных и интеллектуальных. Отдельно от этих пяти чувств-восприятий имеются виды других внутренних чувств, которые также являются результатом ума, действуют посредством ума и понимаются умом – такие как чувства времени, пространства, “я” и “моё” и, например, художественное, этическое, религиозное и духовное чувства. Поскольку все эти чувства формируют мир, мы знаем и имеем один общий источник – ум, и мир, следовательно, не может быть иным, нежели этот ум.

 

 говорилось о следующих пяти различных частях внутреннего органа [антахкарана]:

 1) сознание [уллам]; 2) ум [манас]; 3) интеллект [буддхи]; 4) память [читтам]; 5) эго [аханкара].

 Шри Бхагаван сказал: Обычно делят на четыре части. Пятая составляющая, уллам, была введена, чтобы деление соответствовало пяти таттвам (принципам) таким образом:

 Уллам (сознание) – акаша (эфир): таттва, лежащая в пространстве от верхушки черепа до бровей.

 Манас (мыслительная способность) – вайю (воздух): таттва, находящаяся в пространстве от бровей до горла.

 Буддхи (интеллект) – агни (свет): таттва, расположенная в пространстве от горла до сердца.

 Читта (память) – джала (вода): таттва, лежащая в пространстве от сердца до пупка.

 Аханкара (эго) – притхви (земля): таттва, находящаяся в пространстве от пупка до копчика.

 Уллам [сознание] есть, таким образом, чистый ум или ум в его чистом бытии, т. е. ум, избавленный от всех мыслей. Это эфир ума, отвечающий широкому пространству ума, не наполненного мыслями. Когда человек просыпается из глубокого сна, его голова поднята и в ней присутствует свет сознательного восприятия. Этот свет, который уже был в Сердце, затем отражается в мозгу и проявляется как сознание. Но оно не разделяется до тех пор, пока не вмешивается эго [аханкара]. В недифференцированном состоянии сознание является космическим (космический ум или космическое сознание). Это состояние длится обычно около минуты и проходит незамеченным. Оно становится разделённым, или дифференцированным, при вмешательстве эго, и человек говорит: "я". Это разделение всегда связано с чем-то существующим (здесь – с телом), а поэтому тело отождествляется с "я", и всё остальное следует за этим.

 Поскольку уллам есть только отражённый свет, то его называют луной. Первоначальный свет находится в Сердце, которое поэтому именуют солнцем.

Три тела и карма

 П. В объяснении, данном вчера, было сказано, что удаление покрова, прячущего Истину [аварана], ведёт к уничтожению причинного тела [карана шарира]. Это ясно. Но почему считается, что грубое тело тоже отпадает?

 М. Васаны бывают двух видов: вызывающие зависимость [бандха хешу] и дающие только наслаждение [бхога хешу]. Джняни превзошёл эго, и поэтому все причины зависимости не действуют. Бандха хешу, таким образом, приходит к концу, и прарабдха (прошлая карма) остаётся только как бхога васана, дающая наслаждение. Поэтому и считается, что лишь тонкое тело [сукшма шарира] остаётся при джняне. "Кайвалья Наванитам" говорит, что санчита карма (запасённая карма) приходит к концу вместе с восходом джняны, что агами (карма, собранная сейчас) больше не действует благодаря отсутствию чувства зависимости, а прарабдха будет исчерпана только наслаждением [бхога]. Таким образом, последняя со временем приходит к концу, и тогда грубое тело также отпадает вместе с ней.

 Три тела [шарира трайя] и тройственная карма [карма трайя] – это лишь фразы, предназначенные для удовлетворения спорящих. Джняни не затрагивается ничем из них.

 Устремлённого наставляют, чтобы он нашёл, кем является. Если он делает это, то не проявит интереса к обсуждению вопросов, описанных выше. Найдите Себя и пребывайте в Покое.

 

 Пять чувств означают тонкие функции [танматры], именно, слух, осязание, зрение, вкус и обоняние. Их изменения создают всю вселенную; они варьируются соответственно трём гуннам следующим образом:

 тамасу (тупости) отвечают грубые элементы;

 раджасу (активности) – инструменты для познания объектов;

 саттве (чистоте) – различные виды чувственного познания; а также:

 тамасу отвечают грубые объекты, т. е. мир;

 раджасу – жизненные энергии [праны] и органы действия [кармендрии];

 саттве – чувства.

 Органы действия [кармендрии] – это органы хватания, хождения, речи, выделения и размножения.

 Сейчас рассмотрим звон колокола. Звук относится к слуху; колокол является объектом, видоизменением гуны тамас. Раджастические танматры, изменяющиеся как вибрации звука, распространяются вокруг колокола, затем посредством эфира связываются с ухом, чтобы чувствоваться как звук. Знание, распознающее это как звук, является саттва танматрой.

 То же самое с остальными чувствами: осязание [вайю] – танматра воздуха; (видение) форм [рупа] – танматра теджас, вкус [an] – танматра воды; запах [притхви] – танматра земли.

 Понимать танматры как мельчайшие частицы материи неправильно, ибо это неполно. Они лишь тонкие формы звука, прикосновения, видения, вкуса и запаха, которые образуют целостные компоненты вселенной. Таково творение мира.

 Из-за отсутствия подходящей терминологии эти идеи не могут быть правильно выражены в иностранных языках.

 4. Этот стих говорит, что все согласны в одном пункте. Каков он? Состояние за пределами двойственности и недвойственности, за пределами субъекта и объекта, за пределами дживы и Бога, короче, за пределами всех различий. Оно свободно от эго. Вопрос ставится так: "Как достичь его?" В стихе говорится, что оставлением этого мира. Здесь "мир" означает мысли, относящиеся к нему. Если такие мысли не возникают, то эго не поднимается. Здесь не будет ни субъекта, ни объекта. Таково это состояние.

 

234 [37]. Кто-то спросил: Что такое карма?

 М. Та карма, которая уже начала приносить плоды, классифицируется как карма прошлых действий [прарабдха карма]. Та, что находится в запасе и будет приносить плоды позднее, классифицируется как санчита карма (накопленные действия). Она разнообразна, как зерно, которое крестьяне получили в обмен на зелень. Такое зерно может состоять из риса, раги1, ячменя и т. д. Что-то плавает в воде, что-то тонет. Зерна могут быть хорошими, плохими или нейтральными. Когда наиболее мощные зерна из многообразной накопленной кармы начинают приносить плоды в следующем рождении, это называется прарабдхой того рождения.

