ППУ Гераклита (ранний период)
Тип документа:Конспект Предмет:История политических и правовых учений Преподаватель: Дробязко Год: 2004
Автор:
Набор:
Другая информация: данный конспект содержит множество дополнений, нежели тот, что на www.faculty.vechersky.com
Публикация: www.law.vashkevich.com
Публикация оригиналов:www.faculty.vechersky.com
Предмет и методы ИППУ
ИППУ вправе именоваться наукой, если она имеет свой, только ей присущий предмет исследования.
Предмет ИППУ (по учебнику 1997г.) – теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику.
Предмет ИППУ (по Нерсесянцу) – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. ИППУ ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике.
Главное в науке – познание закономерностей. Закономерность – это объективно обусловленная объективно необходимая тенденция. Объективный закон – результат проявления связей между сущностями, связи повторяющиеся, устойчивые и выражается в объективных тенденциях.
Изначальная задача науки – ответить на вопрос «что это такое?»
Предмет ИППУ – история концептуальных идей и теорий о государстве и праве, закономерностях возникновения и развития учений о праве и государстве.
Ø Учебная дисциплина основывается на науке и теории ППУ.
|
|
Ø Учебная дисциплина охватывает меньший круг проблем, чем наука ИППУ.
Ø В учебной дисциплине излагаются наиболее значимые проблемы, относящиеся к науке ИППУ.
Ø Акцент в учебной дисциплине предпринимается на изложение концептуальных идей и теорий, в науке – на закономерностях, их возникновении и развитии.
Ø Отбор изучаемых в дисциплине теорий, мыслителей, широта и глубина изучения их учений определяется авторским коллективом учебника больший субъективизм, чем в науке.
Теория – система относительно замкнутых знаний в к/л области. Понятие – обобщение. Категория – наиболее важное понятие. Концепция – восприятие, общий замысел. Доктрина = учение – самое высокое обобщение.
Методы: историко-хронологический; историко-сравнительный; системный; логический; диалектический.
Факторы, которые обуславливают формирование и возникновение учений; политический; экономический; соц. структура общества; ур-нь развития экономики, политики, правовой культуры; состояние религии, наравов, обычаев; степень влияния фактора; талантливость и гениальность самого мыслителя.
Значение ИППУ
Учебная дисциплина
¨ вооружает знаниями по важным объектам познания: праву, политике;
|
|
¨ формирует высокий уровень политической и правовой культуры будущего юриста. Правовая культура – квинтэссенция культуры вообще;
¨ ИППУ – школа познания права и государства, т.к. она олицетворяет учения всех выдающихся мыслителей, оно сопровождается методами познания того или иного мыслителя;
¨ ИППУ – предпосылка для развития современной науки о праве и государстве;
¨ ИППУ способствует повышению эффективности деятельности государства и реализации права на данном этапе развития общества.
¨ Затрагивает людей в наибольшей степени в отличие от математических учений;
¨ Дает возможности выявить закономерности (неободимость, тенденция, объективно обусловленная и необходимая, определяемая всязями межу сущностями).
ППМ в Древнем Египте
Генезис ППМ обусловлен возникновением государства и права. В 4 тыс. до н.э. появляются политические и правовые идеи. Наиболее характерным источником этих идей являются «Поучения Птахотепа». Птахотеп – видный представитель египетской знати, являлся главой администрации царя Айсэсса.
Птахотеп, как и другие мыслители, не разграничивал понятия общество и государство. Всё, что он относил к взаимоотношениям между людьми, относил к праву. Позиция Птахотепа является теологической (теократической). Позиции государства и права обосновываются с божественных позиций. Все люди божественным волеизъявлением делятся на 2 группы – низших и высших. Высший – ценный, благородный; низший – плохой. Благополучие низших зависит от доброй воли высших, следовательно, они должны быть покорными, смиренными, почтительно относиться к высшим. Подчинение одних другим – важный принцип общества, государства, права. Во взаимоотношениях между свободными людьми должен действовать принцип Ка (стремление к счастью), которому противоречит навязчивость. Поэтому поведение должно быть добродетельным и справедливым, что утверждает естественное равенство всех свободных.
|
|
Общество представляет собой пирамиду: 1)Боги-покровители – вершине; 2) Фараон – божий избранник, которому беспрекословно подчиняются все чиновники; 3) Жрецы – находятся в зависимости от фараона; 4) Рабовладельческая знать; 5) Землевладельцы и ремесленники – зависят от знати, обслуживают её; 6) Рабы
Все ступени объединены в образе богини Маат (правосудие). Это придаёт структуре общества не только божественность, но и справедливость, гармонию.
|
|
Порядок на земле обеспечивает фараон, ведущий войну против анархии, несправедливости, обмана, богохульства. Птахотеп говорит: «Чтобы порядок был устойчивый, отец каждой семьи по достижении критического возраста должен завещать детям те устои жизни, которые услышал от своего отца».
ППМ в Древней Индии
Древнеиндийская ППМ появилась в 3 тыс. до н.э. вместе с возникновением государства и права. Она нашла отражение в различных памятниках: Ведах, Упанишадах, законах Ману.
Существует 2 направления ППМ: брахманизм и буддизм.
А) Брахманизм встречается в Ведах в 2 тыс. до н.э. Люди делятся на 4 варны (брахманы – голова, уста - жрецы; кшатрии – руки - войны; вайши – бедро – с/х; шудры – ступни – безропотно служить), созданные из мирового тела. Таким образом определяется место и роль различных варн, а значит и их членов. В варны включались только свободные люди, рабы были вне их. Наибольшим объёмом прав пользовались брахманы. Они являлись воплощением порядка. Брахман – высшее лицо, владыка всех. Его собственность неприкосновенна, к нему не применялись суровые наказания (max – штраф, изгнание).
