Скульптура – вид изобразительного искусства, произведение искусства которое имеет объёмную форму и выполняется из твёрдых или пластических материалов.



 

Техника скульптуры распадается на три основные группы:

1. Лепка в мягких материалах (воск, глина)

2. Обработка твёрдых материалов (дерево, камень, слоновая кость)

3. Отливка и чеканка в металле

Сначала скульптор конечно же реализует свой замысел в рисунках, набросках, эскизах и только после этого переходит к модели в мягкой глине, пластилине (особо не сохнущем материале). 

 

Глина – исключительно гибкий, податливый материал отзывающийся на малейшие прикосновения художника. Но глину применяют не только как вспомогательное средство, но и как самостоятельный пластический материал. Но в этом случае глина должна быть обожжена до затвердения. Скульптуры из обожжённой глины носит название терракоты. При лепке глиняной статуэтки надо учитывать, что глина при обжиге сжимается, поэтому статуэтку надо делать больше по размерам, чес она была задумана в окончательном виде. Стенки статуэтки, предназначенной для обжига должны быть очень тонкими, так как сырость, содержащаяся в глине, при обжиге обращается в пар и может вызвать трещины.

Для глиняных статуэток характерны обобщённые замкнутый формы, что вызывается отчасти техническими причинами: трудно обжигать далеко выступающие части. Дефект чистой терракоты – она пропускает воду – стремились преодолеть с давних пор с помощью прозрачной глазури, обычно с примесью окиси металла. Технику расписной, глазурованной терракоты в монументальную скульптуру первый вводит эпизодически Лоренцо Гиберти, а с середины 15 века её начинает систематически культивировать Лука деллаРоббиа.

К твёрдым и самым древнейшим материалам скульптуры относится - дерево. Деревом как скульптурным материалом мастерски умели пользоваться уже в Древнем Египте.

Дерево более гибкий материал, чем камень: оно допускает большую свободу в обработке форм, большее богатство деталей, но меньше нюансов и переходов. В дереве возможны более резкие выступы, ответвления формы и более глубокие вырезы (недоступные художнику в камне).

Для монументальной скульптуры употребляются и мягкие и твёрдые породы дерева, для мелкой скульптуры – по преимуществу прочный бук.

Известное сходство с деревом и по технике, и по стилистическим эффектам имеет другой крепкий материал скульптуры – слоновая кость. Это древний материал, его эпоха расцвета, как скульптурного материала совпадает с расцветом дерева. Слоновую кость различают по тону: белую, желтоватую и красную - и по происхождению: азиатскую или африканскую.

В преобладающем большинстве случаев слоновая кость применялась для мелкой скульптуры. Но были и исключения, к которым принадлежит греческая техника классического периода, так называемая хризоэлефантинная, то есть сочетание золота и слоновой кости.

Расцвет слоновой кости наступает в эпоху барокко, когда в этом материале работает ряд крупных мастеров и когда появляется портретная миниатюра.

Камень – представляет собой, несомненно, самый разнообразный материал скульптуры: камень может быть цветным и бесцветным, прозрачным, блестящим и тусклым, жёстким и мягким

При обработке различных пород камня очень важную роль играет большая или меньшая чувствительность материала к свету. В этом смысле камень радикальным образом отличается от фарфора и бронзы, где свет отбрасывает сильные рефлексии, подчёркивает силуэт и почти не выделяет теней. Совершенно иначе реагируют на свет различные породы камня. Так напр. Гранит мягко отражает свет, ослабляет контраст света и тени так что детали как бы «съедаются», а углы становятся несколько неопределёнными. Эффект гранитной статуи повышается полировкой, которая концентрирует световую энергию на поверхности. Напротив, чрезмерная полировка мрамора ослабляет его естественные св-ва, приглушает его прозрачность.

К скульптуре в камне относится глиптика – пластическая обработка дорогих каменных пород, горного хрусталя или стекла, не столько даже резьба, сколько шлифовка алмазным порошком различных изображений и украшений.

Для скульптуры в металле чаще всего используют бронзу. Бронза пригодна и для крупной, и для мелкой пластики. Это прочный материал, который легко поддаётся ковке, чеканке, а в жидком виде – литью. Прежде всего бронза обладает иными статическими свойствами, чем мрамор. Мрамор очень тяжёлый, он не опускает широких просветов и отверстий в статуях, требует известной замкнутости в композиции. Напротив, литая бронза – пустая внутри, легче и обладает к тому же свойством сцепления частей, поэтому композиция в бронзе может быть свободней, без замкнутости. Кроме того, бронза иначе реагирует на воздействие света. Бронза свет не пропускает, но отражает его резкими яркими бликами.

 

 

25.Основные группы материалов скульптуры, основные инструменты

 

Основные группы материалов скульптуры

1.    Лепка в мягких материалах (воск, глина)

2.    Обработка твёрдых материалов (дерево, камень, слоновая кость)

3.    Отливка и чеканка в металле

Базовый инструмент скульптора, независимо от специфики деятельности, – скульптурный станок. Он представляет собой нечто вроде табурета с вращающейся рабочей поверхностью. Существуют варианты с регулировкой согласно высоте и изменением степени жесткости поворота вокруг оси. Предпочтение стоит отдавать металлическим скульптурным станкам. Такие приспособления содержат подшипники, которые способствуют легкому вращению рабочей поверхности. Винтовая резьба на штативе дает возможность без проблем производить регулировку высоты. Помимо прочего, металлические станки имеют больший вес по сравнению с деревянными аналогами, что обеспечивает сохранение устойчивости в ходе работы.

