Комплексы упражнений первого этапа обучения



М. Б. Александровская

 

 

Методические рекомендации по организации тренинга психофизического аппарата актера.

 


Оглавление

Оглавление. 1

Вступление. 2

Комплексы упражнений первого этапа обучения. 4

Комплекс I. 5

Комплекс II. 7

Комплекс III. 11

Комплекс IV.. 14

Комплекс V.. 18

Комплексы упражнений второго этапа обучения. 22

Комплекс I. 23

Комплекс II. 26

Комплексы упражнений третьего этапа обучения. 29

Комплекс I. 30

Комплекс II. 34

Комплекс III. 36

Роевой тренинг. 39


Вступление

 

Проблема совершенствования форм воспитания молодых актеров в театральных школах выдвигает мысль о необходимости создания целостной системы актерского тренинга на всех этапах обучения.

 

Это вызвано тем, что:

Во-первых, основной задачей современной театральной школы является воспитание профессиональных кадров театра, способных к универсальной сверхдинамичной , импровизационной деятельности, в которой решающее значение играет ЛИЧНОСТЬ художника, сочетающего в себе высокую культуру и техническое совершенство. Требование К. С. Станиславского «совместить и присвоить» сегодня возвышается до активной формулы тотального театра – «фантазия в импровизации»;

 

Во-вторых, ТЕОРЕТИЧЕСКИ утверждаемый педагогами театральный школ КОМПЛЕКСНЫЙ характер тренировки актеров НА ПРАКТИКЕ сегодня представляется набором известных упражнений «на внимание», «на воображение», «на освобождение мышц», «на темпоритм», и пр. Следовательно, необходимо свести теоретические и практические условия в единую методику тренинга;

 

В-третьих, метод физических действий как своеобразный инструмент метода действенного анализа, открытый Станиславским, нашел свое объяснение во многих исследованиях, однако подобный анализ тренинга в контексте этого метода НЕ БЫЛ СДЕЛАН и, самое главное, метод не стал определяющим в организации практического процесса тренировки актеров в театральных школах.

Ведь Станиславский предупреждал, что «действие – основа нашего искусства, с него и должно начинаться наше творчество. Нам еще многое не ясно, например, вопросы о том, когда дать актеру слово и как чужой, авторский текст сделать своим, но где-то здесь таиться более современный путь к созданию роли». (О Станиславском: сб. статей. М. 1948 С. 489.)

 

В-четвертых, уровень научно-практического мышления в психологии и физиологии, а также в психологии художественного творчества, позволяет поставить тренировку аппарата актера на должную научную основу, обеспечив тем самым его наибольшую эффективность и продуктивность.

 

Все эти предпосылки создали реальную основу для научного обобщения и разработки методов, принципов и комплексов актерского трещинка.

 

КОМПЛЕКСЫ – группы упражнений определенного этапа обучения, объединенные по принципу усложнения и сочетания напряжения – расслабления, расчленения и синтеза.

 

УПРАЖНЕНИЯ – условия (прелагаемые обстоятельства) действия с точным определением биомеханической структуры и конечной цели. Упражнения дают возможность раскрепостить, устранить психологические и физиологические причины страха перед тем или иным заданием у начинающих актеров, заставить их сосредоточиться на малом, верном, правдивом, чувственно и физически оправданном действии своего аппарата. Упражнения позволяют практически, в действии освоить законы мышечной свободы, когда расслабление становится не самоцелью, а необходимым условием для продуктивного и правдивого существования в предлагаемых обстоятельствах. Упражнения позволяют импровизировать «на ходу», тренируют способность студентов к событийному мышлению (переход от одного действия к другому в новом событии), сочетая психологические задачи с возможностями опорно-двигательного и сенсомоторного аппаратов. Упражнения тренируют «память тела», эмоциональную память, способность к ассоциативному и логическому мышлению.

 

ОБЬЕМ ТЕЛА – формирование «модели действия» на основе психологических и биомеханических задач, реализуемой в конкретное выразительное сценическое действие.

 

ИМПУЛЬС – «преднастройка» (по Мейерхольду), концентрация энергии. Необходимой для совершения конкретного действия, на этапе «пуска».


Комплексы упражнений первого этапа обучения

 

 

Комплексы первого этапа включают в себя 15 – 20 упражнений. Проводятся они в течении 45 -50 минут с обязательным восстановительным периодом в 5 – 10 минут.

 

Т – группа (тренинговая группа) для оптимального режима работы должна составлять 9 -11 человек.

 

Классификация упражнений:

 

Разогревающие – упражнения, как правило, связанные с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности.

 

Основные – упражнения, осуществляемые в конкретных предлагаемых обстоятельствах, как отдельными звеньями биомеханического аппарата, так и всего психофизическаого аппарата в целом.

 

Импровизационные – упражнения (блиц-этюды), создаваемые на основе обстоятельств, предложенных самими студентами.

 

 

Условия проведения комплексов упражнений:

 

· Все упражнения должны быть действенно (психологически) оправданны студентами, оживлены их мыслями и эмоциями.

 

· Каждое упражнение тренировочного комплекса должно быть не только оправдано воображением студента и верно, органично выполнено, но по возможность развить, расширено новыми (своими) обстоятельствами и доведено до логического завершения.

 

· Повторение упражнения, в целях закрепления определенных навыков функций биомеханической системы, ни в коей мере не должно ограничивать рамки вымысла, оправдания одного и того же движения через различные воображаемые обстоятельства действия. Поступательное развитие творческого воображения – непременное условие обновления, совершенствования и усложнения задач тренинга.

 

· Функции педагога в тренинге (на первом этапе) не сводится к показу-демонстрации верного выполнения задания, а предполагают импровизационный (сиюминутный) способ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ со студентами-исполнителями, умение контролировать их действия, не зажимая творческую природу, вовремя подбрасывая обстоятельства – «манки» - к развитию действия.

 


Комплекс I

 

Разогревающие упражнения:

 

Упражнение 1: Сбросить голову на грудь, ощутив реальную тяжесть ее, затем поднять вверх, сохранив то же ощущение тяжести головы (повторить).

 

Упражнение 2: Поднять правую руку вверх, мысленно зафиксировав точное ощущение тяжести всей руки (повторить с левой рукой).

 

Упражнение 3: Сбросить тело (до поясничного отдела) вниз, ощутив его реальную тяжесть (включая голову и руки).

 

Упражнение 4: Стоя на правой ноге, приподнять и покачать левой ногой, как бы «взвешивая» ее (повторить с левой ногой).

 

Упражнение 5: В прыжке исследовать тяжесть всего тела через внутреннее ощущение веса.

 

Упражнение 6: Повторить 1-е упражнение в обстоятельствах «тяжелой» и «легкой» головы (если бы она была «чугунной», если бы она была «воздушным шаром»). Сравнить с первоначальным ощущением реальной тяжести.

 

Упражнение 7: Повторить 2, 3, 4, 5 упражнения в обстоятельствах вымысла с изменением ощущения тяжести.

 

Упражнение 8: Исследовать все возможные варианты (амплитуды) поворотов. Суставов отдельных частей тела, конечностей в реальных и воображаемых обстоятельствах (мысленно фиксируя разницу ощущений в зависимости от обстоятельств).

