Что дает фотография в визуальной антропологии.

Визуальная антропология.

1. Визуальная антропология включает видефиксацию, фотофиксацию одновременно с разными видами интервью. Антрополог снимает с целью сохранения информации о других культурах – один из подходов в определении роли фотофиксации.Возможность использовать материал, который еще не подвергся интерпретации. Объективная фиксация. + Съемка неантропологом. Спорно.

 

2. Другое актуальное направление работы с фотографиями последней трети XX в. - изучение структуры изображения, его семиотического значения и функционирования в культуре, а также использование философско-социологического подхода к прочтению сюжета фотографии. Среди наиболее ярких представителей этой группы работ можно отметить публикации Р. Барта, С. Зонтаг, П. Бурдье. Это научное направление интересно для этнографии тем, что оно стремится рассматривать саморепрезентацию культуры через фотоизображения.

 

 

1. Кёртис, квакиютль

Роберт Флаерти, кинодокументалист, этнографические фильмы. Хронемика как организация повседневной жизни во времени – Э. Холл.

Исследования Сола Ворфа навахо – визуальная фиксация самими исследуемыми.

Одним из первых о необходимости подробной фотофиксации культур говорил Ф. Боас. Самая знаменитая работа по полевой фотографии и методике визуальной фиксации «Балийский характер» была написана его ученицей М. Мид в соавторстве Г. Бейтсоном. Экспериментируя в рамках метода фото- и кинофиксации культуры, они пытались заснять, по возможности полно, различные стороны жизни жителей острова Бали. Считается, что именно эта работа стала основой для создания нового направления - визуальной антропологии.Фотофиксация как сбор материала. Лучше в синхронизации с аудиозаписью. Текст представлен «объективнее». Грегори Бейтсон, М. Мид. БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (9.5.1904, Грантчестер, Великобритания - 4.7.1980, Сан-Франциско), англо-американский философ, психолог, антрополог, биолог. Получил образование в Кембридже (магистр, 1930 год). Участвовал в многочисленных этнографических экспедициях - на Бали (вместе с М. Мид, с которой состоял в браке в 1936-50 годах), в Новую Британию, Новую Гвинею. Ввёл в антропологию метод систематической фото- и киносъёмки в полевых исследованиях. В 1940 году переехал в США.

2. Богатый набор методических решений предлагает работа Дж. Коллиера «Визуальная антропология: фотография как исследовательский метод». Он одним из первых написал о том, что можно максимально подробно отснять культуру и потом погружаться в её изучение по фотографиям.

В это же время появляются теоретические разработки в области визуальной антропологии. Исследователи С. Пинк, П. Хокингс, М. Бэнкс и другие пытаются более точно определить её предмет и объект, спорят о том, что она должна изучать.

Появление фотографии.

160 лет существования аналоговой фотографии, начиная с 1839 года, который считается датой зарождения технологии и вплоть до начала 2000-х годов, когда на смену аналоговой приходит цифровая фотография. Появление нового способа фиксации мира

Жозефу Ньепсу принадлежит первый фотоснимок (1822 г.). Вступил в союз с Луи-Жаком Дагером, который разработал более совершенный тип камеры. В 1839 г. был представлен дагеротип, использующий позитивные экспозиции – началась эра фотографии.

1888 – изобретение Джоржджем Истменом фотоаппарата, который можно было бы держать в руках.

Впервые социальная фотография появляется в конце XIX – начале XX века благодаря публикациям «Американского журнала социологии», в котором были размещены фотографии, обличающие острые социальные проблемы того времени. Однако в период позитивизма фотография была отнесена к инструментам описания, субъективным источникам информации.

Парижская школа. Деятельность Эжена Атже. Начал заниматься фотографией в 1898 г. Именно он начал заниматься бытовыми сюжетами – фотографировать Париж.

Среди представителей Парижской школы следует назвать работы Анри Картье Брессона. Увлеченность движением, стремлением запечатлить мгновения реальной жизни и ее объектов. В центре внимания – вещи, объекты, вызывающие определенные чувства.

Альфред Стиглиц (США) – внимание к уличным сценам. 1907 – фотография «Третьим классом».

Немецкая школа 1920–30-х гг. Достигла наивысшего развития и благодаря и технологическим изобретениям.

