СЕНСОРИКА, НООСФЕРА И ДУХОВНОСТЬ

ЧУВСТВА

(продолжение)

ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ

Принцип испытания нам уже известен. Надо взять элемент окружающей среды ииспытать, как человек с ним взаимодействует, разумеется, этот элемент следует предварительно измерить меркой, тогда меру получит и психомоторика - Как и в предыдущих испытаниях, в этом также нет и на­мека на произвольность, присущую современном тестам, где так много зависит от личности экспери­ментатора, его опыта, умения, вкуса, добросовест­ности; от истинности теории, которую он пытается доказать.

Действуя в предложенных испытаниях, человек измеряет, измеряя действует. А результат этих испытаний - не отражение в зеркале слова, а само­действие и его параметры в натуральную величи­ну.Тут действие не надо пересказывать, пытаться формулировать мысли, подыскивая слова. Испыта­ния покажут человека таким, каким он есть на самом деле.

К первому испытанию «чувства времени» вам надо подготовиться. Возьмите гимнастическую палку или линейку подлиннее и проградуируйте ее, то есть нанесите видимыми черточками шкалу времени. Как это делается? Надо воспользоваться законом свободного падения тела в поле земного притяжения. При условии, что начальная скорость .палки равна «О». Далее отметки на палке делаются с таким расчетом, чтобы расстояние падения от ОД до 0,35 с были поделены на интервалы, отвечающие 0,01 с. Особой жирной чертой на палке отме­тим расстояние, которое она пролетает, падая в те­чение 0,3 с.

Чтобы не обременять вас расчетами зависимости расстояния, которое пролетает палка в падении, от времени этого свободного падения, приведем эти ве­личины.

с см с см с см
0,1 4,9 0,19 17,9 0,28 38,4
0,11 5,9 0,2 19,6 0,29 41,2
0,12 7,0 0,21 21,6 0,3 44,1
0,13 8,2 0,22 23,7 0,31 47,1
0,14 9,6 0,23 25,9 0,32 51,8
0,15 11,0 0,24 28,2 0,33 53,4
0,16 12,5 0,25 30,9 0,34 56,6
0,17 14,2 0,26 31,1 0,35 60,0
0,18 15,9 0,27 35,7 0,36 63,5

 

Сделали разметку?

Что же получилось? Не что иное, как хронометр. Палка-хронометр позволяет измерить чувство времени с точностью до 0,005 с. Как это может быть, если она размечена с интервалом 0,01 с? Очень просто; Если вы остановили падение палки между двумя отметками, это и будет дополнительный и более тонкий показатель чувства времени в преде­лах тысячных долей секунды.

Испытание проводится по такой схеме:

1. Подопытный пребывает в положении стоя руки внизу, по швам.

2. Потом сгибает правую руку под углом 90 град, в локтевом суставе, кисть держит свободно.

3. Ассистент (как видите, нужен помощник, потом вы с ним поменяетесь ролями) берет палку с проградуированными отрезками времени и дер­жит ее на уровне первого и второго пальцев руки подопытного так, чтобы ее конец не касался кожи. Палка при этом не должна качаться, держите ее точно вертикально.

Надеюсь, эта часть процедуры измерения понят­на. Не спешите действовать: еще раз внимательно представьте себе исследование. Что делает ассистент?

4. Он, удерживая палку под кистью исследуемо­го, дает команду «внимание!» и через две-три се­кунды отпускает палку в свободное падение так, чтобы она пролетела между первым и вторым паль­цами кисти исследуемого.

Задание подопытному следующее:

• остановить падение палки, когда отметка сравняется с кистью: в этот момент надо стиснуть пальцы, схватив на лету палку;

• заметить начало падения палки;

• ждать, пока она долетит до деления 0,300 с. Предупреждение. Правая и левая руки (испытание

проводится для двух рук) остаются неподвижными. Если они двигаются вверх или вниз, то показатели снижаются и человек себя обманывает, хочет быть лучше, чем в действительности.

Для разминки каждому дается три попытки,Они позволяют запомнить продолжительность эталонного времени и создать у себя соответствую­щую мерку времени. Для чего? Чтобы в последу­ющих 10 попытках пользоваться ею для проверки точности оценки времени и для, регуляции движе­ний руки в этом отрезке времени.

Разминка «внутренние часы» настраивает, а де­сять последующих попыток определяют точность их хода. Попытки выполняются одна за другой, и испытуемый знает точность плюс или минус ошибку выполнения каждой попытки. А коль так, то может вносить коррективы увеличивать или уменьшать время полета, чтобы действовать точно сводить ошибку к нулю.В этом главная цель исследования.

Вот вы выполнили первую зачетную попытку: первый и второй палец кисти на уровне отметки 0,34 с. Что это значит? Вы ошиблись, переоценили время своего действия на 0,04 с. Это расхождение в работе внутреннего и действительного хронометров.

А ваша задача - исправить ошибку.

Вторая попытка удалась лучше. Это и не уди­вительно: зная величину ошибки, вы внесли коррективы и действовали точнее 0,325 с. Третья попытка - - еще лучше. На восьмой, девятой попыт­ках вы остановили палку на отметке 0,300 с, то есть действовали точно, и ошибка была «О».

Первую серию испытаний чувства времени вы, ра­зумеется, выполняли правой рукой. Вторую серию надо выполнять левой.

Процедура измерения та же: разминка и 10 по­пыток одна за другой. Первая попытка дала ошиб­ку 0,32, вторая - - 0,315, третья - - 0,306, дальнейшие действия были безошибочны. Но в девятой и де­сятой попытках результаты оказались 0,295 и 0,290. Что это значит? Вы просто стали недооценивать время: ваш внутренний хронометр заспешил и вы действовали преждевременно.

Для наглядности и точности определения вашего чувства времени предлагаем построить график. На­рисуйте прямоугольную систему координат: гори­зонтальная линия - - порядковый номер попыток от первой до десятой, вертикальная - - шкала времени; нуль ошибки 0,300 с; переоценка откладывается на вертикальной линии, поднимающейся вверх, а недооценка - вниз, в минусовой зоне. Каждый ре­зультат отмечается точкой, а потом соедините их линией получите кривую определенной конфи­гурации. Она и покажет уровень развития вашего чувства времени. Не ленитесь записывать показате­ли. Они вам пригодятся. Всем: и тем, у кого развито чувство времени, и тем, кто к этому только стремится. Не выбрасывайте графики, когда их соберётся много (за месяц, а лучше за год), вы увидите, как изменялись ваши состояние и дееспособность. О чем может рассказать график?

• График действий правой и левой рук про­легает на горизонтальной линии, то есть 10 ну­лей подряд. Механизм вашего таланта может отлично работать в координатах микроинтер­валов времени: ваши внутренние часы ис­правны.

• Ошибки (переоценка и недооценка време­ни) правой и левой руками не выходят за пределы ± 0,005 с - хорошее чувство времени,

• Ошибка выходит за пределы ± 0,01 с удовлетворительно. И вы теперь знаете, как далеки от оптимума (10 нулей подряд).

• Ошибки выходят за обозначенные преде­лы, большие показатели переоценки и недо­оценки времени - плохо; вы в «аварийном» состоянии человека - - и потому вам следует уделить внимание развитию этого чувства, или вы в состоянии переутомления: ваши внут­ренние часы вам не подчиняются.

• Ошибка одной руки намного больше вто­рой - тоже плохо: у вас большие резервы психомоторики, но вы ими не можете вос­пользоваться; тренируйтесь, чтобы добиться равновесия в развитии обеих рук, довести левый и правый мозг до состояния гармо­нии   и тогда вы станете совсем другим человеком, уверенным в себе.

• Ошибки кучно сосредоточились в плюсо­вой зоне и за пределами оптимального состояния вы «аварийный» человек в пере оценке времени - опаздываете действовать и наоборот - «аварийный» от несдержанности: сначала делаете, потом думаете.

• График ошибок напоминает стиральную доску - - переоценки чередуется с недооцен­ками, - - вам необходимо вплотную заняться развитием психомоторики; не отчаивайтесь, еще не все потеряно, многое зависит лишь от вас самих.

Еще один совет. Если вы действительно хотите узнать себя и расцениваете это испытание не толь ко как «психологический фокус», постройте такой же график. Но вместо порядковых номеров попы­ток отметьте недели. Лучше на целый год. Это — первое, а второе - - из 10 попыток исключите пока­затели с плюсом и минусом ошибок; вычислите среднее арифметическое того и другого; нанесите эти две точки на график, соедините их вертикаль­ной линией, смежные, недельные — вдоль.

По этому графику вы можете судить о своих со­стояниях не только на сегодня - оперативных, но и перманентных - непрерывных.

И чем разумнее будет ваш образ жизни, тем быстрее придет к вам успех. А одним из критериев его будет чистота чувства времени.

Палку-хронометр можно использовать и для третьего(первое измерение энергопотенциала, вто­рое - чувства времени) испытания.Она тут тоже используется как элемент окружающей среды, с которой мы взаимодействуем. С помощью этого хронометра вы можете измерять скорость своей реакции на движущийся предмет, то есть речь идет уже не о способности различать тысячные доли времени, а о том, как вы быстpo реагируете на внешнее влияние.

