Первые римские поэты: Ливий Андроник, ГнейНевий, Квинт Энний



Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.. 4

1. 1 Периодизация литературы Древнего Рима. 4

1. 2 Первые римские поэты: Ливий Андроник, Гней Невий, Квинт Энний. 7

1. 3 Плавт. 8

1. 4 Группировка Спициона и Энний. 11

1. 5 Теренций. 15

1. 6 Цицерон. 16

ГЛАВА 2 ЛИТЕРАТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.. 18

2. 1 Вергилий. 18

2. 2 Лукан. 19

2. 3 Овидий. 20

2. 4 Сенека. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Данная работа посвящена исследованию литературы Древнего Рима.

    Предметом данной работы является литература.

    Объектом этой работы является литература Древнего Рима.

    Работа состоит из содержания, введения, двух глав: первая описывает авторов Древнего Рима эпохи республики, вторая же авторов Древнего Рима эпохи империи, заключения и списка использованных источников.

    Методологическая основа данной работы –учебники, учебные пособия, справочники, интернет-источники, научные монографии.

    Целью работы является изучение литературы Древнего Рима.

    Задачами этой работы является следующее:

1. Изучение литературы Древнего Рима эпохи республики;

2. Изучение литературы Древнего Рима эпохи империи.

        

 

ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Периодизация литературы Древнего РППП НОЕ ШНДГОЛЕноункеорРима

 

    История Рима берёт своё начало в 753 году до нашей эры. Так, «Была подтверждена дата основания Рима Ромулом. Римский ученый Варрон (I в. до н. э.) относил это событие к 754—753 гг. до н. э. Археологи обнаружили на Палатине следы хижин середины VIII в. до н. э. Вместе с тем новые материалы показали, что Рим начала царской эпохи в античной традиции несколько приукрашен.»[1], однако, по мнению профессора Омельченко, «Официально-мифологическая дата основания Рима, упомянутая римским историком Варроном – 21 апреля 753 г. до н.э., - никаких реальных исторических событий, вероятно, не отражает»[2], впрочем, скептицизм, свойственный профессору Омельченко, едва ли можно назвать присущим только ему. Как было показано выше, профессор Кузищин также отмечает некуюприукрашенность Рима самого раннего времени. Можно бы было заметить, что такой подход свойственен лишь вышеназванным историкам, однако, как мы поймём позже, не только им – римская литература появляется только спустя полтысячелетия с момента основания Рима.   

Конец же Древнего Рима относится к 476 году нашей эры и связано это со следующим событием: «В 476 г. Орест был убит, Ромул Августул - лишен власти, знаки же императорского достоинства Одоакр отослал в Константинополь, вторую столицу Римской империи. Событие его вряд ли было замечено современниками, но оно символизировало конец Западной империи, и этот год принят в качестве переходной даты, завершающей историю римского Запада. Это событие принято считать концом Западной Римской империи.»[3]

Римское наследие после гибели Древнего Рима от нашествия варваров и серьёзных социальных, экономических и политических проблем, напрямую или же косвенно связанных с этим, досталось, в первую очередь, Византийской империи – прямой наследнице ушедшего государства, а после гибели Византии – главным образом, Московскому государству. Причиной такого преемства в культуре явилась главным образом религия, однако вероятно, не стоит ограничиваться выявлением сходств византийской, римской поздней и русской культуры, так как мы с успехом обнаружим сходство вышеуказанных культур и со средневековой болгарской культурой и сербской. Причина такому сходству – проникновение христианства, в частности, его православного направления, в обозначенные национальные культуры.

«Древнеримская литература – это литература на латинском языке, первые дошедшие до нас памятники которой относятся к III в. до н. э. (более ранние известны лишь по косвенным свидетельствам). На начальном этапе определяющим для становления культуры Древнего Рима было влияние греческой культуры, хотя и в этот период некоторые римляне (Например, Катон Старший) в противовес свойственному грекам гедонизму выдвигали требование верности «нравам предков», суровым и героическим».[4]

Следует добавить, что факт столь раннего противопоставления римской литературы и культуры в целом греческому искусству лишь доказывает факт наличия национальных особенностей в литературе, искусстве и культуре. Если в некоторых аспектах такое утверждение весьма опасно, к слову в праве, потому как отрицая универсальность права для всех народов, мы фактически уравниваем право с обычаями, разными в силу географических, религиозных, исторических и прочих особенностей, хотя и одинаковых в своей глубине в силу общности мифов первобытного общества, то вряд ли стоит бояться признавать различия национальных культур, литературы в частности.

