УСТАЛОСТЬ ОБЪЕКТИВНО УТОМЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
ДЕЙСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ
СОСТОЯНИЯ
ЧУВСТВЕННЫЕ ТОНЫ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1
Внимательно прислушайтесь к своему телу и попробуйте описать то, что вы ощущаете в себе. Дальше. Проанализируйте разговоры о самочувствии, которые ведут ученики и другие люди, особенно перед ответственными испытаниями экзаменами или соревнованиями.
Вот что вы отметите. У нас много слов и понятий об окружающем мире. Это закономерно, ведь мы его познаем и строим на него направлена едва ли не вся человеческая активность. А перенесение внимания на себя - интраверсия, на свой внутренний мир - - чувствования, как правило, связано с болезненными изменениями в нашем теле или с душевными «болями»: у кого что болит, тот о том и говорит. Потому-то на определение негативных психосоматических состояний наша речь достаточно щедра. Но у нас значительно меньше слов и понятий об уравновешенной, гармоничной, в норме работающей машине тела и о слаженно действующем механизме души, когда они - - тело и душа - - находятся, так сказать, в состоянии оптимума.
Попытайтесь найти антоним к слову «боль», то есть назовите состояние человека, у которого ничего не болит. «Наслаждение»? «Отрада»? Но их антонимы «страдание», «горе», «печаль» и т.д., только не «боль». Интенсивность болевого воздействия может быть снижена до самой нижней отметки шкалы ощущения - до переживания всего лишь щекотки. Но и «щекотка» - - не антоним «боли», да и совсем не противоположность последней. Болевые противоположности - - приятная щекотка и вообще все приятное. Но тем не менее соответствующего антонима нет.
|
|
Гармоничная жизнь нашей души и тела — беззвучна, молчалива, ощущается однообразно.И только внутренние и внешние «неровности», «трения», состояния болезни, несчастья вызывают толчки, «шумы», «перебои». Ход работы души и тела становится прерывистым.
Итак, чувствование своего внутреннего состояния в оптимуме жизнедеятельности человека практически отсутствует: человек не чувствует себя.
Но было бы ошибкой считать это особое явление - нечувствование себя - угасанием активности, минимизацией контактов и каналов для приема и передачи энергии и информации, которая связана с нечувствованием, покоем, «нирваной». Нет! Это состояние такого успокоения, которое внутренне максимально активно и направлено на: накопление, сохранение и поддержку высокого потенциала жизнедеятельности. Нечувствование себя - не «спанье», а, напротив, бдительное ожидание новых задач жизни.Внешне успокаиваемся, чтобы быть во всеоружии перед предстоящей задачей, перед будущим. Не чувствуем себя потому, что мы в таком состоянии существуеми действуем вне себя, в объективном.Еще и потому, что большая часть нашей жизни проходит, так сказать, в безмолвии себе, а проникающая внутрь себя бдительность - интраспекция• редкостное состояние здорового и творчески работающего человека.
|
|
Для чего человеку овладевать оперативным спокойствием?
Оперативное спокойствие это изысканная наблюдательность, умение прислушиваться к тончайшим изменениям снаружи себя, сопоставление пережитых впечатлений с содержанием, устремленным в будущие состояния тела и души.
2
Чтобы глубже проникать в будущее, необходимо иметь высокую культуру мышления, чувств и воображения. Владеть умением стать и стоять собранно перед будущим, понимать свое преходящее нынешнее состояние.
А над чем же в этом состоянии работать мышлению, чувствам и воображению, чтобы целесообразно развивать талант?
Обратимся к аналогии: алмаз обрабатывается алмазным инструментом. И больше никаким.
Чтобы развивать талант, надо дать ему возможность работать на материале, созданном талантами и гениями. Надо ученику сначала пройти их путь творчества, научиться ему, а потом пробудится способность к такому самовыражению.
|
|
Над чем работать, чтобы научиться творчеству? Над достижениями науки выработанной человечеством системы добывания знаний;над произведениями искусства — банком чувств наивысшей пробы, которые надо научиться переживать; над постижением природной логики создания техники и технологии промышленного производства ценностей: разумеется, кому что по вкусу и интересам.
Итак, мерой умственной активности ребенка, отрока, юноши и будет то, насколько он гармонично развивается,оттачивая инструменты механизма таланта на достижениях науки, искусства, техники и технологии, то есть на материале истории человеческой ноосферы.Ибо материал ноосферы - - и средство развития таланта собственными силами, и мера овладения самим собой, и приобретенное условие способности к самостоятельному творчеству.
Равновесие, гармония в себе, нечувствование себя -оптимальное состояние здоровья - - главная предпосылка готовности к производительному действию, готовности к решению сложнейших задач. С этим состоянием тесно связанных и чувственные тоны всей жизнедеятельности человека. Ко внешнему проявлению этого состояния следует отнести и то, что называют душевной красотой человека.
|
|
Таким образом, ребенок, отрок, юноша с оптимальным уровнем энергопотенциала и здоровья представляет собой человека, который:
• направлен - экстравертирован - всей своей душой, своими способностями на то, что находится вне его, снаружи;
• имеет оптимальную готовность к напряженнейшему действию, так как не боится задач, которые в любое мгновение могут впиться в его душу и вызвать больший или меньший дискомфорт;
• всегда нацелен на будущее всем своим существом мышлением, чувствами и воображением, поскольку они обеспечены достаточным энергопотенциалом и гармонично работающей психомоторикой.
