Общественная мысль и общественное движение в 1880-х – начале 1890-х гг.



Оппозиционноедвижение в стране представляли либерально-настроенные писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, земские деятели. Либеральная оппозиция выступала против административного произвола, требовала "усовершенствования" государственного строя (введения гласности, представительного правления, даже конституции), но она боялась социальных потрясений, считала, что разрешить насущные социальные и политические проблемы необходимо сверху, мирным путем. Либерально-оппозиционные настроения и требования нашли свое выражение в периодических изданиях - газетах "Голос" и "Земство", журналах "Вестник Европы", "Юридический вестник" и "Русская мысль".

На рубеже 70-80-х годов оживилосьземскоелиберально-оппозиционное движение.

В нем участвовали либерально настроенные писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, земские деятели. Это движение проявляло себя в нелегальных собраниях земцев. Цель – выработать свои требования, которые излагались в виде «адресов», «записок» и прочих ходатайств. В них была преданность царь, но были и просьбы разрешить проведение земских съездов по вопросам всяких местных нужд + созыв общероссийского земского органа в виде «Общей земской думы». Пример: 1879 г. – Александру просьба даровать России самоуправление, независимость суда и свободу печати.

1 апреля 1879 г. в Москве под председательством профессора Московского университета М.М. Ковалевского собрался нелегальный съезд представителей гласных Черниговского и Тверского земств, а также некоторых профессоров Московского и Киевского университетов. Он принял решение "организовать на местах распространение конституционных идей" и предъявить правительству конституционные требования.

События 1 марта 1881 г. вызвали новую адресную кампанию либеральных земцев. В их адресах к Александру III с негодованием говорилось о действиях революционеров, выражались полная лояльность к правительству и крайняя умеренность требований. Теперь земцы уже не требовали проведения дальнейших реформ, ограничиваясь ходатайствами о допущении их в правительственные комитеты и комиссии для решения административно-хозяйственных вопросов.

После 1882 г. земское либерально-оппозиционное движение практически прекратилось. Оно возродилось уже на рубеже XIX—XX вв.

Появляется новое явление – группа молодых людей, которые интересуются марксизмом, был проведен анализ всех марксистских идей, и они берут все об учении капитализма. Пропагандируют мысли о прогрессивной роли капитализма, именно применительно к Росси, то, что он необходим России, и она страдает от недостаточности развития капитализма. àЛегальныймарксизм.Струве выпустил фундаментальную работу, в которой отстаивал идею буржуазной России, а в ответ Ленин – капитализм дает предпосылки для социалистической революции.

На основе марксистских групп и объединений складываются социал-демократические партии.

В сентябре 1883 г. Г.В. Плеханов и бывшие члены «Черного передела», находившиеся в эмиграции (в Женеве), опубликовали объявление о предпринятом ими издании «Библиотеки современного социализма». Так было положено начало руководимой Плехановым первой марксистской группы «Освобождение труда». Русская социал-демократия родилась в Женеве. Группа занималась изданием на русском языке и распространением в России работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Социал-демократия привнесла в рабочие движение политическую борьбу. Т.е. освобождение через революцию. Стачка в Петербурге (1895-1896) – это толчок для объединения этих социал-демократических обществ и организаций в рамках города.

В середине 90-х гг. возникают и более широкие социал-демократические объединения.

Наиболее значительным из них был образованный в 1895 г. в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Он объединил до 20 кружков.

По типу петербургского «Союза борьбы» в ряде промышленных центров России были образованы и другие социал-демократические «Союзы»: «Северный союз русских рабочих» в Иваноно-Вознесенске, «Южно-русский рабочий союз» в Одессе, «Союз николаевских рабочих» и др. + БУНД – еврейская социал-демократическая организация (по национальному признаку).

В марте 1989 г. в Минске первый съезд (9 человек), декларировали РСДРП (российская социал-демократическая рабочая партия), первый съезд не создал партию, а только декларировал ее, нужны программные документы и устав. НО!! Задача объединения поставлена. + Создают газету с Плехановым, Засулич – «Искра» - Крупская, Ленин и т.д. с 1891 г. в Берлине. Т.о., создание партии на основе общерусской газеты.

1903 г. – съезд в Брюсселе à Лондон(там уже приняли и программу, и устав, только теперь можно говорить об объединении).

2 части программы: 1) минимум 2) максимум (захват власти). Основные дебаты вокруг 1 параграфа, кто может быть членом партии. Мартов – любой, кто платит членский взнос и признает устав и программу. Ленин – обязательно участвует в работе одной из местных организаций + все, что Мартов. Приняли Мартова!! Т.е. разделение на большевизм (Ленин) и меньшевизм (Плеханов +компания), это два идейных течения одной партии с одной программой. Раскол не по поводу программы и устава, надо было выбрать Центральный Комитет (ЦК) + Центральный орган (ЦО – редакция «Искры»), это руководство партии. Большинство членов ЦК и ЦО – соратники Ленина. Но в реальности у Ленина меньшинство.

Разница с эсерами:эсеры – интересы крестьянства, РСДРП – интересы рабочих.

К концу 1905 г., когда происходит апогей русской революции, все эти либеральные течения сливаются. + В конце 1905 г. появилась первая буржуазная партия КАДЕТОВ (партия конституционалистов-демократов), но здесь нет крупной буржуазии. А рядом с кадетами появляется партия крупной олигархической буржуазии (они больше связаны с монархией, императором). В это время происходит попытка перехода к индустриальному обществу – должен кто-то возглавить – государство. Русская олигархия сливается с государством, кормится с его рук, а для государства это способ развития буржуазных отношений. Т.е., весь слой крупной буржуазии зависит от института верховной власти.

Таким образом, идею конституции себе может позволить средняя буржуазия, а вот крупная – крайне осторожна и умерена. Крупная тесно связана с манифестом октября à партия ОКТЯБРИСТОВ (чрезвычайно умеренная), еще одно идейное течение – ЭКОНОМИЗМ (в рамках социал-демократии), возникло еще до объединения их в РСДРП. Это еще одно брожение в социал-демократической среде, рабочие должны бороться только за экономическую борьбу, а политической борьбой должна заниматься только интеллигенция, т.е. эти экономисты. Нужны профсоюзы, но политическая партия не нужна, в этом они противостоят РСДРП. Прокопович., Мартынов, Мадам Ускова написали работу – «Кредо» (т.е., символ веры).

Власть ощущала, что происходит в стране, начинают появляться предложения по борьбе с революционными идеями. Возглавил Зубатов (глава московского охранного отделения), главная цель – поставить под контроль рабочие движение (создание профсоюзов), лучше создать их под контролем государства, будут заниматься социальной и экономической проблематикой, а не политической. Пришел с этим к министру внутренних дел, убедил его попробовать, уже в 1905 в Москве созданы раб профсоюзы + в различных отраслях разные отдельные организации. НО! Предприниматели стали жаловаться, типа Зубатов подрывает монархию и насаждал социал-демократию. – ПОЛИЦЕЙСКИЙ СОЦИАЛИЗМ. Власть не поняла этой инициативы, показывает ее качество.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!