 

Эго

М. эго описывается как имеющее три тела — грубое, тонкое и причинное, — но это делается только для аналитического объяснения. Если бы метод исследования зависел от формы эго, то вы нигде не смогли бы его применить, так как эго может принимать легион форм. Поэтому для целей джняна-вичары вы должны исходить из того, что эго имеет только одну форму, а именно — ахам-вритти.

 

 8. Какая часть тела является местопребыванием истинного Я?

 Чаще всего имеется в виду Сердце с правой стороны груди. Это так, потому что мы обычно указываем рукой на правую сторону груди, когда ссылаемся на себя. Некоторые говорят, что сахасрара (тысячелепестковый лотос) является местопребыванием Атмана. Однако в этом случае при сне или обмороке голова не должна была бы падать вперед.

 9. Какова природа Сердца?

 Священные тексты, описывающие это, говорят: “Посредине груди, ниже грудной клетки и выше брюшной полости имеются шесть органов различных цветов1. Один из них, похожий на почку водяной лилии и расположенный на два пальца вправо, — есть Сердце. Оно обращено книзу и внутри него находится крошечное отверстие, которое представляет собой плотный мрак (неведение), исполненный желаний. Все психические нервы [нади] зависят от него. Это обитель жизненных сил, ума и света (сознания)” (см. “Дополнение к Сорока стихам о Реальности”, стихи 18–19).

 Однако хотя оно описано таким образом, смысл слова “Сердце” [хридаям] есть истинное Я, Атман. Так как Сердце обозначается терминами Бытие, Сознание, Блаженство, Вечность и Неограниченность [Cam, Чит, Анандам, Нитьям, Пурнам], в Нём нет никаких различий, таких как внешнее и наружное или верх и низ. Это состояние спокойствия, в котором все мысли приходят к концу, названо состоянием Атмана. Когда Сердце осознано таким, каким является, тогда нет места для рассуждений о том, где находится Сердце — внутри тела или снаружи.

 11. Каким образом три фактора (познающий, познаваемое и знание), которые отсутствуют в глубоком сне, самадхи и прочем, возникают в Атмане (в состояниях бодрствования и сна со сновидениями)?

 Из Атмана они возникают в такой последовательности:

 (1) чидабхаса (отражённое сознание), которое обладает свойством светоносности;

 (2) джива (индивидуальное сознание), т. е. видящий, или первичная идея;

 (3) феномены, т. е. мир.

 12. Так как Атман свободен от понятий знания и неведения, то как можно говорить, что Он наполняет тело в целом сознанием или сообщает сознание чувствам?

 Мудрые говорят, что есть связь между источником различных психических нервов и Атманом, что она — узел Сердца и что связь между обладающим сознанием и не обладающим им существует до тех пор, пока этот узел не будет разрублен с помощью истинного знания. Мудрецы также говорят, что подобно тому как тонкие и невидимые силы электричества, проходя по проводам, выполняют самые невероятные вещи, сила Атмана, проходя по психическим нервам и наполняя тело в целом, сообщает чувствительность чувствам, и что если узел Сердца разрублен, то Атман останется таким, каким Он пребывает всегда, без всяких атрибутов.

 13. Какая может быть связь между Атманом, который есть чистое Знание, и тройкой факторов, которые являются знанием, относительным?

 Эта связь в некотором отношении подобна работе кинотеатра, как показано ниже:

 Демонстрация кинофильма

 

 Атман

 

 (1) Лампа внутри (проектора).

 (1) Атман.

 

 (2) Линза, расположенная перед лампой.

 (2) Чистый (саттвичвский) ум, близкий к Атману.

 

 (3) Киноплёнка, содержащая длинный ряд снимков.

 (3) Поток скрытых склонностей ума, состоящий из тонких мыслей.

 

 (4) Линза, свет, проходящий через неё, и лампа, которые совместно образуют сфокусированный пучок света.

 (4) Ум, его освещение и Атман, совместно образующие видящего, или дживу.

 

 (5) Свет, проходящий через линзу и падающий на экран.

 (5) Свет Атмана, исходящий из ума через чувства и падающий на мир.

 

 (6) Различные виды изображений, появляющиеся в свете экрана.

 (6) Различные имена и формы, появляющиеся как объекты, воспринимаемые в свете феноменального мира.

 

 (7) Механизм, приводящий киноплёнку в движение.

 (7) Божественный закон, проявляющий скрытые склонности ума.

 

 Точно так же как изображения вновь и вновь возникают на экране, пока киноплёнка отбрасывает тень через линзу, так и феноменальный мир будет непрестанно появляться человеку в состоянии бодрствования и во сне до тех пор, пока существуют скрытые умственные впечатления. Так же как линза увеличивает крошечные пятнышки на киноплёнке до больших размеров и как целый ряд кинокадров мелькает за одну секунду, так и ум увеличивает подобные побегам склонности ума в подобные деревьям мысли, за одну секунду показывая бесчисленные миры. И снова точно так же как в отсутствие киноплёнки на экране виден только свет лампы, так и Атман сияет Сам по Себе без всяких троичных факторов, когда умственные концепции в форме склонностей отсутствуют в состояниях глубокого сна, обморока или самадхи. И так же как лампа освещает линзу и пр., не подвергаясь её влиянию, так и Атман освещает эго [чидабхаса] и прочее, оставаясь незатронутым.

 

63 [70]. Шри Раджу Шастригал спросил Шри Бхагавана о нада, бинду и кала.

 М. В терминологии Веданты им соответствуют прана, мана, буддхи (жизненная сила, ум и интеллект). В Тантрах говорится, что нада – тонкий звук со светом [теджас] внутри. Утверждается, что этот свет – тело Шивы.

 Когда он распространяется, а звук утоплен (в нём), то он становится бинду.

 Цель – наполниться светом [теджомайя]. Кала – часть бинду.

 

91 [98]. Далее Бхагаван объяснил: Атман – это Сердце. Сердце самолучезарно. Свет поднимается из Сердца и достигает мозга, который является местопребыванием ума. Мир видим умом, т. е. отраженным светом Атмана. Он воспринимается с помощью ума. Когда ум освещён, он сознаёт мир. Если же он сам не освещён, то он мир не воспринимает. Если ум повернут вовнутрь, в направлении источника света, то предметное знание исчезает, и Атман впредь один сияет как Сердце.

 Луна светит отражённым светом солнца. Когда солнце зашло, то луна полезна для обнаружения объектов; но если солнце поднялось, то свет луны никому не нужен, хотя её диск и виден на небе.

 То же происходит с умом и Сердцем. Ум полезен своим отражённым светом, он используется для видения объектов. Но когда он обращен вовнутрь, источник освещения сияет впредь своим собственным светом, а ум остается тусклым и бесполезным, похожим на луну в полдень.