Сколько существует просвещенческая деятельность общества, столько перед учеником и учителем, а в наше время перед практичным психологом, стоит вечная проблема - объективно оценить действенное состояние ученика и избежать утомления и переутомления. Это означает и то, что нужно найти меру учебной нагрузки, не противоречащую принципу оптимального развития таланта и обеспечивающую достижение максимальной эффективности работы ученика при условии минимальных (из всех возможных, но больших по количеству) расходов энергии и времени. Вместе с тем принцип оптимального развития означает и постоянную поддержку оптимального психологического состояния - неощущение себя - ученика в продолжение учебного года и всего обучения.
4
При таких условиях ребенок, отрок, юноша сможет научиться: а) работать над развитием своих способностей, б) тренировать их работой над учебным материалом содержанием ноосферы, в) беспрерывно врастать в культуру человечества, соединяя чужой опыт решения задач со своим собственным.
Особенно важно поддерживать оптимальное действенное состояние учеников начальных классов, которые еще не совсем адаптировались к новому и довольно непривычному способу жизни и не научились необходимым умениям правильно жить и производительно действовать. Эти умения вам известны, но еще раз напомним их в связи с характеристикой психических состояний и условий развития механизма таланта. Это умения:
• слушать себя, сигналы мудрости тела и голос интуиции, которая способна решать широкий круг различных задач: чувственных, воображаемых, психомоторных, распространенных в жизни и меньше - - в обучении;
• понимать свои психические состояния, оценивать их содержание, учитывать особенности сигнализации мудрости тела и предвидеть переход каждого состояния в свою противоположность;
• давать своим психическим состояниям надлежащую оценку и на ее основе самостоятельно регулировать объем и плотность работы, время отдыха и целесообразно пользоваться креативной силой своего досуга. К сожалению, силы учеников ограничены, и увеличение нагрузки (объема, плотности, сложности) учеников (на чем настаивают некоторые специалисты) подрывает силы таланта, который еще только начинает развиваться. Это относится ко всем ученикам: и к тем, кто хорошо учится, чтобы продвигаться вперед еще быстрее, и к неуспевающим, которые работают мало, поскольку уже потеряли надежду догнать и обогнать передовых. Результат для тех и других один - происходит самое неприятное: ученика охватывает утомление, он теряет ощущение свежести, и начинает скользить по наклонной вплоть до положения постоянного двоечника, махнув рукой на свои способности: что будет, то и будет...
В психическом состоянии утомления тщетно сознательно надеяться на высокие результаты, потому что утомление тормозитработу механизмов мышления и чувств и дает свободу работе воображения! оно и пленяет своими достижениями сознание yc-j талого ученика.
А чем он здесь работает? На помощь приход, и т память, и изо всех сил он пытается» не осознанно овладеть учебным материалом, а просто запомнить всё от «а» до «я».
Но в этом случае ученика подстерегает ловушка: память, вместо выполнения функции «вместилища»! знаний и опыта, берет на себя функции регулятора действий и деятельности. Тогда как действительными регуляторами их являются только мысли, чувства и образы, сознательно пережитые и насыщенно энергетически.
А чем же все-таки является то, что заучено учеником наизусть, например стихотворение, закон природы или обычная математическая формула? Разумеется, знаковыми системами, которые что-то обозначают, признаками чего-то, но не смыслом, который ими выражается и понимается человеком для руководства своими действиями...
Отсутствие свежести отрицательно скажется и на мотивации обучения: исчезает потребность освобождаться от дискомфорта при выполнении учебного задания; ученик больше .обеспокоен своим состоянием, а не тем, как лучше учиться. Постоянный внутренний дискомфортзаставляет его размышлять о том, как избегать учебного напряжения и сохранять остатки своего обедневшего энергопотенциала. Ученик этим себя ещё больше изнуряет, а чтобы как-то сохранить себя, создает в себе установки на бездельничанье, ничегонеделанье, на уличные развлечения.
Что это такое? Установки на избежание учебного напряжения защитные способы ученика, которыми он пытается охранять свою целостность от разрушения непосильной работой.
Так перестраивается структура его личности, И в этой перестройке уровень энергопотенциала определяет, будет или не будет оптимально развиваться механизм таланта ученика.
5
К числу факторов, обусловливающих оптимальное состояние нечувствование человеком себя самого, относится не только мощность восстановления энергии сразу после завершения работы умственной или психомоторной, но и накопления энергии средствами досуга. Если послерабочее восстановление - -это, так сказать, тактическая акция тела человека,для которой используются не только фосфагенные или углеводные субстраты, но и жиры, энергоемкость которых выше более чем в три раза, то досуг решает стратегическую задачу.Он -и активный отдых между рабочими днями, и средство накопления энергопотенциала из других, внешних источников: науки, искусства, природы, которыми так богаты национальные и ноосферные достижения.
