Понятия общественно-экономической формации и цивилизации
Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит к марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
Понятие «цивилизация» — одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития
|
|
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.
Человек как биопсихосоциальное существо. Проблема смысла человеческой жизни в философии.
Проблема человека в историко-философском контексте
В античной философии, где все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос человек мыслился как “Малая Вселенная”. Он как бы погружён в этот Космос и живёт по его законам, а в своих проявлениях подчинен высшему началу-судьбе. Древняя философия делала акцент не столько на духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним, с Космосом.
|
|
В философии средних веков человек стал восприниматься как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело. Тело (плоть) бренно, смертно, душа бессмертна. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближение к Богу и тем самым - в спасении себя. Философия средних веков обратила внимание на внутренний духовный мир человека. Тем самым создавались предпосылки для отрыва человека от внешнего мира и постепенного противопоставления ему.
В философии Возрождения, хотя природное начало в человеке подчеркивается, он всё же ставится выше природы, над ней. Человек с точки зрения данной эпохи деятелен и свободен.
В философии Нового времени человек исследовался с позиций механицизма. Считалось, что человек, как и внешний мир, есть механизм, сложная машина. Главное качество человека - его разумность. Призвание человека - изменить мир с помощью силы знания, покорить природу. Такое рационалистическое восприятие человека наиболее полно было представлено в творчестве французских просветителей XYIII века.
|
|
Философия XIX- XX века гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других - иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека уже просматривалось в различных теориях (классический марксизм), но целостного учения о человеке ещё не было.
Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие человека через общество со всей необъятной Вселенной.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 624; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!