Как верно замечает Н. А. Чистякова, «В античности стимулами любого вида творчества всегда были реальные социальные запросы, вид творческой деятельности зависел от назначения ее продукции, от закрепленной за ней функции.»[5]

«Первые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие песни (при сборе винограда), песни пастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные (пиршественные), в которых могли воспевать «славу предков». Особое место занимали песни, связанные с праздниками плодородия. На этом празднике «…смех, брань и сквернословие рассматривались как помощь жизнетворящим силам природы, а также…как средство от злых демонов, «завидующих» человеческому счастью». Этот же прием применялся в восхвалениях триумфаторов, рядом с колесницей которых бежали воины, всячески поносившие виновников торжества. Кроме того, «…народный обычай допускал публичное поругание как средство общественного воздействия на лицо, совершившее неблаговидный поступок. Под окнами дома виновного устраивали кошачий концерт или «разносили» (так называлось это поругание» его на улице, окружив гурьбой». В законах XIIтаблиц предполагались даже наказания за «дурные песни», насколько они могли быть сильным средством воздействия на человека.»[6]

 

Первые римские поэты: Ливий Андроник, ГнейНевий, Квинт Энний

 

«Первые римские поэты в основном переделывают греческие произведения. Ливий Андроник (280–204 гг. до н. э.)будучи учителем, использовал опыт греческих педагогов, которые первоначальное обучение детей начинали с чтения гомеровских текстов. Ливий Андроник перенёс этот метод в Рим и создал латинский перевод «Одиссеи», от которого дошло только 40 небольших отрывков. Ливий Андроник писал трагедии, комедии, гимны. Однако нам известно о них в основном по заглавиям, разрозненным фрагментам. Ближайшим продолжением дела Ливия Андроника был италиец из Кампании поэт ГнейНевий (270–201 гг. до н. э.), после которого осталось больше фрагментов, чем от его предшественника. Как считали древние, Невий был участником Пунической войны и начало его драматургический деятельности относится к 235 г. до н. э. Его пьесы отличались резкими выпадами против римских аристократов, что вызывало их гнев. Известно, что ГнейНевий написал шесть трагедий на сюжеты греческой мифологии, две претекстаты (трагедии на римские сюжеты), ряд комедий и эпическую поэму «Пуническая война». Историческая часть эпоса о Пунической войне, дошедшая до нас в отрывках, открывается изложением мифов и легенд об основании Рима и Карфагена. Так начинает формироваться римский национальный эпос, достигший затем своего расцвета в «Энеиде» Вергилия. Третьим римским поэтом был уроженец Каламбрии Квинт Энний (239–169 гг. до н. э.), автор исторического эпоса «Анналы», охватывающего всю историю Рима в 18 книгах (от отъезда Энея из Трои до современной поэту эпохи). Поэма дошла до нас в отрывках. Главная заслуга Энния в том, что он вводит в римскую поэзию гекзаметр, ставший отныне обязательной стиховой формой римского эпоса. В римской литературной критике более позднего периода творчество Энния было оценено по достоинству: Цицерон назвал его крупнейшим римским эпическим поэтом, а Гораций – вторым Гомером.»[7]

Стоит задаться вопросом, для чего римские поэты переделывали греческие произведения и почему воспринимали культуру завоёванного народа, фактически, врага? Почему римская культура стала изменяться? Ведь можно бы было не оставить абсолютно никакого упоминания о греческой литературе и развиваться также как и раньше, не взаимодействуя с другими, более древними народами. Однако римляне оказались выше этого, поняв необходимость заимствований из более развитой на тот момент культуры. Назвать процесс восприятия одной культурой другой культуры плагиатом невозможно, так как образованный человек с лёгкостью отличит произведение греческой культуры от произведения римской культуры.