Технология этого испытания почти та же, что и предыдущего. Но здесь вы должны: заметить нача­ло падения палки; не зевать; как можно быстрее остановить ее падение.

Что же тут измеряется? Время, необходимое, чтобы упорядочить действие, схватить на лету предмет после того, как он начал двигаться.

На разминку перед испытанием дается три по­пытки и 10 зачетных. Предупреждаем: о скорости реакции на основании одной попытки судить не­возможно: бывают и фальстарты, и угаданные на­чала падения палки. Поэтому более точным пока­зателем будет средняя из десяти попыток.

Проводится испытание правой и левой руками. Скорость реакции той или другой руки в диапа­зоне 0,100—0,120 с — отлично. Если это доступно каждой руке, то вообще прекрасно! Свыше 0,125-0,140 с - - хорошо. А если реакция замедленная, то вы «аварийный» человек и вам следует уделить особое внимание своей психомоторике.

Помните, что точность, различения продолжи­тельности времени и скорость реакции на движу­щийся предмет или другое внешнее влияние - не зависят друг от друга.ЧУВСТВО ПРОПОРЦИИ («ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»)

Вы прочитали название параграфа и догадались, что речь пойдет об испытании чувства красоты. Да. Потому что «золотое сечение» метрический ин­вариант - - свойство гармоничных предметов, а пред­меты и явления и то, что содержит в себе гармо­нию, воспринимаются нами как проявление красоты. Вы вспомнили также, что восприятие предметов и рисунков, построенных по принципу «золотого се­чения», создает у человека приятное впечатление и его устойчивость. И музыка тоже. Если кульмина­ция мелодии совпадает с «золотой точкой», она переживается как завершенная целостность.

А то, что вся природа пронизана «золотым сече­нием», известно всем. Это хрестоматийные вещи: в ботанике этой пропорцией определяется винтовое размещение листьев на побегах, спирально извитые семянки в головках подсолнечника, сосновых шиш­ках и т.д.

Испытание чувства красоты предлагаем провести на простейшей целостности. Что это будет?

Прямая линия, проведенная вашей рукой на бу­маге.

Проще не бывает. На этой целостности могут быть принципиально реализованы все законы мет­рики гармонии. Вот эту задачу мы и предлагаем вам решить самостоятельно. С условием: без пред­варительных арифметических расчетов силами чувства пропорции.

К решению задачи следует подготовиться: возь­мите лист бумаги (лучше нелинованной), карандаш, линейку. И больше ничего не нужно, кроме чувства

пропорции.

Технология испытания: проведите от руки линию любого размера в пределах плоскости листа. Про­вели? Теперь точно маленькими черточками обо­значьте начало и конец линии. Сделали? Хорошо. Следующие действия выполняются еще внима­тельнее.

Что именно? Всмотритесьв плоскость листа так, чтобы в центре внимания была линия полностью. И, сохраняя такое внимание, переводите взгляд вдоль линии туда и обратно, как будто ощупывая линию глазами. И наблюдайте. А что наблюдать? Когда вы будете всматриваться в линию, то ваш взгляд на каком-то расстоянии от начала линии будто что-то остановит. Да, возникает что-то,берет и цепляет, не дает глазам продвигаться вперед. Ос­тановите взгляд, подчиняясь этой силе.

А теперь еще пристальней всмотритесь в линию. А что можно там увидеть? На черной линии вы заметите светлую точку. И тогда поймете: она ос­тановила ваш взгляд. Не откладывая, быстренько карандашом отметьте н» линии то место, где возникла эта удивительная точка. Поставив жирную точку,вы выполнили задание.

А что оно для вас значит? Погодите немного: нужно подготовиться к пониманию результатов ис­пытания вашего чувства пропорции.

Переведите на язык математики выполненные вами действия.

Что мы имеем? Вы провели линию АВ. Ее можно разделить на две части (большую и меньшую) точ­кой С. При каких условиях она может быть «зо­лотой точкой»? Только при одном условии. Соста­вим пропорцию частей:

При оптимальном развитии чувства пропорции у вас должны быть такие числа: AB/AG равно 1,618; АС/СВ тоже равно 1,618. Эти числа получаются в том случае, если «золотая точка» у вас оказалась справа. Если же она сместилась влево, то модуль будет равен 0,618. В этом случае вы - левша.

Итак, пользуясь чувством пропорции, без приме­нения измерительных приборов, вы выполнили чисто математическую операцию: поделили целост­ность на две неравные части; большая часть отно­сится к меньшей так, как относится вся длина линии к большей ее части. Но не обращались к пи­саным законам математики.

При решении практических задач используют противоположный способ - расчет, то есть сначала

AB = AC

ACCB

делают расчеты, а потом найденные величины про­порции переносят на реальные предметы или про­изведения искусства.

Получается, что люди, не знающие математики (в том числе дошкольники и ученики младших классов), способны вычислять пропорции «золотого сечения», пользуясь нематематическими методами.

Действительно, поразительные мы имеем способности.

Кстати, первым, кто предложил решение этой за­дачи математическим способом, был древнегречес­кий математик Пифагор. Он, как рассказывает ле­генда, решил ее практическим путем, при помощи собственного чувства, которое он развил, наблюдая пропорции, созданные живой и неживой природой, а уже потом нашел .математическое равенство со­отношений. И с того времени «золотую пропорцию» (позже гениальный Леонардо да Винчи нарек ее «золотым сечением») стали использовать практичес­ки: в архитектуре, изобразительном искусстве, при создании машин и механизмов и т.д. «Золотая про­порция» положена в основу многих замечатальных творений мирового зодчества.

А теперь займитесь математикой. Подставьте в фор­мулу полученные значения величин отрезков, обра­зованных точкой С, которая поделила линию на две неравные части, и вы убедитесь в том, насколько точно вы решили задачу силами одних лишь чувств пропорции.

Если вы с первого раза разделили прямую линию на отрезки в «золотом сечении», нашли «золотую точку», так сказать, опытным путем, - - значит, вы сделали открытие: овладели законом строения це­лостности, ее природной мерой, постигли один из законов красоты.

В том, что вы сделали, нет ничего сверхъестест­венного. Ваши чувства вычислили и подсказали, где находится «золотая точка»; не зная законов про­порции теоретически, вы действовали в соответствии с законами состояния собственного тела и законами природы; следовательно, действовали целесообразно. Почему? Потому, что гармоничное состояние тела отразилось в ваших чувствах, они и стали мерой для проверки всех явлений и процессов, происхо­дящих и за пределами вашего тела, на степень гармоничности.

Гармония рождает гармонию.

Вот мы и подошли с вами к очень важному во­просу.

Если наша внутренняя гармония состояния способ­на порождать гармонию вне нас (это действительно так!), то способна ли внешняя гармония окружаю­щей среды гармонизировать, упорядочивать, а то и совершенствоватьнашу внутреннюю гармонию?

Обратная последовательность: внешняя гармонияпробуждает нашу внутреннюю принцип разви­тия нашей гармонии.Принцип, который открывает путь выведения чувства из скрытого состояния (оно есть, в каждом человеке, но не у всех работает, ибо не воспитано) в деятельное в инструмент твор­чества.

За доказательствами, далеко ходить не нужно. Вспомните, как воздействуют на нас предметы и явления, содержащие в себе пропорцию «золотого

сечения». Они оказывают благоприятное воздейст­вие на душу человека. А почему? Вы уже знаете: это гармония, и знаете, что:

• гармония - - это энергия, которой придали форму, после чего предмет стал приятен глазу, слуху и т.д., или инструментом, удобным

в работе;

• совершенная гармония свободно передает свою энергию потребителю, а он восприни­мает ее без усилий: она сама без сопротив­ления входит в него;

• гармония - - самый экономный способ запасания энергии и информации;

• гармония - ничтожно малое в предмете, но в ней содержится все, гармония - - скре­па целостности, разрушение ее равносильно уничтожению предмета: он рассеивается;

• гармония предметов и явлений  естест­венный возбудитель импульсивных дейст­вийу людей с дисгармоничной душой (с от­сутствием нравственных чувств и совести), которые являются для них единственным средством защиты от перегрева энергией,заключенной в гармоничных предметах и особенно в произведениях искусства, поэто­му такие люди направляют свои силы на то, чтобы уничтожить их  итем самым сохранить свою целостность от разрушения: вспомните действия Герострата.

Предметы и явления природы с пропорцией «зо­лотого сечения» вызывают чувство покоя и уверен­ности, создают впечатление целостности, закреплен ной некими связями в себе. Убедительно это подтверждается при слушании музыки: наиболее приятное чувство она вызывает при таком делении интервалов на части, когда число возможных соот­ношений минимально. Именно «золотое сечение» в музыке обеспечивает быстрое и точное восприятие; кульминация многих музыкальных мелодий прихо­дится как раз на «золотую точку».

В самом деле, восприятие гармоничных предме­тов обеспечивается минимальной затратой энер­гии, то есть она поступает к нам помимо нашего сознания и намерения. Эти предметы хорошо запо­минаются и максимально полно воспроизводятся; чем гармоничнее стихотворение, мелодия, живое движение, тем меньше нужно их повторять, чтобы усвоить; а совершенная гармония запоминается почти сразу и сохраняется в памяти надолго...

