Из истории постановок оперы «Кармен»



 Премьера «Кармен» состоялась 3 марта 1875 года. На роль самой Кармен комическая опера пригласила Селестину Галли-Марье, гениальную певицу и замечательную актрису, создавшую незабываемый образ. Для Галли-Марье образ был настолько ясен и понятен с самого начала, что она требовательно отвергала все варианты выходной арии героини, пока Ж. Бизе не принёс ей Хабанеру. Исполнителем роли Хозе был тенор Поль Лери, уже достаточно не молодой артист, играл и пел он с большим преувеличением и переигрыванием. Однако, во время первого действия композитор уже понял неизбежность неудачи. Зрительный зал был настроен холодно и даже враждебно. Провал оперы стал огромным ударом как для Ж. Бизе, так и для либреттистов, такого исхода они не ожидали. Людовик Галеви записал в своём дневнике: «Мы были полны веры в вечер первого представления. Но, увы!...» [цит. по 24, с. 56].

 До конца сезона опера прошла около сорока раз. Это было совсем не мало, но такая внушительная цифра не говорит о безупречном успехе, публика больше любопытствовала над скандалом вокруг оперы, чем и был вызван ажиотаж. В ночь на 2 июня 1875 года Жорж Бизе скончался, смерть была внезапной.

 «Кармен» вскоре вышла за пределы Парижа. В редакции Э. Гиро опера быстро приобрела популярность за границей. Раньше, чем в других европейских городах, она была поставлена в Петербурге. Кроме того, «Кармен» ставилась в Бордо и других городах французской провинции, затем в Лондоне, Неаполе, Флоренции, в Берлине, где она заслоняла даже вагнеровского «Лоэнгрина», а также в Америке, где была создана специальная труппа, которая исполняла только эту оперу. Артисты этой американской труппы гастролировали в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Чикаго. 

 В России первая премьера состоялась 28 февраля 1878 года на сцене императорской итальянской оперы в Петербурге, исполнителями были артисты из Италии. В дальнейших постановках в России опера исполнялась исключительно на русском языке в переводе А. Горчаковой. Подобная постановка была осуществлена 30 сентября 1885 года, на сцене Петербургского императорского Мариинского театра. Первыми исполнителями стали: Кармен – М. Славина, Хозе – М. Васильев 3-й, Эскамильо – И. Мельников, Микаэла – А. Клямжинская, Фраскита – А. Добровольская, Мерседес – Н. Фриде, Ремендадо – В. Васильев 2-й, Данкайро – Ф. Павловский, Цунига – Ф. Стравинский, Моралес – А. Муратов, дирижёр – Э. Направник.

 В Москве первая постановка оперы состоялась 21 июня 1898 года на сцене Большого театра. Далее «Кармен» была неоднократно поставлена на разных сценах России. Также в 1935 году, на сцене оперного театра К. Станиславского и Немировича-Данченко была постановка оперы, сам К. Станиславский стал постановщиком и режиссёром.

 Опера «Кармен» получила широкую популярность в России, странах Европы и Азии. Среди городов, где она исполнялась, отметим следующие: Ленинград (Санкт-Петербург 1878, 1879, 1882, 1938); Харьков (1936, 1946); Киев (1939); Баку (1939, 1945), Ереван (1941), Одесса (1941, 1944, 1953), Уфa (1945), Таллин (1947), Фрунзе (1954), Минск (1956), Новосибирск (1945, 1950, 1956, 1975, 2001), Улан-Удэ (2008, 2016).

 Безусловно, партия или роль Кармен – это бриллиант в репертуаре меццо-сопрано и, как показывает хронология постановок, как российских, так и зарубежных, эта партия раскрывала настоящих звёзд оперной сцены. Конечно, под влияние «страстной красавицы» попадали и наши величайшие оперные певицы, такие как Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская и многие другие. В партии Кармен Е. Образцова в 1975 году была признана лучшей Кармен мира. Правда, на тот же статус претендовала и И. Архипова. Но всё же, это очень разные меццо-сопрано. И. Архиповой и Е. Образцовой, каждой по-своему, была спета эта гениальная партия. Образ Кармен в исполнении Е. Образцовой во всём мире признан эталонным. У нее была своя «изюминка» - она пела партию по всему миру исключительно… босиком. Спорила с режиссерами, отстаивая свое видение роли и утверждая, что «вольнолюбивой цыганке Кармен не пристало ходить в туфельках на каблучках, она должна была быть только босоногой» [26].

 Есть великолепная, ставшая классической, постановка режиссёра с мировым именем, Франко Дзефирелли оперы Бизе "Кармен" в Ла Скала, в котором блистали молодые Елена Образцова – Кармен и Пласидо Доминго – Хозе. Сама Е. Образцова говорила: «Моя Кармен родилась в марте 1972 года в Испании, на Канарских островах, в небольшом театре «Перес Гальдес» [26]. Впоследствии Е. Образцова говорила: «Я думала, что никогда не спою Кармен, мне казалось, что это не моя партия. Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют на сцене. Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен» [26].