 

Плавт

 

    «Плавт — самый яркий и плодовитый римский комедиограф. Его творчество совпало с процессом становления римского театра, формирования его национальных черт…Родился он в Умбрии около 250 г. до н.э.…Марк ТеренцийВаррон пришел к выводу, что Плавту безусловно принадлежит 21 комедия. Из них 17 дошли до нас полностью, три с отдельными лакунами, одна — в виде фрагментов. Умер Плавт в 184 г до н.э….Плавт берет сюжеты из новоаттической комедии. Первоисточники плавтовских пьес не всегда могут быть точно установлены. Но комедиограф перерабатывает, переиначивает их, отзываясь на вкусы и запросы римской демократической, плебейской публики…В его комедиях мы обнаруживаем разнообразные римские элементы. Эта «романизация» сказывается уже в самой типологии плавтовскихперсонажей и их поведения. В отличие от греческих гетер, нередко блестяще образованных, воспетых многими поэтами, — римские гетеры были, как правило, женщинами вульгарными и алчными. В комедии «Вакхиды» главные героини, юные сестры гетеры, беззастенчиво обирают как молодых людей, так и их пожилых отцов. Заметную роль в комедиях Плавта играют повара, составляющие важную прослойку в домашней челяди состоятельных римлян. Другая характерная для Рима фигура — «парасит», прихлебатель, обычно голодный, мечтающий лишь о том, как бы насытиться…Встречаются в комедиях Плавта римские юридические термины, упоминаются римские законы. В комедии «Раб обманщик» молодой человек Калидор не может взять взаймы сумму в 20 мин, необходимую для выкупа у сводника его возлюбленной. «Меня подрезал возрастной закон», — жалуется Калидор. Речь идет о специфическом римском законе Претория, согласно которому молодые люди до 25 лет не имели права брать деньги у ростовщиков. Подобным образом малоопытные люди страховались от обмана. В той же комедии сводник Баллион, одураченный рабом Псевдолом, восклицает: «Казни мне Псевдол добился у комиций». Комициями называлась специальная судебная комиссия по уголовным делам, учрежденная в Риме. Упоминается другая римская подробность — отпуск раба на волю в присутствии претора. Деталей такого рода немало в комедиях Плавта. Обнаруживаются в текстах Плавта и римские географические названия. В комедии «Куркулион», например, упоминание в греческой обстановке о римском храме Юпитера Капитолийского способствует созданию комического эффекта. Называются и римские блюда, считавшиеся деликатесами: окорок свиной, желудок, вымя, мурена (морская рыба). В комедии «Псевдол» на греческой пирушке пьют италийские вина, изготовленные в провинции Кампанья.»[8]

    Подводя итог вышесказанному, необходимо выделить основные характерные черты литературы Плавта:

1. Восприятие греческой литературы, при чём не примитивный плагиат, как это зачастую бывает в современной массовой и экранной культуре, а полноценное взаимодействие автора с ней. Так, в его произведениях мы замечаем и некоторое «опошление», если угодно, образов римской литературы, и очищение их от излишних деталей, что объясняется римским юридическим сознанием;

2. Яркие образы людей разных профессий, характерные для быта Римской республики, что позволяет нам, несмотря на упоминающееся выше указание на многочисленные заимствования из греческой культуры, трактовать творчество Плавта как однозначно римское, несмотря на хронологическое первенство автора в литературе Древнего Рима, хотя и наряду с иными поэтами и писателями, о которых будет сказано далее;

3. Упоминавшийся географизм в произведениях Плавта – указание на многочисленные географические районы и области, можно однозначно трактовать как нацеленность автора на римское, средиземноморское, европейское признание, нежелание декларировать определённый культурный, географический и какой-либо иной сепаратизм, что вообще в целом свойственно римской культуре, при чём не только в сфере искусства и, в частности, литературы, но и в сфере права, пронизывающего жизнь римлян. Так, на протяжении всей истории Рима мы обнаруживаем то, что древние греки называли синойкизмом, то есть объединением разных народов в один. «Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общине (civitas)»[9];

4. И, наконец, юридизм, который нам позволяет заключить, что говоря даже о литературе Древнего Рима, мы не можем промолчать про римское право. Объясняется это тем, что римское право – это не нечто, что равнозначно понятию закона, и не то, что сводится только к юридической технике, и не что-то неподвижное, как, скажем, Конституция США, действующая с незначительными изменениями на протяжении двух с лишним сотен лет. Римское право – это динамичная система, проникнутая духом творчества эдилов, децемвиров и преторов, дававших новые иски собственнику и менявших вид процесса. Вряд ли такое мы сможем с уверенностью сказать про вавилонскую, ассирийскую, шумерскую, аккадскую литературу, проникнутую скорее духом древней политеистической религии Междуречья.