Вы выполнили простое, на первый взгляд, зада­ние, нашли в нем задачу - разделили целостность на две неравные части. Как же оценить уровень развития чувства пропорции, или гармонии?

Это покажут математические расчеты.

• Совершенное чувство пропорции «золотого сечения» - - модуль, или мера, вашего состо­яния 1,618 для правшей и 0,618 для лев­шей. Отличный показатель.

• Модуль в зоне 1,608 - 1,630 и 0,630 -0,608 для левшей. Хороший показатель, но у вас большой резерв совершенствования чувства гармонии  добросовестно работайте над собой.

• Мера вашего состояния, то есть модуль чувства гармонии, более или менее выходит за указанные зоны. Это свидетельствует, что ваши возможности еще не востребованы, но дела ваши не совсем плохи: чтобы поднять­ся на свой природный уровень, необходимо вплотную заняться развитием эстетического вкуса. И выравнять модуль вашего состоя­ния тела и души. Настал черед сделать некоторые выводы:

• Чувствование — самоотражение состояния человека и предмета его действия, в котором проявляется непосредственно чувственная ре­гуляция движений в психомоторной дея­тельности.

• Чувствование динамизирует деятельность человека, является источником его актив­ности и модулем производительности работы: чем точнее он воспроизводит физические свой­ства движений и ближе к «золотому сечению» его действия, тем дальше он от состояния «аварийности» в работе.

• Чувствование связано с осмыслением внут­ренних сил тела и души чувства гармо­нии, которое стимулирует (или останавлива­ет) деятельность человека: гармоничные движения   источник удовлетворения и сами побуждают к продолжению; дисгармо­ничные вызывают чувство отвращения и ис­ключают его из активности. Ибо чувствова­ние — одна из составных частей мотивации деятельности и, потребности в ней.

ЧУВСТВА И ИНТУИЦИЯ

В учебно-воспитательной деятельности большая роль принадлежит трем видам памяти: смысловой; чувственной» или сенсорной; моторной.

Смысловая память - - это сохранение смысловых знаковых систем, являющихся тем отражением фраг­ментов мира и культуры человечества, которое и создает у ученика их мозаичную картину. Она на каждом уроке в лучшем случае должна за­полняться новыми разноцветными камешками новыми смыслами.

Вторая - - чувственная, сенсорная. Ее содержание -то, что Отражено силами чувств - познавательных, нравственных и эстетических. Она также сохраняет программы поиска новых: смыслов - - ответов на во­просы; источников энергии для поддержания опти­мального энергетического состояния ученика; сис­тем чувственных эталонов, при помощи которых происходит различение окружающего мира на: из­вестное - неизвестное, добро - зло, гармоничное -дисгармоничное и т,д.

Моторная память (третий вид) сохраняет про­граммы выполнения заученных психомоторных дей­ствий. Это память тела.

Анализ и объяснение фактического материала, полученного в испытаниях, следует производить с учетом функций и законов человеческих чувств -продуктов активности сенсорных систем. В частнос­ти, нужно использовать три его закона:

• чувствительности сенсорных систем,

• последовательных образов,

• сенсибилизации.

Сенсорные системы человека способны отражать в непосредственном контакте с предметами и явле­ниями их свойства. Вместе с тем органы чувств, расположенные внутри нашего тела, способны от­ражать состояние организма. Появление отражения обусловлено преобразованиями энергии и информа­ции внешних (и внутренних) воздействий в факты сознания, но этим не ограничивается способность сенсорных систем (органов чувств); они могут: полу­чать, отбирать и накапливать энергию и информа­цию; сохранять ее на неосознанном уровне, то есть субсенсорно - подсознательно.

Забегая несколько вперед, скажем: последова­тельный зрительный образ, как никакой другой, до­ступен для прямого наблюдения, то есть то, что от­ражается на сенсорном уровне неосознанно, может стать фактом сознания. Это дает возможность не только «видеть» сенсорное содержание отображен­ного, но и наблюдать его естественное преобразование, которое совсем не зависит от нашей воли и разума, а происходит в строгом соответствии с за­конами психики.

Сенсибилизация повышение чувственности сенсорных систем к повторному восприятию - - до­вольно тонкий индикатор психического состояния человека. Величина сенсибилизации зависит от энергопотенциала ученика; усталость значительно уменьшает ее, а состояние свежести и действия на фоне положительных чувств - • повышают. Благо­даря активности этого механизма души не только наблюдается повышение чувствительности, о чем мы уже говорили, но и усиливается эффект обуче­ния, расширяются возможности сенсорного отраже­ния, проникающего в предметы и явления.

Итак, чувствительность, последовательные обра­зы и сенсибилизация одни и те же свойства наших сенсорных систем. Они — неделимая целост­ность: в каждом все три. И работают они вместе, выполняя функции критичности человека,критич­ности на чувственном уровне отражения предметов и явлений, а также личных состояний организма.

Предлагаемое испытание базируется на механиз­ме создания и существования последовательного образа. Учитывается:

• его продолжительность,

* наличие фаз последовательного образа,

• характер протекания фаз и структурных изменений информационной структуры. К проведению испытания нужно подготовиться. Возьмите фотографическую лампу-блиц на 60 джо­улей (большая или меньшая мощность источника света исказит результаты исследования), часы с се­кундной стрелкой, карандаш и, разумеется, бумагу, чтобы записать отчеты подопытного. Вы уже поня­ли, что нужен ассистент, а потом вы займете его место и станете исследователем.

Приготовились? Инструментарий подготовлен? Что делать дальше?

Ваш подопытный удобно сидит. Ему нужно адап­тироваться к темноте • одно из условий чистоты эксперимента. Для этого он закрывает глаза и при­крывает их руками, не надавливая на глазные яб­локи. Адаптация длится не менее 3 минут.

Вы с лампой-блицем располагаетесь на расстоя­нии 2,5 метра (не ближе) от подопытного. Прошло 3 минуты. По команде «открыть глаза!» включаете блиц. Подопытный, увидев вспышку блица, сразу же закрывает глаза и вновь прикрывает их руками.

Что видит подопытный? Сказать «видит» будет преувеличением: ведь глаза у него закрыты. Точнее сказать, он наблюдает последовательный зритель­ный образ, который остался после воздействия на сетчатку глаза энергии и информации вспышки блица. Следовательно, энергия и информация преобразова­лись в сенсорный факт, развивающийся во времени. Подопытный наблюдает этот факт перед собой, в том месте, откуда поступило воздействие, хоть на самом деле все происходит в пределах сетчатки глаза. Парадокс? Да. Понять его очень просто: здесь действует механизм предметности; мы воспринима­ем не состояние своих органов чувств, а предметы, находящиеся вне нас; отражение мы «переносим» (разумеется, умственным действием) в то место, где находится предмет восприятия.

Подопытный «видит» сначала последовательный образ в натуральном цветевспышки блица. Этот образ почти полностью дублирует формы блица и источника света - - один к одному - - и иногда лицо ассистента. Это хороший показатель. Механизм пос­ледовательного образа срабатывает на полную мощ­ность. Почему? У подопытного достаточно большой энергопотенциал, и он позволяет уверенно удержи­вать без нарушений образ внешнего воздействия.

Так протекает первая фаза зрительного образа.

Постепенно этот образ (в натуральном цвете вспышки блица) гаснет и через некоторое время со­всем исчезает. Наступает первый темнотный интер­вал. Не спешите открывать глаза, потому что ис­портите испытание.

Но бывают и отдельные феномены последова­тельного зрительного образа. Один из них протекает так. Некоторое время образ удерживает свою ин­тенсивность и вместо того, чтобы угасать, начинает, будто используя запасной источник энергии, набирать яркость.

Это может испугать подопытного. Но в этом нет ничего удивительного и тем более страшного.

Наше тело имеет способность бороться за сохра­нение получаемой информации и не жалеет на это энергии. А если углубиться в этот наглядно дан­ный нам для наблюдения механизм памяти, то мы (фазу же вспомним и другие, не менее чудодейст­венные и загадочные механизмы...

Вы уже «видите» последовательный образ в на­туральном цвете вспышки блица. Этот образ повто­ряет один к одномустроение оригинала; возможно и такое: вы видите лицо вашего ассистента, кото­рый держит лампу-блиц. Но вот внезапно образ увеличивает свою яркость, набирает мощность - - и становится более выразительным, чем в тот момент, когда он возник.

Это вспышкапоследовательного зрительного образа. И не только зрительного: этот механизм ра­ботает на всех видах последовательных образов, вы­званных воздействиями энергии и информации ок­ружения человека.

Постепенно он угасает, и наступает первый тем­нотный интервал.

Первая фаза последовательного образа заверши­лась. Стало темно. Не осталось и следа от того, что вы наблюдали. Но не спешите открывать глаза: вас ждет еще более удивительная картина, которая придет к вам из темноты. Ждите! Через некоторое время (счет идет на секунды) из темноты вырастает последовательный зрительный образ оригинала - - формы источника света, формы лампы-блица.

Это вторая фаза последовательного зрительного образа.

Не удивляйтесь его окраске: он возникает перед вами в дополнительных цветах; у разных людей эти цвета будут разными.