Основными инструментами скульптора, который работает с камнем,выступают долото, молоток и напильник. Для первого выявления статуи из глыбы применяют так называемый шпунт, которым сбивают большие куски камня. Это стальной инструмент, круглый или четырёхугольный сверху, заострённый книзу. Когда скульптор начинает обрабатывать мрамор он применяет трянку в виде стальной лопаточки, круглой наверху, расширенной и сплющенной внизу, при чём нижняя часть зазубрена, но зубья не острые, а довольно широкие. Главный инструмент скульптора по камню – плоское долото. Некоторые разновидности содержат заостренные крючки, отдаленно напоминающие миниатюрную вилку. Еще один инструмент скульптора для обработки камня – напильник. С его помощью скульптура приобретает завершенный вид. Законченную скульптуру необходимо обязательно отполировать, чтобы устранить следы грубой обработки. В данных целях целесообразно использовать наждачную бумагу 220. Только при таком подходе изделие будет выглядеть утонченным и завершенным.

Очевидно, что лучшим инструментов для работы с глиной выступают пальцы. Однако при доработке изделия не обойтись без набора специальных приспособлений.

Металлические либо деревянные стеки – дают возможность справляться с достаточно грубой обработкой заготовки.

Циркуль – требуется для измерения моделей и выполнения рисунков.

Пантограф – применяется при необходимости уменьшения либо увеличения размеров модели.

 Мерник – дает возможность определить параметры отдельных элементов скульптуры, выступающих над плоскостями.

Угольник и линейка – облегчают измерение длины вертикальных и горизонтальных линий.

Кисти – служат для обметания поверхностей, устранения с изделий крошек глины.

Спринцовка – необходима для увлажнения моделей.

Незаменимый инструмент скульптора, который создает изделия из дерева, – лекало. Это чертежное приспособление, которое обеспечивает возможность перенесения нужных линий на поверхность заготовки.

Для художественной резьбы применяются ножи-косяки. Такие инструменты содержат режущую поверхность под уклоном. С их помощью подрезают контуры и выполняют орнаменты. Геометрическая резьба усложняется при отсутствии ножей-резаков. Ими удобно выполнять всевозможные закругления. Кроме того, такой инструмент скульптора по дереву обеспечивает возможность создания элементов изделий с кривыми линиями.

Помимо прочего, мастера нередко пользуются так называемыми "татьянками". Подобные ножи применяют при силовой резьбе. Чаще всего они задействуются при создании фигурок животных и людей. "Татьянки" обеспечивают легкую обработку мягкой древесины, поскольку удлиненная рукоятка передает максимальное усилие на поверхность. В обязательный набор также входят всевозможные стамески. Последние дают возможность обтачивать модели и создавать различного рода углубления.

 

 

26.Скульптура. Характеристика мягких материалов

 

Глина – исключительно гибкий, податливый материал отзывающийся на малейшие прикосновения художника. Также один из самых древних материалов, применяемых в скульптуре. Не все ее сорта пригодны для работы из-за высокого содержания песка и вязкости. Наиболее употребляемые сорта глины: серо-белая (серебристая), серо-желтая (ее определяют как сухую), серо-зеленая (жирная).

Техника обработки: лепка, обжиг, глазурирование.

Виды керамической скульптуры: терракота, майо­лика, фарфор, фаянс.

 

Пластилин похож по своим качествам на глину. В отличие от нее он не полностью природный материал. Его правильнее отнести к материалам искусственным, полученным в результате механическо­го смешения нескольких компонентов. Очень эластичен и мягок, что, с одной стороны, позволяет работать в мелкой пластике и выполнять утонченные детали в скульптурном изображении, с другой — под­вержен температурному воздействию, при больших температурах начинает терять форму. Поэтому его чаще всего используют для вы­полнения эскизов в процессе скульптурных поисков, в работах, ко­торые не рассчитаны на долговечность. В качестве основного мате­риала для создания больших как по размеру, так и по значимости объемных пластических образов не применяется. Однако пластилин довольно часто можно встретить в работах живописнего плана. Бла­годаря его податливости и пластичности пластилином рисуют, соз­давая полуобъемные изображения на плоскости (на картоне и фане­ре). Но эти произведения относятся к живописи.

Техника обработки и инструменты те же, что и при рабо­те с глиной.

 

Воск в скульптуре — одновременно и частое, и редкое явление, поскольку его могут применять в формовке для подготовительной работы и для создания самостоятельных скульптурных произведений. В процессе нагревания легко приобретает любую форму, которую задумывает скульптор.

Техника обработки: нагревание, после чего из него можно лепить любой пластический образ, или доведение до расплавленно­го состояния с последующим выливанием в заранее подготовленную форму. В последнее время процесс литья из воска применяется для изготовления свечей, имеющих различные конфигурации и выпол­няемых в виде скульптур малой формы.

Гипс, как и воск, может быть как вспомогательным материалом, используемым на первоначальных стадиях выполнения скульптуры, так и основным.

