Тропарь Иакову Железноборовскому



Небеснаго желая, /земная возненавидел еси /и, взем крест свой, последовал еси Христу /
и от Него прием дарования чудес, /исцеляти недужныя; /но, яко имея дерзновение ко Святей Троице, /испроси православным Христианом здравие и спасение, /на враги же победу /и не забуди, посещая чад своих, /припадающих к цельбоносному гробу твоему,/Иакове, преподобне отче наш.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Преподобный Иаков Брылеевский

День памяти: 11 / 24 Апреля

Преподобный Иаков Брылеевский был учеником преподобного Иакова Железноборовского (память 11 / 24 апреля) и трудником его монастыря (слово "трудник" имеет два значения: "труженик" и "послушник"). Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 5 верстах (5,333905 км.) от Предтеченского Железноборовского монастыря по направлению к городу Бую. Преподобный Иаков скончался в XV веке и был погребен во Введенской церкви.

С XVIII обитель была приписана к Железноборовскому монастырю. В 1731 г. игумен Железноборовского монастыря Феодосий перенес сюда из монастыря древнюю (XVII в.) деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преп. Иакова, ремонтировав ее и освятив в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. После многократных исправлений и ремонтов она была вновь освящена в 1846 г. строителем иеромонахом Порфирием. В 1849 г. в церковь был перенесен иконостас из упраздненного Николаевского придела Богородицкой церкви Железноборовского монастыря. Обитель просуществовала до XX века и в 1929 году была закрыта и разорена, так что и место ее расположения было утрачено. Основываясь на свидетельствах старожилов, наместником Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского монастыря, игуменом Ферапонтом в 2009 г. было установлено примерное местоположение обители и установлен поклонный крест[157].

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ГАВАРИН

Память 11 / 24 апреля, в Соборе Белорусских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился 23 декабря 1870 (это было бы 5 января 1872) года в городе Якобштадте[158] Курляндской губернии[159] в семье священнослужителя Иоанна Гаварина.

В 1893 году окончил Рижскую духовную семинарию по первому разряду и один курс духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно.

Был наблюдателем церковных школ Гродненского уезда[160].

С декабря 1903 года служил в кафедральном Софийском соборе города Гродно.

В 1906 – 1915 годах одновременно состоял законоучителем Гродненской частной женской 7-классной гимназии[161].

В 1915 году, в связи с военными действиями, причт храма был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади.

В 1930 году был выселен властями из Москвы как социально чуждый элемент.

Потеряв место жительства, уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.

В конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.

25 марта 1935 года президиум Мособлисполкома вынес постановление о закрытии церкви по ходатайству председателя Немчиновского поссовета гражданина Куликова, мотивируемое крайне малым количеством верующих Немчиновского прихода.

2 апреля 1935 года живший на покое в Немчиновке архиепископ Иннокентий (Соколов) направил ходатайство на имя сестры Ленина Марии Ильиничны: «Я, нижеподписавшийся... обращаюсь к Вам, добрейшая Мария Ильинична, с покорнейшей просьбой поддержать ходатайство православных, поданное в Отдел Культов ВЦИКа об оставлении нам молитвенного здания для совершения необходимых треб»[162]

Ответа на это письмо не последовало. Общиной были написаны и отправлены еще несколько прошений, но ответа и на них не последовало. Все это время в храме, однако, продолжались богослужения.

20 сентября 1935 года было отдано окончательное распоряжение о закрытии храма. В течение трех дней верующие попытались обжаловать это решение, добавляя, что если невозможно оставить им храм, то они просят разрешения снять для богослужений сарай, который у них для этой цели уже найден. Но власти стояли на своем: храм закрыть и не разрешать взять другого помещения.

Весь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова, священника Николая Гаварина и служившего в этом же храме диакона сщмч. Елисея Штольдера, вынужден был перейти служить в Николаевский храм в селе Ромашково[163].

В августе 1937 года следователь вызвал одного из жителей Кунцево, некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на священника Николая Гаварина. Свидетель был со священником незнаком и отказался давать показания. Спустя некоторое время следователь сам сочинил протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, не читая, и сделал. Затем следователь позвал к себе приятеля первого свидетеля - Илью Тимофеевича, который также подписал заранее написанные протоколы «свидетельских показаний». Впоследствии, когда следователю понадобились лжесвидетельства против других людей, он, зайдя к Илье Тимофеевичу домой, попросил его подписать еще три пустых бланка протоколов, что тот и сделал.

Для более эффективного ведения дел следователь привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, который согласился вместе со следователем писать протоколы допросов от лица лжесвидетелей, как хорошо знавший людей, проживающих в этом районе. Следователь сначала составлял конспект об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета – тех, за кого он писал протоколы. Так в течение короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов показаний лжесвидетелей.

На основании подобного рода лжесвидетельств 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Беседовали ли вы со Штольдером на политические темы? – спросил священника следователь.

Мы беседовали о церковных делах, как сейчас нам, священнослужителям, живется плохо при советской власти. Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением.

– Значит, вы находились на стороне фашистских войск?

– Я этого не могу сказать: мы считали, что фашистские войска сильны своей техникой и организованностью; кроме того, им помогают такие сильные государства, как Германия и Италия.

– Расскажите о своих антисоветских разговорах, которые вы вели вместе со Штольдером.

– Мы беседовали о том, что советская власть неправильно делает, что закрывает церкви, устраивает гонения на церковнослужителей, давит налогами.

– Расскажите о содержании антисоветских бесед подробнее.

– Не могу. Забыл.

– Расскажите о вашем отношении к советской власти.

– Мое отношение к советской власти отрицательное. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим.

