НАУЧНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ХРИСТЕ

CАДДУКЕИ И ФАРИСЕИ

К этому времени оформляются три основных течения в Израиле. Первое направление это саддукеи. Саддукеи это люди, которые считали, что надо восстановить в первую очередь храмовые богослужения во главе с первосвященником из рода Садока, отсюда и имя течения, и Аарона. Но и не исключено, что такое название получили еще и из-за израильского «цадик» - благочестивый. Соответственно они благочестивы. Саддукеи это сторонники древнего израильского мировидения. Они говорят о том, что народ израильский страдает за то, что не исполняет закон, надо исполнять закон, весь, тщательно, изучать его, кодифицировать его и цель соблюдения закона – благополучие и процветание Израильского народа и государства. Они отрицают загробную жизнь, нет индивидуального загробного спасения, но каждый человек и соответственно весь народ передает будущим поколениям тот уровень добрых дел, который он сам совершил, или злых дел. И если это добрые дела, то государство процветает и обетования Божии исполняются, а если злые дела, то ничего этого не происходит. Они анализируют историю, говорят что ради славы народа и страны необходимо все соблюдать, начиная от храмового богослужения. Но никакой мистической задачи после смерти у человека нет. Это особенности учения саддукеев. При этом они исповедуют абсолютно свободную волю человека, что никакого нет предопределения и человек каждый сам в себе определяет свой путь в жизни, соответственно народ, как сумма, определяет свой путь и от этого тот или иной результат. Близки к ним политически, но с иным видением это фарисеи. Слово фарисей производят опять таки от двух слов, это или «пурушим» - раскольники, или «паруша» - перс. Делов том, что в отличии от саддукеев фарисеи исповедуют то, что есть воскресение мертвых, есть загробная жизнь индивидуальная, которая зависит от жизни земной, есть суд после смерти, над каждым человеком и Бог и человек общается с помощью ангелов. Но социальная цель та же – создание великого государства, великого Израиля, который будет исполнением пророчеств Авраама, будет учителем и родителем всех народов, но при этом и личные цели есть. Персами их называют потому, что этого учения о личном спасении нет в Ветхом Завете. Было еще третье направление – «ессеи» - благочестивые. Это люди совершенно особого плана. Люди, которые не верят в судьбу Израиля как народа, они глубоко пережили идею остатка. И себя этим остатком считают, их немного порядка 4-5 тысяч человек по различным достоверным данным. Они уходят из обитаемых мест в пустыни и там живут своими общинами. Вот как описывают их жизнь Иосиф Флавий (40-90гг. 1 века), который в молодости в этой общине подвизался: «Достойно удивления то чувство справедливости у них, которое они ставят не ниже всех добродетелей, которого не знают ни греки ни другие народы. Это столь же в них развитое чувство, укоренилось в них не со вчерашнего дня, издревле. И в силу его они не препятствуют никому жить со всеми общею равною жизнью – имущество у них общее и богач пользуется у них не большим чем ничего не имеющий бедняк. Они не имеют ни жен ни рабов, живя сами по себе, услуживая друг другу для заведования доходами, плодами земли, они с помощью голосования избирают наиболее достойных лиц из священнического сословия (сословия Аарона)» - фактически монастырь, типичное описание монастыря. А вот что пишет Плиний Старший, римлянин, который вместе с Веспасианом пришел в Иудею когда подавлял иудейское восстание: «к западу от асфальтового озера (т.