Homo sapiens. Homo totus. Homo loquens. Homo soziologikus. Homo ludens. Homo habilis.



Лекция № 4. Человек и образование в процессе информационного и технического перевооружения культуры.

Человек, культура, информация – понятия взаимосвязанные.

В отношениях человек- культура всё понятно. Есть человек – есть и только человеческий способ адаптации к миру - культура. Культурный образ жизни изменил  человека, и в первую очередь его тело - мозг, речевой аппарат, строение руки.  Всё в человеке настраивалось на восприятие, обработку, передачу и хранение  не только природной, но и культурной информации. Основой для фиксации человеком разного рода информации стал язык.

 В отношениях человека с информацией не все так очевидно.

    Человек оказывается результатом информационных процессов прежде, чем создаёт саму информацию. Например, тело человека изначально информационно (оно функционирует – слышно биение сердца, ток крови в сосудах и т.п.) и при изменении работы организма, человек создаёт о своём теле новую информацию.

Понять, что скрывается за словом «информация» легко и сложно одновременно. Легко оттого, что мы привычно оперируем словосочетаниями: «век информации», «информационный голод», «информационный подход». Смысл этих словосочетаний нам интуитивно понятен. В информации сложно понять природу ёё важнейших признаков: «отбор», «ценность», «истинность». Представление о том, что такое информация, связано с появлением теории самоорганизации сложных открытых систем и нелинейной динамики (  с 70-х годов ХХ века на Западе школы синергии Г. Хакена,, И.Р.Пригожина, в России - математики В.И. Арнольд, А.А.Самарский, академик Н.Н. Моисеев , который разрабатывал идеи коэволюции человека и природы; биофизики М.В. Валькенштейн и Д.С. Чернавский.)  

С этих пор информация традиционно понимается как сведения, а коммуникация как связь. Часто информацию определяют как знание.  На самом деле Информация приобретает значение знания, когда она воспринимается человеком и приобретает смысл.

Трактовка информации как сведений  применима к описанию прежних – неторопливых времён.

Быстрое развитие науки и техники в ХХ веке сформировало неисчерпаемый информационный ресурс , изменило привычные формы коммуникации.

Язык , например, как общенародное средство коммуникации характеризуется сегодня снижением статуса образцовой речи в печати, на радио, телевидении. Расшатываются литературные нормы, активно вторгается в национальные языки иноязычная (преимущественно американская лексика); вульгаризируется бытовая сфера общения как отражение падения уровня нравственности. Отсутствует понимание, что национальные языки – общечеловеческое достояние.

Искусствостановится более массовым и, как следствие, менее демократичным и правдивым.  Оно почти не помогает своей аудитории быть активной силой в решении разных проблем. Авторы не избегают националистических и шовинистических тем и заявлений.

Наука не оправдывает надежд на решение с ёё помощью основных проблем человечества. Многие научные мечты (антигравитация, достижение сверхсветовых скоростей, погружение человека в анабиоз, создание искусственного интеллекта, использование антивещества как источника энергии, лечение всех болезней) не осуществились.

Образование становится главной ценностью. Но чему охотнее всего учится сегодня человек – учится не познавать, приобретать знания – а манипулировать информацией. Да еще не просто информацией, но и материей. Развиваются нанотехнологии: производственно-научные разработки, ориентированные на получение устройств и веществ с заранее заданной атомарной структурой. Направленность нанопроектов разнообразна : от гибких дисплеев, электронных газет и квантовых компьютеров до имплантантов и нейротехнологических интерфейсов.

Знания все чаще должны обладать новизной, редкостью, конкретностью, эффективностью. Знание все чаще рассматриваются как информация усвоенная человеком, даже без осмысления.

     Постиндустриальные сообщества поклоняются  не смыслам, а технологиям, которые работают в ускоренном временном режиме.Поэтому в наши дни информация есть процесс, который проходит много стадий, необратим во времени и способен к самоорганизации.

(Слайд с этим определением)

Скорость протекания информационных процессов определяется самой жизнью.

Скорость жизни меняет многие устоявшиеся понятия.

Например, «гуманизм», который в классическом  понимании представлял собой идею человека как высшей ценности. На уровне практики – это бережное отношение к каждому конкретному человеку. Истоки гуманизма восходят к эпохе Возрождения, когда в противовес церкви гуманисты провозгласили не Бога, а человека венцом мироздания, утвердили его право на земное счастье, свободу, естественное наслаждение жизнью.