 

Например: голова – «одуванчик», вращаясь вокруг «стебля», знакомиться с окружающим миром (пространством, предметами, живыми и неживыми существами, цветом и светом, атмосферой), включая фактор ОТНОШЕНИЯ (интересно, страшно, красиво, смешно и пр.);

 

Кисть руки наматывает тонкую нить, тянущуюся от бобины, изменять обстоятельства: скручивать паутину, веревку, канат, проволоку с изменением скорости вращения и обстоятельств, мешающих совершать эти действия;

 

Стопы ног «утаптывают» почву (глину, цемент, гальку и пр.);

 

Корпус тела – «маятник», раскачивающийся из стороны в сторону в определенном темпоритме и с определенной амплитудой отклонения (старый маятник, новый, тяжелый - легкий, с «западающим» механизмом).

 

 

Основные упражнения:

 

Упражнение 9: «Проснуться», открывая сначала один глаз, затем другой, преодолевая сонливость (глаза ромашки, птенца, куклы, робота и т.д.).

 

Упражнение 10: Протянуть взглядом справа – налево световую нить, проследить движение от стены к стене по натянутой нити какой-нибудь детали (катушки, гайки, веретена и пр.).

 

Упражнение 11: «Подсмотреть» в щель в заборе.

 

Упражнение 12: Проследить взглядом рост дерева (тонкой ивы, высокой ели и пр.).

 

Упражнение 13: Снять с тела (начиная с головы) тонкий эластичный гольф (без помощи рук).

 

Упражнение 14: Снять с корпуса тонкую проволоку, помогая руками.

 

Упражнение 15: Раздвинуть рукавами упругий обруч, сжимающий различные части тела (выбраться из него). То же самое, но с изменением температуры (холодный. Горячий, металлический, синтетический, звуковой).

 

Упражнение 16: «Замесить тесто» (сначала только руками в определенном объеме, затем всем телом – «я - тесто»).

 

Упражнение 17 «Водоросль»: Стоя на двух ногах, уронить корпус, руки и голову как можно ниже (не сгибая колени), как бы погрузив их в воду. Двигаясь из стороны в сторону, ощутить мягкость и теплоту воды, плавность движения «водоросли», направление и динамику отклонения, вводя конфликтный обстоятельства: подброс волной, придавливание более тяжелым предметом – камнем, корягой, ухода «почвы» из-под корней.

 

Упражнение 18 «Полет»: присесть на упругих коленях, опустить голову вниз, руками создать объем шара. Накопив энергию взлета «воздушного шара», подпрыгивая все выше и выше, перемещаться в заданном пространстве.

 

 

Импровизационные упражнения:

 

Упражнение 19 «Перекати-поле»: стремительное движение на четырех опорных точках, с поворотами, кувырками, прыжками, не задевая партнера.

 

Упражнение 20 «Броуново движение»: Создание объема «тела молекулы» на расслабление в позах: «медуза» (лежа на полу, лицом вверх); «кучер» (полуприсев, с опущенной головой и руками); «маятник» (стоя на выпрямленных ногах, бросить корпус вниз - вперед). Дыхание во всех случаях ровно непроизвольное.

 


Комплекс II

 

Задачи комплекса:

 

1. Дальнейшее исследование возможностей биомеханического аппарата, его особенностей и ограничений, поиск условий преодоления зажимов психологического или физиологического происхождения.

 

2. Расширение возможностей психофизического аппарата за счет создания вторичных автоматизмов.

 

3. Знакомство с основным законом сценического поведения – законом активного, целенаправленного, продуктивного (волевого) действия. Через сравнительную характеристику процесса ДВИЖЕНИЯ и ДЕЙСТВИЯ установить (на практике) их различие и общие стороны.

 

а) движение – биомеханическая функция аппарата актера – имеет следующие параметры: динамико-кинетические, силовые, конституциональные (отдельные части тела, конечностей – их вес, объем, структура, степени свободы в движении), скоростные, энергетические.

 

б) действие – единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами, определенным образом выраженный во времени и пространстве.

 

 

Разогревающие упражнения:

Упражнение 1 «Медуза»: Лежа на шпине, отыскать удобную позу для тела, конечностей, головы. Представить свое тело мягким, упругим телом медузы. Мысленно, и затем в действии необходимо поднимать и опускать тело под воздействием волны, «уложить» тело так, чтобы чувствовать касание пола восьмью точками: затылком, плечами (лопатками), локтями, кистями рук, позвоночником (особенно поясничным отделом), ягодичными мышцами, «икрами» ног и пятками. Попытаться, как бы разложить, растянуть свое тело по полу. Глаза закрыть, чтобы точнее сосредоточиться на воображаемом объекте.

Но вот легкий прилив волны коснулся сначала головы, затем плеч и рук, даже кончив пальцев. Необходимо подлинно почувствовать мягкость и влажность, прохладу и уровень воды. По мере продвижения волны внимание переключается с головы на плечевой пояс, руки, спину. Подъем волны соответственно влияет на движения всего тела. В этом упражнении важно включить память на физические ощущения воды, песчаной поверхности, проникающих солнечных лучей. Концентрация внимания на отдельных (мельчайших) частях своего тела поможет не только настроить аппарат произвольного восприятия студента, но и даст возможность проанализировать физические данные собственного тела: размеры, пропорции, степень мышечной свободы, упругость мышц и сухожилий, вес и пр. внутренняя речь, как бы комментирует происходящие в организме изменения: «Голова моя лежит удобно, ей легко и тепло на песке под солнцем, лопатки тоже греются на песке… Ой, что-то попало под спину… камешек, какой маленький, а острый, неприятно… нужно передвинуться… Локоть острием вдавился в песок – значит, напряжен, нужно расслабить. Как дышится легко! Вода прохладная, соленая, засыпаю».

Упражнение вырабатывает точное ощущение мышечной свободы (мышечный контролер), тренирует навыки сенсомоторных восприятий, собирает внимание (КОНЦЕНТРАЦИЯ), оживляет воображение.

 

Упражнение 2 «Утро»: Лежа на спине (поза «медуза») представить раннее утро. восходящее солнце, легкую прохладу, влажность песка. Глаза закрыты. Пробуждение начинается с микродвижений глаз (в стороны, по кругу) с острым желанием приоткрыть спящие веки. Приоткрыв глаза, осмотреться (не поворачивая голову), охватить взглядом как можно больше окружающих объектов (на первых этапах, реальных – пололок, лампу, стены, в дальнейшем – воображаемых – вершины гор, деревья в лесу и т.д.)

По мере пробуждения оживают и приподнимаются все части тела. Обозреваемое пространство становиться большим. Тело дышит, наполняется энергией, силой, бодростью. В упражнении тренируется умение переходить из малого круга внимания в средний и большой, меняя при этом отношение к вновь возникающим новым объектам.

 

Упражнение 3 «сонное тело»: По мере того, как проснувшаяся голова, шея, руки включаются в активную жизнь, остальные части тела находятся без движения. Пусть голова – «командир» - даст приказ телу: «Встать!». Преодолевая «сонную тяжесть» рук и туловища, необходимо активно (волево) выпрямиться. Воображение подскажет действенный образ: растения, ленивого животного, домашней птицы и др. Во время пробуждения нужно отработать точное ощущение тяжести каждой точки тела, биомеханических звеньев, соединив их затем в единое чувство собственного тела.