Доротея Ланге. Мать-эмигрантка в Калифорнии – фотография 1936 г. Ее фотография была опубликована и 2500 голодающим штата была отправлена помощь.

2. СараПинк, профессор Университета Локбороу (UniversityofLoughboroug, UK), предлагает развитие идеи большего включения респондента в интервью. В попытке инкорпорирования визуального компо- нента в социальное исследование Пинк разработала собственный подход—«видеоинтервью». Таким образом, она предлагает респонденту не только представить себя участником событий во время просмотра фотографий, но и фактически стать им, находясь перед камерой. Пинк является активной сторонницей использования визуальных методов в антропологическом исследовании, что отражено в ее монографиях: «Будущее визуальной антропологии: вовлечение чувств» («Thefutureofvisualanthropology: Engagingthesenses», 2006), «Практика визуальной этнографии: образы, средства и репрезентация в исследовании» («Doingvisualethnography: Images, mediaandrepresentationinresearch», 2006), «Домашние истины: гендер, предметы и повседневность» («Hometruths: gender, domesticobjectsandeverydaylife», 2004). Этот автор занимает особую позицию, определяя свою исследовательскую область как «антропологию чувств» (anthropologyofsenses). По мнению Пинк, социологи придают слишком большое значение визуальному компоненту, в результате чего визуальная социология «закрывает» от исследователей другие не менее важные измерители. Пинкпредлагает заменять термин «визуальный» на «сенсорный», подчеркивая важность всего набора чувств— не только зрительного восприятия, но также слуха, зрения, обоняния. Для Пинк визуальное— это лишь один из измерителей в общей сенсорной композиции, представленной в пространстве дома.

Интерпретируя фотографические материалы, исследователь получает визуальные данные. Классик документальной фотографии ДоротеяЛанге, характеризуя цель своей деятельности, описала суть визуальных социологических данных: «Фокусом интереса фотографии является человек. Она регистрирует его повседневную жизнь на работе, на войне, в развлечениях или его деятельность в течение суток, следующих друг за другом времен года или фаз жизни. Фотография отображает институты человека – семью, церковь, правительство, политические организации, клубы, профессиональные союзы» [2, p. 124].

Что дает фотография в визуальной антропологии.

П. Штомпка в своей работе «Визуальная социология» приводит перечень визуально доступных объектов и явлений (т.е. визуальных социологических данных), которые предоставляют наибольшую возможность для социологического анализа.

Во-первых, это контекст. Контекст – это типичные области общественной жизни, в которые люди как-то входят и из которых выходят в течение своего повседневного функционирования, а также в течение своей жизни [3, c. 32]. Перечислим 15 наиважнейших общественных контекстов: дом, работа, потребление, путешествия (перемещение в пространстве), болезнь, смерть, образование (воспитание), религия, политика, наука (познание), искусство, отдых (развлечение), спорт, война и природные катастрофы.

Во-вторых, это люди. Человек является базовой составляющей общества и главным объектом интереса социологии. С каким бы контекстом исследователь ни имел дела, он найдет там людей: родителей и детей в контексте семьи, продавцов и покупателей в контексте потребления, врачей и пациентов в контексте болезни, учителей и учеников в контексте образования, художников и зрителей в контексте искусства, игроков и болельщиков в контексте спорта и т.д. Подвергая анализу человека на фотографии, можно получить информацию о его индивидуальных характеристиках (пол, возраст, раса), телесных характеристиках (рост, телосложение, фигура), социокультурных характеристиках (одежда, прическа, орнаментация тела), характеристиках невербальной коммуникации (положение тела, осанка, поза, выражение лица, мимика, жесты), определенных символах (символах общественного статуса и престижа – костюм, галстук, часы; символах признания – медали, ордена), характеристиках личной гигиены (чистота, опрятность, небрежность), общей характеристике внешнего вида (грязный внешний вид, состояние алкогольного опьянения).

В-третьих, это действия. Ещё одним аспектом общественной жизни являются человеческие действия. Поведение людей наблюдаемо и необычайно разнородно, выполняет различные функции в различных контекстах общественной жизни и визуально не раскрывает внутренние мотивы поведения. Поведение может быть рутинным (обычное, нормальное поведение для конкретной ситуации), типичным (аналогичным для многих личностей), девиантным (отклоняющимся от стандартного поведения большинства), ритуальным (повторяющимся в соответствии с известной последовательностью), церемониальным (необычным из-за своей торжественности, редкости, важности).