е. Мертвого моря), но в достаточном удалении от берега, чтобы избежать вредоносных испарений проживают ессеи, племя уединенное и наиболее удивительное изо всех во всем мире. Они живут без женщин, отвергают плотскую любовь и обитают среди пальм (видимо оазисы), изо дня в день число их увеличивается, благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых волны судьбы влекут к обычаям ессеям». Но в этих сообщениях только внешние вещи. В начале 20го века в книгохранилище старой синагоге в Гинизе был найден так называемых Дамасский документ. Его перевели, издали, еще до первой Мировой войны, но он говорил вещи настолько отличающиеся от всего остального, что люди с трудом это понимали. И наконец полное понимание того, что это такое пришло к нам после 47го года как раз на тех самых берегах Мертвого моря в достаточном удалении, чтобы не действовали вредоносные испарения в долинах Хербеткумран в пещерах были найдены рукописи, так называемые рукописи Мертвого моря или Кумранские рукописи. Их контекст связан с одной важнейшей идеей, которая пронизывает всю Библию, но которой в Библии, в Ветхом Завете не получает своего раскрытия, кроме одного места, это учение о Сыне человеческом. Дело в том, что в Библии есть масса мест, где говорится о Сыне человеческом, порядка 60 мест. Сын человеческий это синоним человека, просто в поэтике переднего востока, в том числе и еврейской поэтике. Впервые немножко другое понимание возникает у пророка Иезекииля, где под этим понимается обращение Бога к самому пророку, и Он (Бог) говорит, что «ты сын чевеческий, ты уста Мои (Божии)», т.е. сын человеческий это тот, кто говорит устами человека Божественные слова, это немножко другое уже. И уже совершенно особое место это 7 глава пророка Даниила. Вообще книга пророка Даниила интересна, она частично написана на еврейском, поэтому является канонической и написана видимо в плену, а часть написана по-гречески и это явно позднее, но это ее еврейская часть, 13-14 стихи: «и видел я (сам пророк) в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как-бы сын человеческий, дошел до Ветхого днями (т.е. Бога) и подведен был к Нему и ему дана была власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему. Владычество его – владычество вечное, которое не прейдет и царство его не разрушится. Вострепетал дух мой во мне Данииле в теле моем и видения головы моей смутили меня». Это совершенно не случайно, что эти видения смутили пророка Даниила. Потому что то, что он здесь описывает, это неслыхано для еврейского сознания. Человек не может быть Богом, а здесь человек подведен к Богу, сын человеческий, он идет по облакам небесным и ему дана власть над вселенной навсегда, т.е. он из человека становится Богом. Именно эти слова вспоминает Иисус в самый трагический момент диалога в синадрионе, когда уже после того, как Его взяли под стражу, когда первосвященник его судит, чтобы уличить и казнить. И когда все свидетельства оказываются ложными, то первосвященник говорит: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, сын Божий?» Иисус отвечает: «отныне узрите Сына человеческого, седящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных». Т.е. он отвечает пророчеством Даниила. Но какая реакция у синадриона, которые состоит из саддукеев – они рвут на себе одежды – он богохульствует, вы все слышали, что он богохульствует, он себя из человека делает Богом. Т.е. это пророчество Даниила невероятно для иудейского уха, это пророчество о совершенно ином статусе человека. Главное обвинение христианства это не то, что Мессия уже пришел, главное обвинение христианства, что они обожествляют человека. Это написано в любом иудаистком учебнике. И эту фразу – Сын человеческий, канон сохранил, потому что это слова пророка, но до конца понять смысл этого не могли. Но как оказалось в секте ессеев задолго до пришествия Христа с самого начала возникновения этой секты это было самое главное - учение о Сыне человеческом. Как открылось в Кумранских рукописях, что это учение уже было и это учение о Сыне человеческом называлось как ни странно «Новый завет». Все лживо, все прогнило, народ рухнул, раз за разом все хуже и хуже – и царство и плен и восстановление храма – ничего не помогает и вот тогда мы отделимся и создадим свой новый завет и будем жить благочестиво, от всех изолированно и ждать пришествие этого Сына человеческого. Вот собственно была вера ессеев.