Современный гуманизм другой. Один из его тезисов «Каждый человек имеет право стремиться к свободе и счастью». Сегодня гуманизм – это этическая позиция, которая утверждает, что человек сам хозяин своей судьбы и может сам определить смысл и форму своей жизни. Во многих областях современное развитие гуманизма породило проблемы :

- в юриспруденции абсолютизация принципа ценности жизни запрещает законопослушному гражданину жесткие меры в отношении нападающего на него преступника;

-защита прав меньшинств в ущерб прав большинства (в Брюсселе не ставим елку, не отмечаем рождество, чтобы не ущемить чувств мигрантов-мусульман);

- гуманизм распространяет свои требования и на содержание сельскохозяйственных животных (Лондон, магазины этично выращенных продуктов, где ни одно животное не страдало, но на стол человека всё таки попало) ,

- современный гуманизм в педагогике защищает детей, но так, что не защищенными оказываются родители (например, педагогические принципы обычной школы г. Сиэтла 1) взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети свободны и равны взрослым;2) не следует просить детей выполнять какую-либо работу пока им не исполнится 18 лет; 3) нельзя вознаграждать ребенка за хорошее поведение. Вознаграждение – это скрытая форма принуждения.4) родители не должны требовать, чтобы дети говорили им «спасибо» и «пожалуйста».)

- в праве на воспитание детей отказано не только родителям, но и учителям (в Швеции до восьмого класса не ставят оценки, неуспевающих не оставляют на второй год, никого не выгоняют из школы; в Великобритании учительницу, над которой издевались ученики, родители отправили восстанавливать здоровье на Багамы; хамство, агрессия как  взрослых по отношению к детям, так и детей по отношению к взрослым  не прибавляет обществу гуманизма) (Слайд про гуманизм без

Уманизмав «трансгчеловека)

Кроме того, техническая и информационная сторона жизни способствовала превращению гуманизма в трансгуманизм. . Трансгуманизм  ( от лат.trans –сквозь, через и homo – человек) – философская концепция и международное движение, поддерживающая использование достижений науки и техники с целью улучшения умственных и физических способностей человека. Главное – устранение страданий, болезней, старения и смерти. Эти идеи присутствовали в человеческой культуре всегда. В современном понимании встречается впервые у биолога –эволюциониста Джулиана Хаксли (в 1927 году) как новая вера для человечества, входящего в новую волну научно-технической революции. Однако первым к этой теме практически подошел русский изобретатель, пионер русской кибернетики С.Н.Корсаков (1787 -1853). Он создавал «умные машины», которые усиливали бы возможности человеческого разума для охвата большого количества объектов и их сравнения. По сути, он впервые применил перфорированные карты в информатике (Слайд с фото).

И конечно же , космист -Николай Федорович Федоров Считал, что важна всякая человеческая жизнь. С помощью науки намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». Умершие воссоединяться с ныне живущими.

Главная цель трансгуманизма – бесконечное совершенствование человека. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает:

-поддерживать техническое развитие;

- изучать достижения науки и техники;

- расширять свободу каждого человека;

- отдалить или отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда умирать и умирать ли вообще;

- увеличить уровень счастья человека (и животных);

-противостоять тем, кто выступает против новейших технологий (против клонирования, использования стволовых клеток, нанотехнологии, биотехнологии, искусственного интеллекта , загрузки сознания в память компьютера , крионики, генной инженерии, нейропротезирования)

Все это позволит к 2050 году создать постчеловека , способности которого будут принципиально другими.

Критика трансгуманизма как радикальной формы гуманизма  касается :

- идеи расчеловечивания – утратой человеком своей идентичности из-за вмешательства в природу своего тела. Финал и побочные эффекты – не возможно предсказать. Но начало уже положено – кибогизация человека уже происходит – замена органов механическими приспособлениями (протезами, имплантами – для восстановления слуха, зрения, утраченных конечностей, зубов, суставов или органов – сердца, печени, почек, гортани, кожи , например).

Конечная цель трансгуманизма:

- прогресс ради прогресса;

- прекращение непреднамеренных страданий всех чувствующих существ и максимализацию счастья (суммарного счастья всех существ). В основе этическая философия гедонизма (удовольствия) и утилитаризма (прикладного, узко практического). Продление жизни- это всего лишь способ увеличения суммарного счастья. Здесь допустимы любые средства - от запрещённых сегодня психоактивных веществ до радикальной модификации мозга;

- разумный эгоизм, свободный рынок, рациональное отношение к новым технологиям – всё это позволит расширить свободы человека. Благодаря этому, станет возможным построить государство, характеризующееся физическим, социальным, итнтеллектуальным благосостоянием, а не просто отсутствием болезней и нищеты. Отюда , ограничение человека в его желании расширять возможности собственного тела не должно быть. Ни со стороны государства, ни со стороны отдельных людей.

Слайд тату, пирсингов, анорексии, бодибилдеров, балерины, спортсмена

- главная цель изменять своё тело, пока не приблизишься к идеалу – биоморфическому, кинестетическому, субъективному.

