Сценарий 2.3. Фиксация глаз в движении



(Удерживайте ручку на расетоянии 15см. от глаз пациента на средней линии и чуть выше обычного взгляда прямо вперед8. Помере того как вы говорите, медленно двигайте ручку по кругу или эллипсу так, чтобы заставить пациента постоянно вращать глазами с целью удержать взгляд на ручке9.) Мне бы хотелось, чтобы вы зафиксировали взгляд на кончике моей ручки. Следите за ней взглядом по мере того, как я перемещаю ее, и двигайте только глазами. Одновременно расслабьте свое тело10. Пусть ваши руки и ноги расслабятся и станут тяжелыми и безвольными... тяжелыми и безвольными... Ваши глаза скоро станут усталыми от того, что вы следите за моей ручкой, следите, как я медленно перемещаю ее по кругу... и вы захотите закрыть их. Вы заметите, что напряжение ваших глаз становится таким сильным, что вы захотите дать им отдохнуть, но, пожалуйста, продолжайте следить за ручкой, пока ваши глаза не устанут настолько, что ручка начнет двоиться и они закроются словно сами собой. Тогда вы сможете полностью расслабиться и позволить себе плавно и комфортно погрузиться в гипнотическое состояние. Держите глаза открытыми и следите взглядом за ручкой как можно дольше... Расслабляйтесь все глубже и глубже... все глубже и глубже... (Продолжай-те в том же духе, возможно, делая акцент на увеличении глубины и замедлении дыхания, и, когда сочтете нужным, продолжайте дальше.) Хорошо... очень хорошо. Ваши глаза моргают все чаще и чаще, чаще и чаще, и скоро они полностью закроются. Ваши глаза закрываются, закрываются, закрываются...1' Хорошо12. Теперь просто расслабьтесь и позвольте себе все глубже и глубже погрузиться в транс... глубже и глубже... Вы чувствуете, как погружаетесь все глубже... все глубже. Вы расслабляетесь все глубже и глубже... погружаетесь глубже, все глубже в транс, с каждым выдохом. Вы все более и более расслабляетесь. Вам спокойно и удобно... Вы все более и более расслабляетесь и отстраняетесь... Удаляетесь и отстраняетесь... Удаляетесь и отстраняетесь. Хорошо.

 

Сценарий 2.4. Фиксация глаз с переменным стимулом

(Этот несколъгсо претенциозный заголовок объясняется использованием метронома, совмещенного со светом, который загорается синхронно со звуком. С этой целью нужно взять обычный метроном, а о том, как его приспособить к свету, говорится в примечании, помещенном в конце книги13. Запускайте метроном вместе со светом, направленным пациенту в глаза1*.)

Зафиксируйте глаза на маленьком огоньке метронома и наблюдайте, как он с тиканьем зажигается и гаснет15. Удерживайте взгляд на слабом огоньке, и, если ваш взгляд будет отводиться, просто верните его обратно. Следите мысленно за тем, что я говорю, и позвольте себе расслабиться. Пусть ваши руки и ноги расслабятся и станут тяжелыми... Тяжелыми и безвольными... Пусть ваша спина расслабится и вы почувствуете, что утопаете в кресле... Расслабьтесь полностью. Расслабьтесь полностью. По мере того как вы будете пристально смотреть на этот слабый огонек, вы заметите, что ваши глаза становятся усталыми и напряженными. Держите их открытыми как можно дольше. Постепенно они будут все больше и больше уставать от того, что вы смотрите на этот неяркий огонек, станут усталыми и напряженными. Ваши веки будут все тяжелее и тяжелее, и ваши глаза начнут моргать все чаще и чаще, чаще и чаще, а затем они закроются. И тогда вы сможете расслабиться полностью. Хорошо. Ваши глаза моргают все чаще и чаще.. .16 Они такие усталые и напряженные. Ваши веки все больше и больше тяжелеют, они тяжелые как свинец. Ваши глаза закрываются... закрываются... закрываются..." Хорошо. Теперь вы можете расслабиться полностью.