 

ОБЩИНА НОВОГО ЗАВЕТА

В последние 2 века до Р.Х. они долгое время как-то выпадали в истории иудейской религии. Библия уже молчала, после макеавейских книг ничего сказано не было. Единственным источником кроме трудов Иосифа Флавия и Плиния Старшего стал Дамасский кодекс. Он рассказывает том, как во втором веке до Р.Х. появилось некое новое духовное движение в Израиле, вот что говорит этот документ: «а теперь слушайте все познавшие праведность и вникайте в дела Бога ибо тяжба у Него со всякой плотью и суд Он сотворит над всеми отвергающими Его. Ибо за их измену, за то что покинули Его, Он сокрыл Свое лицо от Израиля и от Своего святилища и предал их (иудеев) мечу. Но когда вспомнил завет Свой с первыми, то оставил остаток Израиля и не предал их истреблению, и по конце гнева через 390 лет по предании их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, взыскал их и отрастил от Израиля и Аарона корень насаждения, дабы им Его землю и удобрить благим Его почву. Они поняли свое преступление и узнали, что они люди виновные но были точно слепые, точно нащуповавшие дорогу 20 лет. И Бог вник в их делаибо сердечно они искали Его и поставил им праведного наставника, чтобы направить их по пути сердца Своего». Это описание очень важно, оно говорит о датах. Речь идет не о всем Израиле и даже не о той его части, которая вернулась в Иерусалим по разрешению царя Кира и построила второй храм. Речь идет о какой-то группе, о какой-то части народа, потому что их вывел вот этот учитель праведности, который был дан через 20 лет. Он объяснил им все и вывел из земли Израиля, из Иерусалима в Дамаск, отсюда и название документа. Именно в Дамаске была создана община, понятно, что это произошло потому, что в самом Израиле они были гонимы уже еврейской властью. Потому что это было время по-видимому Хасмонейской династии, потомков Макеавеев, которые восстали против власти Селевкидов и освободили Израиль, завладели им и стали очень ревностно, внешне ревностно, относиться к закону, но как известно создали ужасную деспотию. Самое интересное, что этот учитель праведности от имени общины заключает с Богом новый завет, так что когда Христос говорил, что заключает новый завет, эти слова не были чем-то совсем новым. Из этого Дамасского документа мы узнаем смысл этого нового завета, что этот учитель праведности мирно скончался через некоторое время, оставив этот новый завет, но он восстанет в конце дней, что он воскреснет. Вот что было написано в этом документе. Однако уже через 50 лет был обретен новый источник – Кумранские свитки. В основном это кожаные свитки, что-то есть на пергаменте, что-то есть на тонких медных листах, свернутых, все это было спрятано, видимо в связи с опасностью разграбления в 68 году, когда римляне успешно подавили иудейское восстание. В 1 пещере был найден тоже вариант этого документа и это доказывает, что этот кодекс принадлежит той же видимо общине, также было найдено множество текстов, принадлежавших самой общине, это толкование на библейские тексты, устав общины, дамасский документ, псалмы, гимны. Анализируя кто же были эти люди, которые там жили и оставили эти тексты большинство ученых сходятся во мнении, что это как раз те люди, о которых говорили Филон Александрийский, Иосиф Флавий и Плиний Старший, ессеи. Каковы же обычаи ессеев и какова же суть их учения. Важно то, что центральное место в учении ессеев имеет, как выяснилось из Кумранских рукописей, ожидание Мессии. Мессию, помазанника ждут все, но по-разному, его ждут фарисеи и саддукеи, которые ждут его как царя, как праведного царя, льва из колена Давидова, который восстановит Израиль, освободит его от ненавистной Римской власти. Саддукеи мечтали о политической власти, фарисеи об учительной, что евреи научат все народы почитанию единого Бога. Но ессеи ожидали совсем иного Мессию. Мессию или как его еще называли Избранника. Это был человек, его так и называли – Сыном человеческим, но он должен был одновременно быть в совершенно особых отношениях с Богом.В комментариях на одного из самых таинственных ветхозаветных пророков, пророка Аввакума в текстах Кумрана сказано: «учителю праведности Бог поведал все тайны слов Его рабов - пророков», т.