Эти два механизма накопления энергии, работая вместе, создают энергетические условия для выхода работы механизма таланта на новые, еще не освоенные режимы работы. И это должно происходить без форсирования и переутомления - естественным путем, безвредно для здоровья души и тела ученика.
ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАЛОСТЬ
Это состояние ученика возникает, когда он находится в оптимальном состоянии и оптимально построенной учебной деятельности. Он не чувствует себя и потому направлен на внешнее - на процесс учения.
По мере выполнения учебной работы (оптимальной по психическому напряжению) ученик переживает комплекс чувствований и чувств: приятную вялость, уменьшение сил, некий дискомфорт, снижение активности и зачастую потерю интереса к работе.
На фоне этих переживаний работоспособность, как правило, не уменьшается, а экономичность движений мысли, течения чувств и работы воображения даже повышается. Задачи ученик решает просто и быстро («как по маслу»).
А разве существует линия (форма, траектория) более благоприятная для успешного решения задач и развития ученика?
Если задача не оказывает сопротивлении, то это не задача, а задание,требующее только механической, но не умственной активности. А если нет сопротивления механизму таланта в целом, то и отсутствуют условия его развития. А когда существует сопротивление задачи ученику, то, решая ее силой мышления, чувств и воображения, он попадает в особое состояние. Оно называется вдохновением- подъемом, приливом творчества. Что может быть лучше такого состояния?..
Чрезмерное сопротивление задачивызывает противоположное состояние страдание души.Беспокойство, мука, донимающая боль по поводу своего бессилия разрушают структуру личности ученика: его начинает охватывать животный страх перед более-менее трудной задачей или сложными обстоятельствами жизни либо деятельности. Страх как перед угрозой жизни, перед чудовищем, которое пугает ученика там, где его совсем нет.
Многие учителя считают, что в конце уроков производительность действий ученика должна обязательно снижаться. Однако наши исследования, в частности графиков энергопотенциала учеников и умственных напряжений, свидетельствуют о противоположном: ученики с оптимальным состоянием имеют уровень энергопотенциала в конце уроков выше, чем в начале.
Итак, ученик в ученье при определенных условиях способен, обучаясь, зарабатывать энергии больше, чем расходует.
Устает ли он? Устает, но не от расходования энергии, а от того, что механизм таланта «нагревается» работой, и, чтобы «остыть», ему необходимо некоторое время.
Но поскольку таких учеников очень и очень мало, то они выпадают из поля зрения наблюдателей.
Усталость - субъективное переживание.Природный, сигнал сознания о допустимости напряжения и расходования энергии во время работы, который не причиняет вреда организму ученика. Напротив, среди других переживанийестественная усталость приятна, порождает положительные ~~ познавательные, нравственные и эстетические чувства, духовный подъем.
Усталость - обязательное условиене только приятной жизни, но и развития.
Между прочим, к выражаемому учеником субъективному чувству усталости следует' внимательно прислушиваться и ему доверять: усталостью тело сигнализирует нашему сознанию о приближении состояния к границе, за которой, как вы уже знаете, начинаются негативные процессы дезинтеграция механизма таланта,
В отличие от следующих состояний утомления и переутомления (негативных), последействияусталости быстро преодолеваются. И не только преодолеваются, но при определенных условиях накопление энергоресурсов происходит в ходе самой работы.Но в период отдыха, а во время работы! Этот процесс волнообразный. Каждое учебное действие порождает волну энергии больше предыдущей; на эту волну накладывается новая и так далее. Это управляемый процесс: каждое следующее действие, урок, недельная нагрузка создают свои волны прибыльной энергии,вершины которых, совпадая в одной, делают энергетическую волну, подобную цунами.
Но чтобы восстановление и накопление энергии происходили систематически, ученик должен иметь оптимальный энергопотенциал и оптимальные паузы для отдыха: между действиями на уроке, между уроками рабочего дня, между днями недели, а также соответствующий режим досуга как формы и средства накопления энергопотенциала — подготовки к следующему рабочему дню.
В этих условиях возможно развитие механизма таланта не только максимальными действиями: объемом, напряженностью и их плотностью, но и в соответствии с законом минимального действия.
Аналог такого типа роста существует и в растительном мире; все его видели. Так, на только что заасфальтированных дорожках появляются холмики. Они незаметно поднимаются, становятся выше и выше —- и наконец лопаются на верхушке. И что же мы с удивлением видим? Из щели между обломками асфальта высовывается бледно-зеленый стебелек!..
Неужели он взломал асфальт? Удивление увеличивается, когда мы начинаем размышлять. Известно, что растение состоит почти из одной воды. Где оно берет энергию, чтобы действовать с силой отбойного молотка, преодолевающего эту твердь?
