Американская социологическая школа права.



СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА КАК НАУКА

Социология права (юридическая социология) – отрасль общей социологии (наряду с такими ее отраслями, как социология культуры, социология политики, социология религии и т.д.).
 В отечественной науке распространенным является определение социологии права, данное С.В. Боботовым, согласно которому социология права – это наука о социальных условиях существования, развития и действия права в обществе.

По В.А. Глазырину, социология права является отраслью социологии, изучающей социальные закономерности функционирования, изменения и механизмы взаимодействия общества и его социальной подсистемы — права.

Становление и формирование социологии права как науки является результатом довольно продолжительного исторического развития знаний человечества, а также их дифференциации.

Право играет важную роль в жизнедеятельности общества, его различных социальных групп. Оно представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Действие права распространяется почти на все сферы общественной жизни:

- на отношения собственности;

- на распределение труда и его продуктов между членами общества;

- на организацию и деятельность механизмов государственной власти;

- на межличностные и межгрупповые отношения;

- на различные виды посягательств на существующие общественные порядки и отношения;

- на взаимодействия различных государств, их коалиций и союзов.

Поэтому в процессе своего возникновения и развития социология не могла обойти вниманием эту важную сферу общественной жизни.

Исторические корни социологии права неразрывно связаны с развитием социологической мысли XIX и начала XX веков. На этом этапе исторического развития общества сама теория права утрачивает свой целостный характер. Она разделяется на "общую теорию права", "философию права" и "социологию права". Ряд важных аспектов социологии права в значительной степени опосредовано, преимущественно на методологическом уровне, обнаруживаются в трудах основателей социологии О. Конта (1798-1857) и Г. Спенсера (1820-1903).

Французский ученый О. Конт известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии. (Его основные труды: "Курс позитивной философии" в 6-ти томах, а также "Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества" в 4-х томах). Он рассматривал социологию как науку об обществе, акцентируя внимание на действующих и способных действовать индивидов в отношениях между собой. Вся социологическая концепция его характеризуется идеалом "порядка и прогресса". Саму социологию он подразделил на две основополагающие составляющие - социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая - законы их развития и изменения.

Социальная статика, по Конту, - это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества. Разделяя общество на отдельные структурные институты, он выделяет семью, государство и религию. Социологический аспект права обнаруживается во взглядах О. Конта на государство. По его мнению, государство - это блюститель общественного порядка, стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденций коренного расхождения чувств, идей и интересов людей. Без этого невозможен общественный прогресс. Вот почему следование общественному порядку, подчинение государству, его правовым установкам, полагает Конт, - священный долг любого представителя общества.

Английский исследователь Г. Спенсер - продолжатель контовской, позитивистской линии в социологии и философии, основатель органической школы в социологии. Он многое сделал на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального анализа в изучении общества. Его основной труд "Основание социологии". Некоторые содержательные аспекты методологического характера - можно отнести к социологии права. Важное внимание английский ученый уделял функционированию общественной системы, ее различным организациям и учреждениям. По взглядам Г. Спенсера, социология призвана описывать и объяснять развитие политической организации, жизнедеятельность общества и его частей, а также определенные формы контроля над различными учреждениями общества. Объектами социологического анализа являются знания, нравственность, эстетическая сфера, а также взаимная зависимость между структурами и организациями общества, с одной стороны, и жизнедеятельность людей, их поступки - с другой.

Г. Спенсер обратил внимание на противоречивый, нередко понятный характер развития общества, в том числе и в правовой области. В этой связи он подчеркнул следующее. Нередко увеличению избирательных прав в обществе сопутствует то, что чиновничество ограничивает в разных формах деятельность граждан.

Велики заслуги в развитии современной западной социологии права Э. Дюркгейма (1858-1917), основателя французского направления в социологии. Его значительными трудами являются: "О разделении общественного труда", "Самоубийство". В историю социологии права он вошел, во-первых, концепцией объяснения социального "социальным", во-вторых, идеей так называемой "аномии". Согласно его взглядам, предметом социологии права выступает изучение права в его общественном контексте, связи между правом и моралью, а также феномен аномии как причины социальной патологии и часто преступности. По мысли Э. Дюркгейма, главная особенность объяснения социального социальным заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в общественные нормы и становятся рычагами регуляции поведения индивида. Нормы и ценности (политические, правовые, нравственные и др.) выступают сторонами социального явления, эмпирической жизни вообще.

Социальные нормы имеют принудительный характер (особенно правовые), ибо заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. При этом важно, подчеркивает французский исследователь, что социальные нормы эффективны лишь тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, в том числе права, а на нравственное совершенство личности, моральный авторитет общества.

Заметное влияние на характер и содержание европейской социологии нрава оказали:

 Макс Вебер (1864-1920), немецкий ученый, основоположник "понимающей" социологии и теории социального действия,

австрийский юрист Ойген Эрлих (1862-1923), его работа «Основы социологии права», изданная в 1913г.;

"скандинавская" школа социологии права (ее видными разработчиками являются такие исследователи, как А. Хегерстрем, В. Лундстедт, С. Пасс, В. Оберт, Х. Клетте, В. Гольдшмидт, Т. Эккгофф и др.);

"итальянской" школы социологии права. Ее представители (А. Пагани; Г. Мартинотти, Е. Мориондо и др.);

французская школа. Так, на основе преемственности идей Э. Дюркгейма в ХХ веке активно разрабатывались актуальные проблемы законодательства во Франции. Под руководством, например, Жана Карбонье в 70-80-е гг. были реализованы исследования в области гражданского и семейного законодательства.