е. учитель праведности если угодно пророк пророков. И на слова Аввакума «душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» дается комментарий «это относится к исполняющим закон в доме Иуды, которых Бог спасет от дома суда за их страдания и веру в учителя праведности». Тут можно вспомнить как много раз Христос говорил «веруйте в Меня». Дом суда это страшный суд, Суд Божий, которого боятся иудеи. Саддукеи в него не верят, потому что не верят в воскресение, верят только в земную жизнь и суд будет над потомками. Фарисеи уже верят в воскресение и боятся суда. Большинство народа по всей видимости следует вере фарисеев. А здесь говорится, что суда не будет. А в Новом Завете есть два прямо противоположных указания, в Евангелии от Иоанна говорится, что «те, кто уже во Христе, на суд не идут» 5 глава, слова самого Христа. У апостола Павла наоборот, говорится, что для всех людей и для праведных и для неправедных потом суд. Еще важнее другое, что в том же комментарии (на пророка Аввакума) говорится, что«в руку избранника своего отдаст Бог суд над всеми народами». Так же как в Апокалипсисе Иисус судит народы, так же точно ожидают кумраниты, что в руку избранника своего Бог отдаст суд над всеми народами. В текстах 4 пещеры говорится, что «восстанет помазанник Аарона и Израиля и искупит вину их», говорится, что Мошиах, Мессия это порождение Бога и Дух Его дыхания. Порождение Бога – сын Божий, Дух Его дыхания – через Него Дух святой транслируется. Еще более интересно, что в тексте Дамасского документа есть плохо читаемый фрагмент, который так же плохо читался в копии Кумранских пещер, и его смогли прочесть только просветив под инфракрасными лучами прочли по-еврейски очень четкие слова «когда породит Бог Мессию». Т.е. Бог порождает Мессию, Мессия это Сын Божий. При этом во многих свитках Кумрана говорится. Что Мессия это человек, сказано, что он сидит за пиршеским столом вместе с людьми, ест, пьет, опять таки как Иисус. Как тогда, когда Иисус хотел показать, что и после воскресения он человек спросил у учеников есть ли что съестное. И здесь тоже подчеркивается, что он ест и пьет – он тоже человек. Новый Завет это обновление союза Бога с людьми. Союз расторгнут человеческим грехом и постоянно после этого расторгался, была попытка в Аврааме опять восстановить этот союз и все равно не получилось, отпадение царей, народа, собственно весь Ветхий Завет это история отпадений и сейчас заключается этой общиной Новый Завет, причем весь остальной мир, в том числе и Израиль лежит во зле, пойман в три западни Велиара (Сатаны) – прелюбодеяние, богатство и осквернение святыни. А последователи учителя праведности, хотя и они прах и пепел, они искуплены Им и стали сынами Света, т.е. Бога. Интересно, что альтернативы учителя праведности является первосвященник, первосвященники хасмонейской династии, которые и осудили Христа на распятие, эти первосвященники это враги учителя праведности, они лжепервосвященники. Там постоянно говорится о том, что они никакие не первосвященники на самом деле. Те, кто ушли в эту общину, стали сынами Света. Видно, как постоянно градус ожидания усиливается. Кумраниты считают себя уже гражданами иного мира. Мира по ту сторону, они заключили Новый Завет, они уже не живут в этом мире. Они уже живут в небесном мире, руководимые учителем праведности. И знаками этого иного мира являются как раз их нормы и обычаи – они очень строги. Устав общины, который до нас дошел и некоторые описания со стороны говорят о том, что у них нет брака или если есть, то отношения крайне регламентированы, только ради продолжения рода. Очень регламентирована пища, поведение. Все решает собрание общины. Это абсолютно демократическое учреждение, они из себя выбирают руководителей, как классический монастырь. И подчеркивается, что это уже иной мир, в этом мире совершенно другая жизнь. И здесь мы узнаем последний важнейший момент жизни кумранитов. Это отношение к правде и ко лжи, отношение к спасению и гибели. Неожиданно мы читаем, что оказывается Бог сотворил не только добро, но и зло. Предопределил от начала одних к гибели, других к спасению. Опять же у апостола Павла есть фрагмент из послания к римлянам, где говорится об этом, что тех, кого Он предугадал, тех и предызбрал, тех кого предызбрал, тех освятил. Т.е. в общем есть эти моменты и в Новом Завете. Их можно по разному объяснять, богословы потом научились объяснять, но в принципе эта идея предызбранности она есть. Но не как доминирующая, а как скорее случайная оговорка. А вот у ессеев это главное. В так называемом свитке войны (войны духовной) из кумранской общины говорится: «Он (Бог) сотворил духов света и тьмы и на них основал всякое действие, в чертоге света родословие правды, а из источника тьмы родословие лжи. Он сотворил человека для властвования миром и положил ему два духа, чтобы человеку руководиться ими до срока его взыскания, это духи правды и лжи» . итак Бог творец и зла и добра – абсолютно новое. Далее мы читаем в свитке войны: «ты Боже наших отцов, создал Велиара губителем, ангелом злокозненным, во тьме совет его, ради нечестия и греха и все духи его жребия ангелы зловредные». Т.