Ничего загадочного здесь нет; растение и асфальт взаимодействуют в строгом соответствии с вышеизложенным.
А происходит это так: семя, попавшее под асфальт, прорастает и силой роста давит снизу. Асфальт отвечает на эту силу минимальным прогибом (у асфальта почти нет пружинящих свойств). Стебелек продолжает расти, и давление делает еще больший прогиб: асфальт отступает— и еще больше вздымается. Минимальная сила вызывает прогиб на минимальное расстояние.И это продолжается до тех пор, пока асфальт не взломается и не откроет свободный простор для роста стебелька... Вот в чем сила роста!
А закон этот прост: чтобы получить в обучении или работе минимальные изменения в механизме таланта, можно затратить наименьшую работу из всех возможных.Значит, все другие работы будут больше, чем та работа, которая дает минимальный прирост качества или количества, а лучше всего -меры таланта.
Итак, каждое действие ученика (умственное или психомоторное), урок или учебный день должны давать положительные изменения. Даже минимальные положительные изменения: тише едешь, дальше будешь... Этот процесс: обеспечивает систематичность развития, сохраняет здоровье, ученика, превращает учебную работу из тяжелого труда в приятное и зачастую развлекательное занятие.
Посмотрим, что происходило у наших подопытных, тех, которые находились в оптимальном состоянии от начала до конца занятий. Что они за это время приобрели? И как согласуется все это с раз питием механизма обмена энергии и информации и соответствующих ему способностей? Вот что там происходило:
• ученики выполняли оптимальные действия, (осознанно оптимальные) по психическому напряжению;
• ученики получали после каждого действия минимальный прирост энергопотенциала и качеств регуляции движений;
• благодаря этим положительным изменениям происходила экономизация работы механизма таланта;
• экономизация расходования энергии обусловила ее приращение «затечет повышения активности суперкомпенсации того, что человек зарабатывает, выполняя действие;
• все эти достижения: мышления, чувств, воображения и психомоторики —/позволили поддерживать работоспособность на устойчивом уровне и превзойти ее к концу занятия.
Возникает вопрос - а знали ли ученики, когда нужно делать паузы для отдыха и когда нужно заканчивать работу? Точнее, чувствовали они моменты, когда надо сказать себе: отдохни, кончай работу? Знали и точно этими знаниями пользовались. А откуда они это знали? Их специально учили умениям: слушать себя, понимать себя во время работы и оценивать себя и свое психическое состояние, доверяя своему чувству гармонии, то есть они контролировали себя и свои действия интуитивно.
Таким образом, каждый ученик напряженностью своего психического состояния подходил к границе возможного - и останавливался. Останавливался, чтобы избежать перехода усталости в утомление, а еще хуже -в переутомление, на границу уже качественно иного состояния — нормы и патологии. Причем они были способны чувствовать наиначальнейшие моменты, когда возникает лишь неуловимая тенденция к снижению трудоспособности. А когда она снижается, то это уже результат воздействия на механизм таланта, которое тормозит его развитие и может начать разрушительную работу.ПАРАДОКСАЛЬНАЯ УСТАЛОСТЬ
Парадоксальная усталость возникает в ученике, который находится в состоянии оптимального энергопотенциала. Но учебная деятельность построена на форсированном режиме: чем больше ученик выполняет заданий, тем лучше результаты —количество знаний, умений и навыков.
Состояние этой усталости известно каждому из нас.
Это психическое состояние характеризуется тем, что возрастает приток сенсорной информации уже не извне, а изнутри человека —от перенапряжения механизмов таланта. Но это состояние наиболее заметно в характере работы моторной системы человека. Кто не знает, как немеют руки, тело?
Парадоксальная усталость блокирует регуляторные механизмы действий и деятельности тем, что мощный приток сенсорной информации вытесняет сознательную информацию или исключает ее из активности. В первую очередь это относится к семантической стороне регуляции. Вот почему ощущение и восприятие притупляются, чувственные (сенсорные) коррекции становятся невозможными, а из состава образа действия выпадают его отдельные элементы - их затмевает дополнительная и потому вредная для совершения действия информация.
Когда человек, выполняя психомоторные действия, попадает в состояние парадоксальной усталости, то даже неопытному глазу видно, какую разрушительную работу выполняет это состояния. Например, на финише бега, кто бы ни бежал — мастер или новичок, последствия воздействия усталости одинаковы. Тот же, кто выполняет действие, практически не чувствует изменений в системе движений, а считает, что прилагает значительно большие усилия, чем в начале, а увеличения производительности?—- такого желанного -нет!
Не лучше в таком состоянии пишет в тетради ученик. Что мы видим? Парадоксальная усталость приводит к тому, что, забыв о красоте почерка, ученик пишет крючки, закорючки и другие геометрические фигуры на плоскости бумаги, вытанцовывая удивительный танец между линейками. Написанное он сам не в состоянии прочитать и разобрать. А когда начинает читать написанное собственноручно, то уподобляется грибоедовскому пономарю: без чувства, без толку, без расстановки воспроизводит звуковой ряд...