(В случае необходимости в этот текст можно вносить любые дополнения, если это нужно для того, чтобы соответствовать поведению пациента. Теперь это должно быть достаточно просто. Когда пациент закроет глаза, метроном можно остановить, предварительно предупредив: “Через несколько секунд я остановлю метроном, и, как только я сделаю это, как только я выключу его, позвольте себе еще немного глубже погрузиться в комфортное, глубокое состояние абсолютной легкости”.)

 

Сценарий 2.5. Ослабление внимания

Просто расслабьтесь Если хотите, на некоторое время оставьте глаза открытыми или, если вам так больше нравится, позвольте им закрыться. Некоторые люди считают, что проще расслабиться и позволить воображению свободно играть, если держать глаза закрытыми. Просто делайте то, что кажется вам удобным, и расслабляйтесь постепенно, все больше и больше. Почувствуйте себя так, словно вы медленно плывете... Медленно уплываете от обычной, повседневной жизни... Уплываете всё дальше и дальше.

Следите мысленно за тем, что я говорю, а всему остальному позвольте просто медленно уплыть прочь18. Пусть все вокруг отдаляется по мере того, как вы становитесь все более и более отстраненным... Отстраненным и далеким... Мало-помалу вы заметите, что становитесь еще более расслабленным... Вам теперь еще удобнее... Вам удобно и спокойно... (И так далее и так далее, делая замечания, когда это уместно, по поводу закрытия глаз, если этого не произошло в самом начале, и заканчивая одной или двумя репликами: “Хорошо”, когда по тонусу мышц и дыхания и положению тела можно понять, что пациент вступил в первую стадию гипноза.) Как только вы погрузитесь в первую стадию гипноза, такую удобную и способствующую расслаблению, вы вскоре будете готовы перейти к следующей стадии. Хорошо. Просто позвольте себе погрузиться, глубже и глубже... Глубже и глубже... в это расслабленное, удобное и отстраненное состояние.

 

Сценарий 2.6. Каталепсия глаз (1)

(Это короткая индукция, которая у некоторых людей может вызывать очень глубокий транс за весьма непродолжительное время, даже без каких-либо процедур “погружения”. Самые скептически настроенные по отношению к гипнозу люди находят эту индукцию эффективной. (Кстати, часто создается впечатление, будто скептицизм тесно связан с предрасположенностью к гипнозу.) Эту индукцию не рекомендуется пршиенятъ при работе с субъектами, имеющими сильную потребность в сохранении контроля, особенно в ситуации тревожности при неврозе навязчивых состояний. Подобного рода внушения могут быть очень беспокоящими для таких людей, и возникает серьезный риск потерять их готовность к сотрудничеству.)

Просто закройте глаза. Сконцентрируйте внимание на глазах и веках. Позвольте им расслабиться, и, когда они начнут все больше и больше расслабляться, вы обнаружите, что они просто не открываются; они будут закрыты так плотно, что возникнет чувство, словно вы разучились открывать их. И когда вы достигнете этой стадии, то есть когда ваши глаза так плотно закроются, что просто не откроются, дайте мне знать, сказав об этом или подняв руку в качестве условного знака. Так что просто сконцентрируйтесь на своих веках; почувствуйте, что они так плотно закрылись, что не откроются19. Очень плотно закрылись. Я помолчу немного, пока вы сосредоточиваетесь на все более плотном закрывании глаз и пока вы не дадите мне знать, что они уже не открываются.

(Затем вы можете хранить молчание, пока пациент не продемонстрирует, что его глаза не открываются, или, если хотите, продолжайте внушения дальнейшей релаксации или каталепсии глаз. Наиболее' эффективно эта техника используется при более чем одном утверждении и довольно непродолжительной паузе.)

Сценарий 2.7. Прискосновение, покалывание,' подергивание и левитация руки 1

(Сядьте рядом с пациентом. Полезно сначала у знать, левша он или правша, и сделать вид, что выбираете, с какой стороны сесть. Нет никаких свидетельств, что это имеет хоть малейшее значение, за исключением того, что, принимая имплицитное внушение, пациент осознает начало особого процесса и приход особого состояния.)

