Понятия идеологии в исторической перспективе



РововыхА, ю-0411

Манхейм «идеология и утопия»

Социология знания еще не сложилась в закостенелую схему научной систематизации, в готовые умозаключения, в фиксированную точку зрения, которая смогла бы подчинить себе свой мир. Мышление в контексте совокупности связейникогда не являлось самоцелью, оно всегда находилось в процессе преобразования, в непрерывном формировании, соответствующем изменениям исторической ситуации; оно являлось структурой, в рамках которой происходит и новое становление человека.

Если вопрос исследования «Возможна ли политика как наука?» является последовательное рассмотрение тезиса об идеологичности мышления, то в разделе об утопическом сознании предпринимается попытка выявить значение утопического элемента для мышления и переживания. В одном исследовании проблема идеологии сопоставляется с главными направлениями современного мышления. На основании эмпирического материала можно извлечь то, что при самом простом подходе к проблеме решение любого вопроса всегда будет неодинаковым, потому, что при постановке проблемы понятия определяются различно (непреднамеренно) в зависимости от социальной позиции наблюдателя. В другом исследовании рассматривается пример , как  на эмпирическом материале показать , как преобразование утопического элемента обусловливает структурные изменения социального и политического сознания. Соответственно, писать об истории сознания по существу невозможно, прежде чем не будет достигнуто полное понимание важнейших этапов преобразования утопического элемента.

Следует заметить, что в обоих исследованиях наибольшее значение придается первым их частям, основанным на конкретном фактическом материале, но по своей структуре стремящимся к целостному пониманию, где предпринимается попытка постигнуть кризис нашего мышления и бытия.

Для непосредственного мышления, отталкивающегося от идей, идея является непререкаемой реальностью, потому как ведь доступ ко всем явлениям действительности осуществляется благодаря идее, подлинное бытие и истинное познание мыслимы лишь с помощью соприкосновения с этой высшей сферой. Человеческая натуранепостоянна и зла, но сфера идеальных норм и высшего смысла непоколебима. Именно в этот момент произошел основополагающий, исторический и субстанциальный сдвиг, когда человек научился не просто принимать идеи в их интенциональном значении, а проверять их под углом зрения их близости к идеологии или утопии. Общим решающим для понятия идеологии и утопии является то, что оно позволяет осмыслить возможность ложного сознания.

Ключевые понятия

Возможность исторического и социального анализа создается с помощью точного фиксирования колебаний значения в «готовом» и воспринимаемом нами понятии. Анализ показывает, что можно различать два значения понятия «идеология»- частичное и тотальное.

Частичнаяидеология -идеология, кажущаяся человеку искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует его интересам.

Тотальнаяидеология- идеология эпохи или исторической и социальной группы ( класс), имеется в виду своеобразие и характер всейструктуры сознания этой эпохи или этих групп.

Следовательно, оба понятия идеологии превращают «идеи» в функции их носителя и его конкретного положения в социальной сфере. Но между ними существуют и серьезные различия.

-Частичная идеология рассматривает идеологию как часть высказыванийпротивника (и только в аспекте содержания), а  тотальная идеология ставит под вопрос все мировоззрение противника (в том числе и его категориальный аппарат), стремясь понять и эти категории, отправляясь от коллективного субъекта.

-Частичнаяидеология функционализирует лишь на психологическом уровне.( высказывание противника – ложь, что он скрывает от себя или других действительное положение дел, при этом исходят из наличия общей основы – в той мере, в какой речь идет о ноологическом (теоретическом) уровне). Функционализация, совершаемая понятием частичной идеологии, происходит только на психологическом уровне. Здесь ложь может быть раскрыта, источники обмана устранены, подозрение в идеологии еще не носит по существу радикальный характер. В тотальной идеологии если говорится, что определенная эпоха живет в одном мире идей, мы – в другом, что некий конкретный исторический социальный слой мыслит в других категориях, чем мы, то имеется в виду не только содержание отдельных мыслей, а совершенно определенная система мыслей, определенный вид переживания и интерпретации. Там, где с социальным бытием субъекта соотносят не только содержание и аспект его мышления, но и форму этого мышления, в конечном итоге весь его категориальный аппарат, функционализируется и область ноологии. В первом случае функционализация происходит только на психологическом, во втором – на ноологическом уровне.