е. Бог создал Велиара уже таким. «Ты сотворил праведника и нечестивца. В руке князя света власть над всеми сынами праведности, путями света они будут ходить, а в руке ангела тьмы вся власть над сынами лжи и путями тьмы они будут ходить. От ангелов тьмы заблуждения сынов праведности, все их прегрешения, грехи, вина их, преступные деяния в его власти согласно тайны Бога до срока его». Т.е. все грехи праведников от духа зла. «И все их кары и сроки бедствия их во власти его супостата (врага Бога) и все духи его жребия на помеху сынам света. Но Бог Израиля и ангелы Его правды помогают всем сынам света». Тут еще один важный момент. Те, кто сотворены неправедными, они обречены на гибель, на суд и на гибель. Они обречены на неправедность. А те, кто обречены на праведность, да они могут соблазняться, да они могут падать, и грешат они соблазняемы этим духом зла, но Бог все исправит, все покроет и все равно их спасет. «Ты извечно предначертал себе день битвы, чтобы помочь правде истребить грех, унизить тьму и возвеличить свет. Для вечного пребывания, для уничтожения всех сынов тьмы и радости всем сынам света». Т.е. в сущности вся история написана, все известно, ничего нового нет. Люди играют давно написанную драму и все роли определены и если даже в каких-то нюансах люди отклоняются, то их исправляют ангелы и предназначенные к гибели погибнут, предназначенные к спасению спасутся. Тексты кумрана ясно говорят о том, что те, кто предназначен к спасению станут сынами Божиими. Иосиф Флавий пишет тоже самое: «секта ессеев учит, что во всем проявляется мощь предопределения и что все постигающее людей не может случаться без и помимо этого предопределения». Интересно, что в книге Еноха как раз об этом говориться: «Я (Енох) рассмотрел все на небесных скрижалях и прочитал все, что было написано на них (он был вознесен на небо и там читает небесные скрижали) и заметил для себя все и прочитал книгу и все что было в ней. Все дела людей всех телесно рожденных, которые будут на земле до самых отдаленных родов. Блажен муж, который умирает как праведный и благой о котором не написано никакое писание неправды и против которого не найдено вины». Т.е. все уже написано, на скрижалях уже все есть. Естественно ессеи уверены, что те, кто собирается в их общину, это люди, которые предопределены к спасению – иные бы просто не пришли. И эта вера, что они предопределены к спасению и делала общин ессеев столь притягательными. Именно поэтому общины не исчезали, они постоянно пополнялись. Иосиф Флавий пишет: «ессеи непоколебимо убеждены, что в то время, как тела подвержены гибели и их материальный состав непостоянен, души остаются вечно бессмертными. Происходя из тончайшего эфира, они совлеченные вниз некими чарами природы попадают в тело, словно темницу. Едва освободившись от оков плоти души словно вырвавшись на свободу после многих лет рабства с ликованием взмывают ввысь. Учение ессеев о душе представляет необоримый соблазн для тех, кто однажды вкусил их мудрости». В тоже время в кумранских текстах мы видим, что души сынов тьмы обречены на мрачную бурную пропасть, исполненную бесчисленными казнями, на мрак вечного огня. Это очень интересные свидетельства, они говорят о том, что в соответствии с классической Ветхозаветной схемой ессеи не верят в воскресение во плоти. Для них плоть это темница души, как для греков – тело могила. В отличие от фарисеев, которые потому-то и называются персами, что верят в воскресение. Значит ессеи думают, что да, придет Мессия, будет последний бой, последний суд, а потом чисто духовный мир, в котором будут души праведников наслаждаться, а души грешников будут в вечных страданиях, но грех и праведность предопределены. Итак можно сказать, суммируя, что многое, что мы считали раньше до открытия ессейских документов совершенно новым, потому что этого действительно не было в Ветхом Завете, теперь видим, что это не новое. Что этим жила наиболее духовно чуткая часть еврейского народа. Она жила Новым Заветом, она мечтала о Новом Завете. Она понимала, что старое исчерпано, потому что если не получилось у Авраама, если не получилось у царя Давида, если не получилось то классическое иудейское царство – в итоге все было завоевано, если не получился второй храм, потому что все видели, что он не получился. Все видели, что первосвященники далеко не святые люди, в Евангелии мы видим, что фарисеи обличаются наравне с мытарями – самыми неуважаемыми общества, и рядом с ними учителя Израиля. Очевидно, что в народе все это потеряло уважение. Все есть – Библия есть, закон есть, но это не то. Должен быть Новый завет, какое-то очищение, все ждут этого Нового Завета и ессеи говорят, что с нами уже заключен. Если вы чувствуете, что вы тоже спасаетесь – идите к нам. Если вы не можете выдержать наших строгих установлений, ну значит вы не спасаетесь.