Расслабьтесь, позвольте себе стать слабым и удерживайте внимание на том, что я говорю. Разрешите мне взять вас за руку; не помогайте мне, просто дайте этому произойти. (Возьмите пациента за руку, свободно поддерживая ее за запястье кончиками пальцев одной руки.) Я собираюсь через минуту-другую медленно проводить своим пальцем от кончика вашего пальца до запястья (или лучше, если у него открыты предплечья, долоктя). Вы почувствуете легкое покалывание20 (начинайте двигать один палец медленно и легко вверх по тыльной стороне руки клиента от кончика пальца до запястья или локтя, едва касаясь кожи), и это покалывание будет продолжаться (к этому времени вы уже не прикасаетесь к пациенту) после того, как я прекращу вас касаться21. Хорошо. Теперь я собираюсь сделать это опять, и вы снова почувствуете покалывания, но в этот раз вы можете также ощутить слабые движения пальцев руки22, легкие движения подергивания, которые происходят вне вашей воли. (Повторяйте слабые прикосновения. Как только вы увидите какие-либо легкие движения пальцев, одобрительно выскажитесь о них.) Хорошо. (Если глаза пациента все еще открыты, вы, возможно, захотите в этот момент внушить ему закрыть их, хотя это необязательно. Отметьте также, что движения будут продолжаться, пока вы не внушите, чтобы они прекратились. Всегда помните о том, что вы должны отменить внушенные феномены.) Теперь движение будет затухать, и эта рука постепенно полностью вернется к нормальному состоянию23. Хорошо. Теперь я снова начну двигать пальцем вверх по руке (по ладони, а если хотите, и до плеча). В этот раз я бы хотел, чтобы ваша рука становилась все легче и легче, становилась легкой как перышко, легкой как воздушный шарик, и, если вы можете позволить этому произойти полностью, она начнет подниматься вверх. (Если ничего особенного не происходит или если вы чувствуете просто некоторое ослабление давления руки, но не ощущаете настоящего движения вверх, попробуйте плавно двигать его руку вверх и вниз легкими движениями вашей собственной руки. Как только его рука начнет подниматься, продолжайте.) Хорошо. Поднимается вверх, легкая как перышко, легкая как воздушный шарик; просто наслаждайтесь очень приятным чувством легкости, по мере того как ваша рука поднимается вверх. Пока она поднимается все выше и выше, вы можете позволить себе легко и плавно погрузиться в еще более расслабленное и удобное состояние, погрузиться глубже и глубже в транс. (Если глаза пациента все еще открыты, внушите, что он смотрит на поднимающуюся без его желания руку. Если глаза закрыты, вы можете внушить, чтобы, пациент открыл их, оставаясь при этом полностью расслабленным, то есть не выходя из уже достигнутого транса. Когда его запястье поднимется не менее чем на два-три дюйма (примерно 5—7 см.— Прим. ред.), удерживайте его в вашей руке.) Теперь ваша рука может остановиться, постепенно вернуться к нормальному ощущению веса и начать медленно опускаться. По мере того как она опускается, ваши глаза могут снова закрыться (если глаза пациента открыты), и вы погрузитесь на следующий уровень транса, еще более спокойный, еще более удобный. Вы чувствуете себя все более и более отстраненным, удаленным и отстраненным. Хорошо. Теперь ваша рука24 полностью вернулась к нормальному состоянию, и вы находитесь в глубоком трансе, чувствуя себя очень комфортно.