 

Его используют при отливке, так как он, представляя собой по­рошок, разводимый в воде, быстро застывает. Из сырой гипсовой массы можно создать пластический образ путем лепки, но процесс этот должен быть кратковременным, поскольку гипс быстро теряет свою эластичность. Гипсовую скульптуру иногда расписывают или тонируют под металл.

 

27.Скульптура. Характеристика твердых материалов

 

Камень— один из самых древних материалов, который приме­нялся в скульптуре. Сначала он ассоциировался с неким божеством, застывшим в твердой форме. Постепенно он стал одним из излюб­ленных материалов для создания различных фигурок. Размеры скуль­птуры зависят от размера камня. Камень — природный материал, обладающий богатой, сложной структурой, поэтому скульптор, при­ступая к созданию произведения, исходит из его строения, неповто­римых очертаний. Каждая порода предполагает специфические спо­собы обработки, обусловленные пластическими свойствами: факту­рой, текстурой, зернистостью, твердостью (плотностью).

Породы камня: гранит, диорит, базальт, лабрадорит, порфир, сиенит, габбро, мрамор.

Техника обработки: рубка (высекание), вырезание, шли­фование, удаление ненужных частей материала и постепенное вы­свобождение объемной формы.

Дерево более гибкий материал, чем камень: оно допускает большую свободу в обработке форм, большее богатство деталей, но меньше нюансов и переходов. В дереве возможны более резкие выступы, ответвления формы и более глубокие вырезы (недоступные художнику в камне).

Для монументальной скульптуры употребляются и мягкие и твёрдые породы дерева, для мелкой скульптуры – по преимуществу прочный бук.

Известное сходство с деревом и по технике, и по стилистическим эффектам имеет другой крепкий материал скульптуры – слоновая кость. Это древний материал, его эпоха расцвета, как скульптурного материала совпадает с расцветом дерева. Слоновую кость различают по тону: белую, желтоватую и красную - и по происхождению: азиатскую или африканскую.

В преобладающем большинстве случаев слоновая кость применялась для мелкой скульптуры. Но были и исключения, к которым принадлежит греческая техника классического периода, так называемая хризоэлефантинная, то есть сочетание золота и слоновой кости.

Расцвет слоновой кости наступает в эпоху барокко, уогда в этом материале работает ряд крупных мастеров и когда появляется портретная миниатюра. 

 

28.Особенности техники бронзового литья

 

Бронза пригодна и для крупной, и для мелкой пластики. Это прочный материал, который легко поддаётся ковке, чеканке, а в жидком виде – литью.

Существуют три основных метода литья из бронзы.

1. Древнейший метод состоит в том, что металл сплошной массой вливается в пустую форму. Этот грубоватый приём пригоден для изготовления простых предметов.

2. Второй метод носит название метода земляной формы или литья по частям. Его преимущество заключается в том, что при нем оригинальная модель не погибает и процедуру можно повторить. Серьёзный дефект этого метода сводится к тому, что статуя составляется из отдельных частей и поэтому после отливки должна подвергнуться тщательнейшей дополнительной обработки.

3. Третий метод литья из бронзы, с одной стороны, более опасный для статуи, но зато и гораздо более совершенный – это работа с помощью воска (так назыв. Метод «acireperdue» - буквально «с потерянным воском», так как восковая модель скульптуры при этом гибнет). Сущность этого метода состоит в следующем: скульптор готовит модель из глины, её сушат и обжигают (для прочности); затем покрывают ровным слоем воска такой толщины, какой желательны стенки будущей бронзовой статуи. Покрытая воском модель плотно вкладывается в глиняную форму, в которой проделано несколько отверстий, по ним из согретой глиняной формы вытекает воск. Кода воск вытек в те же отверстия наливают расплавленную бронзу. После того как форма остыла, форму разбивают. Необходима исключительная точность при обкладке модели восковым слоем, так как если слой окажется не ровным, то и бронза будет не равномерно твердеть и могут возникнуть трещины. Риск этого метода заключается в том, что гибнет восковая модель художника; его преимущество в том, что с абсолютной точностью воспроизводятся все нюансы модели.

 

29.Искусство глиняной скульптуры

 

Глина – исключительно гибкий, податливый материал отзывающийся на малейшие прикосновения художника. Но глину применяют не только как вспомогательное средство, но и как самостоятельный пластический материал. Но в этом случае глина должна быть обожжена до затвердения. Скульптуры из обожжённой глины носит название терракоты. При лепке глиняной статуэтки надо учитывать, что глина при обжиге сжимается, поэтому статуэтку надо делать больше по размерам, чес она была задумана в окончательном виде. Стенки статуэтки, предназначенной для обжига должны быть очень тонкими, так как сырость, содержащаяся в глине, при обжиге обращается в пар и может вызвать трещины.

Для глиняных статуэток характерны обобщённые замкнутый формы, что вызывается отчасти техническими причинами: трудно обжигать далеко выступающие части. Дефект чистой терракоты – она пропускает воду – стремились преодолеть с давних пор с помощью прозрачной глазури, обычно с примесью окиси металла. Технику расписной, глазурованной терракоты в монументальную скульптуру первый вводит эпизодически Лоренцо Гиберти, а с середины 15 века её начинает систематически культивировать Лука деллаРоббиа.

