Содержание учебного материала.



Nbsp; Билет № 1 по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин» специализация «Эстрадное пение»     1. Строение органов голосообразования и их роль в пении. 2. Защита курсовой работы ОТВЕТ: В певческом процессе участвуют следующие органы и системы человека: · Мышцы живота – участвуют в процессе певческого дыхания. · Диафрагма – мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При вдохе – опускается, при выдохе – поднимается в исходное куполообразное положение. Функции диафрагмы – дыхательная, опорная (служит нижней опорой певческому дыханию). · Лёгкие – состоят из пористой ткани, напоминающей губку. Сами наполняться воздухом не могут – только с помощью диафрагмы, действующей как насос. Функция – дыхательная. · Крупные бронхи – разветвления идущие от трахеи (дыхательного горла), имеют хрящевое строение, по ним воздух поступает в лёгкие. Функции: дыхательная, резонаторная. · Трахея – дыхательное горло, имеет хрящевую структуру. Функции – дыхательная, резонаторная. · Гортань – расширенная полость трахеи в шейном отделе. Спереди защищена щитовидным хрящом, сзади – шейными позвонками. В гортани расположены голосовые связки, которые крепятся двумя подвижными черпаловидными хрящами. Функции: звукообразовательная, защитная, резонаторная. · Надгортанник - представляет собою подвижный хрящ в виде лепестка, который играет роль клапана между трахеей и глоткой. Функции: защитная, резонаторная. Глотка - является путем, по которому проходит воздух из полости носа в гортань и обратно, является частью верхних дыхательных путей, соединяя полость носа с гортанью. Функции: дыхательная, резонаторная, артикуляционная. Ротовая полость -простирается от зубов до входа в глотку. Нёбо отделяет ротовую полость от полости носа, соединённые носоглоткой. В голосообразовании участвуют все органы ротовой полости: зубы, язык, твёрдое и мягкое нёбо, а также губы. Функции: дыхательная, резонаторная, артикуляционная. Носовая полость, назальные пазухи, гайморовы полости –относятся к головным резонаторам, соответственно и функции: резонаторная, дыхательная. Лобные пазухи – расположены в лобной лицевой части, несут резонаторную функцию.

Работа перечисленных органов осуществляется под управлением ЦНС.

Слух осуществляет контроль за звукоизвлечением.


Билет № 2

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

 

 

1. Акустически-резонаторная система голосового аппарата.

2. Защита курсовой работы

 

РЕЗОНАТОР – какой-либо объём воздуха, заключённый в упругие стенки, своими колебаниями усиливающий колебания акустической звуковой волны.

Различают:

объёмныерезонаторы, которые делятся на полостные и

трубчатые, и простейшие - деки.

Необходимо отметить вторичность резонатора и первичность источника звука.

Истинный резонатор голосового аппарата человека относится к трубчатым воронкообразным резонаторам и повторяет устройство рупора.

Его роль выполняет ротоглотка.

К основным особенностям ротоглотки как резонатора можно отнести её способность изменять форму и объём, и участие в формировании звука наравне с гортанью, т.к. после прохождения через ротоглотку голос обретает окончательный тембр и форму гласного.

Голосовой аппарат певца состоит из трех основных частей:

· дыхания

· гортани

· резонаторов

и певческий процесс обеспечивается слаженной работой всех этих компонентов.

Основных резонаторов у певца – два:

грудной резонатор (трахея, крупные бронхи) – ощущается, как субъективное чувство вибрации в грудной клетке, выявляет низкие частоты голоса, придаёт голосу теплоту, плотность, бархатистость звучания.

головной резонатор – ротоглоточная полость (резонатор подвижной формы); носовая полость, назальные пазухи, гайморовы полости, лобные пазухи – расположены в лобной лицевой части (резонаторы неизменной формы). Под головным резонированием понимают субъективные ощущения вибрации в лицевой части головы, возникающие как резонанс на средние и высокие частоты. Головной резонатор придаёт голосу звонкость и металлический призвук, полётность и способность прорезать большие пространства.

От индивидуальной формы и размеров резонаторов напрямую зависит индивидуальность тембра певца. В процессе пения все резонаторы объединяются в единую акустически-резонаторную систему.

В певческом аппарате певца функции резонаторов многообразны:

1. Энергетическая — как свойство резонаторов усиливать певческий звук на основе повышения КПД голосового аппарата;

2. Генераторная — резонаторы, как неотъемлемая часть общей системы генерации и излучения певческого звука;

3. Фонетическая— формирование гласных и согласных, дикция;

4. Эстетическая — обеспечение основных эстетических свойств певческого голоса (звонкость, мягкость, полётность, тип голоса, вибрато);

5. Активизирующая — вибрация резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых складок и всего голосового аппарата в целом.

6. Защитная — работа резонаторов предотвращает преждевременное утомление голосовых связок;

7. Индикаторная— благодаря субъективному ощущению вибрации в грудном или головном отделе голосового аппарата певец судит о присутствии резонанса в голосе.


 

Билет № 3

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

 

 

1. Атака певческого звука.

2. Защита курсовой работы

 

Под певческой атакой понимают взаимодействие струи выдыхаемого воздуха с голосовыми связками. В зависимости от характера взаимодействия выделяют три типа атаки:

1. Твёрдая. Связки смыкаются до начала выдоха. Звук получается твёрдый, яркий, металлический. Напоминает крик. Используется в основном в припевах, в ярких музыкальных фрагментах, в рок-вокале.

2. Мягкая. Смыкание связок и подача дыхания происходят одновременно. Звук рождается мягкий, льющийся, полнотембровый. Это базовое звукоизвлечение, основа легато (связного пения) и кантиленного пения.

3. Придыхательная (аспиратная). Связки смыкаются уже при начавшемся выдохе.

Изначально придыхательная получила распространение в джазовом вокале как попытка подражания саксофону. Служит основой субтонового пения.

 


Билет № 4

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

 

 

1. Основные задачи педагога ДМШ (1 класс)

2. Защита курсовой работы

 

1 класс

 

 Цель:

•   заложить основы вокально-исполнительской деятельности;

•   сформировать начальные навыки вокального исполнительства;

Задачи:

•   формирование певческой установки;

•   постановка певческого дыхания;

•   формирование начальных навыков певческой артикуляции;

•   формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне

1-ой октавы;

•   ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним;

 

Содержание учебного материала.

Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Необходимо объяснить и показать учащемуся нижнерёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.

Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строиться на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).

Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации. 

Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения по образам и настроению.

Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним.

 

Рекомендуемый репертуарный список:

 

В. Шаинский «Улыбка»

В Шаинский «Антошка»

В. Шаинский «Чунга-чанга»

В. Шаинский «Голубой вагон»

В. Протасов «Ромашковая кошка»

Д. Тухманов «Божья коровка»

 Д. Тухманов «Песенка про ноты»

Д. Тухманов «Дровосек-жук»

Б. Савельев «Настоящий друг»

Г. Фиртич «Четыре таракана и сверчок»

 

 


 

Билет № 5

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

 

1. Основные этапы работы над произведением.

2. Защита курсовой работы

 

   Работу над вокальным произведением можно условно разделить на несколько этапов:   

1. Знакомство с произведением и его авторами;

2. Разбор и разучивание вокальной партии (определение тональности, размера, сольфеджирование, работа над чистотой интонации, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка), пение со словами;

3. Работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией;

4. Определение формы произведения, определение смысловой и динамической кульминаций;

5. Работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой;

6. Работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения;

7. Достижение художественно-образного сценического исполнения.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!