 

Сценарий 2.8. Каталепсия глаз (2)

(Этот вариант может быть особенно полезным при работе со скептическим и сомневающимся пациентом, который, несмотря на свое неприкрытое желание, даже рвение, использовать гипноз, сильно обороняется и напрягается, и в действительности не верит, что его можно загипнотизировать или что гипноз вообще реален. Этот вариант основан на том факте, что практически невозможно от* крыть глаза, когда они подняты вверх. Тем не менее будьте осторожны. Один из авторов использовал этот метод с пациентом, после того как несколько других подходов не привели к какому-либо результату. Это дало возможность крайне скептически настроенному человеку очень быстро достичь удовлетворительного транса. Последующее лечение было весьма полезным: он пришел излечиться от импотенции, не сумев достигнуть эрекции ни разу почти за семь лет. В ходе сеанса у него возникла полная эрекция, когда он представил себя в постели со своей подружкой. На следующей неделе, однако, он пришел на очередной (и, как выяснилось, последний) сеанс очень сердитый на терапевта за то, что тот, по его словам, обманул его. Он прочитал несколько книг, посвященных гипнозу, и выяснил, что практически невозможно открыть глаза, когда они подняты вверх. Тогда он заявил, что терапевт использовал на нем дешевый трюк и что в действительности он вообще не был загипнотизирован. Он проигнорировал тот факт, что сеанс принес некоторую пользу и, обозвав терапевта шарлатаном, удалился.)

Я бы хотел, чтобы вы подняли глаза настолько высоко, насколько это возможно, не запрокидывая при этом голову. Хорошо. Теперь позвольте вашим векам опуститься, но удерживайте глаза, насколько это возможно, поднятыми вверх. Когда вы заметите, что не можете открыть глаза, дайте мне знать. Хорошо. Вы достигли первой стадии гипноза. Теперь просто расслабьтесь, и пусть ваши глаза тоже расслабятся. Позвольте себе все глубже и глубже погрузиться в релаксацию, чувствуя себя все более комфортно. Погружайтесь все глубже и глубже в транс. Хорошо.

 

Сценарий 2.9. Управление ритмом дыхания

(Когда вы начнете, осторожно сопоставьте ритм своей речи с ритмом дыхания пациента и затем, когда вам покажется, что он реагирует на изменения вашей речи изменением своего дыхания, начинайте замедлять темп и ритм вашей речи так, чтобы пациент замедлил и углубил свое дыхание.)

Возможно, вы захотите закрыть глаза, так как это поможет вам сосредоточиться на том, что я говорю. Хорошо. Теперь просто следите мысленно за тем, что я говорю, и, если какие-нибудь мысли или звуки проникнут в ваше сознание, просто позвольте им прийти и уйти, не Уделяя этому особого внимания. Я бы хотел, чтобы вы обратили внимание на дыхание. Почувствуйте, как воздух входит в ваши легкие и грудь (на вдыхании), и затем как он снова выходит, когда ваша грудь Расслабляется (на выдыхании), и затем снова входит... и снова выхо-Дит. Когда вы концентрируетесь на том, как воздух входит... (уместно Регулируйте вашу речь) и выходит, заметьте, что воздух постепенно входит все глубже и глубже в ваше тело... Глубже и глубже, туда и обратно. Заметьте, как это заставляет вас чувствовать себя все более и более расслабленным, по мере того как ваше дыхание становится все глубже25 и глубже, и поэтому вы можете позволить себе входить все глубже и глубже в гипнотическое состояние, все более и более спокойное.. Более и более удобное... Глубже и глубже.. Хорошо.

 

Сценарий 2.10. Погружение в транс в три приема

(Сядьте близко к пациенту с любой стороны, чтобы оказаться в той позиции, в которой вы сможете удерживать руку пациента в воздухе, когда придет время26.)

Через несколько мгновений я попрошу вас совершить ряд действий. Когда я скажу: “Раз”, я хочу, чтобы вы подняли глаза так высоко вверх, как это только возможно, и удерживали их в таком положении, не запрокидывая голову, так как это причинит неудобство. Когда я скажу: “Два”, я хочу, чтобы вы закрыли глаза и одновременно глубоко вдохнули. Когда я скажу. “Три”, я возьму вашу руку, а вы позвольте своим глазам расслабиться, позвольте себе выдохнуть и расслабить все тело так, чтобы быстро и комфортно погрузиться в первую стадию транса.