Мы назовем все возможные цвета, чтобы вы хорошо ориентировались и не сбивались с толку, если кто-либо назовет цвет образа, вам не известный.

Основные цвета вы знаете: красный, зеленый и фи­олетовый.

Дополнительные цвета распределяются так: крас­ный и голубовато-зеленый; оранжевый и голубой; желтый и темно-синий (цвета кубового красителя); желто-зеленый и фиолетовый; зеленый и пурпур­ный (багряного или красновато-фиолетового цвета). Все это производит волнующее впечатление.

Возникает вопрос: почему мы, воспринимая ах­роматический светло-белый цвет и все оттенки его до серого и черного, видим в последовательном об­разе хроматические цвета предметов, освещенных лампой-блицем?

Известно: если солнечный луч пропустить сквозь призму, то он разлагается на составные части. Из­вестно также, что световые волны имеют различную длину. И призма разлагает их на экране, располо­женном за призмой, в спектре семи цветов. Полу-

чается, что человек, благодаря своему органу чувств - - глазу, способен работать как призма? Раз­лагать на составные световые волны в зависимости от частоты их колебаний?

В этом может убедиться каждый, кто станет на­блюдать последовательный зрительный образ, со­зданный вспышкой лампы-блица. Важно другое. Вы будете видеть и образ хроматический, а уже после него - - ахроматический, к тому же в допол­нительном цвете. Почему такое происходит?

Потому, что природа вложила в человека способ­ность к анализу, К анализу даже на сенсорном уровне отраженного, когда этот процесс происходит помимо сознания, воли и мышления человека. Сле­довательно, человек обречен на выполнение анали­за, к чему бы это ни относилось - - к обычным сен­сорным образам (в том числе последовательным) или к наиабстрактнейшим понятиям, у которых почти невозможно найти чувственные основания, — анализа того, из чего они созданы и с чем утратили осознаваемую связь.

Пример такого неосознаваемого анализа знает каждый. Вспомните, как вы воспроизводите вы­ученный материал. Воспроизводите оригинал как второй экземпляр? Или что-то иное? Мы не говорим о тех случаях, когда из слона делается муха и на­оборот. Это отдельная тема. Но повсеместно мы встречаемся со следующим: воспроизведение происходит под контролем мышления - и максимально приближено к оригиналу. Это - - следствие зубреж­ки и не требует от ученика активности упомяну­того анализа.

Вопреки буквальному воспроизведению сущест­вует так называемое реконструктивноевоспроизве­дение. Главные из его проявлений таковы:

• свободное воспроизведение смыслового со­держания, которое передает идею, но не передает строения, например, текста или увиденного события;

• обобщенное воспроизведение общего плана и строения оригинала;

• переосмысленное воспроизведение, стиму­лируемое самим оригиналом (!)  его смы­словой бесконечностью, то есть поэтическим текстом или символическим произведением.

О чем все это свидетельствует?

В учебно-воспитательной работе следует активи­зировать этот природный дар - - способность к подсознательному анализу и синтезу воспринятого —и держаться как можно дальше от буквального ти­ражирования речевыми средствами и текста, и со­бытия.

Как вы понимаете, в последовательном образе, возникающем перед глазами, можно только анали­зировать свет, а синтезировать нечего, так как этот свет был дан в готовом виде - - в синтезе. А форма зрительного образа все-таки подвластна синтезу, но об этом дальше.

Вторая фаза последовательного зрительного об­раза длится значительно дольше: он постепенно угасает и исчезает из поля зрения. Ждите: за этим будет следующий темнотный интервал. Пауза, когда наступит темнота.

Не спешите открывать глаза!

Перед вашими глазами возникает, как из небы­тия, новый и тоже удивительный последовательный образ. Не пугайтесь: все, что вы увидите, вы долж­ны увидеть, так действуют природные законы души с энергией и информацией, воздействующими

на нас.

Вы увидите негативный последовательный зри­тельный образ.Это третья фаза преобразования энергии и информации в сенсорный факт.

Пока что перед вашими глазами темнота. Через несколько секунд она начинает исчезать. Рассвета­ет. Фон светлеет, и откуда-то всплывает последова­тельный зрительный образ. Он виднеется на свет­лом фоне и повторяет собой форму источника света. И, наконец, вы видите темный образ, негативный, противоположный тому, что был первым и вторым, -в дополнительной окраске.

Что мы имеем?

Изображение, противоположное по распределе­нию светлых и темных мест тому, что имеется в действительности. Парадокс? Но никуда не денешься - факт этот действительный: его наблюдали ученые не одного поколения..

Следовательно, наша сенсорная сфера пользуется опять-таки чисто умственным приемом — отрица­нием,в нашем случае буквальным: белое делает черным. Стремится доказать существование предме­та воздействия на нас способом от противного.

С дополнительными цветами, появляющимися во второй фазе последовательного зрительного образа, все понятно. Глаз имеет некие гипотетические фо­тохимические вещества, которые, распадаясь в ре­акциях на свет, дают молекулы с разными величи­нами спектра поглощения и мы видим тот или иной дополнительный цвет в образе.

Можно принять во внимание и то, что в зритель­ном аппарате есть три типа нервных волоконец. Свет, падая на них, возбуждает их все вместе при обычном дневном освещении или отдельные - при хроматическом воздействии. Можно понять и появ­ление цветов, окрашивающих предметы. Возбужде­ние отдельных нервных волоконец дает нам ощу­щение максимальной насыщенности красного, .-зеленого или фиолетового цвета. Каждый монохроматичес­кий свет возбуждает два или чаще всего три све­точувствительных вещества глаза. При возбуждении всех трех мы видим белый цвет.

Черное мы переживаем тогда, когда ни одно из светочувствительных веществ не возбуждается со­всем.

Между прочим, несмотря на то, что мы имеем только три основных приспособления, возбуждае­мых светом, человеческий глаз различает несколько сот тысяч цветов,которые отличаются друг от друга по трем критериям — по тону, светлости и насы­щенности...

Итак, негативный последовательный зрительный образ, как след воздействия энергии и информации извне, имеет уже нулевую энергетическую основу: светочувствительные вещества, которые его удер­живали, истощились энергетически. А из чего же он создан?

Из обычного фона. Раз в нервных волоконцах и других приспособлениях в нашем глазу недостает энергии, то что делать мудрости тела? Любой ценой сберечь отражение! Приходит на помощь все то, что не работало на удержание образа. Рабочие органы выключаются, а соседние берут на себя обязатель­ства - - работать на сохранение образа. Поэтому фон светлеет, а контраст между образом и фоном уве­личивается до такой насыщенности, что мы видим

негатив образа.

Что же, лучше для организма лишиться отраже­ния? Или иметь хотя бы негатив? Лучше последнее: что-нибудь из него можно взять для удовлетворе­ния своих потребностей. Точнее и полнее брать ин­формацию из последовательного образа, чтобы точ­нее и безошибочнее действовать, регулировать свои отношения без ущерба для своей целостности. Со­хранить отражение в негативе, чтобы совсем не по- терять возможность распознавать более подробно, с чем человек имеет дело, когда для непосредствен­ного знакомства не хватает времени.

Длительность этого последовательного образа наи­большая. Со временем он угасает и сливается с фоном. И только после этого разрешается открыть глаза, Испытание завершено.

Что же вы получили? И как эти результаты по­нимать, как оценить состояние ученика?

Оптимальное время для «видения» образа - - 23-35 секунд.

6

Если показатели больше и меньше указанных, то это - - отклонение от оптимального состояния. Сле­довательно, учебная нагрузка ученика была чрез­мерной - - и он утратил «свежесть», устал или очу­тился в состоянии утомления.

Оптимальное состояние характеризуется наличи­ем всех трех фаз последовательного образа:

• в натуральном цвете вспышки блица;

• в дополнительной цветовой окраске;

• негативного образа - темного на светлом фоне.

Если продолжительность образа увеличивается до 2—4 минут и больше, то появляются подвиж­ностьобраза, нарушения его структуры, прибли­жение или удалениеисточника света, повторение одних и тех же фазвсе это свидетельствует о

чрезмерной нагрузке и ее отрицательных последст­виях • утомлении.

Продолжительность «видения» образа менее 25 се­кунд свидетельствует об энергетическом истощении ученика. А если продолжительность меньше 5 се­кунд и ученик не «видит» дополнительных цветов но второй фазе образа, то это может означать, что у него та или иная форма дальтонизма- отсут­ствие возможности воспринимать цвета. Эта болезнь может быть и скрытой, а испытание на последова­тельный зрительный образ ее выявляет.

Существует еще один интересный аспект нашей сенсорики, который можно раскрыть на основании наблюдения последовательного зрительного образа. Это способность к самопроизвольной достройке в образе частей, отсутствующих в оригинале.

Например, треугольники с отсутствующими вер­шинами, окружность с разрывами, хаотически раз­бросанные линии или точки — это оригиналы. В последовательном образе у этих треугольников появляются достроенные вершины, у окружностей концы смыкаются, линии и точки превращаются в замкнутые фигуры, то есть пространственно неор­ганизованные изображения, благодаря некой внут­ренней силе сенсорики, являются перед нами в форме целостности.