Три предыдущих упражнения еще не являются в полной мере разогревающими, скорее они выводят студентов из особого жизненного ритма и настраивают на совершенно иные, связанные с внутренним включением в обстоятельства действия. Процессы психофизической жизни обучающегося, заставляют его переключиться на «мысли в действии».

 

Упражнение 4 «Буря»: из положения лежа (тело проснулось), под действием направленного потока «ветра», начать поднимать поочередно каждую часть тела, словно края древесного листа, упавшего на землю, который теребит ветер. Но вот сильная воздушная волна приподняла лист и понесла, периодически меняя направление полета (голова чуть отброшена назад, центр груди направляет движение тела, руки расставлены в стороны и чуть отведены назад, ноги то приподнимаются на носках (при порыве ветра вверх), то опускаются на всю стопу, мягко огибая колени. Воображение может дополнять элементы движения: в сторону, вниз, боком, спиной, – равно как и образы вымысла: лист, пушинка, «бумажная галка», лепесток цветка.

 

Упражнение 5 «Мошка»: Бег, приподнявшись на носках ног и вытянул тело вверх. Руки подняты вверх, слегка отведены в стороны и назад, круговыми движениями кистей рук попытаться легко приподнять тело (на бегу) как бы в мало полете: шаги мелкие в соответствии с малыми кругами кистей рук. На пути полета «мошке» могут попадаться препятствия, которые она либо «облетает», либо «подлетает» к ним, возможно, поворачивает и летит в обратном направлении. Важно почувствовать верное состояние полетности тела, соответствие взмахам кистей и направлению движения (ветра). «Мошка» может попасть под струю воды или дыма, «прилипнуть» к клейкой поверхность, поранить крылышки и упасть.

 

Упражнение 6 «Летучая мышь»: Бег- «полет» при помощи широких махов руками назад. Импульс движения всходит из центра груди, махи рук соотносятся с ритмом и напряжением движений ног, всего тела. Необходимо на какое-то мгновение «зависнуть» в воздухе, устремив волю, желание, взгляд вверх. При «пробежке» тело собирается в единое целое и набирает необходимую энергию для взлета. Зная особенности поведения летучих мышей (способность к ультразвуковому улавливанию возникающих на пути препятствий), можно включать обстоятельства: высокая стена, паутина, провода, деревья и пр. Соответственно этим препятствиям возникают изменения траектории полета, неожиданные остановки. В условия обостряющие действие, можно включить: физическое самочувствие, чувство опасность, боль, активность или, наоборот инертность и т.д.

Упражнение 7 «Заяц»: В полуприсяди (колени вместе), руки касаются щиколоток, делать прыжки вперед таким образом, чтобы ноги «приземлялись » как можно дальше от первоначального места. Импульс прыжка исходит из колен, которые выполняют еще и функцию амортизатора. «Приземление» должно быть мягким, не носочки пальцев ног. С технической стороны упражнение необыкновенно продуктивно, поскольку тренируются не тлько звенья нижних конечностей. Но и механизм вестибулярного аппарата, отвечающий за координацию и устойчивость движения. Прыжки можно сочетать с «замиранием» на месте, когда необходимо осмотреться, нет ли поблизости опасного противника, - это оправдано природой поведения зайца (трусливость «косого», бесшумность, ориентировка по запаху, рефлекс защиты мгновенным бегством).

Возможны обстоятельства: «убегания», «перебежки через снежное поле», «путанье следов», «перескоки из-за куста в кусты». Любая вынужденная остановка должна быть действительно оправдана, а точная внутренняя речь, как камертон, будет контролировать правду или фальшь действия. Например, заяц остановился: «что-то хрустнуло сзади? Куда спрятаться?.. вот за тем кустом… не успею… лучше в ямку зарыться… как страшно, скорее вы ночь!»

 

Упражнение 8 «Медведь»: В полуприсяди, держа прямо голову и спину, колени слегка разведены в сторону, руки свободно опущены вдоль корпуса. Центр тяжести тела переносится плавно с одной ноги на другую. Движение не должно стать имитацией походки медведя, важно уловить принцип передвижения на «коротких ногах», тяжесть нежней части туловища, единый объем этого «неуклюжего», но очень гармоничного животного. Необходимо обнаружить в себе эту неуклюжесть. Округлость спины. «переваливающуюся походку», чтобы укрепить веру актера в обстоятельства от малых «техника передвижения», до больших («обнюхивание воздуха», «тайный захват пчельника» и др.).

 

Упражнение 9 «Каракатица»: Стоя на прямых, расставленных в стороны ногах, опустить руки и корпус вниз. Обретя еще две точки опоры. Начать перемещаться с помощью «четырех ног», подобно пауку. Необходимо добиться быстроты перемещения за счет легкости движения всех конечностей (независимо от тог, руки это ли ноги). Может быть хот вперед, назад, боком, с перекатами и прыжками-подскоками. Создаваемые препятствия на пути «каракатицы» могут быть реальными (кубы, возвышения, бревна) или воображаемыми (водоемы, различные виды почв: песок, камни, высокая трава, барьер, клейкая поверхность и пр.). «Каракатица» может попасть в сети паука и активно выбираться из них, может «подвернуть» лапку и передвигаться на трех, переходить через препятствия спиной.

Во время перехода через возвышения необходимо добить равномерность передвижения на подходе к препятствию и на «выходе».

 

Упражнение 10 «Робот»: Стоя на прямых расставленных ногах (на ширине плеч), руки подняты вперед и максимально вытянуты. Мышцы нижней части корпуса подтянуты, собраны. Все тело существует в едином, нерасчлененном объеме, как монолит. Начать передвижение вперед, или в сторону, или назад, сохраняя заданный объем. Руки, как «радары», - улавливают направление движения, возможные препятствия, совершают необходимые операции: взять, притянуть, перенести, поставить на другое место и т.д. Опасность может таиться и внутри (внезапная поломка) и вовне (дождь, тяжелый груз, стена и пр.). При поворотах необходимо контролировать напряженность мышц и не «распускать» их.

 

Упражнение 11 «Релаксация»: Сидя на корточках, голова опущена, руки расслаблены (поза «кучер»). Представляемый образ действия «спящий бутон» или «куры на насесте». Установить ровный ритм дыхания (выдох через полуоткрытый рот). «Дрема» может прерываться неожиданными «всплесками», но непременно вновь овладевает всем телом.

 

Упражнение 12 «Рыба»: Лежа на животе, руки вытянуты вперед и сложены ладонями. Ноги прямые, колени сомкнуты, тело максимально вытянуть. Представить свое тело лежащим в воде, попытаться «плыть», попеременно поднимая руки – «плавники» и ноги – «хвост». Иногда высокая волна приподнимает и плавники и хвост одновременно. Воображение подскажет студентам различные обстоятельства, осложняющие жизнь «рыбы»: выброс на сушу, неприятный запах от водорослей, нефти или кислоты, сети, на дне лодки, в аквариуме. Внутренняя речь необходима, несмотря на известное изречение – «рыбы молчат», «молчит, как рыба».