В-четвертых, социальное взаимодействие, интеракция, взаимно сориентированные действия, по крайней мере, двух человек. Примером простейшего вида интеракции является разговор. Для анализа интеракции очень важно пространственное положение партнеров, а также дистанция между ними. «Исследование интеракций может оказаться исследованием людей как носителей символов, показывающих их идентичность, статус или общественную компетенцию» [1, p. 190].

В-пятых, социальные группы и коллективные действия. Анализируя групповые фотографии можно охарактеризовать следующие параметры: формальные показатели (численность, возраст участников, гендерные характеристики), вид и форма (малые группы – диады, триады и микрогруппы, условные и реальные группы, формальные и неформальные группы, первичные и вторичные группы, диффузные группы, ассоциации, корпорации и коллективы; большие группы – масса, публика, толпа), пространственная структура группы (строй, очередь, толпа и др.), структура иерархии или неравенства, «содержательная» характеристика действия группы (цель и характер действий), изменяющийся ритм коллективной активности (например, усиление уличного движения в разное время дня), типичность или нетипичность коллективного поведения в определенных ситуациях (уличная манифестация, церковная служба, рок-концерт и т.д.).

В-шестых, это культура. Наблюдению и изучению исследователя подвергается всё то, что входит в понятие материальной культуры – орудия труда, предметы домашнего хозяйства, оформление домов, одежда.

Седьмой аспект общественной жизни – это окружение. Социологическую информацию можно получить, анализируя окружающую человека среду, как природную (тип природного ландшафта, погодные условия), так и созданную человеком цивилизацию и инфраструктуру (тип поселения, расположение улиц, структура населенных пунктов, транспортные средства). Кроме того, важным источником социологических данных является организация жилого и производственного пространства: меблировка дома (книги, картины, дипломы, трофеи, сувениры), техническое оборудование жилищ (используемые приборы, посуда), производственная среда и организация места труда. Наблюдению и исследованию подлежат такие области, занимающие в современном обществе значительную часть человеческой активности, как потребление (супермаркеты, торговые центры, рестораны, бары, рекламные билборды и т.д.), развлечение (развлекательные центры, кинотеатры, парки), спорт (беговые дорожки, стадионы, теннисные корты).

Фактор «визуального поворота» в культуре.«Визуальный поворот» в культуре XX века. Понятие визуального поворота ввел в 1994 году Т. Митчелл [2]. «Поворот» должен был обозначить наступлении эпохи «уникальной, или беспрецедентной, в ее одержимости видимым и визуальной репрезентацией» [3, p. 171, он же].

Современный человек живет в ситуации перепроизводства и избыточности визуального и активно участвует в процессе его создания. Склонность к «всевидению», потребность превратить опыт в способ видения, перевести в визуальную плоскостьопределяется «стремлением Западной Европы к полной информированности» [7, с. 11Вирильо П.]. Цифровые технологии визуализации (намеренного перевода любого типа информации в визуальную) помогают увидеть, как то, что раньше человеческий глаз увидеть не мог в силу биологических ограничений, так и то, что было скрыто в силу социальной «секретности». Как отмечает исследовательница визуального опыта М. К. Крышталева: «Визуализация современной культуры — это два направления: новая презентация знания и выведение того, что само по себе невидимо, то есть существования, в пространство видимого» [8, с. 27].

Одновременно, в условиях тотального визуального поворота, визуализация данных становится эффективным механизмом культуры информационного общества по преодолению давления избыточности информации, организации работы с ней, поиску новых смыслов. Происходит десакрализации опыта предыдущих поколений и интенсификации процессов «расколдовывания мира» (М. Вебер).

Доверие к «видимому» начало активно складываться с изобретением фотографии (1826/1839). Фотография становится проводником в область коллективного «воображаемого», унификации переживания повседневности.

Как средство материализации коллективного опыта, трансформации автобиографической памяти, формирования новых культурных практик, «фотографического» восприятия себя и мира, новых моделей идентичности фотография рассматривалась П. Бурдье и Л. Болтански, Е. В. Петровской, С. Зонтаг, В. В. Нурковой, С. А. Лишаевым и др.

В механизм идентификации вмешалась новая технология — фотография. Мы видим, как выглядели в детстве мы сами и другие люди.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 758; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!