Творческий замысел при выполнении работы «LucemVitae»



Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Художественно - историческая глава. 4

1.1 Историческая справка о жанрах «Натюрморт» и «Интерьер». 4

1.2 Анализ художественного произведения Герасимова Александра Михайловича «Цветы» 1956 года. 7

1.3 Творческий замысел при выполнении работы «LucemVitae». 10

Глава 2. Технологическая глава. 14

2.1 Инструменты и материалы, используемые в создании работы «LucemVitae» 14

2.2 Творческие этапы при создании работы «LucemVitae». 14

2.3 Заключение. 22

Библиография. 23

 

 

 

 

Введение

Слово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке.

 Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Чувство восторга от произведения вызывается внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства: формат холста, точка зрения, высота горизонта, характер освещения, место композиционного центра и т. д. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины.

 Готовых рецептов композиционных построений не может быть. Одно только неизменно и верно на любой случай: композиционное построение картины основывается на жизненной группировке и сочетании объектов природы, а также на особенностях нашего зрительного восприятия. Нельзя строить композицию картины только, например, по принципу «треугольника» или «диагонали», который применяли старые мастера. В зависимости от задач, поставленных в картине, композиционное построение будет меняться и определяться идейным замыслом, содержанием произведения.

В своей творческой работе, в построении композиции художник руководствуется законами природы и особенностями зрительного восприятия. Симметрия, равновесие и ритм, целесообразность строения, разнообразие форм, колористическая целостность, единство точки зрения, размер и формат изображения - все эти элементы композиции художник подчиняет выражению замысла.

Цель всякого художника – это запечатлеть прекрасные моменты из своей жизни. Будь то раннее утро или же целая корзинка полевых цветов. Для того чтобы финальный вариант произведения нравился не только его создателю, но и обычным зрителям, художник занимается созданием своей авторской композиции.

Для построения правильной композиции с гармонично расположенными предметами и элементами художник должен поставить перед собой несколько задач. Первая задача: изучение истории возникновения жанра, в котором художник собирается работать. Далее необходимо разработать несколько форэскизов будущей композиции. После нужно создать тоновой, силуэтно-пятновой и линеарный эскизы. Так же необходимо продумать палитру цветов, которые будут использоваться в создании работы. Следующая задача, которая стоит перед художником, это создание композиции на большом формате. В конце творец применяет все полученные умения и навыки и создает итоговый вариант своего произведения.

 

 

 

 

Глава 1. Художественно - историческая глава

 

Историческая справка о жанрах «Натюрморт» и «Интерьер»

Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытуюаллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Естественно, в процессе своего становления натюрморт приобретал те или иные черты и, таким образом, были выделены различные виды натюрморта. С одной стороны по технике изображения, с другой – по смысловому содержанию, то есть в зависимости от того, что изображается на картине.
В зависимости от внутреннего содержания и наполнения натюрморты подразделяются на следующие виды, сформировавшиеся в процессе исторической эволюции жанра.

Нидерландский натюрморт.

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей».

Цветочный натюрморт.

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия.

Учёный натюрморт.

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики . Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок». Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Интерьером художники назвали жанр живописи, который предполагает изображение помещений и их внутреннего убранства. Это картины, которые воспевают жилье - на них изображена мебель, кухонная утварь, домашние вещи.

Зачатки этого жанра возникли еще в эпоху Возрождения. На иконах и картинах с религиозным сюжетом можно увидеть качественно прорисованные элементы внутреннего убранства. Библейские сюжеты происходят в помещениях – кельях, храмах, дворцах. Художники реалистично передают предметы обстановки и внутреннего убранства.
Окончательно жанр интерьер сформировался в Голландии, вместе с культурой первой в мире буржуазной республики. В это время человеческая жизнь обретает новую ценность. Художники воспевают быт, простое человеческое существование. Героями их картин становятся предметы домашней обстановки. Люди могут присутствовать в этих сюжетах, но их изображают, как правило, в статичных позах, в качестве дополнения к общему замыслу.