 

Упражнение 13 «Ракушка»: Сидя на полу, ноги прямые, широко расставлены в стороны. Наклониться вперед таки образом, чтобы руки достали пальцы ног, а корпус почти лежал на полу. «Ракушка» находится в «закрытом» виде и «хранит» жемчужину. Дыхание координируется с действием. Вот ракушка начинает открываться, вдыхая свежий морской воздух, корпус прямо, руки в стороны. Окружающий мир ракушке интересен, взгляд останавливается на различных предметах. Внезапно появляется опасность (похищение жемчужины) и ракушка мгновенно захлопывается.

Обстоятельства могут быть иными6 ракушка-хищница ловит моллюсков, старая ракушка – трудно открывается и закрывается. Та же поза подсказывает иное действие ???  «клювом» достать рассыпанные перед ним крошки зерна. Это может быть мягкая игрушка, пружина, ядовитый куст и т.д.

 

Упражнение 14 «Монолит»: Лежа на животе, руки расположить вдоль корпуса, ладонями к полу. Носки ног упираются в пол, колени выпрямлены и сомкнуты. Представить свое тело единым целым – монолитом, все части которого одинаковы. Задав первоначальный импульс движения, перекатываться с боку на бок, удерживаясь от переката на спину. Важно создать энергию переката, чтобы движение не задерживалось в положении лежа на животе. Предлагаемые обстоятельства помогут разнообразить действие: перекат воды в желобке. карандаш в пенале. Раскатываемое тесто. При всей мышечной напряженности необходимо обрести свободу движения, гибкость, послушность тела инерции движения. Затем усложнить действие, перекатывая тело по плоскости, охраняя подбородок от неожиданный ударов (голова чуть приподнята).

 

Упражнения 5 – 14 являются основными, разминающими не только тело, но и психику: мобилизация эмоциональной и мышечной памяти. Ассоциативное мышление и внутренняя речь активизируются, обостряются все ощущения, включается в работу дыхательная система, но самое главное – воображение рождает непредсказуемые повороты, ситуации, конфликтные столкновения с различными препятствиями и реализуется в достаточно выразительной пластической форме.

 

Упражнение 15 «Паутинка»: Лежа на спине, как будто на дне реки, представить, что сверху спускается тонкая нить – «паутинка», ухватившись за которую, можно выбраться наверх. Важно проследить последовательность подъема: кисть, локоть, плече, рука, голова, тело, колени, ноги – все постепенно выходит из воды на поверхность. Необходимо мягко, без рывков подниматься, чтобы не порвать тонкую нить, в противном случае вся масса тела упадет вниз. Вытянувшись, руки вверх, тело становиться легким и стремиться взлететь. Порыв ветра может легко «крутить» тело и нести его вперед. Ощущение полетности тела - непременное условие точно разработанного аппарата, готового к любым творческим задачам.

 

Данный Комплекс-2 повторяется на следующих занятиях с включением новых задач и обогащением иными обстоятельствами. Постепенно студень привыкает к большим физическим и пластическим нагрузкам, начиная придумывать самые фантастические условия, подключать к действию партнеров и пространство.


Комплекс III

 

Разогревающие упражнения:

 

Упражнение 1 «Одуванчик»: в положении стоя на расставленных ногах, руки опущены, глаза закрыты, представить луг, теплую летнюю погоду, легкий обдувающий ветерок и себя «спящим одуванчиком». Поднимая верх голову так, будто она держится на тонком стебельке, поморгать ресницами и медленно приоткрыть глаза. Поворачивая голову также мягко и легко при неподвижных плечах, осмотреться вокруг. Любое дуновение ветерка отклоняет голову одуванчика в ту или иную сторону, постепенно ускоряя движения в амплитуду вращения. При всей стремительность вращения необходимо сохранять мягкость и непрерывность вращения. «Одуванчик» может взлететь при одном порыве ветра, полетать и упасть на землю.

В упражнении необходимо добиться ПОСТЕПЕННОГО пробуждения сенсомоторного механизма, воображения, памяти ощущений.

 

Упражнение 2 «Золотая нить»: стоя прямо на расставленных ногах, руки развести в стороны, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад, но не приподняты. Представить, что руки и тело – катушки, на которые наматывается тончайшая золотая нить. Начать наматывание на кончики пальцев рук, не пропуская ни одного миллиметра на «катушке» при намотке. Постепенно переходить к локтю, плечу, шее, другому плечу, наконец, корпусу. Постепенно все тело превращается в единый клубок, на который уже с УСИЛИЕМ наматывается нить.

 

Упражнение 3 «Стрела»: Бег, корпус вытянут вверх, поднимаясь на носках ног. Руки отведены назад, чуть согнуты в локтях таким образом, чтобы тело приобрело вид, похожий на «стрелу». Голова слегка запрокинута назад. Импульс движения – от центра груди. Вег с ускорением, как бывает с выпущенной стрелой, пока она не достигла цели. Изменение траектории полета зависит от направления ветра, от других препятствий. Можно осуществлять более сложное движение – через вращение стрелы, увеличение скорости, иных характеристик: «ядовитая», тонкая, каменная, металлическая, изящная или грубо выточенная. Важно сохранять непрерывность полета по прямой (даже во вращении), перенося внимание с одного объекта на другой, стоящий впереди.

 

Упражнение 4 «Чайка»: Бег с широким взмахом рук – «крыльев». Голова контролирует полет. «Чайка» то парит над морем, то камнем падает вниз и подныривающим движением проходит вдоль воды, затем снова устремляется ввысь. Любые остановки должны быть внутренне оправданы. Махи «крыльев» можно производить как в направлении основного движения, так и противоположном ему; затем возможно изменение фаз вращения и координированное противовращение (руки в разных направлениях).

Препятствием для полета может служить снежная буря, ливень, подбитое крыло, «окольцованная» шея, неудачное приземление или взлет. В дальнейшем это упражнение проводится в определенном ритме (пробежка – 3 пульса дыхания, взлет – 1 пульс, пробежка - 3).

 

Упражнение 5 «Скошенный луг»: Ходьба по воображаемому скошенному лугу, острые торчащие сухие травинки больно впиваются в подошвы ног (упражнение проводится без обуви), поэтому передвижение достаточно медленное, осторожное, внимание сосредоточено на поверхности, по которой нужно пройти. Вместе с тем необходимо возникают ощущения пахнущей засыхающей травы, чистого воздуха, безграничных просторов полей.

Внутренняя речь сопровождает действие: «Надо же, какая колючая… ой – вот впилась! И когда кончится этот луг?! Нужно было тапочки надеть, а теперь вот мучайся!»

Упражнение может закончиться удачно (переходом через луг и купанием в реке) или неудачно (сел, расплакался от боли).

 

Упражнение 6 «Жучок»: Стоя на широко расставленных ногах, наклонить корпус вперед, ухватив руками щиколотки. В таком «закругленном» состоянии начать перемещаться, вытягивая руками застревающие в разных «почвах» ноги: в глине, песке, цементе, болоте, тесте. Передвижение «жучка» может прерваться из-за неудачного падения или препятствия, оказавшегося на пути. Воображение студента подскажет массу вариантов выхода из критической ситуации. Возможны соревнования «жучков» по перебеганию через дорогу, пробега определенной марафонской дистанции.

