Политические и правовые идеи Древнего мира
Древний Восток (ранний тип общества). Египет, Индия, Месопотамия, Китай и др. - родина древнейших политико-правовых взглядов. Мифологические, моральные, религиозные представления, прикладные знания о государственной власти как сложные идеологические образования.
Политико-правовые взгляды, выраженные в памятниках правовой мысли: Законах Хаммурапи (ХYIII в. до н э.), Хеттских законах (XIV-XIII вв. до н. э.), Ветхом Завете.
Индия. Особенности религиозно-мифологических воззрений. Брахманизм и буддизм о политико-правовых установках. Сиддхартха Гаутама (VI-V вв. до н. э.) и рационалистический подход во взглядах на политику и право. Толкования дхарм, критика кастового строя. «Законы Ману».
Китай. Школы и направления политико-правовой мысли VI—III вв. до н. э.: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.
Учение Конфуция (551-479 до н. э.) о социальном порядке, месте и роли государства и жизни общества.
Мо-цзы (479-400 до н. э.) - концепция всеобщей любви и равенства перед небом. Моистские взгляды на принципы и методы управления в государстве.
Легистская доктрина о безусловном примате писаного закона и абсолютного повиновения власти.
Древняя Греция. Особенности политико-правовой идеологии.
Представления о нравственно-правовом порядке в отношениях людей в поэме Гесиода (VII в. до н. э.).
Рассуждения семи мудрецов Древней Греции (Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул, Хилон) об умеренной демократии, о законе как сочетании силы и права.
|
|
Пифагор (580-500 до н. э.) и Гераклит (530-470 до н. э.). Обоснование аристократических идеалов правления «лучших».
Расцвет полисной демократии (V в. до н. э.). Философский анализ проблем общества, государства, политики, права. Демокрит (460-370 до н. э.). Софисты: Протагор, Горгий, Фрасимах и другие - зачинатели гуманистического подхода во взглядах на политику, воспитание, религию. Ликофрон и Алкидам Элейский (первая половина IV в. до н. э.) о государстве и законе как результате договора людей между собой, о гарантии личных прав как о естественном праве.
Сократ (469-399 до н. э.). Естественное право и закон. Нравственная проблема политических и правовых явлений в размышлениях философа.
Теория идей, государство в трудах Платона (427-347 до н. э.) «Государство», «Законы». Учение философа о формах общественного устройства, о сущности и роли законов.
«Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития» и другие произведения Аристотеля (384—322 до н. э.) об определении государства, его естественном происхождении. Естественно-правовые идеи, проблема соотношения естественного права и закона во взглядах мыслителя. Учение о «правильных» формах политического устройства общества. Критика идеального государства Платона.
|
|
Особенности политико-правовых идей в эллинистический период. Эпикур (341-270 до н. э.) о ценности и смысле закона и права. Идея договорного происхождения государства и его основных функций в рассуждениях Эпикура.
Стоики (IV—III вв. до н. э.) о происхождении государства, сущности и назначении законов. Взгляды Полибия (210-123 до н. э.) на основные формы государства, их смену. Естественное происхождение государства, идея смешанной формы правления в «Истории в 40-ка книгах» Полибия.
Древний Рим. Общетеоретические особенности древнеримской политико-правовой мысли: влияние греческих концепций, создание юриспруденции.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.). Диалоги «О государстве», «О законах», произведения о естественном происхождении государства и права. Определение государства как правового образования. Смешанная государственность, формы и виды прав в учении Цицерона. Политико-правовые идеи римских стоиков: Луций Аней Сенека (3-65). Эпиктет (ок. 50- ок. 140 до н. э.), Марк Аврелий (121-180 до н. э.). Естественно-правовая концепция, идея равенства всех перед законом. Политические и правовые воззрения римских юристов. Учение о естественном праве и законе, о роли государства в разработке и реализации законов. Значение деятельности Лабеона и Капитона (I в.), Гая (II в.), Папиниана и Ульпиана (конец II- начало Ш вв.).
Правопонимание христиан начала новой эры. Новый подход к вопросам частной собственности, труда и распределения. Естественно-правовая справедливость в учении Аврелия Августина (354-430). Законы божественные, естественные и человеческие в трудах «О Граде Божьем», «О свободной воле» и ряде других. Взгляды Августина на преступление и наказание.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 605; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!