Это довольно трудно, поэтому я повторю еще раз. (Кратко повторите инструкции, затем возьмите пациента за запястье, но пока не двигайте его.) Хорошо. Итак: Раз, поднимайте глаза вверх. Хорошо. Два, закройте глаза и вдохните. Хорошо. Три, пусть ваши глаза расслабятся, выдохните (в этот момент поднимайте руку пациента, пока его локоть не выпрямится и рука не приблизится к вертикальному положению, и плавно продолжайте). Пусть все ваше тело расслабится. Хорошо27. Вы начали входить в состояние транса. Хорошо. Через одну-две минуты я начну снова медленно опускать вашу руку, и, по мере того как я буду это делать, она постепенно вернется к нормальному состоянию28, и вы почувствуете, как все глубже и глубже погружаетесь в транс. (Снова удерживайте руку пациента и постепенно, осторожно опускайте ее вниз, пока она не окажется на ручке кресла или на его коленях.) По мере того как ваша рука постепенно опускается, начинайте все больше и больше успокаиваться. Хорошо.

 

Сценарий 2.11. Техника противоречия”

(Сядьте сбоку от клиента и будьте готовы взять его руку за запястье^ Просто позвольте мне взять вашу руку. Не помогайте мне, просто разрешите ей стать безвольной. Итак, когда вы были маленьким ребенком, младенцем, ваша мать, я предполагаю, брала вас на руки и качала, чтобы успокоить вас и помочь погрузиться в сон. Представьте себе, как это было, что вы чувствовали, когда она качала вас (начиная легонько покачивать руку пациента вперед-назад в такт своим словам), вперед-назад, вперед-назад. Вспомните, что вы чувствовали, когда она качала вас вперед-назад (постепенно выводя свои движения из соответствия с тем, что вы говорите, до тех пор, пока, говоря “назад”, вы не будете двигать руку вперед и т. д.), взад-вперед, заставляя вас чувствовать себя так спокойно и удобно, что вы погружались в сон, плавно и комфортно, покачиваясь вперед-назад (к этому времени ваши движения постепенно возвращаются обратно к совпадению с вашими словами, лишь для того, чтобы снова выйти из этой фазы), так же, как вы уплываете прочь сейчас, далеко уплываете от обычного мира, вы расслаблены, вам удобно, вы погружаетесь всё глубже и глубже, по мере того как чувствуете, что раскачиваетесь вперед-назад, вперед-назад. Хорошо. А теперь так же, как ваша мать укладывала вас, когда вы засыпали, я оставлю вашу руку здесь, внизу (соизмеряя действия со словами), чтобы вы могли просто уплыть прочь, наслаждаясь ощущением теплоты, комфорта и расслабленности.

Можно бесконечно дополнять эти тексты. Дальнейшие примеры легко найти у Хартленда (Hartland, 1971), Кроджера (Kroger, 1977), Эдельштейна (Edelstein, 1981), Красильнека и Холла (Crasilneck; Hall, 1985), Эриксона (Erickson et al., 1981), да и в любой другой книге по гипнозу. Прекрасно разработанная индукция приводится у Эдельштейна (Edelstein, 1981, р. 32). Она особенно привлекательна из-за легкости изложения и включенных объяснительных комментариев. Тем не менее она требует значительно более тесного физического контакта между терапевтом и пациентом, чем кажется на первый Взгляд. в любом случае практикующий специалист, испробовав разнообразные тексты, вскоре создаст собственные тексты и личный стиль.

Нельзя не упомянуть еще один пример. Это очень короткая индукция, разработанная д-ром Д. Б. Эвином из Медицинской школы Туланского университета и применяемая им в Травматологическом центре, где он практикует гипноз в ожоговом отделении. Естественно, если пациент испытывает сильные страдания и боль и одновременно с гипнозом применяются методы лечения при критических ситуациях, то продолжительный и неспешный подход не рекомендуется.