Итак, в каждом из нас живет неосознанное стремление к восприятию целостности. Даже вос­принимая нецелостные предметы и вещи, мы несем в себе некий механизм, который преобразует отраженное содержание, и мы можем «видеть» их це­лостными, дополнять их тем, чего им недостает.

Для испытания способности сенсорики ученика к созданию целостных форм из неполных геомет­рических фигур в последовательном зрительном образепредлагаем провести дополнительное иссле­дование.

К нему нужно подготовиться. Возьмите черный картон, вырежьте из белой бумаги круг диаметром 10 см и наклейте его на плоскость. Ширина круга — 2 см. Но это еще не все. Нужно сделать так, чтобы круг был с разрывом. Величина разрыва пере­менная, чтобы вы могли регулировать разрыв круга таким образом: разрыв 30 угловых градусов; раз­рыв 60 угловых градусов; незавершенность круга равна 90 угловым градусам.

Расположите готовый стенд перед глазами подо­пытного на расстоянии 2,5 метра. Возьмите лампу-блиц и станьте за его спиной. Дайте ему возможность адаптировать глаза (по вышеописанной методике) и приступайте к испытанию на круге с первым раз­рывом.

После команды «открыть глаза!» дается вспышка блица, и вы начинаете наблюдать последователь­ный зрительный образ. Перед вашими глазами пройдут все три образа. Но не в этом суть дела.

Главное преобразования в последовательном образе. Что вы увидите? Странную картину. После­довательный образ будет не таким, как оригинал, который, как вы хорошо знаете, имеет разрыв, фи-

разомкнута. Образ же постепенно или сразу становится замкнутым, и вы увидите полный круг.

Исследования продолжайте после десятиминут­ного отдыха, чтобы следы предыдущего испытания «стерлись» совсем. Замените круг; на стенде должен быть круг со вторым разрывом - - 60 градусов. По­вторите испытание. Если и в этом случае вы «уви­дите» полный круг, то следующее исследование проведите с третьим разрывом круга - - 90 градусов. Если и такой разрыв будет дорисован вашей сен­сорикой, -продолжайте увеличивать разомкнутость круга - • до того размера, при котором образ и ори­гинал (разорванный круг) будут тождественны.

О чем эти данные свидетельствуют?

Почему края разорванного круга стремятся на­встречу друг другу и сливаются в целостность? По­чему мы видим форму образа завершенной, хотя оригинал — иная фигура?

Восприятие предметов и явлений имеет естест­венную тенденцию переходить в творческую дея­тельность — в создание художественного образа и в эстетическое созерцание мира.

Сказать, что в каждое восприятие входит и в каждом воспроизводится прошлый опыт (каждый видел и знает, что такое круг), — в нашем случае не годится. Наличием иллюзии также не объясня­ется этот удивительный феномен. Следовательно, силу, направляемую на создание целостностей из деформированного восприятия, нужно искать не в мышлении, не среди сенсорных содержаний отраженного, а вне их - - в том, на чем основывается и от чего зависит качество их работы, в механизме интуиции.

И в чем искать ответ?

В естественном стремлении тела и души к со­стоянию гармонии в себе, а потому и во всем, что нас окружает, на нас влияет; в каждом действии, предмете, явлении, создаваемом нами, мы стремим­ся, не осознавая этого, к целостности, завершеннос­ти, симметрии к гармонии.

И ведет человека к ней его интуиция. Нужно вчувствоваться в предметы восприятия, чтобы «уви­деть» в них то, что недоступно простому созерца­нию, воссоздать то, чего недостает воспринятой либо создаваемой из вещества природы целостности.

Значит, инструмент, которым работает интуиция, — код гармонии: в себе или в предмете, нами созда­ваемом.

Рука пишет буквы с максимальнойскоростью стремится к гармоничным движениям и изменяет их форму в соответствии с тем, что диктует ей чув­ство гармонии; глаз, рассматривая простейшую час­тицу мира прямую линию, стремится поделить ее в пропорции «золотого сечения»; глаз, мгновенно восприняв фигуру с разрушенной формой, действу­ет так же достраивает разрушенное, то, чего ей недостает, чтобы «сделать» целостным и гармоничным; человек, соприкоснувшись с дисгармонией вне себя, стремится преобразовать это в более гармонич­ное состояние.

Везде работает один и тот же механизм — интуиция: тело и душа стремятся, используя свою опе­ративную энергию, создавать новую информацию и дополнять ею пустоты в мозаичной картине мира. Даже обычное восприятие далеко не является работой бескорыстной, тем более механической ради запоминания, а имеет целью: получить необ­ходимую информацию, принять правильное реше­ние, действовать оптимально ради извлечения вы­годы, ради интереса.

И все это происходит сначала на сенсорном, не­осознаваемом уровне отражения.

СЕНСОРИКА, НООСФЕРА И ДУХОВНОСТЬ

Возникает вопрос: что раньше? Ощущение пред­варяет восприятие таким образом, что восприятие строится на сенсорном материале, или сначала ра­ботает восприятие, а ощущение выделяется в нем? Чтобы дать однозначный ответ, обратимся к фактам.

Где-то в конце 60-х - - в начале 70-х годов пси­хологи, работающие в отрасли рекламы, провели такой эксперимент на основе материала кинемато­графа одного из массовых воздействий на чело­века. В киноленту вмонтировали 25-й кадрик. В нор­мальной ленте за секунду перед зрителем пробегают 24 кадра. А в экспериментальной - на один боль­ше. Этот кадрик появлялся в не уловимое глазом краткое мгновение 1/24 секунды. На кадрике -титр, призывавший к определенному действию, на­пример: «Пейте кока-колу!» или «Приобретайте то­вары нашей фирмы!» и т.п. Титр, который за время сеанса в два часа побывал перед глазами десятки тысяч раз, никто из зрителей не увидел: человечес­кий глаз не в состоянии засечь и осознать его, слишком короткое время его существования не по­зволяет этого.

 

А после окончания фильма происходили просто-таки трагические события: зрители помимо своей ноли спешили к торговым точкам, покупали на­званные в титре товары, точно выполняя его при­зыв. Люди приобретали и пили кока-колу, азартно выполняли все задания, на которые были запро­граммированы содержанием 25-го кадра. А что же было потом?

Последствия даже представить страшно: люди приходили в себя и испытывали состояние замеша­тельства. Сознательный анализ поступков, совер­шенных ими, не поддавался никакой логике: чело­век покупал товары, действительной потребности в которых у него не было. Люди оказывались перед фактом: с ними что-то сотворено, они исполняли чужую волю, вопреки своей. И логически приходил каждый к выводу: со мной что-то произошло, какая-то болезнь поразила меня, я потерял рассу­док, ибо действовал вопреки своим потребностям. Многие зрители обратились к психиатрам, некото­рые остались в клиниках с диагнозом душевной бо­лезни...

Ужасные последствия.

Вскоре Международная ассоциация кинематогра­фистов запретила в кинолентах «25-й кадрик» как антигуманный способ воздействия на человека, на сотни и миллионы людей.

Какие же выводы напрашиваются, если мы этот факт рассмотрим с точки зрения возможностей нашей сенсорной сферы в отображении нами окру­жающей среды и сферы разума ноосферы?

Ко всему сказанному прежде следует добавить, что наша сенсорика имеет, как видно из сказанного, удивительные способности, а именно:

• читать тексты, которые сознанием не вос­принимаются и о существовании которых человек даже не догадывается;

• преобразовывать знаковые системы — титры с призывами - в смысловые структуры;

• синтезировать из смыслов образы дейст­вий, которые с точки зрения сознания и здо­рового смысла противоречат действитель­ным потребностям;

• действовать в соответствии с созданным образом: идти туда, куда призывают, делать то, что предлагают, а прежде всего' —поль­зоваться знаниями и находить предметы «потребности», разумеется, чужой;

• оценивать свои действия в соответствии с введенной программой поведения.

Все эти умственные и психомоторные действия происходили так, как это приличествует сознатель­ной деятельности человека, в соответствии с при­родными механизмами души и тела.

2

Но все это происходило вопреки действительным потребностям и воле человека.

Следовательно, субсенсорными воздействиями из­меняются определенные установки, ценностные ориентации и стратегия поведения человека. Он провоцируется и подстрекается к действиям не своим мотивационным моментом, а субсенсорным внушением,превращающим человека в раба — ис­полнителя чужой воли. Почему раба? Потому, что такой способ внушения предполагает бесконфликт­ный способ приема информации извне— минуя критичность человека, а внушаемое переживается как личное достояние, побуждающее к действию.

Названные экстрасенсорные возможности челове­ка позволяют объяснить банкротство гипнопедии, средствами которой когда-то пытались решить ос­новные проблемы образования и воспитания и со­здать человека с заранее заданными свойствами. Пол­ная неудача, крушение надежд на легкую жизнь учеников и максимальную скорость усвоения зна­ний обусловлены 'ошибочным определением глав­ной цели обучения — приобретение человеком зна­ний, умений и навыков. К чему все это привело, вы знаете: негативное влияние обучения на здоровье и сомнения в его эффективности.