Ожидание Нового завета, всеобщее ожидание Машиаха. Конечно, когда было Израильское царство, то Машиах это царь, чего его ждать. Умер один – на его место пришел другой. Теперь нет царя, но он должен быть, ожидание Машиаха как истинного царя. Царя, который изменит мир. Очень замечательно эту фактуру ожиданий передает встреча у колодца с самаритянкой. Приходит женщина, как бы мы сказали сейчас весьма фривольной жизни, начинает весьма игриво говорить со Христом и когда Он ей сказал «если бы ты знала с кем говоришь, то сама просила бы у него пить», а она думает, что речь про колодец, но когда Он говорит ей привести своего мужа и далее раскрывает всю ее личную жизнь и она потрясена. И что после этого? Она говорит «я вижу ты пророк» и следующий вопрос – «наши отцы (самаряне) покланяются на этой горе – Гиризим, а вы – иудеи говорите надо покланяться в Иерусалиме, как же на самом деле?», Вот это самое главное. И для нас это важно, что простая и в общем-то весьма легкомысленная дама из самарянской деревни, не из какого-нибудь университета живет проблемой спасения – «где поклоняться Богу? Как поклоняться Богу? Где правильно, где не правильно?». Один из мудрецов Израиля, член синедриона приходит ночью ко Христу, чтобы спросить «как надо спастись?». Другие не приходят, но этот приходит. И Тот ему объясняет «ты, один из учителей Израиля и не знаешь этого?». Т.е. мы видим этот мир напряженнейшего ожидания спасения, поиск (и многие думают, что они это уже обрели, как кумраниты, например, образ Иоанна Предтечи и таких оказывается было много, другое дело, что он узнал Мессию во Христе, в отличие от других, но образ жизни, стиль жизни был довольно распространенный – несколько тысяч). Вот узнавая все это, мы понимаем, что ожидания некой новой правды дошли до какого-то предельного накала в это время.

 

НАУЧНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ХРИСТЕ

 

Христианство, являясь продолжением Ветхого Завета тут же вводит нас в историю, оно фиксирует даты. Рождество Христа абсолютно точно фиксируется датой, когда Квилиний был наместником Сирии и по приказу императора Августа была проведена всеобщая перепись, мы можем очень точно определить, когда это было. И все остальное также, очень исторически определено. И личность и учение Христа долгое время не подвергалось никакому сомнению. Оно было очевидным. Христиане считали писание Нового Завета Богодухновенным и безусловным, иудеи считали их исторически верными, но неправильно интерпретируемыми – да, был Иисус и были чудеса и были конфликты, но это все происходило не от того, что он бы Мессия, а от того, что Он был лжемессией, кудесником, магом и т.д. Это были уже интерпретации, но в сам факт личности сомнению не подвергался. Когда на землю пришел ислам в 6-7 веке, то тоже самое – не подвергалось сомнению личность Христа и того, что описывается в целом в Евангелии, хотя интерпретации были опять же другие. Пожалуй, сомнения к Новому Завету возникли очень поздно. В 18 веке СамуэльРеймар , будучи сначала немецким пастором, потом увлекшись английским спиритизмом, первый сказал, что никаких чудес быть не могло, что все это выдумки и вообще учение Христа это политическое учение, антиримское, Христос не воскресал, тело Христа украли, но Его нравственные принципы имеют значения, поэтому их надо изучать и т.д. При жизни он не решался все это опубликовать, после его смерти в конце 70х готов 18 века его писания были опубликованы Лессингом. В 19 веке возникла целая школа «либеральная трактовка жизни Иисуса», опять же отрицавшая чудеса. Т.е. это все совсем недавно, это эпоха Карамзина, Пушкина, это не какая-то глубокая древность. Эта школа отрицала чудеса, Христос не умер на кресте, его приняли за мертвого, положили в могилу, а он в могиле пришел в себя, вышел, а ученики решили, что он воскрес. Весьма оригинально было учение Штрауса, который говорил, что все чудеса это просто интерпретация или воспроизведение ветхозаветных реалий в Новом Завете. Т.