 92 [99]. Какой-то санньясин спросил: Говорят, что Атман лежит за пределами ума, однако осознание выполняется умом. "Ум не может представить Его. ОН не обнимается умом, и только ум может осознать Его" [Мано на мануте, Манаса на матам, и Манасайведамаптавьям]1. Как примирить все эти противоречия?

 М. Атман осознаётся мрита манасом (мёртвым умом), т. е. умом, лишённым мыслей и повернутым вовнутрь. Тогда ум видит свой собственный источник и становится ТЕМ (Атманом). Здесь уже нет субъекта, воспринимающего объект.

 В тёмной комнате необходимы лампа для освещения и глаза для познания объектов, но, когда взошло солнце, в светильнике вообще нет нужды. Чтобы видеть солнце, лампа также не нужна, достаточно повернуться к самосветящемуся солнцу.

 То же и с умом. Чтобы видеть объекты, необходим отражённый свет ума, но, чтобы видеть Сердце, достаточно повернуть ум к Нему. Тогда ум утрачивается и впредь сияет только Сердце.

 

 93 [100]. Позднее Шри Бхагаван процитировал несколько стихов из Кайвалья Наваниты и объяснил их:

 А

 Высочайшее

 (Абсолютное Знание; свидетель; сердцевина, сияющая Сама по Себе; Сердце; Атман)

 

индивидуум

 [джива, тот, кто познаёт, состоящий из вритти (видоизменения ума) и отражённого света, в скрытой форме]

 

 внутренний интеллект и ум, обращённый вовне[буддхи и манас, состоящие из вритти и ростка отраженного света;это – антахкарана (внутренний орган)]

 

 видоизменения, общеизвестное принимающие форму объектов

 вместе всё это формирует мир таким, каким мы его воспринимаем

 

 Б

 Атман (Чистое Знание)

 

 джива (праматр = познающий)

 

 интеллект и ум

 (прамана – восприятие)

 

 видоизменения, знание

 видимые как объекты (пхала чайтанья)

 Видоизменения ума принимают форму внешних объектов, и свет, отражённый от этих видоизменений, освещает объекты. Сейчас, не обращая внимания на видоизменения ума, будем искать свет, освещающий их. Ум успокаивается, а свет остается самолучезарным. Волнующийся ум (т. е. ум, связанный с раджасом – активностью и тамасом – темнотой) обычно и известен как ум. Свободный от раджаса и тамаса, он чист и сияет сам по себе. Это и есть Само-реализация. Ум поэтому и называют средством для Само-реализации.

 

 В

 Чистое Сознание

 (считается Вечным, или Вездесущим, Свидетелем)

 

 (антахкарана)

 Внутренний орган + отражённый свет (джива; праматр)

 

 видоизменения вместе со светом считаются тем, что известно[прамейя]; из них – объекты являются грубыми, а свет именуютпхала чайтанья

 

 Г

 Внутри дживы внутренний орган [антахкарана] состоит из:

 саттва

 раджас

 тамас

 знание

 свет

 видоизменения ума

 интеллект, ум

 грубые объекты

 мир

 

 Подобным образом для космоса:

 Космический ум (Вечное Существо)

 саттва

 раджас

 тамас

 Ишвара

 Господь вселенной

 индивидуум

 джива

 Вселенная

 

Д

 Брахман = Сат Чит Ананда

Бытие, Знание Блаженство

 названное

 адхара

 (субстрат)

 

 дифференциация

 посредством майи

 [вишеша]

 

 естественная искусственное

 вселенная, множество

 или мир объектов

 Майя не может затмить Cam, она затмевает Чит и Ананду, вынуждая их проявляться как частности.

 

Е

 Веревка при тусклом свете кажется змеей

 соответствует

 Бытие, майя, искусственные частности,

 субстрат иллюзия показанные в Д

 

Ж

 Cam = Бытие = субстрат [адхара]. Отсюда следует частность, именно джива, которая, будучи покрыта неведением, отождествляет себя с грубым телом. Здесь неведение означает отсутствие исследования Себя, Атмана. Джива на самом деле суть только знание, но следствием неведения является это ложное отождествление с грубым телом.

 

З

 Учитель также проиллюстрировал всё это сравнением с докрасна раскалённым железным шаром [тапта-айях-пиндават].

 Железный шар + огонь вместе дают раскалённый докрасна железный шар. Мир + Чит (Чистое Знание) вместе образуют дживу (индивидуума).

 

170 [177]. П. Что такое махат?

 М. Свет, отбрасываемый Абсолютным Сознанием. Так же как семя перед прорастанием набухает и только потом пускает росток, который начинает расти, так и Абсолютное Сознание испускает свет, проявляется как эго и затем вырастает как тело и вселенная.

Чит = Абсолют

 

махат = проецированное сознание

(набухшее зерно)

 

аханкара = эго

 

манас = ум

 

ахам идам = тело мир

 Майор Алан Чадвик: Махат – это то же самое, что и космическое сознание?

 М. Да. Он предшествует рождению эго и вселенной. Он охватывает и то и другое. Кинокадры, проецируемые на экран, видны при свете, исходящем из одной точки; так же тело и другие объекты все являются видимыми в этом отраженном сознании. Это (махат), следовательно, есть также и космическое сознание.

 И ещё – мозг (как микрокосм) содержит тело и все остальные объекты. Свет проецируется на мозг. Отпечатки, получаемые мозгом, проявляются как тело и как миры. Поскольку тело отождествляет себя с ограничениями, тело считается отдельным и мир отдельным.

 Лёжа с закрытыми глазами на кровати в закрытой комнате, вы видите во сне Лондон, толпы людей там и себя среди них. Во сне вы отождествляете себя с определённым телом. Лондон и всё остальное не могло бы поместиться в комнате и в вашем мозгу; однако такие обширные пространства и промежутки времени все воспринимались вами. Они должны были проецироваться из мозга. Мир столь огромен, а мозг так мал, и разве не удивительно, что такое огромное творение содержится в таких малых пределах, как мозг человека? Хотя экран ограничен, тем не менее все кинокадры проходят по нему и видны на нем. И вас не удивляет, что столь долгая череда событий может проявляться на столь малом экране. Подобное происходит с объектами и с мозгом.

 П. В таком случае космическое сознание не является тем же, что и Само-реализация?

 М. Космическое сознание находится за эго. Можно сказать, что это Ишвара, а эго – джива. Можно также сказать, что Ишвара – Абсолют. Они не отличаются.