 

Группировка Спициона и Энний

 

«На греческом языке писал о своих походах и виднейший римский деятель этого периода, Сципион Старший. Это был деятель нового типа, с широкими горизонтами и непривычными для римской традиции методами. Сципион и его группировка начинают организовывать римскую литературу, окружать себя писателями, стимулируя их творчество в нужном для себя направлении. Группировка была эллинофильской и покровительствовала более углубленной эллинизации римской литературы. Этот новый этап открывается разносторонней деятельностью Квинта Энния (239 — 169). Энний был уроженцем Калабрии, человеком смешанной италийско-греческой культуры. Он получил серьезное греческое образование, был знаком не только с литературой, но и с распространенными в южной Италии философскими системами западногречеоких мыслителей, с пифагореизмом, с учением Эмпедокла. Сципионовский кружок нашел в его лице своего поэта и прославителя. Энний резко критикует своих предшественников, первых римских поэтов, за грубость формы, недостаточное внимание к стилистической обработке, за необразованность; философии никто из них «даже во сне не видел». Программа Энния — ввести в римскую литературу принципы греческой формы и греческое идейное содержание, перестроить ее на основе греческой поэтики, реторики и философии. Ощущая себя реформатором, он работает, подобно Ливию Андронику и Невию, в различных областях и обогащает римскую литературу новыми жанрами. Наиболее значительное произведение Энния — исторический эпос «Анналы», охватывающий в 18 книгах всю историю Рима, от бегства Энея из Трои до современников поэта, его аристократических покровителей. Во вступлении к поэме излагался некий «сон». Энний видит себя унесенным на гору Муз, и там ему является Гомер. В уста Гомера вкладываются пифагорейское учение о переселении душ {метемпсихозе) и рассказ о судьбе его собственной души, которая, оказывается, вселилась теперь в тело Энния. Отсюда ясно, что Энний хочет дать поэму гомеровского стиля, стать вторым, римским Гомером. Энний не мог не отдавать себе отчета в том, что его «Анналы», последовательно излагающие события римской истории, глубоко отличны от гомеровского эпоса. «Гомеризм» Энния имеет прежде всего формальный характер и состоит в воспроизведении стиховой формы и отдельных стилистических и повествовательных приемов древнегреческих поэм, в введении гомеровского колорита, как он понимался эллинистическими комментаторами Гомера. Важнейшим шагом в этом направлении был отказ от установившегося в римской эпической традиции сатурнова стиха и обращение к стихотворному размеру гомеровских поэм. Энний — творец латинского гексаметра, ставшего отныне обязательной стиховой формой римского эпоса. Усвоение гексаметра латинскому стихосложению требовало большого стихового мастерства; Энний успешно справился с этой задачей. Он создает, далее, для эпоса торжественно архаический стиль с использованием гомеровских формул, эпитетов, сравнений, но не пренебрегает и традиционным римским приемом звуковых повторов (стр. 284). Этот стиль Энния также наложил свой отпечаток на последующее развитие римского эпоса, вплоть до «Энеиды». По гомеровскому образцу в изложение «Анналов» вводится также и олимпийский план, сцены с участием богов. С сухостью версифицированной хроники у Энния чередовалось сильное, образное, порой даже эмоционально взволнованное повествование. С появлением «Энеиды» Вергилия «Анналы» утратили свое значенье римского эпоса; в результате поэма Энния не сохранилась полностью и известна нам лишь по цитатам и изложениям. Энний любил изображать патетику страсти, безумия, героического самопожертвования. В выборе оригиналов он ориентируется преимущественно на Эврипида, но дает и других трагиков; в обработке Энния римский зритель знакомился с такими трагедиями, как «Эвмениды» Эсхила, как эврипидовокая «Медея», «Ифигения», «Меланиппа», «Александр». Характерная для Эврипида рационалистическая направленность сохранена и у Энния; даже по немногочисленным и случайным отрывкам видно, что в его трагедиях высказывались различные вольнодумные мысли — о невмешательстве богов в человеческую жизнь, о лживости предсказаний. Такое предпочтение, оказываемое Эврипиду, «философу на сцене» и поэту субъективных стремлений индивида, характеризует установку трагедий Энния как просветительскую, а успех этих трагедий свидетельствует о намечающемся росте индивидуалистических тенденций в Риме. Он знакомит римлян с этическими и натурфилософскими системами западногреческих мыслителей, дает рационалистические объяснения народной религии в дидактической поэме «Эпихарм», переводит «Священную запись» Эвгемера (стр. 233). Привлекали Энния также и легкие жанры развлекательно-дидактического характера; к этой категории принадлежал, например, его сборник под заглавием «Сатуры» («Смесь»), собрание мелких стихотворений на разные темы, басен, анекдотов, диалогических сценок, в которых дидактика переплеталась с занимательностью изложения, а в иных случаях приобретала личную полемическую заостренность. Термин «сатура» (будущая «сатира») при своем первом появлении в литературе еще не имел того значения, которое ему было придано впоследствии.Историческая роль его состоит в том, что он поднял идейный уровень римской литературы, разработал стилевые формы высокой поэзии, реформировал поэтический язык. Вместе с тем в его деятельности уже намечается отрыв литературы от масс; Энний — поэт образованной верхушки, обслуживающий запросы эллинизирующейся аристократии.»[10]

