Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии.



Предмет философии и основные аспекты философского знания.

Философия – особая форма духовной деятельности, цель которой – построение предельно общей картины мира и определение места человека в нем.

И.Кант: «Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться?»

Структура философского знания:

1. Диалектика – Ядро философии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

2. Гносеология – теория познания, исследующая проблемы возможности и способы постижения истины (наука о том, как человек познает мир и самого себя)

3. Антропология («антропос» - человек) – учение о человеке, его смертности, бессмертии, смысле и назначении жизни.

4. Аксиология – наука о ценностях, т.е. о явлениях, значимых для человека

5. Оитология  – наука о бытии, его происхождении, структуре и закономерностях развития.

6. Этика – наука, исследующая проблемы морали, блага, добра и зла.

7. Эстетика – наука о прекрасном, о сущности красоты и гармонии.

8. Историософия – наука, изучающая движущие силы, цель и направление исторического процесса.

9. Социальная философия – Наука, исследующая структуру общества и взаимоотношения его элементов.

10. История философии – История развития философской мысли

Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как система умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности. Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеология исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеология либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает возможность познания мира. Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразуя окружающий мир, люди создают материальные и духовные ценности. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христианская мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, государство и социальная справедливость.

 

 

Мировоззрение, знание, вера.

Мировоззрение – система взглядов на мир, представлений о нем, его содержание,

личностная картина мира. Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на духовные потребности людей, реализация которых приводит к пониманию глубинных взаимоотношений разумного человека с мирозданием. Результатом духовного освоения людьми многогранной реальности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом мировоззрения, т. е. её носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы, классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение – это вместе с тем и жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В нём в обобщенном виде представлены познавательные, ценностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся в сложном единстве и формируются благодаря напряжённой духовно-практической работе, которая помогает получить целостность человеческого опыта.

Уровни мировоззрения: 1. Жизненно-практический (здравый смысл, объединенное знание) Содержание: симпатии, антипатии, предубеждения, предрассудки. Формирование: стихийно, под влиянием ближайшего окружения, традиций, национальной культуры, СМИ и личного жизненного опыта. 2. Теоретический Содержание: знания, полученные в результате образования и самообразования. Формирование: целенаправленное или планомерное. Когда говорят о философском знании, то имеют в виду не то знание, которое приобретается в процессе научного познания. Научное знание — результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание — результат внутрифилософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Если я прочитал сочинения Платона и понял их, то получил знание об учении Платона, о его идеях, взглядах и т. п. Сумма философских знаний — это прежде всего знание основных философских учений-идей прошлого и настоящего. Философское знание похоже на научное знание в том смысле, что оно, как и научное знание, более или менее адекватно, соответственно отображает предмет, в нашем случае — учение, идеи, мысли другого философа (других философов). В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, который возник после мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Мифология - исторически самый ранний тип развития. Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фантазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в Бога, в возможность человека прожить установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.

 

 

Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологии к философии.

Мировоззрение – система взглядов на мир, представлений о нем, его содержание,

личностная картина мира. В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, который возник после мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Мифология - исторически самый ранний тип развития. Основные черты: 1. Отсутствие четких граней между миром естественным и сверхъестественным 2. Олицетворение природных стихий и социальных явлений в образы Богов 3. Конкретное образное мышление 4. Опора на веру 5. Целостность мировоззрения (гармоническое единство, зачатки научного знания, религиозной веры, основ права, морали и эстетических взглядов). Уже первобытные люди пытались понять окружающий мир и себя. Миф (сказание) - это исторически первая форма духового приобщения человека к природе. Через эту ступень прошли все народы, и мифотворчество каждого из них имеет сходные черты. Древние люди объясняли собы­тия, объединяя их фантастическими логическими связями, которые они вы­думывали за недостатком знаний о реальных причинах. Мифотворчество — это как бы своеобразная "тренировка" логического мышления, необходимого для грядущего более серьёзного познания. На базе мифологического сознания возникает религия — вторая, более высокая ступень освоения мира. Отличие религиоз­ного сознания в том, что оно подходит к миру уже дифференцированно, делит его на посюсторонний — видимый, осязаемый и потусторонний - невиди­мый и неощущаемый. Кроме того, религиозное сознание вводит Между при­родой и людьми третий элемент — божества, которые влияют на природу и человека, и перед которыми возникает чувство зависимости и страха. Таким образом, картина мира представлялась более сложной, нежели в мифах. Дол­гие века религиозное сознание было языческим (вера во многих богов, олице­творяющих различные природные стихии). И лишь с появлением иудаизма, а затем и христианства, совершился переход к монотеизму (вера в единого Бо­га). Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное. Итак, философия, если подходить исторически, стала третьей ступенью в познании мира. Почему же воз­никла необходимость в новом подходе к познанию действительности, и в чём эта новизна, собственно, состояла? Причины смены мифологического мировоззрения научно-философским: 1. Переход от присваивающего характера к производящему 2. Накопление такой информации об окружающем мире, которая требует особых способов ее сбора и обработки 3.Усложнение социальной структуры и интенсификация межкультурных контактов. Основные черты нового мировоззрения: 1. Опора на разум, критическое восприятие информации, принцип верификации (требование доказательства) 2. Абстрактное мышление, оперирование предельно общими категориями (материя, сознание, пространство, время и т.д.) 3. Наличие ценностного компонента


Дата добавления: 2018-05-30; просмотров: 1281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!