Для изготовления терракот мастера использовали красную или жёлтую гончарную глину. Это был особенно популярный материал.Кроме того, глина – пластичный материал. Лепить из него можно голыми руками без подручных средств. Гончары, работавшие по изготовлению домашней утвари, могли создавать и высокохудожественные скульптуры, используя крупнозернистую глину.Из неё делали фигурки людей и животных. От многих человеческих фигурок остались только головы, мужские и женские. Самым интересным в них являются причёски. Они очень тщательно вылеплены, проработаны все мельчайшие детали. Поэтому терракотовые головы выглядят естественно и изящно.

При изготовлении посуды глину высушивали на палящем солнце или обжигали «на открытом огне». Только в некоторых случаях, когда требовалось создать температуру более 300 градусов, использовали закрытые печи. Статуи, высотой 120 см, трудно было помещать в печь, поэтому их обжигали на открытом воздухе. Они, как правило, были пустотелые. Толщина стенок одинаковая во всех местах. Скульпторы могли удалить неоднородные фрагменты, чтобы не возникло трудностей при обжиге.

Глина– древнейший и наиболее удобный пластический материал.В работе с ним не нужны дробильные и режущие инструменты – из глины, соединённой с водой, человеческие пальцы способны вылепить что угодно. В качестве вспомогательных приспособлений при изготовлении фигур среднего и большого размера скульпторы используют изогнутые деревянные лопаточки (стеки) и укреплённые на рукоятке дужки различной толщины и диаметра (кольца).После высыхания глина затвердевает, но, впитывая воду, вновь становится мягкой. Вода содержится изначально в химической структуре глины. Еще в эпоху неолита глину научились обжигать, чтобы сохранить созданную форму и придать ей твердость. Во время обычной сушки испаряется добавленная вода, а прокаливаясь на огне при температуре 500–600 градусов Цельсия, глина меняет химический состав, теряя «внутреннюю» воду, становится твёрдой, как камень, и навсегда утрачивает способность подвергаться воздействию влаги.

Недостаток терракоты – её водопроницаемость с давнего времени стремились преодолеть с помощью глазурей, содержащих окиси металлов – свинца или олова.

Глазурованная техника – совершенно особенный вид обработки глины, расцвет которого в Италии XV столетия исторически совпал с широким обращением скульпторов к глине как скульптурному материалу вообще.

Итальянцы изобрели технологию росписи изделий красками по сырой непрозрачной белой («оловянной») глазури. После формования глиняный предмет подвергался легкому обжигу с целью выпаривания жидкости и придания ему необходимой твердости. Глазурный порошок разводился водой, покуда не получалась белая, напоминающая по цвету молоко жидкость. Остывший предмет опускали в глазурный раствор. Сухая глина впитывала воду, а глазурная масса в виде белого порошкообразного слоя оседала на поверхности предмета. На этот «грунт» наносился рисунок водяными красками. По окончании росписи предмет подвергался повторному обжигу при значительно более высокой температуре. Чтобы предохранить окрашенную поверхность от непосредственного соприкосновения с огнем, предмет помещали в некое подобие глиняного футляра. Во время этого вторичного обжига глазурь расплавлялась и, смешиваясь с красками, придавала им своеобразный глянцевый блеск. Поверхность предмета становилась гладкой и водоотталкивающей.

Вообще, традиция раскраски скульптур и рельефов восходит к античности. В искусстве готики полихромия в скульптуре играла не только традиционно-символическую и декоративную, но и натуралистическую роль, определяемую функциональной взаимозависимостью художественного изображения и цвета.Скульпторам, создававшим новое реалистическое искусство, словно не хватало выразительных средств для создания эффекта жизнеподобия. Раскраска и цветные материалы использовались не только для украшения, но и для зрительной акцентировки мотива движения, тектонических членений, для выделения статуи на каком-либо фоне, среди других скульптур или в ограниченном пространстве, иными словами – для компенсации недостатка пластической выразительности.

 

30.Особенности создания деревянной скульптуры

 

Дерево более гибкий материал, чем камень: оно допускает большую свободу в обработке форм, большее богатство деталей, но меньше нюансов и переходов. В дереве возможны более резкие выступы, ответвления формы и более глубокие вырезы (недоступные художнику в камне). Деревом как скульптурным материалом мастерски умели пользоваться ужу в Древнем Египте. В дереве возможны острые угловатые грани, но и закруглённые выемки, длинные и короткие линии, резкие контрасты и мягкое волнение поверхности (взрыхлённую рашпилем, морщинистую поверхность можно комбинировать с гладко отшлифованной).

Обобщая стилистические особенности дерева как материала скульптора, можно было бы сказать, что дереву свойственны несколько нескладная масса и вместе с тем исключительно богатая, динамическая, выразительная «текстура» и поверхность, контраст между сырой, косной материей и органической силой.

Дефект дерева заключается в том, что его нельзя обрабатывать во всех направлениях – нож должен идти или по волокнам, или в поперечном направлении, но нельзя рубить или резать против дерева.

Необходимо отметить чрезвычайное разнообразие масштабов, доступных деревянной скульптуре, - от монументальных, многофигурных ансамблей (готические или барочные алтари, кафедры и т. п.) вплоть до миниатюрных вещиц.