 

Упражнение 7 «На пляже» (релаксация): Лечь на живот, упираясь локтями в пол, приподнять голову и грудь. Ноги вытянуты, а стопы слегка приподняты, свободно «играют». В воображении возникает пляж на берегу реки или моря, солнце, разливающееся по всему телу тепло, приятное ощущение расслабленного тела.

 

 

Основные упражнения:

 

Упражнение 8 «Эмбрион»: Лежа на боку, свернуться в клубок так, чтобы голова касалась коленей, охваченных руками. Представить песчаную отмель, на которую выброшен из воды «эмбрион» в тонкой эластичной пленке. Необходимо активными движением-выпрямлением разорвать эту пленку, чтобы освободиться от «материнской пленки» и стать самостоятельным организмом. Однако пленка оказывается очень прочной и возвращает «эмбрион» в прежнее положение. В упражнении важно достигнуть верного ощущения разных объемов «тела»: клубка или вытянутого шнурка. В действие необходимо также включить обстоятельства места, времени, пространства.

 

Упражнение 9 «Черепаха»: Лежа на животе, руки сложены под грудью, ноги согнуты в коленях, голова спрятана под «панцирем». В нужный момент (когда нет опасности) «черепаха» выдвигает голову вперед, осматривается, затем последовательно высовывает «лапы». Слегка приподнимая тяжелое тело, начать медленно продвигаться вперед до возникновения опасности. Тогда все тело сжимается, голова прячется под «панцирь», ноги подбираются. Медлительность черепахи должна иметь внутреннее оправдание: страх перед опасностью, настороженность, осмотрительность, возраст, способ жизни, дыхания, передвижение по песчаной почве.

 

Упражнение 10 «Бутон»: Сидя на коленях, голова и руки опущены и спрятаны в коленях. Все тело составляет объем живого комочка, ровно дышащего. Под действием теплых лучей солнца «бутон» начинает распускаться, расправляя «лепестки» и вытягиваясь вверх, постепенно отклоняясь назад (руки касаются ног). Внезапно начавшийся дождь заставляет «бутон» свернуться. Возможны иные обстоятельства: утро, ранняя весна, позднее лето, ветрено, в поле или в дендрарии. 

Это упражнение в дальнейшем используется как один из эффективных способов тренировки фонационного дыхания и голосоведения.

 

Упражнение 11 «Близнецы»: Сидя на полу, ноги вместе и вытянуты, руки опираются в пол за спиной. Представить, что ноги – два близнеца, которые «играют» друг с другом, то лаская, то, наоборот, вступая в борьбу. Движения пальцев ног могут быть различными: оттягивающими и сокращающими. Круговыми и «пощипывающими», распрямляющими пальцы в веер и сжимающими их в клубок. Закончив игру, необходимо приподнять ноги и расслабить стопы ног, сняв лишнее напряжение. Следует заметить, что во время «игры» стоп все тело включается в это действии и ни в коем случае не зажимается в различных точках, особенно в руках (сжатые кулаки) и плечах.

 

Упражнение 12 «Кошечка»: Лежа на боку, свернувшись «калачиком» представить себя спящей кошечкой, греющей спину у камина или на солнце. Но вот легкими движениями кошечка потягивается, приподнимается и вытягивается вперед одна «лапа», а назад - «другая». Тело выпрямляется и слегка выгибается в позвоночнике. Очень важно соединить это действие с дыханием и звуком: «ва», «ма», «ша», «ау», но не имитируя звук кошек, а обнаруживая в своем протяжном движении ритм дыхания и свой «голос». Потягивания можно проводить на другом боку, а затем переходить в мягкое передвижение по полу, оттягивая «заднюю ногу». В обстоятельства можно включить условия: назойливая муха, которую нужно отогнать, поймать бабочку, подготовиться к прыжку со стула.

 

Упражнение 13 «Паук»: Лежа на спине, согнуть руки в локтях и упереться ладонями в пол, приподнять корпус, ноги согнуты в коленях и поддерживают тело на весу, голова отброшена назад. Начать движение ног вперед, передвигая за ними все тело. Необходимо добиться свободного, легкого передвижения в таком положении, а затем усложнять как само движение, так и обстоятельства действия: ход вперед руками, перекаты (боковые), прыжки (выпрыгивания вверх), по различным почвам, через различные барьеры.

Возможны соревнования, «бега» пауков и даже целых команд.  

 

Упражнение 14 «Маятник»: Стоя на широко расставленных ногах, «сбросить» корпус и руки таким образом, чтобы они могли свободно качаться, точно маятник. Начать раскачиваться в определенное темпе вправо-влево, сохраняя ощущение тяжести собственного тела и рук. Дыхание связано с ритмом, мышцы лица расслаблены. Развитое воображение студентов подскажет им и иные обстоятельства: склоненная над рекой ива, сломанное дерево, травинка на ветру и др.

Под воздействие порыва ветра растение может пониматься и даже раскачиваться вокруг своей оси, но самое главное – необходимо сохранять импульс основного движения - основание позвоночника. Упражнение тренирует и развивает пластичность позвоночника, четкое распределение напряжения и ослабления мышц.

 

Упражнение 15 «Самолет»: Стоя на расставленных ногах, руки в стороны, наклониться вперед таким образом, чтобы туловище и ноги составили прямой угол. Поворачиваясь вправо и влево, увеличивать скорость и амплитуду вращения «пропеллера», сохраняя диагональ, которую составляют руки. Возможны «поломки» пропеллера, «пробуксовка». После завода пропеллера можно перейти в бег и «большой полет». Ощущения полетности размятого аппарата необходимо сохранять и перенести на дальнейший процесс творчества: репетицию, этюд, пробу.

 

 

Комплекс-3 развивает координационную систему студентов, повышает уровень динамических (силовых) и кинетических характеристик движения, тренирует способность к темпоритмической организации конкретного действия, формирует адекватность существования в обстоятельствах вымысла, при определенном дыхании и пластическом движении.

 


Комплекс IV

Задачи и условия проведения:

1. Отработать навыки анализа и синтеза этапов движений различных частей, звеньев тела, развить силу и гибкость, отработать координационную систему и способы перенесения центра тяжести в более сложных действиях биомеханической системы.

2. Расширить круг предлагаемых обстоятельств, включая одновременно 3-4 зоны восприятий органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – в их специфически комбинированной форме, усложняя не только техническую сторону упражнений, но и действенно-психологическую.

 

Разогревающие упражнения:

 

Упражнение 1 «Клей»: «Приклеиться» к стенке в вертикальном положении, подняв руки вверх таким образом, чтобы тело касалось стены. Попытаться отклеить каждую точку поочередно, сосредоточивая внимание на тех мышцах, которые в данный момент важны. Разнообразие действий подскажут различные предлагаемые обстоятельства: вырваться из плена, оторваться от «чуда-стены», «отклеить от себя «тень», притаиться у стены с тем, чтобы в удобный момент перебежать в безопасное место. Упражнение тренирует осанку (развернутость плеч, прямолинейность позвоночника, подтянутость мышц живота) и способность к переносу мышечного напряжения в различные точки тела. Упражнение завершается логическим концом: «отклеился», «разморозился», «отпарился», «оторвался».