Эвин просто объясняет пациенту в двух-трех предложениях, что можно научиться отделять себя от боли и страданий, следуя некоторым простым инструкциям. Как только пациент соглашается на процедуру, он уже, разумеется, наполовину находится в трансе. Затем его просят закрыть глаза, поднять их вверх, сделать глубокий вдох и затем, после выдоха, медленно позволить глазам вернуть^ ся в нормальное положение и в то же время расслабиться и отстраниться. Затем д-р Эвин говорит: “Итак, вы отправляетесь в свое "личное прибежище"”, — предварительно спросив пациента о каком-либо счастливом воспоминании или месте, куда тот хотел бы “отправиться”.

Известно, что эта процедура вызывает вполне достаточный транс для того, чтобы контролировать боль и уменьшать, используя воображение прохлады, процессы воспаления, появления волдырей и т. д. 1

Большинство индукций обычно бывают несколько тру*5 доемкими, по крайней мере с некоторыми пациентами и вообще при первой попытке гипноза. Если гипноз используется регулярно с конкретным пациентом, может оказаться полезным установление “условной реакции” в форме быстрого перехода в транс как реакции на простой стимул. Это лучше всего достигается, пока пациент находится в трансе, причем такой глубины, которая требуется для выполнения любой работы. Тогда его можно проинструктировать следующим образом: “Начиная с этого момента, каждый раз, когда мы согласимся применять гипноз, нам не нужно будет проходить процесс, который был использован сегодня, чтобы помочь вам войти в транс. Я просто скажу: "Закройте глаза; входите в транс сейчас", — и вы сможете позволить себе легко и плавно соскользнуть в такой же глубокий транс, каким вы наслаждаетесь в эту самую минуту. Я просто скажу: "Закройте глаза; входите в транс сейчас", — и вы войдете в такой глубокий транс, какой вам нужен. Это сработает только тогда, когда вы захотите войти в транс и когда вы услышите мой голос, произносящий эти слова”.

Затем нужно вывести пациента из транса и достигнуть с ним соглашения об использовании сокращенной техники, после чего вернуть его в транс уже таким образом. С этого момента возникнет удовлетворительная индукция, но при использовании этой техники пациенту следует дать немного времени, чтобы обосноваться в трансе, и разумно внушать, что ему следует сообщать терапевту, когда он будет готов приступить к какому-либо запланированному лечению (это может быть видимый сигнал или вербальное сообщение).

В начале этой главы говорилось о том, что индукцию следует адаптировать к личному стилю терапевта и к личности пациента, проходящего лечение. Как только принципы индукции станут автоматической частью мышления терапевта, эта адаптация произойдет вполне естественным образом.

Большинство специалистов, делая первые шаги в применении этого метода и читая текст дословно, замечают, что почти непроизвольно изменяют его. Все это к лучшему. Необходимой составляющей частью процесса является комфорт: если терапевт чувствует себя дискомфортно, произнося фразу или даже всю индукцию, это обязательно проявится и будет беспокоить не только его, Но и пациента. Приведенные выше сценарии представляют собой просто образец техник, регулярно используемых авторами. Едва ли существуют какие-либо ограничения для возможных вариаций, и дополнительные индукции, которые можно найти в других книгах, сильно отличаются от приводимых здесь. Ни одна из них не имеет существенного превосходства над другими, у всех есть свои достоинства. Любая психотерапия требует некоторой степени креативности со стороны терапевта, в том числе и гипноз; на самом деле он дает терапевту дазке большую степень свободы творчества при проведении индукции, погружения и управлении трансом.

 

Глава 3

Погружение

Как и большинство аспектов гипноза, понятие глубины транса является предметом развернутой дискуссии и разногласий между авторами. Накопленный практический опыт показывает, что существуют различия в качестве гипнотического переживания на разных этапах сеанса. Наиболее четко они выражены в глубине транса, аналогично различиям в глубине сна или релаксации. Во время индукции человек испытывает нарастающую релаксацию (чувствуя “все большую расслабленность”), пока не наступает момент, когда субъективное состояние ощущается качественно изменившимся. Большинство людей осознают это как вхождение в состояние, которое мы называем “трансом” или “гипнотическим состоянием” и которое переживается как постоянно меняющееся по мере проведения дальнейших процедур или суггестии.