Наши исследования дают все основания более точно рассмотреть понятие «усталость». Дополнить его содержание количественными и качественными психофизиологическими данными, ранее не учитываемыми. Такое расширение понятия усталости имеет для человека регуляториый смысл.А образ этого смысла, его содержание и сущность позволят более, эффективно контролировать уровень усталости ученика и предупреждать его переход за границу дозволенного.
Парадоксальная усталость возникает, когда ученик, как и в первом случае, начинает занятие в оптимальном состоянии, то есть он в этом состоянии готов к развитию. Но психологическая напряженность слишком велика по объему и плотности и поэтому, воздействуя на механизм таланта ученика, блокирует его активность. Волевое усилие на преодоление сопротивления нагрузке еще, больше поднимает напряжение - и ученик попадает в состояние стресса. Возникает внутренняя борьба с напряжением, требующая максимальной мобилизации умственных и психомоторных сил — с одной и с другой стороны — для того, чтобы успешно выполнить учебное задание: он между двух огней.
Человек, перенапрягаясь внешней и внутренней волевой нагрузкой, оказывается в новом и довольно неприятном для себя состоянии. Перенапряжение мышления, чувств и воображения или психомоторики — всех вместе либо одного механизма из многих •— создает непреодолимые трудности. Ученик готов отказаться от работы, защитить себя психологическим бегством.
Последствия этого состояния конкретны: возникает состояние физиологического дискомфорта, нарушается координация движений — человек становится аварийным, снижаются сила внимания, точность восприятия и мышления, то есть действия и поступки сопровождаются выразительным и разрушительным угнетением умственных и психомоторных функций.
Любознательный читатель- нетерпеливо ждет следующего аналога психического состояния парадоксальной усталости. Разумеется, подобное познается подобным: существует такой аналог - - парадокс дорожного катка.
Когда строят или ремонтируют дорогу, пользуются катком. Чем больше масса дорожного катка, тем более плотной станет почва, тем лучше по ной будет ездить и ходить. В зависимости от свойств почвы (чернозем, глина, песок и др.) берут каток соответствующей массы. Почему соответствующей, а не какой-либо? Чтобы в системе «каток — почва» создать оптимальную связь составных частей, превратить дорожное покрытие в некий монолит.
Итак, уплотнение почвы возможно до определенной границы, переход этой границы даст эффект, противоположный желаемому. Этот закон действует повсеместно, и следует его уважать и учитывать его двойственное действие: образование целостности распыление целостности.
Если каток слишком тяжел, почва под ним б у дот превращаться в пыль, в порошок. А результат этих действий противоположный цели: вместо создания, роста или развития системы происходит ев разрушение, превращение в ничто.
Так вот, перегрузка ученика большими объемами и плотностью учебной работы (на уроке и дома) делает с учеником то же самое, что с почвой слишком тяжелый каток. В обоих случаях нарушается внутренняя гармония души и тела, гармония целостного существования.
Вот почему призывы к повышению нагрузки ученика, преследуя благие намерения сделать его более образованным, оборачиваются для ученика злом.
Почему такое происходит и даже превращается в систему?
Пренебрегают законом оптимального действия. Или на него не обращают внимания. Но нет оснований говорить, что закон оптимального действия ученика в школе нарочно не замечают. Его просто не знают.
Напомним еще раз: ученик, выполняя оптимальное действие, систему действий, находит в себе способы, позволяющие ему на такие действия расходовать энергию самую минимальную из всех возможных количеств.А его заставляют действовать максимально и «проезжают» дорожным катком по его душе, а тело расходует максимальную энергию и блокирует механизмы развития механизма таланта.
Максимальное действиенеобходимо только в экстремальных условиях, когда речь идет о сохранении жизни, спортивном соревновании, просто экзамене. Но как средство обучения, применяемое систематически, изо дня в день, месяцы, годы, максимальное действие запрещено природой человека. Почему? Во-первых,максимальные действия при любых условиях всегда не экономичны, не точны
и не производительны; во-вторых,они приводят к преждевременному истощению оперативного энергопотенциала - и ученик становится беззащитным от воздействий неблагоприятных условий жизни; в-третьих,они, разрушая то новое, что появляется в механизме таланта, тормозят темп развития и приводят к снижению трудоспособности: вредят организму.
Накопленная усталость приводит к серьезным негативным последствиям для ученика. Внутренний дискомфорт субъективно уже начинает фиксироваться в форме болей в мышцах, сердце, печени, желудке и др. Что это за сигналы? Перенапряжен ные органы и системы тела сигнализируют болью сознанию о том, что их состояние дошло до предела, до границы, за которой уже начинается разрушение. Боль сигналы «мудрости тела» об опасности, а значит, и о состоянии дистресса.
Последующие состояния, вызываемые парадоксальной усталостью, уже связаны с разрушением органов и систем организма, а не только со снижением трудоспособности, с которого начиналась отрицательная реакция на перегрузку.