 

Упражнение 2 «Тоннель»: Лежа на животе, представить впереди лежащую металлическую узкую трубу, по которой нужно проползти на противоположную сторону. Внутри трубы темно и влажно. Сверху капает. Выполняя упражнение, необходимо контролировать объем трубы, чтобы ни одна часть тела не вышла за пределы представляемой трубы, а также сохранить все возникающие ощущения: холода, влажности, духоты. Усложнение действий возможно при замене прямого «тоннеля» извилистым лабиринтом, либо «гротом из льда», либо «таежной тропой», либо «болотом».

 

Упражнение 3 «Муха»: Бег по кругу, зигзагами, со взлетами и приземлениями с помощью рук – «крыльев» (круговые движения от локтевого сустава до кисти как по направлению движения, так против него). Необходимо следить, чтобы вращение от локтя осуществлялось свободно, без подъема плеч и зажимов в шейных позвонках. Скоростные и энергетические характеристики «полета» можно усилить, введя в круг обстоятельств среду, время года, атмосферные условия, например: «Муха в сиропе», «Муха в паутине»… Воображение подскажет много нюансов в разработке движений «Я - бабочка», «Я - мотылек», «Я - пушинка», «Я – божья коровка». Важно при этих «если б» сохранить органику, логику поведения того или иного насекомого. Внутреннее сосредоточение и оправданность поведения. «Если б» ветер ударил о скалу, «если б» было поврежденное крыло – оправдание этих обстоятельств повлечет за собой изменение движений, пластики тела, темпоритмического характера полета. В дальнейшем возможно подключение к упражнению музыки, шумов, ударных ритмических элементов.

 

Упражнение 4 «Шагомер»: Бег с невысокими прыжками на широко расставленных ногах по воображаемой глади озера, мягкое приземление (приводнение), разбег и снова полет, секундное «зависание» в воздухе на пике полета. Главное условие прыжка – мягкое «приводнение» на полупальцы. Руки помогают взлету, а голова контролирует направление движения. Воображаемый ветер или песчаная буря могут сбить направление движения, вызвать активное мышечное напряжение для преодоления препятствий. Амортизирующим механизмом при «приводнении» и импульсом к взлету служат мышцы и сочленения тазобедренного сустава. В дальнейшем упражнение усложняется за счет четкой ритмизации движения, например, пробежка на каждую долю (1/4). Прыжок на целую долю (1) и проходка на половинную долю (1/2). Упражнение воспитывает прыгучесть, легкость, импульсивность движений.

 

Упражнение 5 «Цапля»: Стоя на прямых ногах, руки отведены назад, голова поднята и слегка вытянута вперед. Начиная движение с левой ноги, согнув ее в колене и плавно перенося вперед по направлению движения, корпус и голову опустить к колену, создав тем самым некий «клубок» на одной опорной ноге. Перенося центр тяжести на левую ногу, приподнять правую ногу. Таким образом медленно продвигаться по вязкой поверхности болота, на секунду задерживаясь в стойке на одной ноге. Движение можно разнообразить неожиданным бегом за добычей или от опасности. Мягкость, пластичность и грациозность движения – непременное условие упражнения, равно как и предельная сосредоточенность на объекте («лягушка», например), логичное оформление внутренней речи в звук (крик, клекот).

 

Упражнение 6 «Ящерица»: Присесть на правую ногу, левую выпрямить и отвести назад, как хвост «ящерицы». Правой рукой обхватить согнутую правую ногу (за щиколотку) и, приподнимая ее, начать движение таким образом, чтобы «хвост» не мешал передвижению и в то же время всегда ощущался (то попал в ловушку то зацепился за камень). В процессе тренировки движения становятся пластичными, почти незаметными, как это бывает у ящериц. Действия в значительной степени могут разнообразить круг обстоятельств: переползание по солнцу через безводную сушу, маскировка среди камней, поиск пищи т.д.

 

Упражнение 7 «Морская губка»: Лежа на спине, ноги согнуть в коленях и положить таким образом, чтобы правая нога от колена до голеностопа составила с частью от бедра и до колена прямой (в крайнем случае 60) угол, то же самое с левой ногой. Корпус, голова и разведенные в сторону руки лежат спокойно, без напряжения. Набегающая волна поднимает корпус и руки, но вновь возвращает в прежнее положение, как только пройдет. «Морская губка» подчиняется малейшим изменениям среды: то приподнимается на гребне одна ее сторона, то прокатятся по волне щупальцы, то «захлебнется» голова, то резкий порыв приподнимет все тело вверх и мягко бросит на гладь волны. Подчиненность обстоятельствам – главное условие упражнения, остальное – воля и фантазия исполнителей.

 

Упражнение 8 «Тюлени»: Лежа на животе, руки согнуть в локтях и приложить к груди. За счет мягкого винтообразного поворота корпусом и с опорой то на правое, то на левое плечо начать передвижение. Упражнение напоминает перемещение «по-пластунски», но усложняется тем что ноги сохраняют прямое положение в течение всего процесса перемещения. Действия сопровождаются различными звуками, которыми «тюлень» зовет на помощь. Или ищет партнершу (партнера) или зазывает в воду своих соплеменников.

 

Упражнение 9 «Яйцо»: Сидя на коленях, руками обхватить колени, и опустить голову. Представить себя «в яйце», неким будущим живым существом: птенцом, утенком, орлом, курицей, змеей, крокодилом и пр. Создав мысленно объем «яйца», попытаться перекатываться в различных направлениях с целью разбить стенки «яйца» и «вылупиться». Процесс рождения может длиться столько, сколько позволяет фантазия студента. «Вылупившись», птица или пресмыкающееся начинает «обживать» данное пространство со свойственным всем детям любопытством и интересом. В дальнейшем упражнение может быть осложнено взаимодействиями с партнером и со средой. Важно, чтобы всякий раз студент сохранял «веру и наивность» в выполнении этого упражнения, поскольку ситуация с детьми, пусть даже животных, часто влекут за собой наигрыш и формализм.

Упражнение 10 «Тигры»: Сидя на коленях, руки вытянуты как можно дальше вперед, чтобы голова и корпус составили прямую линию. «Тигр» отдыхает. Внезапно какое-то обстоятельство заставляет его недовольно потянуться, «поскрести когтями» и, отводя назад «лапу», передней сделать схватывающее движение. В такой ситуации вполне оправдан будет рык или вопль, или широкий зевок. Затем нужно снова вернуться в прежнее положение и при новом обстоятельстве потянуться ногой и рукой. Упражнение предполагает напряжение мышц ног и растягиваемой грудной клетки, кроме того – отработку координации движений конечностей в одной (непарной, перекрестной) плоскости. В дальнейшем данное упражнение может быть переведено на различные опоры: стул, табурет, банкетку, стол, узкую доску и т.д. для разработки вестибулярного аппарата. Завершить упражнение следует каскадом кувырков или прыжков как на полу так и с различных опор.

 

Упражнение 11 «Плуг»: Лежа на спине, поднять прямые ноги над головой и, точно «пропахивая» находящуюся за головой почву, плавно перенести ноги за голову, делая упор носками ног в пол. Возвращая «плуг» в прежнее положение, следить, чтобы каждый позвонок спинного ствола мягко лег на пол. Последовательно один за другим. Ноги почти «прокатываются» по груди, а не взлетают вверх по инерции. Упражнение развивает мышцу брюшного пресса, позволяет контролировать сохранение веса поднимаемых ног на протяжении всего пути их от нижней до верхней точки. «Плуг» действует в заданном ритме, но усилия могут изменяться в зависимости от «глубины вспашки», качества «почвы».

