Какова же методика знакомства детей с художниками иллюстраторами?

Nbsp; МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» Сообщение на тему: «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами». Воспитатель разновозрастной группы Н.П.Алексенко                                                             2015г. Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Ю.А.Васнецов, Е.М. Рачев,О.В. Васильев, Е.Н.Чарушин, В.Г. Сутеев, И.М.Семенов, А.М.Савченко, Л.В.Владимирский,В.М.Конашевич,  и  многие другие  иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.   В детстве книги открывают настоящий, почти материальный яркий мир, в который, следуя за буквами, можно уйти, погрузиться с головой, забыв обо всем на свете. Важная составляющая этого волшебства – иллюстрации, детские книжки обязательно должны быть с картинками! И чем талантливее иллюстрации, тем ярче будет вымышленный мир. Спустя десятки лет подробности сюжета могут испариться из памяти, а вот картинки обязательно останутся. Для детской книги художник почти так же важен, как и его автор. Для самых маленьких иллюстрации - единственный способ «прочитать» книжку, для ребят постарше рисунки служат «рекламой» книги, побуждая прочесть её, или органичным дополнением, которое создает образ текста и рассказывает историю на своём языке. В ряде детских книг (чаще всего, когда иллюстратор и автор — одно лицо) иллюстрации являются их неразрывной частью. В этом случае картинки не только дополняют текст, но и рассказывают собственную историю, порой не менее важную, чем буквы. Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям интересно видеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики.   Каждый из названных ранее художников самобытен. Они всегда работают в своей манере, их всегда отличишь. Юрий Алексеевич Васнецовнародный художник и иллюстратор. Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы. Он примитивист в изображении животных, но их сказочность, красочность одежды заставляет запомнить, вглядеться, узнать его работы легко у него всегда цветной фон и много декора в народном стиле. Евгений Михайлович Рачевхудожник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. Он изображает животных более реально, ближе к натуре, хотя и подчеркивает их сказочность красивой одеждой в народном стиле. У него реальны предметы быта пейзажа, нет цветного фона. А ведь оба художника работают по сказочным темам. Владимир Григорьевич Сутеевс его творчеством знакомы, наверное, все. Он режиссёр-мультипликатор, детский писатель, признанный классик, иллюстратор детской литературы. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины. Евгений Иванович Чарушинграфик, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации его исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Он тоже рисовал животных. Но как? Он – реалист. И настолько изучал мир наших младших братьев, что не просто изображал, а давал характер, подчеркивая позой, мимикой реакцию, их на какое – либо событие, явление. Они нам близки – они наши младшие братья. Владимир Михайлович Конашевич отлично иллюстрирует произведения советских писателей: К. Чуковского, С. Я. Маршака, иллюстрация сказок и песен разных народов, сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро; «Старик-годовик» В. И. Даля.Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина. Олег Владимирович Васильев.Наиболее известны иллюстрации художника к сказкам Шарля Перро и Ганса Христиана Андерсена, стихотворениям Валентина Берестова и сказкам Геннадия Цыферова. Его работы находятся в собраниях многих музеев искусств России и США. Иван Максимович Семёнов народный художник, график, карикатурист. Семенов работал в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», журналах «Смена», “Крокодил» и других. Именно по его инициативе в 1956 году был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей - «Весёлые картинки». Для которого он в последствии создал множество рисованных историй. Самые известные его иллюстрации: к рассказам Николая Носова о Коле и Мишке (Фантазеры, Живая шляпа и другие) и рисунки «Бобик в гостях у Барбоса». АнатолийМихайлович Савченко художник-иллюстратор детских книг и мультипликатор.  Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Щелкунчик, Муха-Цокотуха. Самые весёлые и шкодные на свете существа получались у Анатолия Савченко: блудный попугай Кеша, ленивый Вовка в Тридевятом царстве – и тот самый Карлсон! Другие Карлсоны просто неправильные, вот и всё. Леонид Викторович Владимирский — русский график. Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова. Ну а Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга. Художник создал замечательные иллюстрации к сказкам Дж. Родари, к «Трем толстякам» Юрия Олеши, к сказкам про Незнайку Николая Носова. Помимо книг он делал иллюстрации для диафильмов. В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д. Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге. В группе раннего возраста Скнижкой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматривать - «читать рисунки», узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи. При рассматривании рисунка надо побуждать детей, слушать текст и соотносить его с определенной картинкой. Обращать внимание детей на некоторые средства выразительности: форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушистый, лохматый и т.д.), цвет, положение в пространстве. Подражать голосам, позам, движениям знакомых детям животных птиц. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет и эстетическую функцию. Начинать знакомство можно показав детям «книжку с сюрпризом». Обычно эта книжка представляет собой твердую обложку, при раскрывании которой ждет элемент неожиданности: объемные игрушки, цветы, котенок или щенок, бабочка и т.