Истинная же цель образования и воспитания иная: учить мыслить и переживать чувства, раз­вивать воображение, сохранить оптимальный уро­вень энергопотенциала и психомоторики.А когда все эти механизмы таланта будут работать в согла­сии и гармонии, тогда человек будет естественным образом врастать в ноосферу и без чрезмерных уси­лий объединять чужой сенсорный опыт со своим, то есть знания, умения и навыки будут продуктом работы механизма таланта и действенным средст­вом образовательного и воспитательного процесса. Почему эта цель не реализуется  другой раз говор.

Констатируем факт: произошла подмена цели об­разовательного процесса.

В чемже действительнаясила экстрасенсорных возможностей человека?

Сенсорика как сфера человека, его тела и души своей активностью предваряет восприятие. Сенсори­ка генетически первична: она начинает работать там, где нет еще восприятия, где отсутствует чув­ственное осознание данного предмета. Вместе с тем сенсорика заимствует у сознанияумение читать тексты, понимать их, регулировать действия и по­ступки. В результате подсознательного анализа сен­сорика способна преобразовывать образы и допол­нять их деталями, отсутствовавшими в оригиналах; она может из хаотично рассеянных элементов вос­приятия создавать целостности с гармоничными структурами.

Итак, сенсорика это очень элементарная и очень высокая, теоретическая активность человечес­кой души, тесно связанная с интуицией и процес­сом творчества человека.

3

Остроумный читатель может задать такой во­прос. Если интуиция способна усиливать, дополнять и трансформировать последовательные образы и нетолько их, но и то, что хранит память, то это та же работа, которую выполняют воображениеи его механизмы? Так или нет?

Вопрос справедливый, и задача не из легких. Но попытаемся ее решить найти расхождения и тождества в работе механизмов интуиции и вооб­ражения.

Продуктом работы интуиции и воображения яв­ляются преображенные образы предметов, мысли и чувства, испытываемые, к ним, то, чего не сущест­вовало ни в опыте человека, ни в реальной жизни, и деятельности. А пути, которыми идут интуиция и воображение к преобразованию, различны, хотя они пользуются одним и тем же материалом - су­ществующими образами, чувствами, мыслями.

Итак, интуиция работает самотеком, саморегу­ляцией н без сознательного контроля, без предва­рительного плана действий и внутри нас - подсо­знательно.

Благодаря этим процессам, задача решается про­извольно, а ее: результат  преображенное содержание или смысл - самочинно воздействует на созна­ние. Вот тут-то и происходит озарение: неожиданностьtвзгляда на события, схемы последующих, действий, новые образы или мысли сразу перестраивают че­ловека, изменяют его направленность, потребности» интересы, чувства и желания.

Поскольку все это происходит неожиданно, почти мгновенно, то сила впечатления огромна, а энергия, возбужденная чувствами удивления, открывает глаза человеку, и он начинает видеть дальше и глуб­же, становится иным — преображенным.

Воображение, напротив, - - процесс волевой, и тех­ника его довольно хорошо известна. Воображение имеет цель предвидеть процесс и следствия, продукты нашей деятельности.Сле­довательно, воображение ведут и контролируют наши потребности и интересы, чувства и желания; которые вызывают преобразования образов и мыс­лей отражений условий и смысла возникшей перед нами задачи.

Что же характерно для этой техники (мастерства, искусства) воображения?

Известны приемы воображения: комбинирование, гиперболизация, обострение, схематизация, типизация.

Комбинированиепроявляется в соединении не­соединимых в реальности качеств, свойств и час­тей предметов в новую целостность, с новым смыс­лом;набор и подбор их подчинены определенной цели, которая и содействовала созданию образа во­ображения. Гиперболизация,наоборот, ничего но­вого к образу восприятия или памяти не добавляет, она лишь подчеркивает определенные свойствав предметах или явлениях, изменяет пропорции в пре­делах целостности, как это делает карикатурист, и воспроизводит, сохраняя черты оригинала в его самых характерных свойствах.

Обострение- - увеличение или уменьшение пред­метов количественно или качественно, как это имеет место в. сказках или фантастическом изобра­жении действительности, - - более рельефно и ярко освещает определенное явление, свойство или сто­рону действительности. Схематизацияобраза вооб­ражения, построенного из разных предметов, сгла­живает и выравнивает расхождения между ними.

И что мы имеем? Упрощенное изображение, что-то изложенное в общих чертах, трафаретность, очерта­ние, передающее лишь основную идею при помощи условных обозначений. И только!

Типизациякак продукт воображения  специ­фическое обобщение.Обобщение, для которого не существует формы материала: образов или знако­вых систем, например, обобщение Д.И. Менделее­вым периодического закона в форме соответствую­щей таблицы. Результатом типизации воображением становятся образы, стандарты для ряда явлений и процессов, то есть выделение существенного в одно­родных вещах и воплощение его в конкретном об­разе. В этом механизме воображения многочислен­ные и разнообразные формы предметов или процессов сводятся к минимальному количеству ра­циональных типов, мерок на основании общих для них характеристик.

Итак, образ воображения обычно является на­глядным носителем сознательного замысла, решени­ем конкретной задачи, приведшим к желанной сознательной  цели.

Путь решения задачи и достижения цели чрез­мерным воображением требует дополнительных усилий - преобразования образа и образной мысли в словесную, логическую их конструкцию; а чело­век переживает при этом так называемые муки твор­чества, или состояние «бледной немощи», невоз­можности выразить себя.

Вот почему акцентуализация, схематизации, ти­пизация и т.д. - и средства преобразования, и их продукты (преображенные образы и мысли) так тесно связаны с и неоказанием, аллегорией, метафо­рой, синекдохой. Для чего они используются? Чтобы достичь точного слияния образа или образной мысли в символ словесную модель, способную рождать действие, в единство образа, смысла и зна­чения. Выражение преображенных образов вообра­жения пользуется и средствами выразительности, характерными для словесного творчества.

4

Интуиция, так же, как и воображение, рождает новые образы и знания. Но интуитивное знатно -продукт решенной задачи — создается не только без осознанной цели, по и без осознанияпутей и условий его получения.

Поэтому человек воспринимает продукты работы интуиции непосредственным усмотрением, целост­ным охватом ситуации и целесообразным решением задачи - выходом из затруднительного, проблемного состояния. Иногда механизм интуиции действует .мгновенно, быстро и точно, что но является характерным для работы механизма воображения. Итак, механизм воображения и интуиции один и тот же -изображение информации(образов и мыслей и энергии в другие формы, которые проходят ряд промежуточных состояний до окончательного продукта новых образов и мыслей.

А в чем же расхождения и действияхэтого -одного на воображение и интуицию - механизма, спросите вы, уважаемый читатель?

Ответим:в сущности целеположения работы этого механизма:

• воображение направляется сознательно определенной целью, логически обоснован­ной в виде желаемого продукта, который возможен, но еще не действительность; он — образец и регулятор всех действий в реше­нии этой задачи;

* интуиция  не мотивированный челове­ком процесс, но это не означает, что этот процесс неуправляем: он саморегулируется, способен создавать образ или систему мыс­лей из имеющегося в памяти материала или вносить в него изменения (делать дополне­ния, исправлять ошибки и искажения) в со­ответствии с естественным стабильным и гар­моничным состоянием предмета или явления.

Следовательно, цель воображения предвиде­ниепроцесса создания желанного предмета, а цель интуиции(разумеется, не осознаваемая нами) со­зданиегармоничного образа или системы мыслей.

Хорошо известно и то, что воображение способно на все.— от творческого процесса до удивительных фантазий и неосуществимой мечты. Тогда возника­ет вопрос: а чем проверяется воображаемый образ или мысль на критерий целесообразности целепо­ложения?..

В работе механизма интуиции критерии один состояние гармониисоздаваемого, а преображение образов и мыслей происходит иод контролем чув­ства гармониииз материалов, хранящихся в памя ти. А что там хранится, вы хорошо знаете: система мыслей, комплекс пережитых чувств и продукты работы воображения, насыщенные большим или меньшим энергопотенциалом.

Известно также, что образ и чувства предмета, явления, процесса — непосредственное их отраже­ние с совокупностью свойств в их объективной це­лостности *~ в таком же виде, один к одному, хра­нятся в памяти. Но мышление и воображение могут истолковывать и раскрывать их содержание по-раз­ному — ошибочно, иллюзорно, и человек начинает пользоваться не этим отражением, а словесной его копией. А копия и оригинал не одно и то же.

5

Механизм же интуиции пользуется действитель­ным отражением, во всей полноте свойств и ка­честв, и не зависит ни от воображения, ни от ло­гического мышления,а работает автономно и на саморегуляции.

Все то, что в осмыслении восприятия было за­маскированным, слабеньким, незамеченным, игнори­руемым, и механизме интуиции используется, рабо­тает. И не только то, что связано с конкретной задачей, но и то, что родственно ей; этот механизм притягивает к себе информацию и энергию ото­всюду до тех пор, пока они не приобретут крити­ческую массу.И тогда они, преображенные в новый образ или мысль, разрушают все то, что со­здано ошибочным мышлением или искаженным во­ображением.

А как помочь себе самому, чтобы пользоваться этим удивительным механизмом, который есть у каж­дого, интуицией?