31.Особенности создания мраморной скульптуры

Мрамор – плотнее песчаника, более податлив, чем гранит, более хрупок и нежен, чем дерево, более прозрачен чем алебастр. В мраморе возможна точная и острая моделировка, но также мягкое, расплывчатое сфумато. Что касается полировки мрамора, то по этому поводу существую различные взгляды и вкусы в разные эпохи: греческие мастера, Роден, Майоль избегали слишком блестящей полировки; напротив, мастера эпохи Возрождения любили полировать до предельного блеска.

Мрамор не годится для статуи с широкими движениями, с далеко ответвляющимися частями (иначе их приходится делать из отдельных кусков, на особых подпорках). Однако к вопросу о подпорках и связанной с ними проблеме цельности, монолитности статуи разные эпохи подходят по-разному. Греческие скульпторы не слишком высоко ценили замкнутость статуи, часто стремились к свободным позам и движениям (которые не достижимы в одном куске мрамора). Поэтому довольно часто встречаются статуи, составленные из нескольких кусков. В древнеегипетской и средневековой скульптуре господствует стремление к замкнутым формам статуи, к работе в одном куске, без подпор.

Перед скульптором, работающим в мраморе, всегда стоит задача – точно перенести формы глиняной модели или гипсового отлива в камень и при это м сохранить в статуе технические и стилистические особенности мрамора. Два метода выработались для этого процесса: более новый, механизированный метод пунктира и старый, более редкий в наши дни метод свободного высекания из камня.

Пунктир, требующий сложных изменений циркулем и пунктирной машиной, позволяет точно определить сколько нужно отсечь лишнего камня, чтобы выявить из глыбы объём статуи. «Пунктировать» - это значит просверлить камень до точек поверхности будущей статуи. Чем больше найдено таких пунктом, тем увереннее можно отсекать, не боясь нарушить границы статуи. В 19 веке, а часто в наши дни, индивидуальная работа скульптора ограничивается только последней доработкой, тогда как весь процесс пунктирования и высекания происходит в мастерской каменщика.

В антично и средневековой культуре был принят другой метод работы – метод свободного высекания из камня. Нач. с эпохи Возрождения, он теряет постепенно свою популярность. В 19 веке полностью господствует пунктирная система, благодаря которой скульптор утрачивает связь с материалом.

Для первого выявления статуи из глыбы применяется так называемый шпунт, которым сбивают большие куски камня. Это круглый или четырёхугольный стальной инструмент сверху, заострённый книзу. Когда скульптор начинает обрабатывать мрамор между основными найденными пунктами он применяет троянку в виде стальной лопаточки, круглой наверху, расширенной и сплющенной внизу, причём нижняя часть, но зубья не острые, о довольно широкие. Этот инструмент, с одной стороны позволяет сразу снимать довольно большой слой, с другой – гарантирует от риска отколоть сразу слишком большой кусок. В конце работы, когда скульптор подошел почти к поверхности статуи, он прибегает к скальпелю, или резцу, инструмент, которой снимает большие слои камня и вместе тем придаёт поверхности известную степень гладкости. Скарпель,как и троянка расширен книзу, но не имеет зазубрин. Во всех этих операциях участвует молоток – небольшой куб на деревянной ручке. 

 

32.Основная проблематика искусства скульптуры

 

Одна из причин непопулярности скульптуры в широких слоях общества заключается в её кажущемся однообразии. Действительно, если считать, как это принято в широкой публике, что задача скульптуры состоит в возможно более точном отображении человеческого тела, то настолько же скульптура беднее живописи и графики по тематическому репертуару. В сущности говоря скульптура знает только три основных мотива – стоящей, сидящей, лежащей статуи плюс бюст. Не удивительно, что непосвящённого зрителя охватывает равнодушие, даже раздражение в музее, когда он видит ряды мраморных и бронзовых статуй, обнажённых и одетых почти в одинаковых позах, в повороте направо или налево и различающихся друг от друга как будто только атрибутами. А между тем упрёк скульптуре в однообразии несправедлив.

Прежде всего потому, что задача скульптора не есть имитация действительности. Скульптор изображает формы не такими, каковы они есть, а какими должны быть. Задача скульптора не просто телесное изображение, но образ человека в таких формах, которые в максимальной степени концентрировали бы пластические ощущения зрителя, изолируя их от остальных ощущений.

Можно поэтому сказать, что скульптура прежде всего обращается к воле и интеллекту зрителя и гораздо меньше к его чувствам и эмоциям. Скульптура должна быть «реальней», чем действительность, и вместе с тем «вне» действительности.

Скульптура не столько изображает тела, сколько их лепит, создаёт заново. Именно это созидание трёх мерной формы, этот гипнотический ритм выпуклостей и углублений мы прежде всего переживаем в статуе, и только потом перед нами возникает образ определённого человека в момент определённого движения. Зритель не просто «видит» произведение скульптуры, но повторяет, переживает в себе всю сложную работу моторной энергии, уже раз пережитую творцом статуи.

Такую концентрированную органическую энергию, такое повышенное ощущение жизни из всех изобразительных искусств способна дать только скульптура. Это св-во придаёт скульптуре огромную силу воздействия (но вместе с тем и сильно заостряет эстетические требования, предъявляемые к скульптуре). Скульптура требует от художника и от зрителя повышенной воли к жизни.