 «Слушая советскую певицу, — писал испанский критик, — мы еще раз имели возможность убедиться в том, сколь многогранна, эмоционально многопланова, объемна роль Кармен. Ее коллеги по выступлению в этой партии убедительно и интересно воплощали в основном какую-то одну сторону характера героини. У Е. Образцовой образ Кармен предстал во всей сложности и психологической глубине. Поэтому можно смело сказать, что она является самым тонким и верным выразителем художественной концепции Бизе» [26, с. 16].

 В историю Новосибирского оперного театра «Кармен» вошла 21 июля 1945 года. Это был третий спектакль, ещё тогда молодого театра и партию Кармен впервые исполнила Лидия Мясникова, народная артистка СССР, на нее была акцентирована постановка, дирижёром был Исидор Зак. Роль главной героини в опере «Кармен» такова, что если не состоится эта роль, не состоится спектакль. И спектакль состоялся, режиссёром был Н. Фрид, художники – М. Петровский и М. Домрачев, хормейстер – Е. Горбенко, балетмейстер – М. Моисеев. Они создали спектакль красочный, полный жизненной энергии, с живописными массовыми сценами. Со вкусом было выполнено художественное оформление и соответствовало музыке Ж. Бизе и общему качеству спектакля.

 В период, когда только начиналось освоение огромного пространства новосибирской сцены, режиссер Н. Фрид нашёл органичное решение мизансцен, особенно удачных в те моменты, когда в массовой сцене нужно было выделить конкретное действующее лицо и на нём сосредоточить внимание зрителей. Прекрасно звучали хоры и оркестровые фрагменты. Роль Хозе в первом спектакле новосибирского оперного театра исполнил В. Сорочинский, в следующем – В. Кузнецов, оба хорошо оценены рецензентами, Эскамильо стал несомненной удачей М. Киселёва.

 Спектакль «Кармен» вошёл в число любимых новосибирцами и наиболее посещаемых. Только за два первые сезона прошёл 84 раза и собрал 85 тысяч зрителей. Л. Мясникова в роли Кармен выходила на сцену театра более ста раз.

 На сцене НГАТОиБ опера Ж. Бизе «Кармен» была поставлена 5 раз и имела огромный успех у сибирского зрителя. 22 мая 1956 года прошла премьера обновлённой постановки оперы «Кармен» (дирижёр А. И. Жоленц, режиссёр М. Л. Сатуновский, балетмейстер Н. М. Уланова, художник И. В. Севастьянов). Партию Кармен исполняла заслуженная артистка РСФСР В. Дикопольская, а Хозе – заслуженный артист РСФСР В. Сорочинский. Закономерность или нет, но следующая премьера оперы «Кармен» 1975 года состоялась 22 мая, как и предшествующая. Как и все предыдущие постановки, она имела колоссальный успех у новосибирских зрителей. В постановке участвовали: дирижёр Б. Е. Грузин, режиссёр В. В. Багратуни, художник И. Донцова, партию Кармен исполнила заслуженная артистка РСФСР В. Ковалевская, Хозе – народный артист СССР В. Егудин, партию Эскамильо исполнил заслуженный артист РСФСР В. Прудник.

 В современную жизнь театра опера «Кармен» вошла сравнительно недавно. Абсолютно новая, современная трактовка спектакля была осуществлена на сцене новосибирского Колизея, которая идёт и по сей день. В 2001 году 15-16 декабря, в рамках Рождественского фестиваля искусств, состоялась премьера оперы Ж. Бизе «Кармен». Спектакль стал дипломантом национального театрального фестиваля «Золотая маска». Над постановкой спектакля работала группа больших профессионалов: режиссёр А. Степанюк, музыкальный руководитель и дирижёр – заслуженный артист Татарстана С. Калагин, художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России И. Гриневич, художник по свету – Г. Фильштинский, балетмейстер-постановщик, ассистент режиссёра по пластике – Г. Калошина, хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России В. Подъельский.

 Исполнителями главных партий в день премьеры были: Кармен – заслуженная артистка РФ Т. Горбунова, Хозе – заслуженный артист РФ О. Видеман, Микаэла – народная артистка РФ Т. Ворожцова. Спектакль получился очень масштабным, красочным и эффектным, режиссёр, как он сам говорил, вкладывал в него свою душу, добирался до каждой мелочи в характерах персонажей и всех артистов, находящихся на сцене.

 Спектакль «Кармен» в постановке новосибирского театра оперы и балета получил высокую оценку зрителей как в Новосибирске, так и за пределами страны. Театр выезжал на гастроли в Южную Корею, Пусан и Сеул в 2003 и 2009 годах, также в Таиланд и Бангкок в 2004 году. Каждый раз Новосибирская труппа возвращалась после гастролей с большим успехом и триумфом, получив от зарубежных зрителей высокую оценку не только интересной и захватывающей постановки, но и высокого профессионального мастерства сибирских артистов. 

 

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2863; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!