Очень просто. Нужно знать, во-первых, что он существует, во-вторых, что работает на саморегуля­ции и, в-третьих, что автономно решает все те за­дачи, которые атакуют нас со всех сторон. Итак, повторяем, нужно учиться умению:

• слушать голос мудрости души и тела интуиции;

• замечать то, что в предметах и явлениях скрыто очень глубоко;

• понимать себя и доверять себе.

Что же надо делать, чтобы избежать тех страда­ний, которые иногда нам приходится испытывать, когда мы видим продукт чужого деяния - меха­низм, приспособление, оригинально решенную зада­чу, произведение  и узнаем в них то, что мы давно чувствовали, что могли сделать лучше? Но не сделали! Почему? Потому, что не доверяли себе,тому священному огню интуиции, живые искры которого были глубоко скрыты в нас, а может, по­тому, что просто не знали, как добраться доэтого огня, дать ему простор,чтобы он запылал свободно — и осветил нашу жизнь, и наполнил ее новым со­держанием...

Надо научиться слушать себя, доверять своей интуиции.

Однако интуиция способна выдавать продукт своей работы и силовым приемом-— внезапным из­вержением, взрывом, разрушающим прокрустово ложе логических схем ошибочного направления решения задачи, и превращает всю напряжен­ную работу мышления и воображения в ничто.

Вот откуда понимание («ага!»), реакция, осенение, неожиданная догадка... Что это? Освобождение че­ловека от тяжких оков строгих логических раз­мышлений,направляемых воображением на путь к осуществлению иллюзорной цели.

Следует знать и то, что освобожденная от оков интуиция действует небезошибочно, интуиция тоже ошибается.

Целесообразность и производительность работы механизма интуиции зависят от психического со­стояния человека, от того, в каком состоянии на­ходится он сам.

Если это состояние развивающейся гармонии, то интуитивное решение задачи образным мышлением будет быстрым, точным и целесообразным: гармо­ния человека рождает гармоничные результаты его работы: открытия, изобретения, художественные образы.Иначе, и быть не может: гармония души (мышления, чувств и воображения) и гармония тела (психомоторики и энергопотенциала) позволя­ют вершить великие завоевания мысли - - заполнять целые пятна ноосферы, строить ее новые этажи, перестраивать ветхие постройки и выбрасывать мусор досужих бдений обывателей, силой власти своей создавших свою «ноосферу».

Состояние человека, у которого гармония только зарождается или разрушается либо уже разрушена,

ошибочные результаты: всем известны ошибки ге­ниев...

Далее, мы остановимся на тех фактах жизни, ко­торые негативно влияют на развитие внутренней гармонииучеников, а также на тех, которые эту гармонию разрушают.

ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

1

С чего начинается мышление?

С удивления! --. так ответил на этот вопрос один из умнейших древних греков •> Платон. Чувство удивления пленяет нас, захватывает. Это особое со­стояние человека, в котором увлечение и интерес сочетаются с уважением к неведомому; поэтому оно и берет нас в плен. Мы попадаем под его власть.

Удивление означает: чувство в непосредственном контакте с предметом «увидело» рядом с известным и «нечто» - неизвестное, видимое и заметное. Оно выделяется чем-то среди известного, его можно ус­лышать и увидеть, отметить знаком.

Отмечается «нечто» вопросом к себе: «Что это такое?»

Для ответа на него включается механизм мыш­ления, мысленно человек взвешивает это «нечто» в предмете, а работа мысли и чувств придает ему зна­чение, ценность, смысл и возможную роль в подго­товке и осуществлении продуктивного действия: умственного или психомоторного.

Ведь человек смотрит на вещи не только с точки зрения интереса. Он - - существо действующее и воспринимает, чтобы чего-то достичь или изменить...

На основе механизма удивления и разгадывания этого «нечто» создан ряд испытаний. Особых испы­таний человека — проектных,предназначенных для диагностики состояния его психики, сознания. Если вы хотите узнать уровень действенности своего тандема  мышления и воображения,  вы­полните такое задание.

К нему нужно подготовиться. Возьмите лист бу­маги и чернила  черные, красные и синие.На­личие таких черни л - - обязательное условие испы­тания. Сложите лист пополам. Сделали? Дальше. Отогните одну часть сложенного листа, а посредине второй части поставьте по три-четыре капли чер­нилами каждого цвета. Дальше. Сложите лист так, чтобы «раздавить» капли чернил. Разгладьте бума­гу равномерно, пока пятно не приобретет оконча­тельную форму.

Разверните лист —и вы увидите удивительную фигуру. Симметричную фигуру, ибо одна ее часть является отражением другой. Дайте высохнуть чернилам — и приступите к исследованию.

Вам предлагается изучитьэти аморфные, слабо структурированные и разноцветные пятна. Изучай­те их не торопясь, всматриваясьв чернильное пятно, старайтесь увидеть в нем как можно больше содер­жания и смыслов.Время «изучения» не ограничи­вается. Изучили? Теперь вам предлагается ответить на вопрос «Что это такое?». Определить это «что-то»словесно, понятиями, суждениями или умозаключениями, короче говоря, создайте текст. Записанные ответы в виде текста-доку мента фиксируют резуль­таты работы воображения над образом «нечто», а мышление взвешивающими действиями мысли превращает этот образ в форму знаковой системы текст. Не ленитесь, пишите быстро, охотно. И чем больше вы напишете, тем полнее и точнее будет характеристика вашего тандема в механизме талан­та - мышления и воображения, тем полнее и точ­нее вы узнаете свои возможности.

При первом взгляде на изображенную фигуру она вызовет у вас умиление; если бы вы намеренно, заранее обдумав, попытались сделать такую форму, передать тончайшие переливы, плотность и перехо­ды оттенков каждого и всех вместе цветов, - у вас ничего бы не .вышло. Это — нерукотворная фигура, но вызывает она у вас хорошее, нежное чувство, приятное волнение...

На этом месте остановитесь. Почему? Чтобы ис­следование было, так сказать, «чистым», сначала выполните задание, а потом сравните написанное вами с критериями качества мышления и действен­ности воображения.Если вы очень нетерпеливы и пренебрежете этим советом, то это - тоже критерий вашего мышления. Не обижайтесь! - - вы выражаете этим свое действительное нравственное состояние: презрительное отношение не только к окружающей среде, но и к себе самому. Пренебрежение, презрение форма оскорбления для других и обычная несообразительность вашего мышления; оно в этом случае скажет о вас все...

2

Расшифруем совокупность, внутренний смысл ваших ответов, чтобы вы познакомились с самим собой и получили сведения о потенциальных воз­можностях мышления и воображения, о том, как и на каком уровне работает ваша мысль.

Существуют три зоны активности мышления и воображения, действенности образа и мысли. Каж­дая зона это некое пространство, полоса между двумя какими-то границами. А переход от одной зоны к другой свидетельствует о коренном измене­нии качеств воображения мышления; оно становит­ся лучше, или хуже - исключается из активности, существует бездеятельным.

Мышление воображения на уровне развития пер­вой зоны характеризуется описанием чернильного пятна, в котором доминируют следующие понятия и слова: животные, рентгеновские снимки, не­живые предметы, отдельные детали изображе­ния, .попавшие в поле вашего зрения, и т.д.

О чем это говорит?

Вы не вышли за пределы содержания пятна, от­раженного в сознании, и нашли для воспринятой фигуры аналогии, ассоциации в вашей памяти. i Мышление второй зоны фиксируется понятиями: движение в изображенном, цвет, переливы цветов, формы вместе с цветными снимками, целостность изображенного: названия элементов фигуры или всей целостности.

Мышление третьей зоны - это не механическое воспроизведение действительности один к одно­му, а с определенной ее переработкой,с тем или иным пониманием, и вы вышли мыслью за преде­лы осмысленной целостности (пятна) отображения.

Следовательно, это результат не пассивного про­цесса, а творческого мышления, которое воображе­нием отходит от воспринятого и идет дальше к новым и новым формам; они соответствуют действитель­ности и этим способствуют ее осмыслению и раз­витию. А то, что вы дали ей название точное и оригинальное или символичное, свидетельствует о силе мышления, способного из многомерного образа извлечь сущность, превратить ее в мысль,и ее затем воплотить в одежду слова и сделать «види­мой» всем.

Теперь сравните ваши ответы на вопросы «Что это такое?» с эталонными - - и вы узнаете, на каком этаже мышления вы «живете». Определите свои ре­зервные возможности и то, над чем нужно стара­тельно работать.

Человек, который «живет» на первом этаже мышления, преимущественно пользуется силами памяти. Она достаточно развита и дает возможность воспроизводить воспринятое, отыскивать ассоциа­ции, сходства и тождества, благодаря осознанию общих черт с известными явлениями и предметами.

Мысль здесь работает в одном направлении — ра­зыскивает в опыте ассоциации и этим утверждает себя, отвечая на тот или иной вопрос, с которым вы встретились.

Почему так происходит?

Течение мышления и действий мысли регулиру­ется предметным содержанием отраженного — не­известного. А если преобладает сила памяти над всеми механизмами 1аланта, над мышлением, то ас­социативный процесс определяется иными фактора­ми — неосознанными связями (ассоциациями) по смежности в пространстве и времени или по сход­ству между отраженным и более-менее объектив­ным впечатлением — чувствами, переживаемыми человеком. А если так, то течение ассоциаций про­исходит автоматически, независимо от человека, — и он не может сознательно им управлять. И что же в результате?