- понятие тотальной идеологии использует формализованное понятие функции, направленное на постижение объективных структурных связей.Понятие тотальной идеологии основано на мнении, что определенному социальному положению соответствуютопределенные точки зрения, методы наблюдения, аспекты.Понятие частичной идеологии исходит из того, что тот или иной интерес служит причиной лжи и сокрытия истины.

Понятия идеологии в исторической перспективе

Понятие частичной идеологии указывает на феномен, занимающий место  между простой ложью и теоретически неверно структурированной точкой зрения. Его объектом являются пласты заблуждения на психологическом уровне, которые создаются не преднамеренно, как в том случае, когда прибегают ко лжи, но являются следствием определенной каузальной необходимости.Для Бэкона идолы – «призраки», «предрассудки» являются источником заблуждений, проистекающих в одних случаях из человеческой природы как таковой, в других – из свойств отдельного индивида( относят к обществу или традиции) и все они преграждают путь к подлинному знанию.Несомненно, современное понятие «идеологии» связано с этим термином, который – как было только что сказано – означает у Бэкона источник заблуждения. И понимание того, что общество и традиции также могут стать источником заблуждений, несомненно можно рассматривать как некое предвосхищение социологического аспекта.

3)Тотальная идеология ставит под вопрос ноологическую сферу сознания

Фазы, на которых могло возникнуть тотальной идеологии,осуществляющееся на ноологическом и онтологическом уровнях.

Первая фаза.

Появление философии сознания ознаменованопереживанием мира, связь с которым гарантирована единством субъекта, не принимающего принципы мирового устройства просто как данность, а спонтанно создающего их из глубины своего Я. Была сделана попытка спасти мир, отправляясь от субъекта. Образ мира составляет здесь уже некое структурное единство, а не простое многообразие. Здесь существует однозначное соотнесение с субъектом, но не с конкретным субъектом, а с воображаемым «сознанием вообще».

Вторая фаза

Историческая школа Гегеля. В эпоху Просвещения субъект – носитель единого сознания выступал как некое совершенно абстрактное, надвременное, надсоциальное единство, как «сознание вообще». Народный дух становится представителем уже исторически дифференцирующихся единств сознания, полное высшее единство которых являет собой у Гегеля «мировой дух». Таким образом, постоянный рост конкретизации философского видения происходит посредством все более полной рецепции новых идей, разработанных в политико-историческом размежевании с жизнью; здесь наконец продумывается до конца и прослеживается вплоть до своих имплицитных предпосылок то, что сначала возникло в качестве непосредственной данности реальной жизни.

Последний шаг в создании тотального понятия идеологии связан с историческим и социальным процессов. Когда носителем историзированного теперь сознания (духа) стал вместо народа или нации класс, та теоретическая традиция восприняла сложившуюся тем временем на социальной и политической основе точку зрения, согласно которой структура социального организма и соответствующие ему явления духовной жизни видоизменяются.

Проблема «ложного сознания»

 Общество быстро забыло о намеченных исторических корнях этого слова, и не без основанияполучил последовательно методическую разработку. Только здесь сливается понятие частичной и тотальной идеологии, все более последовательно разрабатывается учение о классовых интересах, только в марксизме в силу его гегельянской основы преодолевается чисто психологический подход и проблема перемещается в сферу философии сознания; только в марксизме учение о возможности «ложного сознания» обретает новый смысл, а политическая практикастановится наряду с экономикой решающим критерием того, что во всей совокупности идей является идеологией ,и,что имеет реальную значимость. Поэтому нет ничего удивительного в том, что понятие идеологии связывали прежде всего с марксистско-пролетарской системой мышления, более того, даже отождествляли с ней.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!