Подчеркнем: восстановление разрушенного возможно, но для этого необходимы длительное время и соответствующая рекреативная, ободряющая работа, чтобы произошло полное восстановление энергопотенциала.И лишь после полного восстановления расходованного и разрушенного возможно продолжение приостановленного процесса развития. Итак, мы и здесь видим, что процессы роста - - вое-становления и накопления предшествуют процессам развития - изменениям меры механизма таланта.
Что же в состоянии парадоксальной усталости ведет к дистрессу?
Подмена механизма энергообеспечения, В оптимальном действенном состоянии и при выполнении учениками оптимальной системы действий (урока, учебной недели и т.п.) органы и системы души и тела ученика питаются высокоэнергетическими веществами жирами и производными от них. Поэтому ученики и не устают. Но стоит подпить внутреннее напряжение за границу оптимума, как этот механизм автоматически выключается из активности.
Чем выключается? Волевой стимуляцией работы, которая пользуется «легким» горючим углеводами. А раз так, то человек, продолжая волевые действия, садится на голодный углеводный паек, потому что жиры, на которых до этого происходила работа, имеют, напомним, в три раза большую энергоемкость, чем «легкое» горючее белки и углеводы.
Это состояние ярче других наблюдается при выполнении психомоторных действий. Переход от одного парадоксального состояния к другому сопровождается всем известной «мертвой точкой» и «вторым дыханием», приходящим после нее. Что происходит в этом состоянии перехода к «мертвой точке» и от нее ко «второму дыханию»?
Трудоспособность резко снижается, ноги наливаются свинцом, человек задыхается. Иногда и откажется продолжить действие, охваченный страхом перед неизвестным и достаточно тяжелым психическим состоянием. Это больше всего относится к новичкам, которые иногда испытывают страх перед возможной смертью; они говорят: был ни жив. Ни мёртв, а потом стало очень легко. А на уроках это состояние приводит ученика к зевоте, будто что то сильно клонит ко сну, и т д.
«Второе дыхание» и его механизм понять, нетрудно: мощность работы до него автоматически снижалась, помимо воли и сознания, нарушается регуляция движений мысли, чувств и воображения, координация их между собой оптимизируется, а это все вместе блокирует углеводный обмен энергии и включает окислительный,работающий на жирах механизм энергообеспечения работы. Сразу стремительно увеличивается количество свободной энергии, а человек, наполняясь новыми силами, чувствует свободу, и у него открывается «второе дыхание». И наступает не только свободное дыхание, но и увеличение производительности труда до предыдущего уровня.
Состояния «мёртвой точки» и «второго дыхания» могут повториться несколько раз подряд. А условия их возникновения вам известны: достаточно перегрузить механизм энергообеспечения, и сразу возникают эти парадоксальные состояния.Нагрузка оптимизируется: возвращается «второе дыхание» и восстанавливается работоспособность.
Пагубность парадоксальной усталости в том, что истощение энергопотенциала непосильно напряженной работойведет к состоянию дистресса, затем углубляется утомление, которое трансформируется в переутомление, а ученик незаметно ни для кого и даже для себя оказывается на границе уже другого состояния, пограничного, —.нормы и патологии.
УСТАЛОСТЬ ОБЪЕКТИВНО УТОМЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
1
Это особое психическое состояние.
Человек в состоянии покоя - - бездеятельностичувствует себя нормально и не подозревает о своем утомлении. Почему? Утомление не имеет лица и но сигнализирует нам о себе. Об усталости он узнаем, когда начинает работать. Даже совсем маленькая нагрузка отзывается в душе и теле неприятными последствиями: человек быстро устает и, как правило, отказывается продолжать работу.
О чем это свидетельствует, вы уже знаете. Довольно давно или недавно по этому человеку «прошелся каток перегрузки», восстановление расходованного или разрушенного еще не произошло, предложенная работа привела еще к худшему психическому состоянию, чем предыдущее. А действие обнаружило утомление в полном объеме неприятных и даже тягостных переживаний.
Почему только действие может выявить истинное психическое состояние человека?
Состояние объективно утомленного человека безлико. Оно неосознаваемо и продолжительно.Человек привык к постоянным трудностям своего существования и считает: все так и должно быть. Кому живется легко? И только один фактор может зафиксировать в сознании «Я устал!» действие производительность и продолжительность работы.
Утомление характерно для всех видов человеческой деятельности, независимо от того, что является перерабатываемым материалом энергия или информация либо то и другое вместе. Утомление и усталость везде идут рядом. Если усталость субъективное переживание тяжести работы, следствие затрат энергии, то утомление - процесс диско-ординации внутри организма, снижающий его работоспособность. В отличие от утомления, усталость даже приятна, преодолевается довольно быстро и без малейших негативных последствий, разрушений.
Утомление же приводит к синдрому остановки на достигнутом уровне мышления, чувств, воображения и психомоторики: работа выполняется, а роста и тем более развития человека нет.В таком состоянии только ребенок продолжает расти, но процессы развития его души останавливаются.
Как быстро расти? За счет остатков энергопотенциала, израсходованного на восстановление разрушенного непосильной работой.