Пара = Абсолют

 

Ишвара = Космическое Сознание

 (махат)

 

джива джагат = индивидуальное сознание и мир

 Сознание, которое пронизывает даже Ишвару, является Абсолютным.

 

208 [215]. Махарши читал перевод Тирувасагам, сделанный Г. У. Попом, и дошел до стихов, описывающих сильное чувство бхакти, выраженное трепетом всего тела, плавлением плоти, костей и т.д. Он заметил: Маниккавасагар – это один из тех, чье тело в конце концов превратилось в сияющий свет, не оставляя после себя трупа.

 Один преданный спросил, как такое могло произойти.

 M. Грубое тело является только конкретной формой тонкого материала – ума. Когда ум расплавляется и впредь сияет как свет, тело также сгорает в таком процессе. Нанданар – другой пример человека, чьё тело исчезло в сияющем свете.

 Майор Алан Чадвик отметил, что точно так же исчез и пророк Илья. Он хотел узнать, исчезло ли тело Христа из склепа подобным же образом.

 М. Нет. Христос оставил после себя мертвое тело, которое сначала было захоронено. Другие же не оставляли.

 В ходе разговора Махарши сказал, что тонкое тело составлено из света и звука, а грубое тело является уже конкретной формой того же самого.

 Г-н Б. К. Дас спросил, воспринимаются ли те же самые свет и звук посредством органов чувств.

 М. Нет. Они превосходят чувства. Похоже на это:

 

 ИШВАРА(ВСЕОБЩЕЕ)

 ДЖИВА (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ)

 

 грубое (физическое)

 Вселенная

 Тело

 

 тонкое

 Звук и Светнада, бинду

 Ум и прана

 

 первичное

 Атма (Я)Парам (трансцендентное)

 Атма (Я)Парам (трансцендентное)

 

 Таким образом, в конечном счете они являются одним и тем же.

 Тонкое тело Творца – это мистический звук пранава, являющийся и звуком и светом. Вселенная распадается сначала на звук и свет, а затем переходит в трансцендентность – Парам.

 

П. Является ли тануманаси [утонченный ум] тем же, что и мумукшутва [жажда Освобождения]?

 М. Нет. Шесть добродетелей, различение, бесстрастие и мумукшутва предшествуют первой стадии, именуемой шубхечча. За ней следует мумукшутва, потом приходит вичарана [поиск], а затем – тонкий ум. Прямое восприятие отвечает (стадии) саттвапатти [Само-реализация].

 Нет необходимости обсуждать подобные подразделения. Дживанмукти и видехамукти по-разному описываются различными авторитетами. Иногда говорят, что видехамукти встречается, даже когда человек носит тело. Факт состоит в том, что мукти – другое имя для ахам ["Я"].

 Семь джняна бхумик (стадий Знания) таковы: 1) Шубхечча [желание Просветления]; 2) Вичарана [слушание и размышление]; 3) Тануманаси [тонкий ум]; 4) Саттвапатти [Само-реализация]; 5) Асамшакти [непривязанность]; 6) Падармабхавани [абсолютное невосприятие объектов]; 7) Турьяга [за пределами слов].

 Те, кто достиг последних четырех бхумик, называются соответственно Брахмавид, Брахмавидвара, Брахмавидварья и Брахмавидвариштха.

 

259. М. Нада, бинду и кала соответствуют пране, уму и интеллекту.

 Ишвара лежит за пределами нада (звука).

 Нада, джёти [свет] и т. п. упоминаются в литературе по Йоге. Но Бог выше всего этого.

 Циркуляция крови, процесс дыхания и другие функции тела обязательно вырабатывают звук. Непроизвольный и непрерывный. Этот звук и есть нада.

 

П. Являются ли оболочки [коши] материальными и отличаются ли они от Атмана?

 М. Между Духом и материей нет разницы. Современная наука соглашается, что вся материя есть Энергия. А Энергия – это мощь, или сила [шакти]. Поэтому всё растворено в Шиве и Шакти, т. е. в Атмане и в Уме.

 Коши – это просто видимость. В них как таковых нет реальности.

 

277. Г-н С. С. Коган: Что такое воля? Я имею в виду – где она расположена? В пяти кошах?

 М. Сначала возникает "я"-мысль и затем все остальные мысли. Они и составляют ум. Ум является объектом, а "я" – субъектом. Может ли быть воля без этого "я"? Она входит в состав "я"; "я"-мысль – это виджнянамайякоша [оболочка интеллекта]. Воля включена в неё.

 Аннамайя коша – это оболочка грубого тела. Чувства вместе с праной и органами действия [кармендрии] образуют оболочку праны [пранамайя коша]. Чувства и ум формируют оболочку ума [маномайя коша]. Они являются органами познания [джнянендрии]. Ум состоит только из мыслей. Идам [это] – объект, а ахам ["я"] – субъект; вместе они образуют оболочку интеллекта [виджнянамайя коша].

 

292. Отвечая на вопрос, являются ли танматры – тонкие сущности пяти элементов – рабочими факторами в сновидениях, Шри Бхагаван сказал: Нет. Танматры – это сукшма; они более тонкие, чем сновидения. Хотя творения сна являются более тонкими по сравнению с грубым миром этого бодрствующего состояния, но они грубы по сравнению с танматрами. Танматры, согласно панчикаране1, дают повод к формированию антахкаран (внутреннего органа, ума). Там также действуют различные группы рабочих причин. Под влиянием саттвы, преобладающей в эфире [акаша], возникает интеллектуальное знание, расположенное в мозгу.

 Вайю (воздух) даёт начало уму [манас].

 Теджас (свет) даёт начало интеллекту [буддхи].

 Джала (вода) даёт начало памяти и т. п. [чumma].

 Притхви (земля) даёт начало эго [аханкара].

 Они составляют целое, коллектив [самашти], поскольку могут действовать коллективно или индивидуально без какого-либо или всех чувств или органов.

 Под воздействием раджогуны они становятся органами чувств [джнянендрии] в особи [вьяшти]; под влиянием гуны тамас –органами действия [кармендрии] в особи. Связь между внешним миром и индивидуумом сейчас становится удобной, поскольку танматры являются общими для них.

 Эти танматры исходят из пракрити. Утверждения о творении значительно отличаются друг от друга. Говорят об одновременном творении [югапат сришти] и постепенном творении [крама сришти]. Важно то, что подчеркивается не творение, а первичный Источник.