е. напримерпреображение Моисея на Синае это преображение Иисуса Христа на Фаворе. Описание того, как Елисей кормит сто человек несколькими хлебами, проявило себя в чудесах кормления хлебами и рыбой людей, пришедших слушать проповедь Христа. Максимальное отрицание Иисуса это конец 19го века, начало 20 века, трактовка что Христос ни плохой ни хороший – его просто не было. Но уже после первой мировой войны это отходит, потому что слишком много свидетельств историчности Христа. После первой мировой войны получает распространение идея Альберта Швейцера – известного гуманиста о том, что Христос это бедный проповедник, несостоявшийся пророк, у которого были ученики, они что-то записывали, потом постепенно это все оформилось в то учение, которым располагает уже современная Церковь. В 1980м году был создан так называемый «Семинар по изучению Иисуса» в состав которого входят ученые, которые продолжают этим заниматься и сейчас. У них два подхода: 1) Это то, что чудес не бывает и поэтому все, что касается чудес – безусловно так или иначе или выдумка или плод больного воображения или мистификация или есть какое-то естественное объяснение. 2) Что не может быть никаких предсказаний и если есть в Евангелиях и Новозаветных текстах какие-то сбывшиеся пророчества, то сначала было событие, а потом это было написано и выдано за предсказание. Что же касается доказательств историчности Иисуса и событий новозаветных, то у нас есть свидетельства, эти свидетельства очень близкие. Эти свидетельства нескольких видов. Мы отбрасываем Новый Завет на время. Это свидетельства людей, которые не разделяли учение, которые были враждебны этому учению, но которые как историки фиксировали и описывали. И по крайней мере три таких описания принадлежат первому веку. Самое надежное и самое оспариваемое принадлежит перу Иосифа Флавия. В самой рукописи есть фрагмент, который безусловно написан христианским интерполятором, т.е. не сам Иосиф, а какой-то христианин через несколько веков после Иосифа. Но в монастыре святой Екатерины на Синае в 19 веке была найдена история христиан Агапия Иерапольского – арабо-язычного христианского автора 10го века. Он использует Иосифа Флавия, причем совсем другие рукописи, чем те, которые дошли до нас. И там есть этот фрагмент, но он написан более сдержанно, чем в дошедшей до нас рукописи, т.е. он видимо не испорчен или мало испорчен (испорчен с точки зрения ученого) вставками. Этот фрагмент звучит так: «в это время был мудрый человек, которого звали Иисус, весь его образ жизни был безупречным и он был известен своей добродетелью и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто стали его учениками не отказались от его учения, они рассказывали, что он им явился через 3 дня после распятия и что он был тогда живым. Таким образом он был, может быть, Машиах о чудесных деяниях которого возвещали пророки». Интересно и то, что в новозаветном корпусе есть 4 рассказа о людях, которые совершали восстания в Иудее против римской власти. Это Иуда Галилеянин, Февда, Симон волхв и некий египтянин, который как рассказывается в Деяниях апостолов вывел 4000 жителей Иерусалима в пустыню, выдавая себя за кого-то великого. Из этих 4х восстаний, 2 первых описаны и у Иосифа Флавия и мы видим, что во всех 4х случаях, хотя Новый завет избегает называть организаторов этих восстаний, что они претендовали на звание Мессии, мягко говоря, что они выдавали себя за кого-то великого, но Иосиф Флавий прямо об этом говорит. Прямо перед рассказом о Христе, в той же 18 главе «Иудейской древности»: «приверженцы этой секты (Иуды Галилеянина) во всем прочем вполне примыкают к учению фарисеев, зато у них примечается ничем не сдерживаемая любовь к свободе. Единственным руководителем и владыкой своим они считают Господа Бога идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают смерть друзей и родственников, лишь бы не признавать над собой главенство человека. Мои слова далеко не исчерпывают всего их великодушия и готовности их подвергаться страданиям. Народ стал страдать от безумного увлечения ими при игемонеГесии Флоре», из этого видно, что Иудея действительно бурлила. Кроме Иосифа Флавия об это пишет очень подробно Тацит в 44 главе 15 книги анналов, где описывает пожар Римапри Нероне: «но не средствами человеческими ни щедротами принципса невозможно было пресечь бесчестие его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи приискал виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого это название казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время это зловредной суеверие стало вновь прорываться наружу не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак сначала были схвачены те, кто открыто признавали себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изоблеченных не столько в злобном поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны на смерть собаками, распинали на крестах, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости вызывали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не из общественной пользы, а из-за кровожадности Нерона». Есть еще свидетельство Светония об этом же самом времени: «иудеев, постоянно волнуемых Христом он изгнал из Рима. Наказаны были христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия». Эти свидетельства письменные, отнюдь не от доброжелателей, чуть позже, во втором веке это будут письма Плиния Младшего к Трояну, где он уже как губернатор Малоазийских провинций описывает, как он борется с христианами. Общая молва приписывает христианам всю сумму мерзостей. Пришло новое учение и его вроде бы надо уважать, но про него все говорят отвратительные вещи и из-за этого гонения. Причем говорят невероятные вещи и соседствующие с ними греки и традиционные иудеи, т.е. все. Есть целый ряд археологических свидетельств разумеется. Самые ценные из них происходят из г.Помпеи и соседнего с ним Геркулана. Ценность этих свидетельств в том, что Помпеи погибли в 79г. т.е. это дата, позже которой ничего добавлено или изменено быть не могло – все было завалено пеплом и после там никто не жил. Когда их раскопали в 19 веке, то там открылось очень много всего интересного, характерного и в частности открылись несколько изображений креста с надписью «победа». Это очень важно потому, что даже в церкви большинство ученых говорили раньше, что крест стал символом Христа позже сравнительно – в 3-4 веке, а здесь мы видим, что это не так. Интересны находки в Иудее. Среди них в 50-е годы была раскопана гробница знатной иудейской семьи. В этой гробнице была найдена монета по которой можно было определить время захоронения – 80е годы 1 века и там есть изображение креста, оно очень схематичное, но оно есть. Т.е. мы видим по этим данным, коротким знакам, что крест становится очень рано христианским важнейшим символом. И опять же, удивляться этому абсолютно не приходится – крест это древнейший символ победы над смертью и христиане об этом символе знали. Ну и Туринская плащаница, которую часто называют 5м Евангелием. История плащаницы характерна. Впервые о ней говорится в Испании в 7 веке. Потом не раз она упоминается в Византии. После захвата Константинополя крестоносцами она на какое-то время исчезает из поля зрения, чтобы потом вновь появиться сначала в Савоне, потом в Турине в 16 веке. В конце 19го века и в 20 веке эту плащаницу изучают подробнейшим образом и поразительно, что на ней чуть чуть были видны какие-то образы человеческого лица, плохо очень, буквально пятна. Но когда все это сняли в рентгеновских и инфракрасных лучах, то получилось очень четкое изображение человеческого тела и лица благородного мужа. Сама ткань 1го века и это безусловно определено, что пыльца растений, которые естественно всегда попадают на любую вещь, особенно в сельской местности, а Христа хоронили в саду и это была весна, когда как раз все цветет. Пыльца растений как раз этого региона. И удивительна даже монета, на глаза были положены монеты, как это принято при захоронении, чтобы глаза были закрыты, и монета была с ошибкой в написании латинском и первоначально на этом основании говорили, что это подделка. Но удивительно, что уже после 2 мировой войны археологи нашли эти монеты в другом месте, но тоже в Палестине. Видимо местный монетный двор чеканил эту монету и не так хорошо зная латынь была допущена эта ошибка. И наиболее очевидный знак неправды стал наиболее очевидным знаком правды. говоря о самом изображении на плащанице ученые не могут объяснить как там мог отобразиться негатив, как на старой пленке, ясно только, что было мощное радио излучение, которое и сделало этот отпечаток возможным. Христиане говорят, что это и есть воскресение. Это физический эффект воскресения.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!