Субъективно границу, разделяющую эти состояния, определить очень трудно, поскольку усталость содержит в себе начало утомления, а последнее в сознании отражается не так четко. Часто человек привыкает к состоянию утомления, сживается с ним -л не обращает внимания. Адаптируется.
Следует подчеркнуть и то, что усталость — условие нормальной жизнедеятельности. Асамое главное в том, что усталость движущая сила развития.Развития человека и механизма его таланта. Ибо без изменений, необратимых, закономерных и целесообразных,человек оставался бы растущим, но не развивающимся.
2
Что же удерживает человека от утомления и переутомления?
Разумеется, обеспечение оптимума жизнедеятельности ученика — функция образовательно- воспитательной системы...
Но и сам человек— - ребенок, отрок, юноша должен регулировать свои психические состояния в обучении. И здесь на выручку могут прийти хорошо развитые чувства меры работы и отдыха.
К этому следует прибавить еще один — достаточно забытый - фактор жизни. Это — досуг. Тогда напрашивается научная разработка формулы жизничеловека, состоящая из триады: работа отдых -досуг.
Вместе с тем возникают вопросы: что должно на что воздействовать - отдых на работу или работа на досуг; что чему помогать, что делать, чтобы он владеть искусством правильно жить?
Есть несколько ответов, из них лишь один правильный. Какой? Работать ради развлечений? Отдыхать и развлекаться ради работы? Работать отдыхая? Жить ради развлечений? Список этот можно продолжить...
Правильный ответ: отдых и развлечения на досуге—ради производительного труда. Развлекаться на досуге, чтобы быть более готовым к предстоящей работе, потому что развлечения на досуге' напоминают отдых, а, не будучи в состоянии работать беспрерывно, человек нуждается в отдыхе. Таким образом, отдых и досуг не являются целью человека, потому что они"— средства и существуют ради деятельности. Они помогают восстановить силы после напряженной работы намного быстрее, чем праздное безделье.
Итак, необходимо научить чувства различать и оценивать меру нагруженности ученика и напряженности его работы. Но такое органическое сочетание чувства меры возможно в синтезе с понятием оптимальных: психических состояний, функций отдыха и креативной силы досуга; - и тогда они станут руководящими в искусстве развития механизма таланта.
Мы можем столько, сколько знаем.
А что человек должен уметь?
Во-первых, доверять голосу мудрости тела (он подсказывает своей выборочной сигнализацией или болью: здесь не так - наличествует зазор, а здесь -все хорошо; что надо делать, а что оставить; как поступать в данной ситуации, здесь и сейчас и т.д.).
Во-вторых, правильно оценивать зазор между действительным и естественным - - меру нарушения
гармонии: внутренней и внешней, тела и души, человека и природы, человека и ноосферы.
В-третьих, не препятствовать работе души по преобразованию этих подсказок (коррекций) в образ соответствующего действия, вследствие чего зазор хотя бы не намного, но уменьшался бы.
Когда человек умеет слушать, слышит и понимает голос мудрости тела, то он может увидеть себя (свою душу) без искажений—один к одному. Но надо учитывать и то, что этот снимок - мгновенный и есть лишь моментом волнообразно текущей жизни. Между тем, нужно понять: подсказанное, мудростью тела руководство к следующему действию, к решению задачи, которое освобождаем человека от пут или находит ответ на поставленное условие, пригодно для пользования сегодня, завтра и всегда.
Голос мудрости тела - это чувственный эквивалент продуктов работы законов природы внутри нас и нашей работы с окружающей средой. Познавая себя, мы познаем законы природы.
Почему же одни люди слышат этот голос, а другие - нет? Или слышат, но не понимают его? Почему и слышат, и понимают, но не доверяют и не принимают к руководству информацию, подсказанную мудростью тела?
Все зависит от наученности этому искусству человека, а также, от уровня энергообеспечения жизнедеятельности. Важную роль играет знание того, 4fo передают сигналы, которые несут определенные сообщения нашему сознанию. Почему наше тело такое разноголосое и когда оно подает сигналы, вы уже знаете. Отображение в сознании: чувственного тона- норма психического состояния; отдельного голоса— сигналы о начале нарушениязаконов жизнедеятельности тела и души, в соответствии с которыми мы живем и действуем с приятным комфортом; сигнализации болью— состояние тела и души приблизилось к границе дозволенного им природой —границе, за которой начинаются необратимые процессы разрушения.
Итак, чем сильнее голос мудрости тела — боль, тем дальше мы продвигаемся за пределы дозволенного. Куда? Туда, где не только существует угроза нашей жизни, но и начинается гибель.
Отсюда и искусство правильно жить и производительно действовать становится понятным и доступным каждому. Мудрость человека — это способность строить жизнь и действовать в согласии с мудростью тела.
Что такое мудрость — понятно, а что такое глупость?
Глупость — система мыслей и действий, которые мы выполняем вопреки мудрости тела. Это потеря ясности мышления, чувств и воображения, которая делает человека (временно или навсегда) умственно ограниченным.