Также несправедлив упрёк, часто бросаемый скульптуре, в односторонности. Это можно отнести только к тематическому репертуару скульптуры. Но, бедная общей сюжетной тематикой,скульптура неисчерпаемо богата в смысле индивидуальных пластических мотивов. Это может быть непонятно для широкого зрителя, который привык приближаться к скульптуре со стороны чисто тематических мотивов: Кого изображает? Что делает? Что держит в руке? И т. п. В этом смысле скульптура беднее живописи и графики. А в чисто пластических мотивах скульптура чрезвычайно богата.

 

 

33.Искусство архитектуры. Общая характеристика.

 

Архитектура - искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

 Нет никакого сомнения, что от всех других искусств архитектура отличается, прежде всего, самым длительным процессом работы: живописец может закончить свою работу за несколько дней, работа архитектора может иногда требовать целой жизни. При это деятельность живописца редко бывает связана с какой-либо опасностью или риском. Напротив, неудача архитектора может привести к катастрофе. Угрожая не только этетическим принципам, но и человеческой жизни.

Казалось бы, архитектура по своему содержанию является самым простым из всех искусств: она способна воплощать только очень определённые, однозначные, элементарные идеи и чувства (архитектуре, например, недоступен юмор, как и вообще все те эмоции, которые связаны с жизнью органических существ). В сущности говоря, всякая архитектура всегда посвящена одной и той же основной теме – стремлению духовной энергии преодолевать косность. Поэтому можно было думать, что архитектура должна сделаться самым понятным и самым популярным искусством. На самом же деле архитектура оказалась самым трудным, самым недоступным искусством, язык которого понятен и привлекателен только для очень немногих. Эта трудность архитектуры проистекает из присущего ей своеобразного эстетического противоречия. Дело в том, что архитектура есть, с одной стороны, самое материальное, самое вещественное и, с другой – самое абстрактное искусство. Будучи вполне конкретной частью натуры, служа самым реальным и утилитарным целям, архитектура вместе с тем выражается знаками, числами, абстрактными отношениями.

34.Строительные материалы и их свойства. Общая характеристика

 

Каждый строительный материал - дерево, камень, железо, стекло – обладает своим собственным языком, не только выглядит иначе, но представляет архитектуре свои специфические требования, содействует или противодействует поставленной архитектором задаче.

Дерево –древнейший строительный материал. Дерево может быть крепким и мягким, длинным и коротким, и эти его качества до известной степени подсказывают масштаб строения, принцип его конструкции и характер его декоративных элементов.

Камень –наиболее популярный материал в монументальной архитектуре каменные породы различаю степенью прочности и большей или меньшей лёгкостью обработки. Гранит, например, с трудом поддаётся шлифовке и поэтому мало пригоден для тонкого орнамента. Более гибок известняк (особенно мрамор), всего мягче для обработки песчаник. При этом из каждого материала путём его различной обработки могут быть извлечены самые различные стилистические эффекты. Например, поверхность природного гранита (валуна) с неопределёнными очертаниями и широкими швами даёт чрезвычайно богатую градацию тонов от светло-серого до красного и зеленовато-чёрного и производит впечатление несколько мрачной таинственности. Напротив, обработанный всеми современными техническими средствами, распиленный машиной и полированный гранит отличается очень резкими гранями и блестящей поверхностью.

В странах бедных каменными породами, наиболее популярным строительным материалом делается кирпич, который применяют или как сырец, высушенный на солнце, или как обожжённый и иногда покрытий цветной глазурью. Из всех строительных материалов кирпич следует считать наиболее ограниченным и односторонним по своим конструктивным и экспрессивным возможностям. Но в этой сдержанности, малой гибкости кирпича заложена отчасти и его своеобразная привлекательность для архитектора, так как недостаток пластической выразительности побуждает фантазию строителя искать удовлетворение в узоре поверхности или в широком размахе чисто пространственных комбинаций. Дефект, присущий кирпичной архитектуре, отсутствие пластической выразительности, в свою очередь, уравновешивается одним стилистическим преимуществом, в высокой мере свойственным этому виду зодчества, а именно: богатой орнаментальной и колористической игрой поверхности. Прежде всего это преимущество проявляется в самой кладке кирпичной стены.

 

 

35.Бетон и железо. Характеристика строительных материалов

 

В 19 веке появляются новые строительные материалы – железо и бетон. Для новых конструктивных задач, выдвинутых европейской цивилизацией, был необходим новый материал.

Раньше железо применяли только для рабочих инструментов или как средство для соединения других материалов (гвозди, скобы, цепи и т.п.), в новейшее е время железо сделалось самостоятельным строительным материалом со своими собственными стилистическими задачами и требованиями.

Различают три главных вида железа:

1.  Чугун, который выдерживает только вертикальное давление сверху и который обычно применяют в виде свободных опор.

2. Литое ковкое железо, которое выдерживает как давление сверху, так и боковое давление, и растяжение – его поэтому применяют в виде балок при перекрытии пространства.

3. Сталь отличается наибольшей прочностью и эластичностью и поэтому наиболее приспособлена для широкого напряжения арок и сводов.