Видные теоретики русской социологической школы права - такие, как, например: Н.И. Кареев (1850-1931 гг.), Б.А. Кистяковский (1868-1920 гг.), М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.), Н.М. Коркунов (1853-1904 гг.), П.И. Новгородцев (1866-1924 гг.) и др. внесли весомый вклад в развитие правовой мысли. Они пытались выработать социологическое понятие права (методологические основы; право, как разграничение интересов: право как правоотношения и др.) путем обращения его к изучению жизни; раскрыть исторический генезис; исследовать законы конкретной группы социальных явлений. Эти положения нашли, например, воплощение в трудах М.М. Ковалевского "Социология", Б.А. Кистяковского "В защиту права", Н.И. Кареева "Общие основы социологии", Н.М. Коркунова "Русское государственное право" и др. Жорж Гурвич (1894-1965) и Питирим Сорокин (1889-1968).

Американская социологическая школа права.

Бенджамин Франклин (1706–1790) - в конце 60-х гг. он отказывается от восприятия Британской империи как единого политического образования и развивает идею гомруля, т.е. самоуправления и политического самоопределения североамериканских провинций.был активным участником составления Статей конфедерации 1781 г., а также Декларации независимости и проекта федеральной Конституции.

Декларация независимости, написанная Томасом Джефферсоном (1743–1826) при участии Б. Франклина и Дж. Адамса и принятая единогласно всеми 13 штатами, воспроизводит логику и аргументацию естественных и неотчуждаемых прав человека. Она начиналась обоснованием причин и правовых оснований для обособления колоний и смены формы правительственной власти.

лидер федералистов Александр Гамильтон (1757–1804)

Джон Адамс (1735–1826), автор первого фундаментального труда по вопросам государства и политической науки, последовательный противник правления большинства и один из идейных предтеч современного консерватизма.

Джеймс Мэдисон (1751–1836), участник Филадельфийского конвента и один из авторов «Федералиста», заслуживает почетного титула «отец американской конституции»

Джон Маршалл,  Вудро Вильсон (1856–1924)

Оливер Холмс (1841–1935) - определение права: право есть не что иное, как предсказание того, каким образом будет действовать суд на практике.

Социологическая юриспруденция Р. Паунда, доктрина «правовых реалистов» (Дж. Фрэнк, К. Ллевелин и др.).

Категория "социология права" в качестве самостоятельного научного направления введена в научный оборот относительно недавно - в 1962 г. на V Международном социологическом конгрессе. На нем была создана специальная группа, объединяющая социологов и юристов; она и предложила конгрессу обсудить проблему "Содержание и метод социологии права". Итогом дискуссии стало признание того факта, что развитие социологической теории и методологии общественных наук определили потребность институализации социологии права как науки. Такое предложение конгресс одобрил и принял. В последующем организационно был создан Исследовательский комитет социологии права, действующий в рамках Международной социологической ассоциации.

Предмет социологии права

Существо разницы между предметом социологии и правом сводится к следующему: юридическая наука изучает (наряду с нормами права) правовые отношения, а социология - фактические общественные отношения между людьми.

Социология права изучает общественные отношения в процессе формирования и функционирования правовой системы, включая ее нормы и учреждения. Социология права исследует именно социальные факторы правовых явлений, а также механизм и закономерности такой связи.

Между предметом социологии и предметом права существует различие. Каждый из них сохраняет свою специфику. Правовую науку прежде всего интересует правовая форма соответствующего общественного отношения, содержание прав и обязанностей его субъектов. А социология на любом уровне выясняет социальный генезис, социальное место и социальные функции изучаемого общественного явления. Так, юрист, характеризуя семейно-брачные отношения, обратит преимущественное внимание на правовое положение супругов, рассмотрит права и обязанности детей и родителей. В свою очередь социолог исследует фактические взаимоотношения членов семьи: на симпатии и антипатии, взаимные чувства привязанности и их реализацию в поведении людей, связь семейных отношений с моралью, экономикой и т. д.

Рассмотренное понимание предмета социологии права может быть конкретизировано применительно к многообразным направлениям, которые сложились в современной социологии права. Так, предмет исследований, которые направлены на изучение социальной обусловленности права, составляют, прежде всего, социальные факторы неправового характера. Они же, в свою очередь с различной степенью воздействуют на формирование и развитие права. Предмет изучения действия права ориентирован на механизм взаимозависимости правовых и неправовых факторов, воздействующих на регулируемые правовые общественные отношения.

Предметом социологии права является право как социальный институт общества, выполняющий функции государственного регулятора общественных отношений.

Социология права изучает:

1. создание и функционирование правовой системы, ее институтов и норм,

2. социальную обусловленность и социальная эффективность действия права,

3. взаимосвязь между правовыми нормами, правовыми отношениями и фактическими общественными отношениями людей,

4. социальные функции права,

5.правовое регулирование деятельности индивидов, групп и организаций.

 

Социология права понимает право как сложный, изменяющийся социальный институт, который определяется  особенностями социально-исторического типа общества, зависит от состояния общественного и индивидуального сознания, и в то же время, от повседневной действительности.

 В реальности право и общественные отношения могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. Разным обществам присущи совершенно различные правовые реальности. Социология права пытается объяснить разницу между ними.

 Итак, социология права рассматривает право в связи с жизнью, социальной практикой и изучает социальные закономерности функционирования, изменения и взаимодействия общества и права. В частности, социология права стремится понять социальные причины, порождающие правовые нормы, социальные последствия этих норм, механизмы воздействия права на социальные отношения и обратного влияния социальных отношений на формирование права и т.д.

 

 

Социология права как научная дисциплина решает целый комплекс исследовательских задач:


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 667; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!