На первый взгляд интерьерная живопись достаточно проста и даже примитивна. Однако, при ближайшем рассмотрении жанр интерьер является довольно сложной живописью, требующей определенного мастерства. Детальное изображение предметов, игра со светом и тенью, благодаря которой солнечные блики как будто скользят по помещению, перспектива – все это создавало неповторимую обстановку, которая ощущалась при взгляде на подобные картины. Произведения искусства передавали атмосферу тишины, величие домашнего уюта. Недаром некоторые специалисты называют интерьер «портретом помещений».

Начиная с 17 века и заканчивая 20-м, жанр интерьера развивается, при этом в разных странах обрастает индивидуальными особенностями. Наибольшее распространение жанр получает в странах Северной Европы и в России. Произведения, выполненные в этом жанре, воспевают жизнь человека в его домашнем мире, передают реалистичность обыденной жизни.

1.2 Анализ художественного произведения Герасимова Александра Михайловича «Цветы» 1956 года

Рисунок 1

1. Восприятие картины

Для анализа была выбрана картина Герасимова Александра Михайловича «Цветы» 1956 года. В первую очередь хотелось бы сказать, что Герасимов — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор, доктор искусствоведения. Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. В бытовой жизни Герасимов был мягким, доброжелательным человеком. Молодым художникам рекомендовал не гнаться за званиями, за деньгами и славой. К человеку, их заслужившему, они придут сами после продолжительной работы над рисунком и колоритом. Он считал, что художника в себе нельзя терять. Творение художника – это отражение его состояния души. Не исключение и картина Герасимова Александра Михайловича. Мягкая, легкая, теплая и светлая – все эти слова прекрасно подходят для описания этого произведения. Смотря на полотно, мы можем почувствовать легкость и свежесть теплого летнего дня, увидеть, как солнечные лучи играют на лепестках цветов и кроне деревьев. Произведение Александра Герасимовича вызывает чувство радости, безмятежности и, возможно даже, любви и романтики.

2. Доминанта в композиции

На полотне Герасимова Александра Михайловича «Цветы» изображен натюрморт с цветами на фоне кроны деревьев. Картина вызывает позитивные эмоции и пробуждает чувства нежности и мягкости. Яркие розовые и бардовые бутоны являются доминантой в композиции, выделенные с помощью цветового контраста и группировки.

3. Форма и формат

Формат для своей работы Герасимов выбрал не большой 59х77 сантиметров. Данный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции.

4. Замкнутая и открытая композиция

Композиция на данном полотне является фрагментарной. Левый верхний угол и правая сторона картины закрыты, тем самым создают впечатление устойчивости. Так же можно отметить, что нижний левый угол открыт.

5. Статика и динамика

Изображение на полотне статично. Это показано с помощью четкой горизонтали, чередования теплых и холодных цветов, устойчивости изображенной вазы с цветами.

6. Палитра и колорит

На картине использовано множество красок и оттенков. Самое главное – это чередование теплых и холодных цветов. Теплых оттенков использовано больше, чем холодных, поэтому картина излучает тепло и свет. Дальний план прописан с помощью сине-зеленых цветов. Средний – охристо-коричневым и желтоватыми цветами. Передний план – это комбинация из ярких бордовых, белых и розовых цветов и холодной стеклянной вазы. Данный колорит вызывает чувства радости, легкости, летнего настроения, нежности и романтичности.

7. Контраст, нюанс, акцент

Герасимов создал контрастное полотно, на котором можно увидеть светлые и темные пятна. Светлое и темное находят свой ритм в вертикальных параллелях. Так же картина не лишена нюансного решения. Сближенную гамму цветов можно найти как на заднем плане (листва и оконные рамы), так и в главных элементах композиции (бутоны цветов). Акцентом можно считать несколько бордовых бутонов, которые идеально вписываются в композицию полотна.