Каждый ассоциативный образ становится исход­ной точкой для других ассоциаций, расходящихся в разные стороны: возникает так называемая цепная реакция ассоциаций. Вот они блокируют работу ме­ханизма воображения: оно бездействует.

В действиях мысли, лишенных направленности, отсутствует и регулирующая организованность мыш­ления: в сознании проплывают обрывки ассоциа­тивных мыслей, случайных сцеплений, всплывших из глубины памяти; человек не может сосредото­читься на одном предмете. Что же касается задачи, которую необходимо отыскать в неизвестном- — в «чтойности», такие действия мысли обходят ее, поскольку человек не выдерживает напряжения, соприкасаясь с неизвестным, и идет по линии на­именьшего сопротивления мышлению, то есть поль­зуется возможностью минимизировать расходы энергии отдаться на волю ассоциаций.

Короче говоря, в этой зоне активности мышления и воображения они почти не работают, а человек воспринимает то, что знает. Все остальное во власти ассоциаций - процессов памяти. Она всегда будет проходить мимо тайны, не пытаясь ее разгадать, пли делать вид, что ее просто не существует.

Такие показатели не плохие, но и не отличные.

Они свидетельствуют: человек имеет огромный резерв развития мышления, чувств и воображения, работающих всегда вместе, механизмов таланта; но над ними господствует память - доминанта, ко­торая и определяет ассоциативную направленность действий мысли.

4

Человек второго этажа мышления особенный. Его чувства (познавательные, нравственные и эсте­тические) дают возможность воспринимать и осоз­навать в окружающей среде предметы и явления гармоничные, целостные. Поэтому и в бессодержа­тельном чернильном пятне, как и везде, он видит определенный смысл (работа воображения) и пыта­ется создать из него целостность, а иногда целост­ность совершеннейшую гармоничную (работа чувств), что свидетельствует о преимуществе силы чувств над мышлением.

Действительно, нужно иметь хорошо развитые чувства, чтобы объединить чувственно воспринятый материал, а изолированным признакам придать от себя — смысловое содержание. Чему придать? Усматриваемому движению, цвету, форме, теням и т.д. Поэтому осознание связей с многочисленными признаками воспринятого и их интерпретация ведущая способность человека, активность мышле­ния которого соответствует критериям второй зоны. Но нужно знать, что этот человек сначала вос­принимает целостность (в отличие, от «жителей» пер­вого этажа мышления) и лишь затем переходит к осмыслению деталей. Это свойство восприятия часто подавляет понимание и ценность деталей. В таком случае чувства доминируют над мышлением: они ахиллесова пята души, способной доказывать спра­ведливость чувственных оценок, предметов — их

внешнего вида.

У этих людей особые, отношения между меха­низмом чувств и механизмом мышления: мысль здесь подчинена слепому диктату чувств. Чувство, включаясь в действие мысли, нарушают ее функ­ции; вместо того чтобы определить территорию не­известного, отделить ее от известного  добраться до действительности, мысль подчиняется логике. чувств. Особой логике найти в предмете или яв­лении источники только энергии   гармоничные элементы  и поддерживать ими состояние удов-летв5ренности. А если так, то действия мысли те­ряют свое естественное предназначение  познава­тельные функции,  и им ничего не остается, как силой своих формально логических возможностей оправдывать положения и суждения, созданные устремлениями и вопреки действию мысли. Даже вопреки ее возможным продуктам, но в угоду чув­ствам.

Поэтому выполнение любого задания у «жите­лей» второго этажа активности мышления происхо­дит в плане чувств и не происходит в плане мысли. Мышление и действие мысли выполняют второсте­пенную роль: служат не определению задачи в не­известном, а для того, чтобы любой ценой оправ­дать решение, принятое доводами чувств.

Эти люди сентиментальны. Они прежде всего со­зерцают свои чувства и любуются ими, их течени­ем; но они пассивны: действие умственное или психомоторное для них мучительно. И они из­бегают действий, чтобы сохранить всегда желанное для них состояние довольства, наслаждения созер­цанием.

Если у вас такие же показатели, не отчаивайтесь. Настаивайте на развитии мышления на способ­ности заглянуть в неизвестное, постичь какое-либо загадочное «что-то».

«Жители» третьего этажа активности воображе­ния мышления - люди страстные. Они дают ответ на вопрос «что это такое?» оригинальный и само­достаточный.

Если в ваши записи не попали животные, рентгеновские снимки, неживые предметы, отдельные де-

тали увиденного, а также движения внутри целост­ности «пятна», цвета, форма воспринятого и точно отраженного и вы сочинили 25—30 предложений, -поздравляю: вы человек талантливый. Как это понимать?

Ваши мышление, чувства и воображение работа­ют в оптимальном режиме, поддерживают друг друга и усиливают сообща действие мысли. Поэтому в оче­видном вы видите и понимаете его невероятность. Все неизвестное вам, «чтойность», в частности обыч­ное чернильное пятно, без вашего желания и воли автоматически:

• Включает активность механизма чувств: предмет сразу оцениваетсяс точки зрения «знакомости», нравственности, красоты; оп­ределяется его то или иное несовершенство; фиксируется наличие задачи. Обратите внимание, еще раз повторяю: вы в этом испытании имеете дело с бессодержательным «пят­ном»  и больше ни с чем, а какую активность оно у вас вызвало, разбудило воображение и мыш­ление!..

• Разбуженное внешним фактором воображе­ние прокладывает путь к решению задачи. Бла­годаря чему? Очень просто. Воображение -это процесс абстрагирования от прошлого опыта: образов, мыслей, чувств  от себя самого. Значит, преобразование отображенно­го произошло не на основе прошлого опыта, а1 вопреки ему; вы создали новые образы,то есть воображение, пользуясь «сырым» ма- териалом отображенного, делает первый шаг к творчеству.

Вот этим и отличается «житель» третьего этажа активности мышления: вместо того чтобы исполь­зовать функции памяти сохранять в возможной неприкосновенности прошлыйопыт, он работает мыш­лением и воображением на будущее. Тут мышление и воображение работают с настоящим, преобразуют его, предвидя будущее. Создают его образ вооб­ражением, а логическую схему действий мыш­лением.

• Заведенные пружины мышления силой мысли уже пытаются развязать узел хитро­сплетений известного и неизвестного. Неиз­вестное (чернильное пятно) становится не просто предметом восприятия, а сырьем для работы мысли,, приобретает функцию толчка, энергии, благодаря чему создаются содержа­ние, форма и смысл того, чего нет и никогда не будет в исходном материале.

6.

Так работает и механизм творчества.

Любознательный читатель может заметить: я «живу» в зоне наивысшейактивности мышления и воображения, которую- вы называете третьим эта­жом, но до сих пор ничего стоящего не создал. Как тогда понимать результаты испытания?

Если вам до сих пор; не удалось создать ничего оригинального и самодостаточного, вина но ваша. И вот почему. Случилось так, что вы были вынуж­дены работать в соответствии с чужими степоотипами или шаблонами механически, и этим по­давляли свое мышление, сковывали воображение, действенность мысли. Это стало привычкой и вы перестали слушать себя и доверять своим чувствам, а без них мышление может "работать лишь на хо­лостом ходу выполнять лишь механическую ра­боту, но не создавать.

Подождите, научитесь слушать себя и доверять себе - и тогда самая интересная задача найдет вас, вцепится изо всей силы в вашу душу. И вы станете решать ее с огромным наслаждением; а когда ре­шите - откроете сразу еще добрый десяток задач, ибо задачи всегда рождает задачи там, где их до вас никто еще не чувствовал.

От вас зависит одно: почувствовать то мгновение, когда задача вцепится в вас (и вы испытаете удив­ление!), и не отбросить ее как что-то мелочное, а? напротив, осознать это «что-то» как источник вдох­новения...

Почему так высоко ценится удивление, вы, на­деюсь, хорошо поняли.

Удивление возбуждает активность воображения и взвешивающих действий мысли над неизвестным. Поэтому удивление показательное чувство: его вызывают:

• новизна воспринятого «что-то»;

• осознание его как чего-тонеизведанного, интересного; • импульс, который задает заранее качество воображения и мышления» привлекает вни­мание, захватывает чувства и всего вас це­ликом.

Кстати, все эти процессы бессловесны, на уровне обычного чувствования, но это не означает, что они только чувства.

В этом чувствовании, в составе удивления содер­жатся:

• образ в форме туманной, с неопределен­ными границами целостности «нечто»;

• мотив — побуждение к дальнейшему зна­комству с ним;

• скрытый смысл за пределами видимого невероятное.

Воображение совместно со взвешивающими дей­ствиями мысли имеет перед собой сырье и пытается это «что-то» неизвестное сделать структурно опре­делившимся, целостным, определенным. Мысль, со­средоточивая внимание, взвешивает и стремится преобразовать неизвестное в понятное, чтобы осво­ить, сделать своим — открыть или изобрести, со­здать художественный образ.


 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!