- в далёком пределе возможно превращение Земли, а затем и прочей материи во вселенной в гигантский сверхорганизм (утилитрониум), оптимизированный под получение постоянного удовольствия. Аналог такого сверхорганизма – сиамские близнецы – сёстры – Татьяна и Криста Хоган, у которых был один мозг и две самостоятельных личности.

 При этом, возможно , дальнейший прогресс будет не нужен. Прогресс – инструмент достижения всеобщего счастья.

- максимализация разума во вселенной. Разум и познание самоценны, а человек может всю вселенную сделать разумной. Далее Земля и вся материя может быть превращена в гигантский вычисляющий сверхорганизм (компьютрониум).

Вопросы, которые «смущают» трансгуманистов:

- возможно ли безопасное объединение множества существ в одно, ведь многие исходные личности могут погибнуть.

-желательно ли это делать;

- неизбежно ли это делать, так как ход эволюции не обязательно будет следовать нашим желаниям.

- и где же пределы киборгизации мозга, то есть замены его искусственной системой.

С точки зрения трансгуманизма и утилитаризма этически будет оправдано существование одного предельно счастливого существа, нежели множества существ, суммарное счастье которых ниже.

Всё это должно привести к постгендеру – когда добровольно стремятся к устранению пола посредством передовых биотехнологий и вспомогательных репродуктивных технологий.

И вершина – постчеловек.  Фридрих Ницше, в конце 19 века, так выразил эту мысль : как из обезьяны произошёл человек, так из человека должен произойти сверхчеловек.

Постчеловек – лишённый социального содержания, постоянно изменяющийся, эволюционирующий человек. Термин был введён трансгуманистами в 1999 году и воспринят позитивно. Людей , которые поддерживают постчеловеческое будущее, трансгуманисты называют постлюдьми. Среди наиболее популярных трансгуманистов можно выделить известного футуролога и изобретателя Рэймонда Курцвейла.

Он развил понятие технологической сингулярности – точки, после которой научно-технический прогресс станет настолько быстрым, что его дальнейшее развитие будет не возможно предсказать. Технологическая сингулярность наступит уже в 2045 году из-за появления искусственного интеллекта и активной киборгизации людей, то есть замены частей человеческого тела на более эффективные аналоги. Курцвейл возглавляет сегодня финансируемый NASA и Google Университет сингулярности в Калифорнии. По его прогнозам главное место принадлежит нанотехнологиям. По его мнению, благодаря эволюции нанотехнологий, произойдёт бурное развитие медицины и промышленности (уже в 2020 годах), что сделает человека бессмертным и удешевит производство различных продуктов, решив раз и навсегда проблемы продовольственной безопасности. В данный момент Всемирная организация трансгуманистов называется Humaniti плюс. (Человечество плюс)

Лики постчеловека разные : те, кто с помощью генной инженерии эволюционировали и могут путешествовать в космосе; возомнившие себя богами; выбравшие облик исключительно женских тел с идеальной и нестареющей физиологией;  человек переселяется в цифровую реальность (фактически в компьютер, в котором оцифрованное сознание может вечно существовать в индивидуальном виртуальном раю. Эта перспектива кажется наименее фантастичной из представленных); ну и, конечно же, искусственное тело-аватар, в которое можно переселить человеческое сознание ( в цифровой форме или после пересадки органического мозга).

В плоскости создания тела –аватара – работает в данный момент российский проект «Россия 2045» - это стратегическое общественное движение, пропагандирующее идеи трансгуманизма. В России тоже есть трансгуманизм: Российское Трансгуманистическое движение, на философском факультуте МГУ читался курс «Биотехнологии и трансгуманизм». Российские трансгуманисты инициировали создание международной политической организации трансгуманистов – Партия продления жизни, национальные организации которой существуют в настоящее время более, чем в 30 странах мира.

Переход от человека к постчеловеку приведёт к конфликтам. Влиятельный критик трансгуманизма сегодня известный американский политолог Френсис Фукуяма  считает, что трансгуманизм опасен для человечества по таким причинам:

-человек сложен , в нем положительное и отрицательное эволюционировало вместе и радикально вмешавшись в этот процесс можно его расчеловечить, дегуманизировать, то есть человек перестанет быть человеком;

-появление первых постлюдей сразу создаст конфликты (социальные, политические, экономические) То есть будет непредсказуемых масштабов неравенство и неразбериха в сфере права (какими правами обладает человек, а какими постчеловек? Является ли постчеловек человеком? Человечество может разделиться на два и более вида. Не исключено, что по финансовому признаку, ведь технологии «постгуманизации» могут оказаться слишком дорогими для обывателей.  Постчеловек разрушит всю систему либеральной демократии, которая существует в странах Запада и основывается, например на концепции естественного права (все люди рождены равными в правах) , которая потеряет смысл. Как можно предлагать эту идею, если люди разделятся на несколько видов, и не будут разделять общую человеческую природу.