8. О технике

Герасимов Александр Михайлович выполнил эту картину широкими пастозными мазками, благодаря чему при первом взгляде на картину появляется ощущение объема. Задний план написан просто и обобщенно, в то время как передний более детально прописан. Четко можно наблюдать форму предмета и мазка, положенного по этой форме.

9. Стилизация и трансформация

Можно сказать, что цветы на картине стилизованы под манеру письма автора. Несколько мазков составляют розовые бутоны, которые выделяются на фоне зелени деревьев. Не один из цветков не прописан детально, поэтому можно сказать, что Герасимов стилизовал образы на свой лад.

10. Текстура и фактура

Как уже было написано ранее, художник наносил широкие, пастозные, густые мазки, благодаря которым создается ощущение объема. Александр Михайлович накладывал мазки, которые подчеркивали форму предмета. Каждый лепесток в бутоне был написан одним движение. Форма вазы подчеркнула закругленными мазками, а крона деревьев на заднем плане мелкими прерывистыми мазочками.

 

Творческий замысел при выполнении работы «LucemVitae»

Для композиции была выбрана тема «Готики в современном интерьере». Прежде всего, тема была выбрана для показа того, что даже в современном мире, полном красок и яркости, есть место для чего-то многовекового и спокойного. Готика - это изящество, просторность, насыщенность тонов и вычурность форм. Это противоречивый стиль, который навевает атмосферу мистики и таинственности.

Рисунок 2

Главный замысел композиции – это показать зрителю всю таинственную сторону готического стиля и рассказать, что в мире есть место не только светлым и ярким краскам, но и эффектному мраку ночи. Главное в композиции это сочетание живой и неживой природы, света и тьмы. Доминанта – это бюст девушки с красной повязкой, которая символизирует слепоту человека, следующего за светом. Не зря лицо статуи повернуто к единственному источнику света. Прямо за бюстом лежит фрагмент черепа человека, показывающий как близка смерть слепо идущего за кем-то или чем-то.Единственное живое существо на работе это большая собака, которая смотрит не на свет, а вглубь плохо освещенной комнаты. Весь свет, что поступает, проходит через огромное витражное окно, как символ, что все люди смотрят на мир сквозь призму цветных очков, не замечая того что творится вокруг.

Рисунок 3

В целом, данная работа вызывает ощущение спокойствия, умиротворения и простора. Можно даже предположить, что в ней присутствует элемент уюта. Нельзя отрицать, что в работе существует некая искра и доля страсти на всеобщем фоне спокойствия и гармонии.  Доминанта выделена с помощью контрастов светлых и темных цветов (светлый гипс на фоне темно-красной стены). Несмотря на вышедшие за пределы формата диван, ковер и окно, данную композицию можно считать замкнутой из-за затемнения по всем углам и краям работы. Несмотря на то, что картина асимметрична, она является статичной. Все главные элементы заключены в треугольник (бюст, собака, витраж).Так же можно сказать, что в работе присутствует некий ритм светлых и темных пятен. В данной композиции изспользовались теплые и темные цвета. Лишь изредка мы можем видеть пятна холодных и светлых цветов. В целом работа предстает в достаточно мрачном, готическом виде.    

Рисунок 4

В большинстве использовались красные, алые, бордовые и краплачные цвета, оттенки которых можно заметить в любом элементе работы. Эти цвета придают композициинасыщенности, яркости и огня. Так же в работе можно заметить множество оттенков зеленого, голубого и охры. Данная картина имеет как контрастные стороны (светлые пятна на темном фоне), так и нюансные решения. В работе можно наблюдать некоторое упрощение и трансформирование форм, примером может служить дракон на висящем гербе или же узоры ковра. Данное произведение было выполнено в несколько слоев от «подмалевка» и до финального варианта.

Рисунок 5

 

Работа выполнена широкими мазкими, в некоторых местах можно увидеть мазки от маленьких кистей. При создании работы использовался широкий прерывистый мазок, плавно перетекающий из цвета в цвет. Мазки наносились по форме, а в некоторых местах имели пастозный характер.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!