 

 323. Объясняя строфу 6 в Аруначала Аштакам (Восемь строф Аруначале1), Шри Бхагаван заметил следующее:

 Последние слова в предшествующей строфе спрашивают: "Есть ли там кто-либо?" Начальные слова настоящей строфы отвечают: "Да, там есть Единое..." Строфа продолжается: «Хотя ОНО есть только Единое, однако своей замечательной силой ОНО отражается на крошечную точку "я" (эго), иначе известную как неведение или агрегат скрытых склонностей; этот отраженный свет есть относительное знание. Оно, согласно прарабдхе человека (прошлая карма сейчас плодоносит), проявляет внутренние скрытые склонности в качестве этого внешнего грубого мира и отзывает этот грубый внешний мир как тонкие внутренние склонности; такая сила называется умом на тонком плане и мозгом на физическом плане. Этот ум, или мозг, действует как увеличительное стекло для того Вечного Единого Бытия и показывает Его далее как расширенную вселенную. В состояниях бодрствования и сновидений ум направлен вовне, а в глубоком сне он направлен вовнутрь; с этим умом как медиумом единое Высочайшее Бытие кажется разнообразием в состоянии бодрствования и сновидений и остается изъятым в глубоком сне, обмороке и т. д. Поэтому вы есть только ТО и не можете быть чем-либо иным. Что бы ни изменялось, то же самое единое Бытие остается как вы; нет ничего, кроме вас».

 Предыдущая строфа говорит: "Однажды экспонированная на солнечном свете светочувствительная пластинка не может использоваться для фотографий; подобным образом и ум (светочувствительная пластинка) после экспозиции в Твоем Свете далее не может отражать этот мир. Более того, солнце – это только Ты. Должны ли его лучи быть такими мощными, чтобы предупредить формирование изображений, и насколько более мощным должен быть Твой Свет? Таким образом сказано, что нет ничего отдельного от Единого Бытия, от Тебя".

 В настоящей строфе крошечная точка – это эго; крошечная точка, созданная из темноты, это эго, состоящее из скрытых склонностей; видящий, или субъект, или эго, поднимается, он сам расширяется как видимое, объект или антахкараны [внутренние органы]. Свет должен быть тусклым, для того чтобы эго стало способным подняться. При ярком дневном свете верёвка не выглядит змеей. Верёвку саму нельзя увидеть в густой темноте, а поэтому нет шансов ошибочно принять её за змею. Только в тусклом свете, в сумерках, в свете, загороженном тенями, или в темноте, освещенной тусклым светом, возникает ошибка, когда верёвка кажется змеей. Подобным образом и Чистое Сияющее Бытие может подняться как эго – это возможно только в Его Свете, рассеянном в темноте. Эта темнота иначе известна как Первичное Неведение (Первородный грех). Свет, проходящий через эту темноту, называется Отражённым Светом. Этот Отражённый Свет за свои собственные заслуги обычно известен как Чистый Ум, или Ишвара, или Бог. Ишвара хорошо известен как объединённый с майей; другими словами, Отражённый Свет и есть Ишвара.

 Другое имя – Чистый Ум – подразумевает также и существование ума нечистого. Последний – это раджастический, или активный, ум, или эго; он также может проецироваться от первого, саттвического, ума только через другое отражение; таким образом, эго есть продукт этой второй темноты [авидья]. После этого приходит тамасический, или тупой, ум в форме антахкаран (внутренних органов); это появляется как мир.

 С точки зрения грубого тела можно сказать, что ум будет впредь сиять вовне, как этот мир, посредством мозга.

 Но грубое тело есть только ум. Можно сказать, что ум содержит четыре внутренних органа, или принцип, составленный из мыслей, или шестое чувство; или комбинацию интеллекта с эго и читты с умом (то есть запоминающая способность со способностью мышления); можно считать, что он состоит из двух частей (эго и ум). В последнем случае виджнянатма [интеллектуальное "Я"], или эго, или видящий, формируют субъект и ментальную оболочку, или видимое, – объект.

 Состояния бодрствования, сновидений и глубокого сна имеют начало в Первоначальной Темноте [мула авидья]. С помощью ума (уходящего вовне и развивающего переживания от своих изменений в состояниях сновидений и бодрствования и удаленного в глубоком сне, который испытывается как майя) некая необыкновенная сила регулирует все деятельности и отдельных индивидумов, и этой вселенной. Все эти состояния являются лишь феноменами, проходящими через Отражённый Свет на субстрате Самолучезарного Бытия.

 Так же как невозможно увидеть ни змею в верёвке при ярком свете дня, ни саму веревку в густой тьме, так и этот мир не появляется ни в состоянии самадхи Само-сияющего чистого Бытия, ни в глубоком сне, обмороке и т. д. Только в Отражённом Свете (Свете, смешанном с Темнотой, или знанием, что запятнано Неведением) может этот мир, не являющийся независимым от своего Источника, казаться поднимающимся, расцветающим и растворяющимся. Его разнообразие тоже не может быть особенностью Реальности, первичного Источника. Здесь продолжается игра, в которой Единое Единственное Бытие становится многомерным, воплощается и затем отзывается. Здесь должна быть некая Сила [шакти], чтобы делать всё это, и причем замечательная Сила! Она не может быть независимой от Своего источника. В Само-сияющем Чистом Бытии эта Шакти не может быть видима. Тем не менее Её действия слишком хорошо известны. Как грандиозно!

 От Её грандиозной первоначальной активности (т. е. вибрирующей силы) проистекает исполненное саттвой отражение; от него – раджастическое эго; затем – тамасические мыслеформы, которые обычно известны как знание или свет, соответствующий увеличительным линзам. Так же как искусственный свет проецируется посредством линзы на экран, так и Отражённый Свет проходит через мысль (лупу), прежде чем расшириться как мир, превосходящий её; далее – мысль, сама являющаяся миром в форме семени, кажется широким внешним миром. Такова эта необычайная Сила! Таким образом Ишвара, человек и этот мир являются только Отражённым Светом, имеющим Само-сияющее Единственное Бытие в качестве субстрата.

 Теперь, что есть эта "я"-мысль (эго)? Она является субъектом или объектом в представленной схеме вещей?

 Ввиду того что "я"-мысль свидетельствует все другие объекты в состояниях бодрствования и сновидений или, во всяком случае, мы думаем, что она делает так, она должна рассматриваться как субъект. Тем не менее при осознании Чистого Я она будет лишь объектом.

 Чья же эта "я"-мысль (эго)? Это исследование и составляет вичару.

 "Я"-мысль и "это"-мысль обе являются излучением одного и того же света. Они связаны с раджогуной и тамогуной соответственно. Для того чтобы иметь Отраженный Свет (чистую саттву), свободный от раджаса и тамаса, свет должен сиять как "Я–Я", не прерываемый "это"-мыслью Это чистое состояние кратковременно находится между глубоким сном и бодрствованием. Если его продлить, то оно есть Космическое Сознание или даже Ишвара. Путь к Реализации Само-сияющего Высочайшего Бытия проходит только через это Космическое Сознание.