Дело в том, что эта мудрость —'опыт не наживной, ее невозможно приобрести ни действиями, ни размышлениями, ни жизненным опытом. Мы мудрость тела получаем в наследство от матери, то есть от природы. Мудрость эта начинает работать с первого дня нашего самостоятельного существования— и остается неизменной до последнего вздоха.
3
Мудрость тела и интуиция - явления родственные.
Если интуиция души - - догадка, результат проницательности, базирующейся на предыдущем, но не упорядоченном опыте,то мудрость тела выполняет те же функции. Какие? Мудрость тела — способность непосредственного распознавании несоответствия состояния, действия, деятельности законам природы, при этом тоже без обоснования с помощью доказательств.
Прислушаемся к своему состоянию еще внимательнее. Бели мы живем в согласии с природой и деятельностью, то себя просто не чувствуем: для мудрости тела и интуиции работы нет. Мы воспринимаем свое состояние, свое бытие как благо.Тело молчит и душа не досаждает своими советами: ведь от добра добра не ищут.
Но стоит возникнуть дискомфорту (внутреннему или внешнему давлению), тело мгновенно решает задачу и подсказывает как нам быть. Преобладает внутренний дискомфорт — задача внутри нас:, внешний — задача уже впилась своими когтями в нашу душу...
Так же, как мудрость тела решает жизненные задачи, задачи сохранения целостности и жизни тела и души, так и интуиция решает задачи действий и деятельности без участия нашего сознания. Так же благодаря мудрости тела и интуиции мы получаем уже готовое решение задачи -освобождение от оков — действиями, которые почти всегда целесообразны,то есть сигналами мудрость тела и интуиция только воспроизводят результат решенной задачи, а процесс, приведший к этому решению, остается тайной.
Почему мы говорим «почти всегда»? Мудрость тела и интуиция ошибаются так же, как и мышление, чувства и воображение. Мы уже не говорим об ошибках психомоторики, это—отдельная тема для исследования. Скажем только: ошибка психомоторного или умственного действия -— способ поиска оптимального варианта решения задачи в период обучения человека. Мы ошибаемся потому, что у нас нет нормального энергообеспечения работы, а имеется дефицит энергопотенциала, то есть превышение расходов энергии над доходом. Процесс же обучения или работы убыточен.
Сделаем некоторые выводы.
Эта часть книги практическая. В ней описаны способы измерения, толкования и понимания состояний таланта. Приведены способы развития мышления, чувств и психомоторики, а также наращивания энергопотенциала. Что в этом самое важное? Если вы усвоили понятия «талант» и «энергопотенциал» не как слова, известные г детства, не как понятия, а как символы, то перед вами открывается богатая и многоцветная картина своей человеческой сущности. Вы кое-что узнали о себе самом.
Теперь эти символы — талант и его механизмы - приобрели для вас новые свойства. В частности, эти символы стали:
• материальными— единицами мер: приобрели измерительную силу;
• изменяющимися: талант и его механизмы развиваются или разрушаются и могут быть в «замороженном» на долгие годы состоянии;
• кумулятивными: предостерегают, что талант и его механизмы могут развиваться по пропорционально и сосредоточивать направление развития тех составных, которые получают оптимальную нагрузку, тогда как остальное переутомляются или остаются в «замороженном» состоянии. Талант и его энергопотенциал специализированы на:
• выполнении работы, которая может стать процессом познания, а лучше — творчества;
• обеспечении информационно-энергетического обмена внутри человека (мудрость тела и интуиция) и с внешней средой;
• осуществлении пластических потребностей тела и души: их функции зачинают, развивают и совершенствуют соответствующие им органы и системы организма;
• аккумуляции информации и энергии для решения умственных и психомоторных задач или для творчества; • обеспечении условий жизни с удовольствием.
Осознавая порождающую и измерительную силу символа «талант» и его отдельных механизмов, вы охватываете своим сознанием часть своей целостности (и ученика), учитесь пользоваться ими как инструментами познания и практических действий, направленных на одоление себя самого.
Если этими понятиями как символами овладевает и ученик, то мир открывается для него с новой стороны. Человек может увидеть себя через эти символы, будет чувствовать себя сквозь них, понимать себя с помощью этих символов. Он сознательно начнет зарабатыватьэпергопотенциал, развивая свой талант, поскольку почувствует эти символы неотрывными от себя, частью себя. Этот новый процесс одарит ученика — на каждом уроке — новыми и новыми .задачами, обречет его на постоянное, удовлетворение творческим процессом.
Следует помнить и о том, что механизм таланта, работающий продуктивно, и энергопотенциал, направленный на решение задач и проблем, имеет страстный - -творческий— человек; сентиментальныйимеет энергопотенциал, чтобы жить с удовольствием; реактивныйчеловек все направляет на то, чтобы только сберечь себя, свою целостность, чтобы выжить. Первый человек, творческий, —на вершине оптимизма, третий, реактивный, — у подножия, а второй — занимает промежуточное положение...
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!