Царь – божество с внешним видом человека – глава администрации, верховный судья; назначал на должности, руководил армией. У него существовала обязанность в решении государственных дел совещаться с брахманами. Требования к царю: подобно цапле обдумывать свои дела; подобно льву обнаруживать силу, подобно волку брать свою добычу, подобно зайцу уходить в безопасное место. Искусство управлять – умение наказывать (принцип дандакити), т.к., если нет наказания нет собственности перемещение варн хаос.
Б) Буддизм. Возник в Др. Индии как следствие ухудшения положения низших слоёв в сер 1 тыс. до н.э., как протест брахманизму.
Будда (Сиддхарта) – просветлённый. Он критикует основные положения вед, постулаты брахманизма. Отвергается идея о верховенстве бога. Дела человека зависят от собственных усилий людей. Дхарма – естественный закономерность, естественный закон, управляющий миром - необходимо познать закон через его применение. Объяснили порядок возникновения государства : люди сначала жили счастливо, затем появилась ч/с – неравенство. Люди собрались и выбрали царя – судью (вознаграждение за деятельность – 1/6 часть урожая)
В буддизме проявляется тенденция к уменьшению роли наказания в управлении. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины, т.е. обосновывается законность. Ориентир на идеальный путь – достижение нирваны (момента наивысшего просветления).
В учении 4 истины:
· Жизнь есть страдание, зло, невежественность;
· у всякого страдания есть причина;
· причины можно познать;
· возможно положить конец страданию;
· возможен путь, который ведёт к прекращению страдания – непротивление насилию.
Учение Конфуция
Учение Конфуция (551-479 г.г. до н.э.). Общество и государство – крепкая семья. Во главе – император. Власть осуществляется по иерархическому принципу, при котором низшие подчиняются высшим (лучшим, старшим) и руководствуются нравственными устоями, а не законами. Существует 5 основных видов отношений между людьми:
· между отцом и сыном;
· между мужем и женой;
· между братьями;
· между различными семьями;
· между правителями и подданными.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывает правителей строить свои отношения с подданными на основах добродетели. Основная же добродетель подданных – преданность правителю и послушание, отвергая бунты и восстания.
Главным правилом жизни является забота об упрочении семьи, мощи государства. Каждый должен заниматься своим делом. Если царь уклоняется от добродетели, то его нельзя критиковать. Мудрый должен молчать и смотреть за самим собой. Руководить посредством законов нельзя, надо – посредством добродетели, нравственных устоев, т.к. народ будет стремиться уклониться от наказаний и не испытывать стыда. Отрицательное отношение Конфуция к законам обусловлено их наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями.
Учение Лаоцзы
Древнекитайская ППМ возникла во 2-м тыс. до н.э. В Др. Китайской мысли существовало 3 направления: Даосизм, Конфуцианство, Моизм.
Учение Лаоцзы (6-5 в.в. до н.э.). Он – основатель теории естественного закона (даосизм), т.е. всеобщего начала, закономерности всех процессов и вещей. Дао – объективное всеобщее начало, закономерность в мире вещей, независимый от владыки ход вещей.все жтвые существа подчиняются Дао. То есть по сути дао выступает как естественное право. Дао определяет законы неба, природы, общества. Дэ – проявление Дао в обществе – общество как и человек изменяются и в этом изменении общество и индивид способны к совершенствованию. Это совершенствование приводит к гармонии общества и природы. Все недостатки общества – отклонение от дао. Резкой критике подвергает Лаоцзы насилие, войны, армию. Поэтому существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий (в первую очередь насильственных и военных. Недеяние – гармония. Богатство и бедность противоречат Дэ, но Лао не предлагает низвергнуть власть, а уповает на закон.
Учение Моцзы
Учение Моцзы (480-407 г.г. до н.э.). Критиковал положения Конфуция. Считает, что существовал период в развитии общества, когда не было государства, раздоров, вооружённых схваток. В последствии возник хаос. У каждого было своё понимание справедливости, люди не понимали необходимости соблюдения одних правил. Затем они собрались и избрали наиболее достойного человека государем. Задача правителя – покончить со смутой и объединить всех людей. То есть Моцзы исходил из договорной концепции возникновения гос-ва – результат согласия. В отличие от Конфуцианства признаётся принцип равенства всех людей. Моцзы принадлежит идея принадлежности народу верховной власти. Власть должна обеспечить благосостояние всего народа. Подчёркивалось, что власть должна использовать не только наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. Бедность – корень беспорядков в управлении.
ППУ Гераклита (ранний период)
Учение Гераклита состоит из 3-х частей – философской, этической, политико-правовой. Гераклит – диалектик, материалист. Всё течёт, движется, изменяется («нельзя дважды войти в одну и ту же реку») мир – единство противоположностей. Этическое учение начинается с учения о душе. Душа – особое состояние огня. Мышление – высший род человеческой деятельности. Счастье выражается не в чувственных наслаждениях. Всё подчиняется логосу, который постичь могут только мудрые -> законы должны издаваться в соответствии с логосом, природой -> лучшей формой государства является аристократия. Божественный закон как источник человеческого закона – то же самое, что и логос, разум, природа. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места «лучшим» он говорит, что: 1 аристократ = 10.000 не аристократов, если он наилучший. Оправдывает социально – политическое неравенство
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!