 И опять, имеются два типа переживаний глубокого сна, которые вспоминаются после пробуждения: "Я спал счастливо, не воспринимая ничего". Счастье и неведение – вот эти переживания. Таким образом мы видим Силу, видоизмененную как 1) аварана [темнота] и 2) викшепа [разнообразие]. Ум есть результат викшепы.

 

332. П. Чем являются эти три пустоты, именуемые на тамильском муппал?

 М. 1. Taт = Ишвара турия.

2. твам = джива турия.

3. аси = аси турия.

 Турия – это субстрат состояний бодрствования, сновидений и глубокого сна.

 П. С первыми двумя всё ясно, а что означает третье?

 М. Говорят, что способность проникать повсюду (всепроникаемость) – это бодрствование; сияние повсюду – это сновидение: совершенство [ананта] – это сон без сновидений. То, которое лежит в основе этих трех, – аси-турия.

 П. Это так удивительно!

 М. И разве это всё? Дискуссиям нет предела. Слушайте. Мудрецы древности говорят, что махавакья "Тат Твам Аси" общедоступна, тогда как другая, содержащая пять слов – Тат твам аси ати ниджам, является самой тайной махавакьей, которой Дакшинамурти учил в Безмолвии; соответственно этим пяти словам они формулируют пять состояний.

 Теперь посмотрите работу Вичара Сагара1; автор различает опору [адхара] от основы [адхиштана]. Согласно ему, верёвка – это всегда адхара; и тогда, когда она похожа на змею, и в другом случае. Верёвка есть адхиштана, поскольку она выглядит отличной от того, чем в действительности является: то есть простой, обыкновенной верёвкой [саманья адхиштана]. Кроме того, её появление как змеи само есть особая [висеша] адхиштхана. После этого возникает вопрос: основа дживы это одно, основа Ишвары – другое; как же могут эти две основы стать одним? Он (автор) отвечает, что для обеих основ есть одна и та же опора [адхара].

 Далее автор упоминает несколько теорий [кхьяти]:

 1) асат-кхьяти: верёвка присутствует, и она кажется змеей, которая не присутствует там;

 2) сат-кхьяти: верёвка сама напоминает змею;

 3) атма-кхьяти: верёвка остаётся неопознанной, тогда как воспоминание о ранее виденной змее творит иллюзию;

 4) акхьяти: полная нереальность;

 5) анаятха-кхьяти: спроецирован умственный образ змеи, который как бы стоит перед человеком;

 6) анирвачанья-кхьяти: необъяснимое.

 

КАПЛИ НЕКТАРА

 314. Во вчерашних ответах Шри Бхагаван сказал, что Атман – это чиcmoe сознание в глубоком сне. Он также указал на переход от глубокого сна к пробуждению как идеальный для осознания, реалиизации Атмана. Его попросили разъяснить это.

 Шри Бхагаван милостиво ответил: Атман есть чистое сознание в глубоком сне; Он развивается как ахам ["Я"] без идам ["это"] в указанной промежуточной стадии; а затем Он проявляется как ахам ["Я"] и идам ["это"] в бодрствующем состоянии. Переживание человека случается только посредством ахам ["Я"]. Поэтому он1 должен стремиться к реализации указанным способом (т. е. посредством промежуточного "Я"). Иначе переживание глубокого сна для него значения не имеет. Если это промежуточное "Я" будет осознано, то субстрат найден, и он ведёт к Цели.

 О глубоком сне говорят как о неведении [аджняна]. Так делается лишь в связи с ошибочным знанием, преобладающим в состоянии бодрствования. Бодрствующее состояние есть действительно аджняна [неведение], а глубокий сон – это праджняна [полное знание]. Писания [шрути] говорят, что Праджняна – это Брахман. Брахман вечен. Того, кто переживает глубокий сон, называют праджня. Он переживает глубокий сон во всех трёх состояниях. Его особое значение в глубоком сне состоит в том, что Он есть полнота знания [праджняна гхана]. Что такое гхана? Существуют джняна и виджняна. И джняна и виджняна вместе действуют во всех восприятиях. Виджняна при бодрствовании [джаграт] есть випарита джняна [ошибочное знание], то есть аджняна [неведение]. Она всегда сосуществует с человеком. Когда виджняна становится чистым знанием [виспашта джняна], Это есть Брахман. Когда ошибочное знание полностью отсутствует, как в глубоком сне, ОН остаётся только чистой праджняной. Это и есть праджняна гхана. Айтарея упанишада говорит, что праджняна, виджняна, аджняна и самджняна – это всё имена Брахмана. Как пережить ЕГО, состоящего исключительно из знания? Переживание всегда происходит с виджняной. Поэтому чистое "Я" указанной промежуточной стадии должно удерживаться для опыта праджняна гханы. "Я" бодрствующего состояния ("я") нечистое и совершенно бесполезно для такого опыта. Отсюда вытекает употребление промежуточного "Я" или чистого "Я". Как реализовать это чистое "Я"? Вивекачудамани говорит: виджняна коше виласатьясрами (ОН всегда сияет в оболочке интеллекта, виджняна коше)2. Трипура Рахасья и другие работы указывают, что промежуток между двумя последовательными идеями или мыслями [санкальпы] представляет чистое ахам ["Я"]. Поэтому, удерживая это чистое "Я", следует иметь в качестве цели праджняна гхану; и в этом опыте присутствует вритти. Все они имеют свои правильные и соответствующие места и в то же время ведут к реализации.

 Кроме того, чистое Я описано в Вивекачудамани1 пребывающим выше асат, то есть отличным от асат. Здесь асат – это загрязненное бодрствующее "Я" ("я"). Асадвилакшана означает сат, то есть Атман в глубоком сне. Чистое Я также описано как отличное от cam и асат. Оба описания означают одно и то же. Чистое Я есть также асеша сакши [всё-видящий свидетель].

 Будучи чистым, как может ОН переживаться посредством нечистого "Я" ("я")? Некий человек говорит: "Я спал счастливо". Счастье было его переживанием. А если не было, то как он мог говорить о том, чего не испытал? Как он пережил счастье во сне, если Атман был чистым? Кто он, говорящий сейчас об этом переживании? Говорящий – это невежественное "я" [виджнянатма], и он говорит о чистом Я [праджнянатма]. Как можно удержать праджнянатму? Присутствовала ли эта виджнянатма в глубоком сне? Его нынешнее утверждение об опыте счастья в глубоком сне заставляет сделать вывод о его существовании в том сне. Кем тогда он там оставался? Конечно, не таким, как в состоянии бодрствования. Он был там очень тонким. Чрезвычайно тонкая виджнянатма переживает счастливую праджнянатму посредством видоизменения майи. Это похоже на то, как свет лучей луны видим под ветвями и листьями какого-то дерева.