Наиболее важные стилистические ф-ции. Железо выполняет в новейшей архитектуре в сочетании с бетоном.Уже римляне охотно применяли особую систему кладки (так называемую конкретную систему, или «эмплектон»), главным образом для сводов, систему, которую следует считать прообразом современного железобетона. На этой же идее – на смешении цемента, воды, песка и мелкого камня и их трамбовке в деревянных формах – основано изобретение современного бетона, которое относится к 20-м годам 19 века. Главной особенностью бетона является полная однородность стены, совершенно свободной от швов.

 

36.Порядок строительства архитектурного сооружения

 

После того как архитектор познакомился с ситуацией будущего здания, установил его материалы и конструктивную схему, он приступает к проектированию, к графической фиксации трёхмерных элементов строения. Прежде всего он набрасывает план, то есть горизонтальный разрез здания. План позволяет установить направление и толщину стен, и протяженность пространств (следовательно, также пола и потолка); далее, определяет положение окон, дверей, лестниц; кроме того, план показывает характер покрытия (купол символизируется кругом, своды – скрещенными прямыми). Если расположение пространства меняется от этажа к этажу, то для графического описания здания необходимо несколько планов. В отличие от плана продольный поперечный разрезы определяют вертикальные отношения здания, то есть вышину этажей, окон, дверей, лестниц, а также толщину полов и потолков. Для фиксации наружного облика здания применяют вертикальную проекцию, или так называемую элевацию, то есть абстрактный (без перспективы рисунок переднего и бокового фасадов, определяющий общий силуэт здания, членение масс и эффекты светотени от выступающих частиц фасада. Кроме того, для точного определения деталей здания – карнизов, капителей и т. п. – делают их рисунок в натуральную величину, а общую ситуацию здания в связи с окружением демонстрируют в перспективных видах с разных точек зрения и в моделях.

За планом здания следует его реализация, то есть прежде всего возведение конструктивного скелета здания. Элементы архитектурной конструкции можно разбить на четыре основные группы:

1. Основа здания - фундамент

2. Несущие или опирающие части (колонны столбы)

3. Опирающаяся часть (всякого рода перекрытия)

4. Венчающие, завершающие части (фронтоны, купола, башни)

 

37.Понятие плана и особенности его разработки

 

Прежде чем архитектор приступает к разработке плана будущего здания, он должен познакомиться со строительной площадью, так как та ситуация, в которую должно вступить будущее здание, во многих отношениях заранее предопределяет направление и цель архитектурного замысла. Особенно тесная связь между естественной ситуацией и замыслом архитектора проявляется на ранних ступенях развития архитектуры.

· Прежде всего это окружающая природа, тот пейзаж, тот рельеф почвы, в которой надлежит вкомпоновать архитектуру

· Строитель должен считаться с архитектурным окружением

· Далее, знакомясь со строительной площадью, архитектор, естественно примет во внимание качество самой почвы, на которой собирается строить.

· Более радикальное влияние, чем рельеф почвы, могут оказывать на архитектурное творчество условия климата.

После того как архитектор познакомился со строительной площадкой, с ситуацией будущего здания, установил его материалы и конструктивную схему, он приступает к проектированию, к графической фиксации трёхмерных элементов строения. Прежде всего он набрасывает план, то есть горизонтальный разрез здания. План позволяет установить направление и толщину стен, и протяженность пространств (следовательно, также пола и потолка); далее, определяет положение окон, дверей, лестниц; кроме того, план показывает характер покрытия (купол символизируется кругом, своды – скрещенными прямыми). Если расположение пространства меняется от этажа к этажу, то для графического описания здания необходимо несколько планов. В отличие от плана продольный поперечный разрезы определяют вертикальные отношения здания, то есть вышину этажей, окон, дверей, лестниц, а также толщину полов и потолков. Для фиксации наружного облика здания применяют вертикальную проекцию, или так называемую элевацию, то есть абстрактный (без перспективы рисунок переднего и бокового фасадов, определяющий общий силуэт здания, членение масс и эффекты светотени от выступающих частиц фасада. Кроме того, для точного определения деталей здания – карнизов, капителей и т. п. – делают их рисунок в натуральную величину, а общую ситуацию здания в связи с окружением демонстрируют в перспективных видах с разных точек зрения и в моделях.

 

38.Значение климата присоздании проекта архитектурного сооружения

 

Влияние климата сказывается прежде всего в ориентации зданий и в планировке городов. В северных странах ориентация, разумеется, подсказана слабостью солнечных лучей и короткостью дня. Поэтому на севере господствуюториентация на юг и тенденция к возможно более широким улицам. Напротив, жители юга стремятся избежать слишком горячего солнца, поэтому избегают расположения комнат на юг или запад. И улицы южного города узкие и редко бывают ориентированы с севера на юг.

Не только солнце, но и ветер может определять ориентацию здания. Например, жилища горцев лепятся на южных или восточных склонах гор.

Осадкиоказывают воздействие на покрытия зданий. В странах с очень обильными осадками преобладают двускатные крыши, при чём с особенно бурными, проливными дождями скаты крыш или делаются очень высокими и отвесными, или же сопровождаются специфическим изломом, который препятствует соскальзыванию крышных черепиц. По этой же причине в северных странах башня церкви часто завершается высоким шпилем.