д. Это вызывает удивление ребенка, радость, и он много раз открывает и закрывает книжку, каждый раз испытывая удовольствие. В младшей группе Начинаем учить детей замечать яркость цветов образцов в картинках, иллюстрациях. Вызвать эмоциональную отзывчивость на картинку, иллюстрацию – новые задачи. Для этого необходимо отобрать иллюстрации, на которых были бы изображены предметы, домашние животные, дикие, которые хорошо знакомы детям. Дети должны знать потешки, сказки, к которым созданы рисунки. Воспитателю надо самому чётко представлять то, что является средством выразительности в иллюстрации (цвет, форма, композиция, линия). При рассматривании иллюстраций воспитатель располагает детей вокруг себя (дети могут, как сидеть, так и стоять не за столом). Каждый ребенок должен хорошо видеть не только саму иллюстрацию, которая может привлечь детей ярким цветовым решением и возможностью рассматривания отдельных деталей (содержание произведения должно хорошо быть знакомо детям). В младшей группе рассматривание иллюстраций можно проводить в начале занятий по изобразительной деятельности в течение 2 – 4 минут. Содержание картины, должно быть, соответствовать занятию. Вначале предлагают детям полюбоваться картиной (начало занятия может быть организовано и как сюрпризный момент: прислали картину, подарили, принесли). Затем воспитатель должен спросить: нравится или нет картина? Почему нравится (солнышко красивое, петушок большой, домов много). Воспитатель спрашивает, как можно больше детей. После этого воспитатель говорит сам, что ему нравится на этой картине. Картину следует повесить в доступном для восприятия месте (после рассматривания). Через несколько дней можно повторно рассмотреть с детьми эту картину (отдельно детали и дополнить содержание конкретными высказываниями детей). Можно использовать приёмы – вхождение в картину. Нельзя иллюстрацию использовать в качестве образца. Иллюстрации, картинки демонстрируются по мере надобности на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Средняя группа. Продолжается знакомство с иллюстрациями к произведениям детской литературы с художниками Васнецовым, Лебедевым, Коровиным, Рачевым. Одно занятие в месяц проводится по ознакомлению с искусством. Иллюстрации рассматриваются в процессе самостоятельной детской художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации. При повторном рассматривании иллюстрации воспитатель обращает внимание на новые детали. Воспитатель развивает внимание, любознательность, умение обобщать, делать выводы. Можно предложить детям попытаться сравнить по тематике рисунки, например, В. Лебедева к сказке С. Маршака «О глупом мышонке». Автор прямо не говорит о том, что мышонка съела кошка. Зато художник представляет мрачную, темную норку, свалившуюся свечку, перевернутый матрац и черные тучи за окном, закрывшие луну. Старшая группа. Продолжается знакомство с книжной графикой. Детям представляется возможность посмотреть иллюстрации, выполненные разными художниками, обращать внимание на различие в манере изображения животных (художники Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). Детей этого возрастного возраста можно познакомить и с иллюстрациями, выполненные в черно – белом цвете. В часы, отведенные на художественную деятельность (2 – 3 занятия, воспитатель может рассказать о творчестве какого – либо художника, желательно показать портрет).Можно напомнить иллюстрации, с которыми дети уже познакомились в средней группе, желательно, чтобы дети вспомнили содержание, нашли знакомые иллюстрации. А затем рассмотреть иллюстрации этого же художника к недавно прочитанным произведениям. Внимание детей обращается на позы, выражение лиц героев. В конце занятия, все прочитанные книги, устанавливаются в книжном уголке; иллюстрации к произведениям. Начиная со старшей группы детей, знакомят с произведениями живописи, картинами, репродукциями русских и российских художников – портретом, пейзажем. Воспитатель учит детей видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года: яркость золотой осени, прозрачность зимы. Дети овладевают не только видеть и понимать содержание картин, но и чувствовать, что хотел передать художник – радость, грусть. В ходе рассматривания воспитатель рассказывает о средствах выразительности. Например, как художник расположил деревья, чтобы все поняли, что лес дремучий (картина Шишкина «Утро в сосновом бору», как художник передал утренний рассвет, влажную траву. Можно организовать рассматривание картин 2 -3 художников с изображением того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере. Иногда можно использовать музыку, что усиливает восприятие образа. При знакомстве с портретом надо обратить внимание на то, как художник передает настроение человека. В течение года в группе целесообразно выставлять выставки репродукций на тему «Портреты». Подготовительная группа. В подготовительной группе закрепляются представления детей по живописи и графике, продолжается знакомство с иллюстрациями художников: В. Конашевича, Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Рачева. Занятия могут строиться по-разному: целиком посвящается одному художнику (например, Е. Чарушину), или сравниваются два художника, отличающиеся по творческой манере. Сначала рассматриваются иллюстрации одного художника. Обращается внимание на средства, используемые для характеристики образа. Затем рассматриваются иллюстрации другого художника, резко отличающего от первого (например, рисунки В.Конашевича и Е. Рачева). Есть еще и такой прием - дети вспоминают знакомую сказку (например, «Царевну – лягушку»), характеризуют героев, комментируют события. Только после этого иллюстрации различных художников (И. Билибина, К. Кузнецова, Т. Ерёмина). По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания книг поиграть в викторину (с подгруппой) «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию к этой сказке». Для этого педагог подбирает книги, уже прочитанные и рассмотренные ранее и незнакомые, но иллюстрированные известными детям художниками. И конечно, не только с художниками – иллюстраторами знакомят детей, вводя их в мир искусства. Мы познакомим их с творчеством И. Левитана, Пластова, Грабаря (пейзажная живопись, с художниками, работающими в натюрморте).  

