Хорал Д.Букстехуде и его особенности



Хорал - Средневековый латинский термин choralis произошел от греческого choros - хор - и означал хоровое церковное песнопение. В католической музыке хоралы были одноголосными, то есть предназначались для пения в унисон. В протестантской церкви хоралы стали многоголосными - как правило, четырехголосными. Мелодии хоралов отличаются возвышенным характером. Они торжественны, но малоподвижны - статичны, с выровненным, довольно вялым ритмом. Гармония выдержана в аккордовом складе с очень строгим голосоведением.

Хорал «Nun freut euch, lieben Cristen g'mein» (Радуйтесь,возлюбленные христиане)

Это произведение самое большое органное полотно у Букстехуда (продолжительность15-20 минут),в котором имеются различные композиторские техники, меняются темпы, размеры, много риторических приемов. Маттиас Шнайдер относит эту хоральную фантазию к типу «совремнной» масштабной хоральной фантазии, форма которой целиком связана с воплощением хорального текста.

Слова:(Мартин Лютер)

Радуйтесь, возлюбленные христиане,

И прыгайте от радости,

Мы уверены и все, как один

С радостью и Любовью воспоем.

То,что Бог нам дал,

И его сладостные чудеса,

Купленные,дорогой ценой.

Эти слова и мелодия хорала предназначена для исполнения во время Адвента или рождения Спасителя.

 

 

Исполнительский анализ хорала « Nun freut euch, lieben Christen g'mein».

Написана в 3-х частной форме, перекрестная рифма первых четырех строк, парная рифма между пятой и шестой. Седьмая строка-антитезис, придает омрачающее радостное настроение. Музыка Д. Букстехуда пронизана числовой организацией. Каждое число означал символ.

Символическую роль в фантазии Д. Букстехуде будут играть в мелодии хорала начальные квартовые ходы (вверх и вниз). Симметричны окончания 1-ой и 2-ой ее строк, представляющие собой нисходящее и восходящее заполнение терции. Парность 5 и 6 строк подчеркивает также их симметричное строение (от «соль» к «ре» и от «ре» к «соль»). Единственное нарушение на протяжении всего хорала движения ровными длительностями – пунктирный ритм в шестой строке.

Последнюю важную строку хорала («Gar teuer hat erserworben») Лютер явно выделяет интонацией нисходящей квинты, затемняющей господствующий аффект радости.Обращает на себя внимание ярко выраженная идея самой хоральной мелодии: ее структура, отражая устройство стиха, отличается еще большей единообразием и рациональностью.

Самое главное число в этом произведении является сдедующее число:

Таким образом, мистическая «семерка» – богочеловеческое число, число Небес и Земли – и есть то единственное «key number» хоральной фантазии, числовая символика которой связана с лютеровским учением о спасении и словом его хорала.

 

Заключение

Прелюдии и токкаты Д.Букстехуде являлись для своего времени «авангардом» и ценились не одним последующим поколением композиторов.

К сожалению, на сегодняшний день не найдено ни одного автографа Д.Букстехуде - вполне вероятно, что были утрачены не только автографы, но и существенная часть его сочинений. Несмотря на это, органное и клавирное наследие Дитриха Букстехуде в последние десятилетия активно исследуется как в европейском, так и в американском музыкознании, его произведения регулярно звучат в концертах, повсеместно используются в учебном процессе.

Д.Букстехуде-композитор-созидатель, композитор-изобретатель, композитор-первооткрыватель. Он действительно очень многое открыл, наметил, обозначил в музыке из того, что впоследствии было усвоено, обобщено и развито великим И.С.Бахом.

5 ноября 2016 года на сцене Тверской академической филармонии прошел концерт. До сих пор его музыка слышна.

На сегодняшний день,к сожалению, духовный мир встает не на передний план, люди стали еще ожесточеннее, происходят очень много войн, террактов. Я думаю должны звучать очень много таких произведений духовных жанров, чтобы люди были ближе к Богу, очищали свои грехи. Он позволяет композиторам показать все трагические события, скорбь человека, страх потери. Авторы передают все это через концертные выступления, картины, музыку, литературные произведения.

 

 

Список литературы

 

1.  Друскин, М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков / М. Друскин. – Л., 1960

2. И.Н.Форкель. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, - Л., 1987.

3. Протопопов, В. История полифонии. Вып. 3: Западноевропейская музыка XVII- первой четверти XIX века. – М.: Музыка, 1985, под общей редакцией Т.Ливановой

4. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.

5. Музыкальные жанры: Сб. / Общ. ред. Т. В. Поповой. — М.: Музыка, 1968. — 327 с.

6. Рубинштейн Л. В. Музыка моего сердца: Исторические рассказы. — М.: Дет. лит., 1970. — 192 с., ил.

 



Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!