 Эта тонкая виджнянатма кажется, несомненно, каким-то незнакомцем очевидной виджнянатме нынешнего момента. Почему мы должны заключить о существовании виджнянатмы в глубоком сне? А не отвергнуть ли нам этот опыт счастья и не сделать ли то же самое с упомянутым заключением? Нет. Факт переживания счастья не может отвергаться, ибо каждый ищет глубокого сна и заботливо готовит ложе для наслаждения крепким сном.

 Это приводит нас к выводу, что познающий, познание и познаваемое присутствуют во всех трёх состояниях, хотя имеются различия в их тонкости. В промежуточном состоянии ахам ["Я"] является чистым [шуддха], поскольку идам ["это"] подавлено. Ахам ["Я"] преобладает.

 Почему же то чистое "Я" не осознаётся сейчас или даже не вспоминается нами? Потому что мы мало знакомы с ним. Оно может быть обнаружено, только если его достигать сознательно. Поэтому прилагайте усилие и обретайте его сознательно.

 

307. Г-н Шаманна из Майсура попросил Шри Бхагавана: Будьте добры объяснить ахам спхурану [свет "Я–Я"].

 М. "Я" неизвестно в глубоком сне. При пробуждении "Я" воспринимается связанным с телом, этим миром и в целом с не-Я. Такое связанное "Я" ("я") есть ахам-вритти. Когда ахам представляет только Атман, это есть ахам спхурана. Это (переживание) естественно для джняни и само именуется "джняна" джнянинами или "бхакти" бхактами. Хотя и всегда присутствующая, в том числе и в глубоком сне, она не воспринимается. Она (ахам спхурана) не может быть познана сразу в глубоком сне. Её необходимо сначала реализовать в бодрствующем состоянии, ибо она есть наша истинная природа, лежащая в основе всех трех состояний. Усилия должны предприниматься только в состоянии джаграт, и Атман осознан здесь и сейчас. Впоследствии ахам спхурана будет понята и осознана как сплошное Я, не прерываемое состояниями джаграт, свапна и сушупти. Таким образом, ахам спхурана – это акхандакара вритти [непрерывное переживание]. Слово "вритти" используется здесь за неимением лучшего выражения. Ахам спхурану не следует понимать буквально как вритти. В этом случае вритти будет иметь сходство с "океаноподобной рекой", что само по себе – абсурд. Вритти имеет небольшую продолжительность, это есть ограниченное направленное сознание; или абсолютное сознание, прерванное знанием мыслей, чувств и пр. Вритти – это функция ума, тогда как непрерывное, сплошное сознание превосходит ум. Это естественное, первичное состояние джняни, или освобожденного существа. Оно составляет непрерывное переживание. Оно утверждает себя, когда относительное сознание утихает. Ахам-вритти ("я"-мысль) – разбитое сознание, ахам спхурана (свет "Я–Я") – целостное, непрерывное. После того как мысли утихли, этот свет продолжает сиять.

 

303. вопрос о нада (звуке).

 М. Тот, кто медитирует на нада, чувствует его. Имеются десять видов нада. После финального гремящего нада человек получает лайю. Это его естественное и вечное состояние. Нада, джёти или исследование, таким образом, доставляют человека в одну и ту же точку. (Первые два – это косвенные методы, а последнее – прямой.)

Нада, джёти и т. п. подразумевают существование трипути (триады: познающий-познание-познанное). Ток, проистекающий от исследования Атмана, есть шуддха трипути, или чистая триада, т. е. недифференцированная триада.

 

299. Г-н Т. К. С. Айяр спросил Шри Бхагавана об источнике звука.

 М. Общее мнение состоит в том, что звук [пара] приходит из солнечного сплетения [муладхара] в основании спины. Все звуки, начинающиеся с мыслеформы [вайкхар], содержатся в пара, который исходит из кундалини; а кундалини не отличается от Сердца. Фактически вся шестерка йогических центров [шададхара] содержится в Сердце.

 Сушумна со своим источником – кундалини – включена в Сердце.

 Один из посетителей спросил об антарена талуке сендрайоних1.

 М. Индрайони [источник] вместе с сушумна нади содержатся [лиина] в Высочайшем [пара].

 

Объяснение илюзорности (подобное-вниз по кроличьей норе)

 

Ища поддержки у современной науки для защиты своей позиции, задающий вопросы просто приписал ей свои собственные взгляды. Недавние научные достижения раз и навсегда разрушили миф здравого смысла о реальности Мира как некоей твердой материальной массы, существующей самостоятельно.

 Согласно последним исследованиям, мир чувств и восприятий имеет два глобальных измерения — время и пространство.

 Вот какой вывод делает сэр Джеймс Джинс в своей книге «Новое основание науки» из экспериментов, основанных на теории относительности Эйнштейна:

 «Мы находим, что пространство ничего не значит отдельно от нашего восприятия объектов, а время ничего не значит отдельно от нашего переживания событий. Пространство начинает появляться только как фикция, созданная нашими собственными умами (наши физические тела являются просто предметами в пространстве16), как логически неправильное расширение до понятия Природа субъективного представления, помогающего нам понять и описать классификацию объектов, видимых нами. Время появляется как вторая фикция (без прошлого и будущего время в его обычном понимании есть не что иное, как миф17), служащая подобной цели для упорядочения событий, случающихся с нами».

 Читатель должен отметить, что когда время и пространство рассматриваются современной наукой как простые вымыслы, творимые нашими собственными умами, то объекты и события становятся ipso facto18 просто творениями ума19, потому что они не могут иметь места вне времени и пространства.

 В то время как обыватель приписывает материи свойство твердости, из достижений современной экспериментальной физики вытекает следующее:

 1. Наука ничего не знает о реальной природе составляющих атома. Она знает только их излучения, но ничего о самом источнике.

 2. Поскольку атом непрерывно излучает энергию, электрон в один момент времени не может быть отождествлен с электроном в другой момент.

 3. «Электрон утрачивает свойства „предмета”, представленные здравым смыслом; он есть просто область, из которой может излучаться энергия» (Бертран Рассел. Очерк философии).