 

Упражнение 12 «Складной ножик»: Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, лежат вместе и ровно. «Ножик» открыт. Резким движением вперед положить тело и руки на ноги так, чтобы между ними практически не оставалось «зазора», «ножик» сложен. Открытие и закрытие «ножа» может сопровождаться дополнительными обстоятельствами: ржавый нож, нож, отрезающий часть ткани, нож, застрявший в тесте и пр. Несмотря на неодушевленность предмета, в который нужно «вжиться»актеру, важно следовать логике механического действия «ножа», привнося в него живые ростки эмоциональности. Веры, мысленной сосредоточенности.

 

Упражнение 13 «Ива»: Стоя на расставленных ногах, руки подняты вверх, словно ветке дерева. Представить себе, что по «жилкам» дерева сверху вниз спускается сок, оживляя «листья» (пальцы рук), «ветки» (руки), «ствол» (корпус) и «корни» (стопы ног). Внимание сосредоточено на внутренней жизни дерева – важны ощущения прохлады, прилива свежести и бодрости. Переключая круг внимания с внутреннего на внешний, ощутить дуновение ветра, тепло солнца или, наоборот, зимнюю стужу, соответственно отнестись к ситуации и изменить действие. Сильный порыв ветра может «опрокинуть» тонкое дерево назад, отбросить далеко в сторону или совсем «сломать» (вперед, либо назад), или вырвать «с корнем». Скрип-стон дерева необходим, как «крик боли», «зов помощи», «тоскующий плач». Постепенно актер овладевает способностью контролировать каждый сантиметр своего тела, включая его в целенаправленное действие и достигая высокой степени пластичности.

 

Упражнение 14 «Клякса»: (упражнение на расслабление): Лежа на спине или на животе, раскинуть руки и ноги в стороны, словно все тело «растеклось в кляксу». Мышцы расслаблены, дыхание ровное. Воображение может подсказывать разнообразные положения частей тела: кистей, пальцев, локтей, головы и т.д., но непременное условие – свобода, раскрепощение мышц – сохраняется.

 

Упражнение 15 «Жаворонок»: Быстрым легким подскоком перейти из расслабленного состояния в вертикальное положение. Взмахами рук назад (импульс вращения от плеча) попытаться поднять тело, т.е. выпрыгнуть вверх и «зависнуть» в воздухе, мягко приземлиться и снова взлететь. Это могут быть неумелые робкие взлеты птенца или птицы с перебитым крылом, или птицы, внезапно выпорхнувшей из клетки. Полет вырабатывает ощущение свободы и легкости.

 


Комплекс V

 

Задачи комплекса:

 

- переключать внимание студентов с впечатлений реальной жизни на действия вымышленных обстоятельств

- выработать четкость отношений к воображаемым предметам, условиям на основе закона взаимодействия внимания и воображения (вижу реальный предмет, но отношусь, как задано).

- подключить к биомеханический элементам действия дыхательные пути, звуко-голосовую систему, с тем, чтобы действие совершалось органично и полноценно.

 

Разогревающие упражнения:

 

Упражнение 1 «Подсолнух»: стоя на двух ногах. Опустить голову на грудь, руки – вдоль корпуса. Глаза закрыты. Представить раннее утро на лугу. Медленно открыть глаза, как бы заново осматривая луг и его обитателей: растения, насекомых, облака на небе (либо тучи), сравнивая с тем, что было раньше и что изменилось (через отношение). Внутренняя речь контролирует и развивает действие – «знакомство»: «Как тихо! Слава богу, сегодня не пасмурно! Вон далеко-далеко небо совсем чистое. А где же тоненькая березка? Вчера был сильный ветер, и она едва стояла на ногах…» Поворачивая «головку» в разные стороны, нужно подробно осмотреть местность, свой собственный рост (а вдруг за ночь вырос на несколько сантиметров?). Изменить ситуацию, введя обстоятельство «созревшего подсолнуха», в котором набухшие семечки так тяжелы, что голова едва удерживается на стебле.

При выполнении упражнения необходимо учитывать тачку опоры, вокруг которой может двигаться, «скручиваться» тело. Руки в качестве листьев имеют также ограниченный ракурс движения.

 

Упражнение 2 «Гольф»: Представить себя затянутым эластичным, очень прочным гольфом. Необходимо выбраться из него, преодолевая массу препятствий: гольф может возвращаться назад, «цепляться» за выступы. Необходимо подробно проследить, как освобождается голова. Затем шея, плечи, руки, грудь, живот, спина, ноги – в соответствующей последовательности.

 

Упражнение 3 «Мельница»: Стоя на расставленных ногах (на ширине плеч), начать вращение рук в разных направлениях (чтобы они встречались вверху и внизу). Ощущая «поток воздуха», приводящий в движение лопасти мельницы. Постепенно убыстрять вращение. Изменить обстоятельства: на лопасти мельницы падает вода или песок, или камни. необходимо четно контролировать напряжение мышц рук в зависимости от тяжести. «Мельница» может работать с «перебоями», со сменой направления, с остановкой и пробуксовкой. Она может быть новой, еще не отработанной в движениях старой, обветшалой, еле-еле прокручивая лопасти и т.д.

 

Упражнение 4 «Окольцованный ястреб»: Бег по кругу, широкими махами рук – «крыльев» приподнимая и опуская тело. Голова чуть запрокинута назад, центр груди задает траекторию полета. Достичь верного ощущения полета всех частей тела, ввести осложняющие обстоятельства: птица окольцована (шея) либо на правой «лапке» метка-кольцо, мешающая свободному полету.

 

Упражнение 5 «Гномы»: Стоя на коленях, захватить руками носки ног и попытаться передвигаться, не падая вперед. Можно ввести в предлагаемые обстоятельства: мягкую почву, по которой передвигается гномик, ватную подушку. Являющуюся амортизационным приспособлением для передвижения. «Гномики» могут соревноваться в быстроте бега, преодолевать различные барьеры, подлазы, водные и песчаные переходы, тоннели и пр.

 

Упражнение 6 «Равновесие»: Стоя на расставленных ногах, представить, что плоскость под ногами неустойчива, то вибрирует, то отклоняется, то прогибается, то разламывается. Необходимо удержаться на данной плоскости. В дальнейшем можно усложнять упражнение, вводя обстоятельство «спасения» на льдине, на плоту в «открытом море» и т.д.

 

Упражнение 7 «Спящий паук» (релаксация-расслабление): Сидя на корточках, ноги широко расставлены, стопы развернуты в стороны, руки и голова опущены, все тело сонное, безвольное, слегка покачивается на опорных ногах. Дыхание свободное. Лишь иногда, когда кто-то нечаянно заденет паутину, голова поднимается. Взгляд устремляется в сторону опасности, но снова все тихо, и паук возвращается в прежнее положение.

 

Основные упражнения:

 

Упражнение 8 «Поплавок»: Лежа на животе, ноги выпрямлены и сложены вместе. представить, что тело – поплавок, покачивающийся на воде. Голова и грудь приподняты вверх, ноги отяжелены «свинцом», поэтому волна приподнимает только переднюю часть тела. Вдруг неожиданный рывок лески, приподнимающий поплавок над водой, переворот и снова едва заметное покачивание на воде. Руки в момент приподнимания выбрасываются вперед для баланса. Можно использовать различные жидкости, с разным «удельным весом», поплавок ведет себя адекватно измененным условиям.