Если дождю стремятся предоставить возможно быстрые стоки, то снег, напротив, следует задерживать, так как его резкое падение может быть опасно и, кроме того, снежные массы предохраняют здание от холода. Поэтому в горных странах жилые дома имеют обычно широкие крыши с пологими скатами и иногда с надломом, отбрасывающим снег далеко от стен дома. 

Количество и форма окон тоже в значительной степени зависит от климата. В Голландии где температура не бывает очень низкой, но где редок солнечный луч, окна занимают очень большую площадь. В странах где недостаток света сочетается с холодной температурой распространены двойные окна, препятствующие тяге воздуха и понижению температуры. Вместе с тем величина и число окон уменьшаются в странах, где обилие снега содействует яркости отражённого света. На юге окна обычно редко размещены, чтобы воспрепятствовать проникновению жары в помещение.

 

 

39.Виды деревянных конструкций

 

Различают три главных вида деревянной конструкции: так называемый сруб с горизонтальным наслоением балок, затем стойку из вертикально поставленных свай и так называемую решетчатую постройку.Эта последняя система характеризуется тем, что из горизонтального венца вертикальных стоек и диагональных каркасов образуются проёмы в стенах, которые заполняют всяческим материалом и затем обшивают досками. Очень часто решетчатую постройку применяют только для верхних этажей, тогда как базу выполняют из камня.

Сруб и стойка главным образом применяются в северных странах (в России распространён первый вид, в скандинавских странах, особенно в Норвегии – второй), тогда как решётчатая стройка распространена по всей Европе.

 

 

40.Классификация элементов архитектурной конструкции

 

1. Основа здания - фундамент

2. Несущие или опирающие части (колонны столбы)

3. Опирающаяся часть (всякого рода перекрытия)

4. Венчающие, завершающие части (фронтоны, купола, башни)

 

Но не только внешне здания могут быть похожи. Элементы архитектурных конструкций у большинства из них тоже одинаковые. Так, сооружения состоят из следующих составных частей:

· Фундамент – это основа любого сооружения. Именно эта часть здания принимает основную нагрузку, поэтому важно, чтобы он был не просто крепким и надежным, но и очень долговечным. Еще на этапе проектирования архитектурной конструкции следует продумать, какой тип фундамента применить, и какие материалы использовать. Он должен противостоять морозам и грунтовым водам, но также немаловажно, какое давление он испытывает обрезом (верхней частью, на которую опирается вся конструкция), и насколько прочна и устойчива его подошва (нижняя часть фундамента).

· Стены – это следующие элементы любого сооружения. Те из них, на которые ложится нагрузка других частей здания, называются несущими, и они оказывают, в свою очередь, давление на фундамент. Остальные являются ограждающими и считаются ненесущими.

· Перекрытия также могут испытывать нагрузку или быть ограждением, например, отделять этаж от подвала. В этом случае они называются цокольными. Если они отделяют один уровень от другого в архитектурной конструкции многоэтажного здания, то называются междуэтажными. В последнем варианте возможно наличие также чердачных перекрытий. Полы также входят в эту категорию.

· Перегородками называют элементы здания, функция которых заключается в разделении внутреннего пространства на отдельные секции или помещения. Существуют строительные нормы, которые обязаны учитываться при возведении сооружения, чтобы перекрытия обладали необходимой звуконепроницаемостью и соответствовали санитарно-техническим нормам.

· Лестница, как элемент здания, присутствует лишь в этажных конструкциях.

· Крыша – это и несущая, и ограждающая часть сооружения. Она состоит из двух элементов: кровля – это ее наружная область, которая выполняет функцию защиты конструкции от непогоды, а стропила и перекрытия – несущая. Еще одни важные элементы архитектурной конструкции – это двери и окна, хотя последних может и не быть в строении.

Наиболее популярной формой опоры (особенно эпохи классического стиля) является колонна – то есть круглая, цилиндрообразная опора, или свободно стоящая, или прислонённая к стене. По всей вероятности, первоначальная форма колонны возникла в деревянной конструкции и оттуда была перенесена в каменной зодчество. Наряд с колонной функции опоры могут предоставлены столбу. Столбы отличаются от колонн прежде всего своими угловатыми формами, они не сужаются кверху и лишены канелюр, кроме того, они представляют собой менее самостоятельные элементы конструкции, чем колонны, более так сказать, родственные стене.

К перекрытиям относятся различные арки. Простейший вид арки и наиболее популярный в античной архитектуре, а также во все эпохи возвращения к классическим принципам (Ренессанс), - полуциркульная арка (полукруглая арка). Подковообразная арка получила наибольшее развитие в арабской архитектуре. Устремление кверху – присуща стрельчатой арке, излюбленному мотиву развитого готического стиля.

Архитектурный стиль, тяготеющий к арке, неизбежно должен прийти к идее свода, так как свод есть в сущности, не что иное, как конструктивное усложнение арки, развёртывание её в трёх измерениях. 

Если свод наиболее пригоден для перекрытия четырёхугольного пространства, то самым естественным завершением круглого здания является купол, придающий внутреннему пространству идеальную замкнутость и спокойствие. Впрочем, купольное покрытие вполне гармонично может быть согласовано и с пространством четырёхугольного и многоугольного плана.

Декоративное завершение зданию придают фронтоны (острые или зубчатые в готическом стиле) и аттики (в классических настроенных стилях).


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!