Группировку Сципионов изучал и великий профессор классической филологии Лосев в своих работах по эстетике.

«Как ни далеки римляне от греческих тонкостей в связи с постоянно растущим влиянием эллинизма, понятие иронии появилось и у них...Знаменитый кружок эллинофилов Сципионов вполне мог воспринимать и распространять такого рода понятия…историк Фанний в своих «Анналах» изображал Сципиона Африканского Младшего именно как ироника в сократовском духе. Риббек констатирует, что дошедшим до нас суждениям Сципиона присуща чисто римская резкость и сарказм.»[11]

«Единство полисного сознания является, как правило, основанием для типологического сближения греческой и римской культур в целом. Однако сами древние греки и римляне далеко не в такой степени осознавали свою общность: в Риме в III-IIвв. до н. э., когда происходило все более близкое знакомство с образцами эллинской культуры и греческим образом жизни, возникло достаточно упорное и жесткое противостояние защитников древних римских традиций и сторонников эллинизации Рима. По мнению первых, греческая культура несла с собой губительное для старинных нравственных устоев «изменение умов»…Конфликт Катона Старшего и грекофильского кружка Сципионов, выражающий глубинные оппозиции «общественное-индивидуальное», «авторитетное-авторское», «нормативное-рефлексивное», был запрограммирован всем ходом греческой и римской истории.»[12]

 

Теренций

«Для знакомства римских граждан с греческой культурой много сделали трагик Пакувий (220-около 130 г. до н. э.), комедиограф Цецилий Стаций (умер около 169 г. до н. э.) и особенно ПублийТеренций (около 195-159 гг. до н. э.), по прозвищу Афр, так как родом был из Африки, из Карфагена. По происхождению – раб, он ещё в раннем возрасте попал в руки сенатора ТеренцияЛукана. Хозяин дал образование красивому, умному рабу, присвоил ему свое имя и отпустил на свободу…Теренций вращался в кругу образованных аристократов своего времени, был тесно связан с их просветительским кружком, пользовался особым расположением таких эллинофильствующих нобилей своего времени, как Сципион Младший, будущий завоеватель Карфагена, и его друг Гай Лелий. Теренций создал шесть комедий, и все они дошли до нас. Дошли и краткие указания к ним, из которых мы узнаем о времени постановки комедий и их исполнении. Первая комедия Теренция – «Андриянка» была поставлена в 166 г., вторая – «Свекровь» ставилась впервые в 165 г., но представление было сорвано, так как зрители в середине пьесы убежали смотреть кулачных бойцов и канатоходцев. Второй раз Теренций ставил комедию в 160 г., но зрители после первого акта бросились на игры гладиаторов. В том же 160 г. Теренцию все же удалось поставить комедию «Свекровь». Третья комедия Теренция – «Самоистязатель» поставлена в 163 г., четвертая – «Евнух» - в 161 г., пятая – «Формион» - тоже в 161 г. и шестая комедия – «Братья» - в 160 г. Теренций использовал в комедиях «Андриянка», «Самоистязатель», «Евнух» и «Братья» сюжеты и образы комедий Менандра, который внутренне был близок ему по идейной направленности и стилевым особенностям. В комедиях же «Свекровь» и «Формион» использованы комедии Аполлодора. Теренцийставимт в своих пьесах вопросы семьи, быта, воспитания, пропагандирует идеи гуманности, уважения к женщине. Характерные конфликты в комедиях Теренция – это конфликты между отцами и детьми, между мужем и женой»[13]