 

Упражнение 9 «Ящерица»: Присесть на правую ногу, левую выпрямить и отвести назад. Ухватить правой рукой щиколотку согнутой ноги и, приподнимая ее, начать передвижение таким образом, чтобы отставленная назад нога в виде хвоста ползла позади. Голова и глаза точно регулируют направление безопасного перемещения. Если возникает опасность спереди, то «ящерица» может притаиться под кустом или листом, если сзади – то «отбросить» хвост (поджать ногу) и быстро передвигаться на одной ноге. Можно устраивать «бега» ящериц, изменять почвы, по которым они передвигаются и другие препятствия.

 

Упражнение 10 «Художник»: Сидя на полу, приподнять ноги вверх, согнув их в коленях, сохраняя устойчивость позы, подпереть корпус руками (на опорных локтевых суставах). Правая нога (точнее пальцы ног) – это кисть. Левая нога – тюбик с краской. Перед художником стоит чистый холст. Необходимо нарисовать любую картину с большим количеством деталей. Завершить рисунок своей подписью. Важно отношение к рисуемому.

 

Упражнение 11 «Шнурок»: Лежа на спине, руки вытянуты за головой. Представить, что ваше тело – тонкая веревочка, попытаться «скрутить» ее так, чтобы один конец (ноги) соединился с другим (руки) через боковой изгиб, а нижняя часть туловища плотно прилегала к полу. Тот же процесс скручивания – в другом направлении. Важно преодолеть непластичность позвоночника, резкость и твердость движения ног. Необходимо достичь единства взаимодействия всех частей «шнурка», перелив напряжение от верхних конечностей к нижним. Возможно усложнение упражнения за свет привнесения обстоятельств: новая или старая веревка, тонкая или толстая, активная или малоподвижная, обстоятельства погоды (дождь, вода, сушь, темнота чулана, солнечный день на дворе) и т.д.

 

Упражнение 12 «Осенний лист»: Стоя на широко расставленных ногах, руками ухватиться за воображаемую ветку дерева и, качаясь, создать инерцию движения. Но вот поднявшийся осенний ветер приподнимает ветку и стряхивает лист вниз. Он мягко ложится на землю, но ветер не унимается, сворачивает лист в трубочку и катит по земле. Возможны другие обстоятельства падения, но важно на всех его этапах сохранять плавность движений, последовательность расслабления отдельных частей «листа».

 

Упражнение 13 «Клубок»: Сидя на полу, ноги впереди согнуты в коленях, так чтобы стопы были сложены (своим основанием), а колени лежали на полу. Руки удерживают в специальном положении стопы, голова опущена к груди. Представив мысленно себя клубком – в виде шарика от игры в пинг-понг, задать инерцию и ритм передвижения его по кругу. перекатываясь с бока на спину и со спины на другой бок, возвращаясь в исходное положение, необходимо на всем протяжении вращения сохранять ровность, силу, динамику, инерцию. На пути «клубок» может встречать препятствия (другие шары), но должен, мягко коснувшись его, продолжать движение. В эксперимент можно ввести много шариков, при этом необходимо контролировать случаи столкновения, дабы не было повреждений.

 

Упражнение 14 «Разведчик»: Сидя на корточках, руки впереди упираются в полю. поворачивая корпус и голову в разные стороны, не отрывая рук от опоры, попытаться максимально далеко заглянуть назад, желая обнаружить неприятеля. Студенты вольны выбрать, какое животное или растение так себя ведет, и оправдать развитие действия («трусливый заяц», притаившийся в углу «паук», «хитрая лисица» и пр.). Круги зрительного поля меняются от малого радиуса до самого большого. Разведка может происходить ночью, ранним утром, в тумане, в снегопаде, на скале, на плоту, в расщелине и т.д.Если обстоятельство действия связаны с высоты, на которой находится «разведчик» с четким отношением к степени риска.

 

Упражнение 15 «Мотылек»: Из положения сидя на корточках, руками обхватить колени, голову опустить вниз. Находясь в образе «мотылька», сидящего в глубине цветка, запастись энергией взлета и в нужный момент взмахом рук – «крылышек» «вылететь» из цветка, на несколько мгновений зависнув в воздухе, затем снова опуститься (на носки ног) в чашечку цветка. Повторить взлеты и попытаться в очередной раз перелететь с цветка на цветок. Взлет будет успешным, если внимание сконцентрировать на центре объема (центре груди), а все остальные части тела подчинить энергии взлета этого центра.

 

 

Импровизационные упражнения:

 

Упражнение 16 «Бега»: Вся группа распределяется на две соревнующиеся команды. определяется «дистанция». Каждый студент встает на четыре точки конечностей (руки, ноги), голова чуть выведена вперед. По сигналу «букашки» начинают движение, передавая эстафету другой команде через касание одной из лапок. Усложнение возможно за счет смены положения тела (животом вверх, прогнувшись в спине). необходимо контролировать направление движения, снятие лишнего напряжения с мышц шеи, плеч, таза, коленей.

 

Упражнение 17 «Лягушки»: Соревнование по парам. Присев на корточки, перенести центр тяжести на выставленные вперед руки и сделать скачок.

 

 

Дыхательные упражнения:

 

Упражнение 1: Начать движение в различных направлениях, плавно и ритмично, ровно распределяя выдох при коротком непроизвольном вдохе.

 

Упражнение 2: Продолжая ходьбу, поднять правую руку вверх – вдох (с таким расчетом, чтобы этого дыхания было ровно столько, сколько необходимо для поднятия руки), затем опустить – выдох. Производить эти действия так, чтобы момент окончания выдоха совпал с концом движения руки вниз. То же производить и левой.

 

Упражнение 3: Стоя, поднять голову вверх – вдох, сбросить голову на грудь – выдох, внутренним ощущением контролировать ровность выдоха и точное распределение струи выдыхаемого воздуха на протяжении всего движения.

 

Упражнение 4: Лежа на полу, поочередно поднимать различные части тела, координируя этапы вдоха и выдоха.

 

Упражнение 5: Соединить период выдоха с опусканием какой-нибудь части тела, озвученной гласными звуками – а, о, у, и, о, ы – или сонорными согласными – м, л, н. Обратить внимание на то, чтобы действующая часть тела была озвучена в полном объеме соответствующим резонатором: поднятая кисть руки – головным регистром, приподнятые плечи – грудным регистром, стопа ноги – нижним регистром. В дальнейшем на основе этого упражнения можно создать звуковой объем – человек-оркестр.

 

Упражнение 6: Изучить способы дыхания в различных пространствах: в подземелье, при погружении в глубокую яму, в лесу (утром, ночью), в металлической ржавой трубе, на вершине горы.

 

Упражнение 7: Исследовать способы дыхания различных растений и животных с учетом настроения, ощущения опасности или чувства голода и т.д.

 

Итогом дыхательной гимнастики в рамках психофизического тренинга должен стать навык вдоха и выдоха адекватного тем движениям и действиям, которые совершает персонаж на сцене в данных обстоятельствах.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!