– Следствием установлено, что вы состояли в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и вели активную агитацию против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии. Дайте показания по этому вопросу.

– Я был недоволен советской властью по вопросу ее отношения к религии и к нам, священнослужителям. Но в контрреволюционной группе я не состоял.

15 сентября 1937 года тройкой НКВД приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен в Ухтпечлаг.

В это время некоторые родственники осужденных вместе со священником стали жаловаться на неправый приговор, доказывая их невиновность; было затеяно новое следствие и передопрошены свидетели, которые поначалу держались прежних показаний, боясь ответственности за лжесвидетельство, а затем все же заявили, что они оболгали людей. Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо. Однако приговор относительно них отменен не был.

Скончался 24 апреля 1938 года в Ухтпечлаге. Погребен в безвестной могиле.

Определением Священного Синода от 24 декабря 2004 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Литература и архивные материалы

  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том IV. Тверь, 2006. / Составитель жития игумен Дамаскин (Орловский). С. 88-93.
  • ГАРФ. Ф. 5263, оп. 1, д. 1287.
  • ГАРФ. Ф. 10035, д. П-70332.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. «Священномученик Николай (Гаварин)» («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель». Тверь. 2006. С. 139-144) сайт Регионального Общественного Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви":
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...378
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
    • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9E...CQ*
  • «Священнослужители до закрытия Никольского храма», сайт Никольского храма села Ромашково:
    • http://romashkovo.prihod.ru/istorija_khrama_razdel/view/id/24103

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии[164].

2Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.

3А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.

4Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.

5Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8И была радость великая в том городе.

9Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

18Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Это описание изобилия чудес вызывает зависть у многих людей с оккультным сознанием, жаждущих эффектных фокусов, а у иных рационалистов-богословов – недоверие. Что сказать? Сегодня чудеса тоже совершаются, но Бог не показывает их широкой публике, а показывает тем, для кого они принесут пользу. Бог не нуждается в нашем прославлении, но творит добро, ведя каждого ко спасению своими путями. Огромное количество чудес, совершаемых по молитвам апостолов, связано не только с тем, что Дух Божий преобразил их, сделав подлинно своими храмами, освятив и очистив их, но и с тем, что они могли принести пользу тем, ради кого они совершались. Те, кто не были готовы к ним, подчас не убеждались даже самыми явными чудесами, а те, кто был готов к принятию веры, убеждались и самыми неявными делами Божиими. Изобилие чудес связано с тем, что было много народу, которым они могли принести пользу, приведя их к вере. Сегодня же состояние умов наших подчас подобно состоянию умов земляков Христа по плоти, которые так и не поверили Христу, почему Он и чудес в Назарете совершил совсем немного.

Евангелие (от Иоанна): 1После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады[165].

2За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

3Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.

4Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.

5Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

15Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.

16Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.

18Дул сильный ветер, и море волновалось.

19Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.

20Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.

21Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

22На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.

23Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.

24Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.

25И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел?

26Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.

27Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

28Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?

29Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

30На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?

31Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

32Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

34На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.

35Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

40Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

41Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.

42И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?

43Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

44Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

45У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.

46Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.

47Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.

48Я есмь хлеб жизни.

49Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

52Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

55Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

56Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

И снова продолжается чтение той же главы из Евангелия. Господь сотворил множество чудес пред людьми и даже, заботясь о людях, накормил несколько тысяч человек пятью хлебами. Те, хоть и восхитились чудесами и особенно тем, что получили пищу, взятую буквально из неоткуда и даже пожелали сделать Его царем, но… оказались глухи к словам Христа. Это особенно заметно из вопроса, который они задают: «Какое ты дашь нам знамение, чтобы мы тебе поверили? Что ты делаешь?» и это при таком изобилии чудес, совершенных на их глазах. Но их души искали не спасения, но эффектных фокусов, поражающих воображение. Господь же не угождал сластолюбивой публике, но заботился о спасении людей, а потому чудеса эти и не были приняты, как «неправильные». Чудеса же, творимые демонами через разных колдунов, всегда поражают воображение, хоть и совершенно бесполезны, ведь привлечение внимание – и есть задача демонов. Потому чудеса, совершенные Христом, не приняты. Более того, они хотят «еще хлеба», чтобы получать его изнеоткуда всегда. Но Господь не дает им этого. Ведь в них сейчас говорит дух лености. Лень же – есть мать многих зол, ибо в уме человека праздного удобно рождаются многие дурные мысли, с которыми труднее бороться, чем он был бы занят трудом. Потому для людей полезней будет, если они хлеб будут сами себе добывать, уповая на помощь Божию, а не ждать чудотворца, который будет давать им хлеб, появившийся изнеоткуда. Разумеется, преподобным. подвизавшимся в пустыне, нередко пищу приносили Ангелы, но это были подвижники, многие годы ведущие духовную рань с грехом и искушающим их диаволом, прежде чем наступил этот момент, когда Господь их удостаивал такой чести. Он говорит им о вере, сталкиваясь с глухотой душ этих людей. Господь увещевает их, дабы они более старались заботиться не о телах, но о душах – не превращая попечении о плоти в похоти и не делая себя рабом влечений плоти. Здесь же Господь называет Хлебом жизни Себя. В широком смысле Хлебом можно назвать и само Евангелие, слово о Христе, о чем и возвещает Господь. Но далее Господь будет говорить о своих Теле и Крови, как о средстве спасения. Для иудеев эти слова непонятны, да ученики ропщут на учителя по поводу слов, кажущихся безумными. Но вскоре Он установит Таинство евхаристии, в котором хлеб и вино действительно будут становиться Телом и Кровью Христа, очищая и освящая причащающихся. Тогда и сбудутся эти слова, кажущиеся безумными…

Среда 25 апреля.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!