Цицерон

 

«В обстановке социальной и политической борьбы конца II-начала Iв. до н. э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография, мемуарная и эпистолярная литература. Особенного успеха достигло ораторское искусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние на все виды литературы, и прежде всего на прозу. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со IIв. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. В красноречии были известны два направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым языком, пристрастием к афоризмам и к метрическому построению концов периода и его частей. Представителем этого направления был ГостенсийГортал, старший современник Цицерона, консул в 69 г. до н. э. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт ЛацинийКальв, республиканец Марк Юний Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут».Сам же Цицерон выработал средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направлений...Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во многих своих произведениях он излагал взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства...Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии – в лице сената, а демократии – народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить другие законы, возродить «обычай предков». Свой протест против тирании Цицерон выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы этики: таковы его трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном. Он написал трактаты «О границах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, признавая вместе с тем необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания. Вопросы философии имели для Цицерона прикладной характер и рассматривались им в зависимости от практического их значения в области этики и политики. Считая всадников «опорой» всех сословий, Цицерон не имел определенной политической платформы. Он стремился сначала приобрести расположение народа, а затем перешел на сторону оптиматов и признавал государственной основой союз всадников с нобилитетом и сенатом.»[14]

ГЛАВА 2 ЛИТЕРАТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Вергилий

        

    «Публий Вергилий Марон родился на севере Италии…В 28-летнем возрасте он приступил к созданию своего первого значительного произведения «Буколики», которое завершил через 3 года…В 38 г до н. э. Вергилий пошёл в кружок Гая Цильния Мецената, богатого покровителя молодых поэтов…По совету Мецената Вергилий пишет «Георгики», поэму о сельском хозяйстве, восстановление которого являлось одним из главных направлений экономической политики Октавиана. Работа над поэмой заняла 7 лет…О своем намерении написать эпос, прославляющий Октавиана, он заявил давно, но к осуществлению этого замысла приступил лишь в 28 г до н. э…Перед смертью поэт завещал своим друзьям сжечь рукопись «Энеиды», в которую он не успел внести последние исправления. Однако вопреки желанию автора она была издана…Первое крупное произведение, принадлежащее перу Вергилия, - «Буколики». Оно известно также под названием «Эклоги» («Избранные стихотворения»). Название «Буколики» говорит о том, что действие отдельных стихотворений разворачивается на идиллическом фоне и посвящено жизни пастухов...Толчком к написанию «Георгик» послужило предложение Мецената написать произведение о земледельческом труде…В «Георгиках» человек не обособлен от природы, не возвышается над ней, а полностью слит с окружающим его миром, благодаря чему дидактические части поэмы приобретают живость и яркость, никогда не превращаясь в скучный и утомительный перечень практических предписаний…В основу своей новой поэмы «Энеида» Вергилий положил миф о родоначальнике римского народа – троянском герое Энее. Сын богини Венеры, он считался прародителем рода Юлиев, к которому принадлежал и Август.»[15]

Лукан

 

«За свою короткую жизнь Лукан успел написать одно-единственное произведение – большую поэму о гражданской войне «Фарсалия». Несчастье Лукана состояло в том, что его поэтический дар был непревзойденно выше более чем скромных опытов Нерона в стихосложении. Император, страстно любивший поэзию и театр, столь же страстно ненавидел своих соперников в этих видах искусства. Нерон запретил Лукану выступать перед публикой с декламацией своих стихов. Оскорбленный молодой человек незамедлительно пополнил ряды участников заговора Пизона.