 Вот вывод, который делает Бертран Рассел:

 «Сейчас, благодаря главным образом двум германским физикам — Гейзенбергу и Шредингеру, последние остатки старого твердотельного атома улетучились, материя стала столь же призрачной, как дух в спиритическом сеансе».

 Пусть читатель теперь решит для себя, насколько бодрствующий мир чувств-восприятий фундаментально отличен от мира сновидений, вспоминая содержание того, что (было сказано в тексте настоящей главы, и следующее место из „КТО Я?”: «Бодрствование — длительно, а сновидение — коротко; других различий (между этими состояниями) нет»20. Эта истина, отраженная современной наукой, сформулирована доктором Эддингтоном следующим образом:

 «Искреннее осознание того, что физическая наука имеет дело с миром теней, есть один из наиболее значимых успехoв... В мире физики мы наблюдаем рентгеновский снимок исполнения драмы обычной жизни (картинку, показываемую на экране, как называет это Шри Бхагаван). Тень моего локтя остается на тени стола, как тень чернил струится над тенью бумаги» (Эддингтон А. С. Природа физического мира).

 

21 [33]. Посетитель: "Высочайший Дух [Брахман] – реален. Мир [джагат] – иллюзия" – это главное высказывание Шри Шанкарачарьи. Однако другие говорят: "Мир – Реальность". Где же правда?

 М. Оба утверждения верны. Они соответствуют различным ступеням духовного развития и высказаны с различных точек зрения. Духовно устремленный [абхьяси] начинает с определения, что являющееся Реальностью существует всегда. Затем он отрицает мир как нереальный, поскольку тот вечно меняется. Такое не может быть Реальностью: "Не это, не это!" Искатель в конце концов достигает Атмана и находит Единство как господствующий принцип. Тогда первоначально отвергнутое как нереальное обнаруживает себя частью этого Единства. Бытие поглощено Реальностью, и мир также – Реальность. В Само-реализации есть только Бытие и ничего, кроме Бытия. Опять же, слово "Реальность" используется в разных смыслах, и некоторые мыслители пользуются им довольно свободно для характеристики объектов. Они говорят, что отраженная [адхьясика] Реальность допускает степени, которые именуются так:

 1. Вьявахарика сатья (реальность повседневной жизни); я вижу этот стул, и он реален.

 2. Пратибхасика сатья (иллюзорная реальность); иллюзия змеи в свёрнутой кольцом веревке. Подобная кажимость реальна для человека, который так думает. Этот феномен проявляется в какой-то момент времени и при определенных обстоятельствах.

 3. Парамартхика сатья (окончательная реальность). Реально то, что не меняется, остаётся всегда одним и тем же.

 Если слово "Реальность" использовать в таком более широком смысле, то можно сказать, что мир имеет уровни относительной реальности – повседневной жизни и иллюзии [вьявахарика и пратибхасика сатья]. Некоторые, однако, отрицают реальность повседневной жизни [вьявахарика сатья] и рассматривают её только как проекцию ума. Согласно им, это только пратибхасика сатья, т. е. иллюзия.

Возник вопрос, является ли мир реальным или нереальным, поскольку сами адвайтины провозглашают его являющимся и тем и другим. Шри Бхагаван сказал, что он нереален, если рассматривается объективной реальностью, независимой и отдельной от Атмана, Я, и реален, если на него смотреть как на Атман, Я.

 

105 [112]. Г-н Поль Брантон, читая Упадеша Манджари ("Духовное Наставление"), столкнулся с утверждением, что эго, мир и Бог – нереальны1. Он захотел заменить (там) слово "Бог" другим или, по крайней мере, использовать какое-то ограничивающее прилагательное, например "Творческая Сила" или "личный Бог".

 Шри Бхагаван объяснил, что Бог означает САМАШТИ, т. е. всё существующее плюс Бытие – точно так же, как "Я" (истинное Я) означает личность плюс Бытие, а этот мир означает разнообразие плюс Бытие. Это Бытие во всех случаях реально. "Всё существующее", "разнообразие" и "личность" в каждом случае – нереальны. Таким же образом в объединении реального и нереального смешивание одного и другого и ложное отождествление – ошибочны. Правильный подход соответствует ведантической формулировке сад-асад-вилакшана, что означает выход за пределы реального [cam] и нереального [асат]. Реальность – это то, что превосходит все понятия, включая понятие Бога. Общепринятое использование имени Бога не может быть правильным. Но древнееврейское слово Иегова = (Я есмь) выражает Бога точно. Абсолютное Бытие невыразимо. Само это слово (Бог) нельзя заменить, и в этом нет необходимости.

 Англичанин (Поль Брантон) заметил, что в доисторические времена существовала духовность, а не высокий интеллект, тогда как сейчас интеллект развился. Шри Бхагаван сказал: Упоминание об "интеллекте" вызывает вопрос: "Чей интеллект?". Ответ – "Атмана". Поэтому интеллект есть орудие Атмана. Атман использует интеллект для измерения разнообразия. Интеллект не является Атманом, но он и неотделим от Атмана. Только Атман вечен. Интеллект есть лишь некий феномен. Люди говорят о развитии разнообразия как о развитии интеллекта. Интеллект присутствовал всегда. Дхата ятха пурвам акалпайат [Творец творил точно так же, как и прежде]. Рассмотрите свое собственное состояние, день за днем. В глубоком сне без сновидений интеллекта нет. Но он присутствует сейчас. В ребенке интеллекта нет. Интеллект развивается с возрастом. Как может интеллект проявиться, не имея своего семени в глубоком сне или в ребенке? Зачем обращаться к истории, чтобы излагать этот основной факт? Уровень правды в истории соответствует уровню правдивости самого историка.

 

 135 [142]. Г-н Пракаша Рао из Безвада: Не становится ли иллюзия бездействующей даже до отождествления с Брахманом [Брахмакаравритти]? Или она сохраняется даже и впоследствии?

 М. Иллюзия не сохранится после уничтожения васан. В интервале между знакомством с этой тождественностью и уничтожением васан иллюзия будет.

 П. Как может мир повлиять на человека даже после того, как тот отождествился с Брахманом?

 М. Сначала сделайте это и наблюдайте. Потом вы сможете задать этот вопрос, если необходимо.

 П. Можем ли мы познать Брахмана тем же способом, каким понимаем нашу собственную тождественность?

 М. Разве вы отличаетесь от ума? Как вы рассчитываете познать ЕГО (Брахмана)?

 П. Можно ли в полном объёме познать читту [читтавиласа]?

 М. О! Разве в этом состоит тождество с Брахманом?

 Когда исчезает неведение, остаток открывает себя1. Это – опыт, который не укладывается в категорию "эрудиция".

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!