ВОСПРИЯТИЕ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ТЕОРИИ «МАНДАТА НЕБА»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДРА ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА РЕФЕРАТ по дисциплине «История Японии» на тему «Рецепция теории “мандата Неба” в древней Японии (VII-VIII вв.) в книге А.Н. Мещерякова «Япония в объятиях пространства и времени.» Направление подготовки 45.03.02 Лингвистика Выполнил Студент группы 172 перя Калмыков Н.А. Программа подготовки – Перевод и переводоведение – Японский язык Проверил к.и.н., доцент С. В. Гришачев Очная форма обучения  

ВВЕДЕНИЕ

        Сама теория «мандата Неба», изначально китайская, влилась в японское общество со многочисленными изменениями, на которых и будет сделан основной акцент в данной работе. Также будут изложено понимание основных терминов и понятий, значение которых требует пояснений со стороны исследователя.

 

ПОНЯТИЕ «СЫНА НЕБА»

        Начать стоит с объяснения самого главного понятия работы и описания качеств, которыми должен обладать его носитель. Так кто же такой «сын Неба»? Согласно китайской философии, правитель растрачивает запас так называемой «добродетели», в китайском языке называющейся «дэ, а в японском «току». Примечательно, что эта добродетель принадлежит не ему самому, а всей династии и к этой растрате прикладывает руку каждый правитель от основателя династии.

    Кроме того, каждый правитель имеет собственное «дэ», которое является частью общего объема благодетели всей династии и уже на это собственное «дэ» он различными способами может влиять. Однако считается, что какие бы усилия не прикладывались, династии все равно наступит конец.

И когда же этой «добродетели» совсем не останется происходит смена династий, свершаемая, по поверьям, по велению неба и тот, кто этой сменой руководит и впоследствии основывает новую династию и зовётся «сыном Неба», являясь при этом человеком, наделённым божественной привилегией править страной (в данном случае Поднебесной). [стр 158-160]

    Но это в китайской философии, а в избранном случае рассмотрению подлежит именно японское ее трактование и тут следует рассмотреть отдельно друг от друга несколько сфер, в разрезе которых будет изучаться термин.


 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЫН НЕБА»

        В Китае «сыном Неба» назывался основатель новой династии и именно для этого и служил этот титул – обосновать претензии правящего дома на престол. Однако японские императоры в большинстве своём использовали их чтобы обосновать конкретную смену наследников престола, так как само положение о смене династий в стране восходящего солнца совсем не прижилось.

    Соответственно, если в китайской философии, которой с такой точностью следовали высшие слои японского общества на ранних этапах своего развития, дарование титула «сын Неба» всегда предполагает смену династий, то и в Японии это понималось похожим образом.

Только вот фактически династия оставалась одной, а титул этот возвещал о восхождении отдельной «мини-династии» внутри императорского дома на престол. И, потому как все внимание японского общества было сконцентрировано именно на этих перестановках, существовавших в Японии на протяжении всей её истории, императорская семья и не имеет фамилии на данный момент. [170-172]

 

ЯПОНСКОЕ ПОНИМАНИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ (ЯП. «ТОКУ»)

        Тут стоит начать с того, что в японском понимании императорский дом – крайне священный род, связанный кровными узами с самой богиней. Соответственно, один из последователей или даже все они вместе не могут испортить «добродетель» самой богини солнца, Аматэрасу. Соответственно, «току» в японском понимании является сугубо индивидуальным понятием для каждого из императоров. []

    Далее, при японском дворе был целый штат людей, способных трактовать так называемые «знамения», обозначающие улучшение или ухудшение благодетели правителя. Очень многое зависело от их трактовки, т.е. фактически и это было политическим инструментом, но иногда происходили события, которые очень трудно было трактовать положительно: землетрясения и т.д. Соответственно, существовали и ритуалы, способные помочь правителю улучшить своё личное «току». []


 

ВОСПРИЯТИЕ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ТЕОРИИ «МАНДАТА НЕБА»

        Даже если эта теория в исконном виде в Японии в итоге не прижилась, ведь в ней по различным историческим причинам ключевую роль играла не смена династий, а их преемственность [159], то этот процесс как минимум нельзя считать мгновенным, так как обществу для её изменения под свои реалии нужно было некоторое время.

    Обратимся к своду «Кодзики» (712) и «Нихонсёки» (720). Согласно им, в самом начале японской истории император Дзимму не получал никакого «мандата Неба», небеса даровали его божественному предку Ниниги-но-Микото и ему соответственно страну Японию, т.е. упор делался на связь с Аматэрасу, а китайский термин не употреблялся вовсе. [169]

    Встаёт вопрос, когда же конкретно стал использоваться термин «сын Неба»? Считается, что актуальным он стал только с правления императора Тэнти (661-671), по большей части из-за того, что именно при нем китайская философия стала приобретать в жизни высших кругов японского общества главенствующую роль.

    В правление Тэнти произошло малое количество важных для Японии событий, но и те часто носили негативных характер, примером тому может послужить поражение японских войск в Корее (663) и потеря позиций на полуострове. По логике, в описании его деяний не должно содержаться ничего торжественного, так как оснований на то нет.

    Однако в поэтической антологии «Кайфусо» его описали как человека добродетельного, просвещенного, несшего это просвещение всей стране, и великого законодателя. Говорится также, что он правил недеянием и именнно по этой причине в его правление не происходило множество событий, т.е. он добивался благополучия бездействием. И всё это потому, что он обладал так называемым «мандатом Неба», кроме того он единственный японский правитель, получение которым этого титула закреплено в документе. Соответственно, как обладатель мандата он и считался основателем императорской династии. [161-162]

    В последствии он многократно упоминался в различных указах другими императорами и императрицами, в том числе Камму, Гэммэй и прочих. Из этого следует, что многие положения теории «мандата Неба» уже тогда не прижились в японском обществе, но в то же время служили достаточно веским дополнительным обоснованием своего правления, из-за чего на него часто ссылались косвенным образом.[162-164]

        

«НЕБЕСНЫЙ МАНДАТ» И ПРАКТИКА «МАЛЫХ ДИНАСТИЙ»

        Сразу же обратимся к императору Камму и действиям, предпринятых им во время правления. Во-первых, он подчеркивал, что является правопреемником императора Тэнти и два раза совершал ритуал поклонения Небу в южном пригороде столицы, сопричищаясь там духу покойного отца Конин, что говорило, согласно китайским традициям, об основании Конин новой династии. Также в Китае считалось, что именно новая династия пишет хронику после падения старой, потому есть все основания полагать, что, создавая знаменитые «Нихонсёки» Камму указывал именно на это.

    Однако и утверждать о смене династии было бы сильным преувеличением – японский императорский дом по-прежнему остался одним целым, чему свидетельствует отправление Камму посланцев к могиле Сёму с известием об отречении наследного принца Савара и т.д.

    Соответственно, можно сделать вывод о том, что японские императоры, ссылавшиеся на так называемые «законы Тэнти» на протяжении почти тысячи лет действительно относили себя к его преемникам, однако не основывали при этом новой династии, а скорее просто несколько упрочивали свои права на престол, а также позиции ближайшего окружения. «Мандат неба» оставался неким второсортным доказательством легитимности императорского дома, оставляя первое место в этом плане родственности с богиней Аматэрасу. [163-165]

        

        

        


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!