На двадцать шестом году жизни, в 65 г., после того как заговор был раскрыт, Лукан умер, испросивши право самому выбрать род смерти: по обычаю свободных людей своего времени он вскрыл себе вены и, умирая, по обычаю поэтов, декламировал стихи из своей «Фесалии»»[16]

    Красивая смерть, если она вообще может быть таковой. Впрочем, удивительное понимание свободы у римлян – самому выбирать вид смерти. Это следствие первобытного представления о том, что человек должен быть в общине, в семье, в обществе. Точно также было с Сократом. Сократ спокойно мог бы уехать в любую часть мира, где мог бы работать, жить и быть уважаемым человеком, однако он выбрал смерть. Однако, возможно, у Лукана не было выбора.

    Поэты люди чувствительные, иначе бы не были поэтами. Оттого понятным и логичным кажется как зависть Нерона, обличённого властью, к таланту Лукана. Впрочем, оскорбиться запретом на выступления может только малограмотный человек. Малограмотность, непрогресивность, архаичность Лукана заключается в том, что тот жаждал признания среди широких масс, что подтверждается его обидой на запрет выступления. Так, ни один великий человек не будет волноваться о том, что о нём подумают люди, ничего не мыслящие в поэзии, литературе, искусстве, науке. Изучение интересов массового зрителя, слушателя, читателя, важно лишь в массовой и даже экранной культуре – низкой, предназначенной ровно на такого человека. Великие ищут признания у великих точно также как посредственные ищут признания у посредственных.

    Горячая эллинская кровь вскипела и поэт погиб, впрочем до этого решившись на восстание против обидчика. Достойно и красиво.

Овидий

 

    «Овидий ПублийНазон (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.), великий поэт «золотого века» римской поэзии, автор монументальных поэм «Фасты» (поэтический рассказ о римских праздниках), «Метаморфозы» (мифы о певращениях), сборника любовных посланий «Нероиды», двух лирических поэм – «Искусство любви» и «Лекарство от любви», а также «Скорбных элегий» («Тристий») и «Писем с Понта», написанных в изгнании на берегу Черного моря, в небольшом сарматском городке Томы (совр. Констанца в Румынии).»[17]

Сенека

 

    «ЛуцийАнней Сенека – один из крупнейших римских писателей и философов эпохи империи, родился в Испании, в г. Кордубе, в семье известного ритора Сенеки Старшего. Получив философское и риторическое образование в Риме, Сенека с начала 30-х годов н. э. начинает политическую деятельность, становится членом сената. Спустя десять лет император Клавдий ссылает его на пустынный остров Корсику, но в 49 г. он был возвращен из ссылки женой императора Агриппиной, которая сделала его воспитателем своего сына Нерона. После смерти императора Клавдия (54 г.) Сенека в течение пяти лет фактически был правителем империи. В 56 г. он становится консулом. Но постепенно его влияние на Нерона начинает ослабевать. После 62 г. Сенека окончательно отказывается от политической деятельности, удаляется от двора, раздает часть своих богатств. В 65 г. после раскрытия заговора Пизона по приказанию Нерона Сенека покончил жизнь самоубийством.

    Сенека был последователем стоической школы философии, его интересовали проблемы добродетели и нравственного усовершенствования, обуздания страстей, презрения к смерти и богатству. Им написано множество трактатов: «О счастливой жизни», «О спокойствии души», «О кратковременности жизни», «О гневе», «О милосердии», «О стойкости мудреца» и др. Работой, подводящей итог его философским занятиям, были «Нравственные письма к Луцилию» (63-64 г. н. э.) Сенеке принадлежат также десять трагедий: «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Троянки», «Безумствующий Геркулес», «Тиэст» и др., написанные на сюжеты древнегреческой мифологии. Приписываемая ему трагедия «Октавия» - единственная, использующая римский исторический сюжет (протекста). И в этих произведениях Сенека остается прежде всего философом-моралистом. Его трагедии иллюстрируют те же положения стоической морали, которые являются предметом его философских сочинений.

    Сенека был создателем так называемого «нового стиля» получившего широкое распространение в римской литературе Iв. н. э., отличавшегося яркой эмоциональной напряженностью, патетикой, цветистыми метафорами, эффектными антитезами, короткими, отточенными фразами – сентенциями.»[18]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В ходе написания данной работы выполнены следующие задачи:

1. Изучена литература Древнего Рима эпохи республики;

2. Изучена литература Древнего Рима эпохи империи.

А также выполнена поставленная цель – изучить литературу Древнего Рима.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!