Мне всё, что касается трансгуманизма ,  напоминает рассказ Марка Твена о торговце, который не работает , живёт на ренту и очень хочет делать то, что позволит ему попасть в рай. Священник предлагает ему заняться богоугодным делом : зажигать и гасить свечи в храме. Герой рассказа одну неделю ходит – зажигает, гасит; вторую – ходит, зажигает ,гасит. На третьей неделе ему снится сон. Он - наконец-то – в раю. В раю все ходят в розовых одеждах, а он ненавидит розовый цвет. В раю постоянно звучит лютневая музыка, а он её терпеть не может.  В раю никто из дам не желает с ним уединиться в райских кущах – все  они девственницы. Даже «на троих» никто из мужчин с ним сообразить не желает, потому, что все мужчины трезвенники. И когда его охватывает паника и желание быстрее с этим местом расстаться – он просыпается. Его будит жена и говорит, что он опоздал гасить и зажигать свечи, и не попадёт  в рай.. На что торговец переворачивается на другой бок и с облегчением говорит : мой рай – здесь.

У каждого своё представление о хорошем, о рае. Но время неумолимо и быстро движется ,приближая новую реальность.

    Сегодня жизнь меняется стремительно, и надо сказать, что этой скорости уже давно никто не радуется. Дело даже не в том, что в наши дни любые сведения распространяются мгновенно, и люди не успевают понять смысл сообщений. Проблема в другом : мир испытывает постоянные информационные, а значит, и смысловые скачки

 Ни культуре, ни человеку резкие перемены ничего хорошего не несут. Ведь для того, чтобы информация стала памятью культуры, необходимо время.

Не сами изменения в культуре, а их темп создает сложности ориентации человека в мире. Ускорение процессов культурной коммуникации рождает хаос повседневности жизни.

Человек , напротив, всей своей физиологией направлен на целостное восприятие мира. Вижу, слышу, обоняю, осязаю – и всё это одновременно. Человечество способы целостного познания мира фиксировало в знакомых нам понятиях.

Homo sapiens. Homo totus. Homo loquens. Homo soziologikus. Homo ludens. Homo habilis.

Быстрое изменение мира создаёт неопределённость. Это практически лишает личность обдуманного всесторонне выбора и оставляет ему только колебания. В итоге, появляется новый хомо

(Homo zwischens = Человек колеблющийся). Но это еще не конец. Настоящее – время хомо (Homo significans = Человек, создающий значения), человека, создающего значения. Часто его значения беспомощны, потому как не имеют смысла. До смысла, как до конечного результата хомо сигнификанс не добирается. Для этого хомо главное процесс. В обыденной жизни это может выражаться, например, в пользовании словами, смысл которых тебе не понятен и узнавать ты его не собираешься вовсе.

В этом явлении нет ничего удивительного. Когда много информации и скорость её подачи велика, то человек такого рода подачу информации либо тормозит, либо враждебно ей противостоит, либо принимает её,  не понимая сути.

Примером может быть жизнь в стиле  хай тек или высоких технологий. В хайтек соединяется фундаментальная наука и производство. Яркий пример чуда хай-тек как стиля жизни «Силиконовая долина» или правильно «Кремниевая долина», так как именно кремний silicium лёг в основу массового производства полупроводников, давшего толчок развитию высоких технологий.

Находится  «компьютерная империя» на северо-западе штата Калифорния. Территория -3900 кв. км. Население 2,5 миллиона человек. 1/3 родилась за пределами США. 45% имеют высшее образование, 70% заняты в компьютерной индустрии долины – это мужчины. «Кремниевые миллиардеры» - молодые люди до 40 лет.

Здесь перемешаны первоклассные инженеры, программисты, управленцы, инвесторы, «хедхантеры» («охотники за головами – за мозгами») и те, кто всех их организует и даёт образование. Рынок Долины чудовищно конкурентен: программисты представлены агентами, на манер голливудских звёзд, авторы технических описаний и руководств к программному обеспечению располагают персональными портфолио в несколько тысяч страниц.

Вся история Долины связана с историей становления и развития Стэнфордского университета. В 1909 г. ректор Стэнфордского университета Дэвид Старр Йордан предпринял судьбоносную инвестицию в размере 500 долларов в разработку первых усилителей на основе вакуумного триода, изобретённого Ли де Форестом в 1906 году.

Но прославилb  Силиконовую долину на весь мир  чудеса стенфордского профессора электротехники Фредерика Термана. Терман преподавал радиотехнику и поощрял студентов работать на местные компании, открывать собственный бизнес. Ему пришла в голову идея сдавать в аренду университетский технопарк тем компаниям, которые занимаются разработками в области высоких технологий. То есть соединил университетскую науку и высокотехнологичное производство.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!