Какова же методика знакомства детей с художниками иллюстраторами?

Читают текст, беседуют по - прочитанному, рассматривают иллюстрации. А перед этим нужно обязательно создать материальную базу: подборку книг с их иллюстрациями, буклеты, ширмы. Знакомство с портретами, рассказы о жизни художников. Работа проводится на занятиях и в свободное время. Работать надо фронтально, и подгруппами, и индивидуально. Все занятия закрепляются последовательно. Например: если даем лепку по сказке «Три медведя», обязательно вносим иллюстрации картины Ю. Васнецова. Делаем аппликацию по этой же сказке – и снова нам помогают иллюстрации этого художника. Читаем русские народные сказки и обязательно используем картины – иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Рачева. Рассматриваем персонажей в различных ситуациях. А затем закрепляем все на занятиях рисования. Детям очень нравится изображать животных в сказочной обстановке, в человеческой одежде. Нужно давать много иллюстративного материала. Проводим знакомство с народным фольклором в стихотворной форме (загадки, потешки, пословицы, поговорки, считалки), и опять первые помощники – художники  иллюстраторы, работающие в этой области (например, Ю. Васнецов).

   Рассказывая о труде художников, мы воспитываем уважение к этой профессии.

Знакомя ребят с творчеством художников – иллюстраторов, нужно обращать внимание на особенности этой профессии, а так же рассказывать детям, чем работают художники: тушью и пером, карандашами, углем, акварелью, гуашью, белилами. Рассказывать детям даже о печатной графике (например, литографии Е. Чарушина). Они, литографии, уже больше по размеру. Рассказать, как художник вырезает свои изображение на специальном камне, а потом переносит его в красках на листы бумаги, придавливая.

Художник - иллюстратор не просто рисует образ - он, так же, как и автор, формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус и любовь к Родине. Вглядываясь в иллюстрацию, ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий. Знакомство детей с некоторыми приёмами изображения, используемыми художниками, обогащает их творчество, настраивает на собственный поиск, развивает их изобразительные возможности. В результате, рисунки детей становятся более содержательными, интересными в композиционном и колористическом отношении, а дети открывают для себя чудесный мир книжной графики.

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!