Считается, что на ранних стадиях гипноза некоторые явления могут быть вызваны достаточно легко, другие же представляются спорными и воспринимаются реципиентом как невозможные. Например, левитация руки (переживание чувства, когда собственная рука кажется невесомой и непроизвольно поднимающейся вверх) становится возможной на очень ранней фазе гипноза и поэтому используется как часть гипнотизации (см. сценарий 2.7). Если же требуется достичь нечувствительности к боли или даже полной анестезии некоторых частей тела, необходимо более сильное внушение нарастающей глубины гипнотического состояния. Еще большая подготовка требуется для внушения амнезии (кроме случаев с наиболее внушаемыми). Понятие “глубина” кажется удачным, поскольку соответствует ощущениям реципиента, возможно, из-за аналогии со сном (в описании которого этот термин прочно утвердился), а также потому, что использование этого слова достаточно эффективно. Внушение пациенту, что он должен “погружаться все глубже и глубже в транс”, принимается большинством реципиентов и дает им возможность достигнуть такого состояния, которое требуется для более сложных процедур.

Пациент может войти в транс такой глубины, которая необходима для определенной процедуры, при помощи одной из индукций, описанных выше. Иногда встречаются реципиенты, которые входят в глубокое гипнотическое состояние после короткой индукции и без дополнительной суггестии глубины. Они достигают анестезии и даже амнезии без трудностей и задержек. Такой талант встречается довольно редко. Большинству людей требуется длительное внушение с упоминанием определенных образов-представлений — это дает им возможность закрепиться и почувствовать себя комфортно в состоянии транса.

Так же как понятие глубины соответствует переживаниям реципиента, образы, связанные с движением вниз (спуск на лифте или эскалаторе, по ведущей вниз лестнице или тропинке и т. д.), способствуют желаемому эффекту. Для реципиента это одновременное представление и ощущение себя физически спускающимся переживается как внутреннее погружение на все более глубокие уровни.

Прежде всего необходимо выяснить у пациента, приятен ли ему планируемый образ-представление. Очевидно, что внушенный на ранней стадии образ спуска на лифте пациенту, для которого этот образ является пугающим, нарушит его внимание и концентрацию. (Безусловно, как только пациент достигнет достаточного уровня транса, можно довольно успешно использовать образ фобичес-кого стимула для лечения либо десенсибилизацией, либо имплозией.)

Некоторые пациенты спонтанно и успешно справляются с подобными ситуациями, как в упомянутом ранее случае с пожилой дамой, которая после своего первого сеанса гипноза сказала: “Простите, доктор, но когда вы произнесли: "Двери лифта открываются", — я решила, что лучше спуститься по лестнице. Понимаете, я ненавижу лифты!” Многие пациенты, скорее всего, будут менее уверены в себе и менее снисходительны, чем эта дама, и могут даже выйти из транса, потеряв доверие к процедуре и к психотерапевту.

Эффекты неприемлемого образа-представления могут быть деструктивны, а использование, например, образа летнего луга может спровоцировать подлинный приступ сенной лихорадки у страдающего ею пациента. Поэтому в предварительной беседе нужно провести проверку всех образов, которые будут использованы психотерапевтом для гипнотизации и погружения.

Погружения можно достигнуть и без образа-представления, применяя внушение нарастающей глубины релаксации и транса с увеличивающейся отрешенностью от “здесь и сейчас” (см. сценарий 3.1). Подобная процедура наиболее удачно последует за гипнотизацией по сценарию 2.5.

 

Сценарий 3.1. Релаксация и внушение

Просто позвольте себе расслабляться все глубже и глубже, по мере того как вы будете слушать мой голос. Ваши руки и ноги становятся все тяжелее, все более расслабляются, становятся все более и более тяжелыми и мягкими, тяжелыми и мягкими; ваша спина расслабляется все глубже и глубже, вы чувствуете, как все глубже и глубже утопаете в кресле, и,помере того как все больше и больше расслабляется шея, голова все больше -тяжелеет и поэтому опирается на спинку кресла. Мышцы Щек расслабляются все больше и больше, так что вы чувствуете ихвес. Мышцы лба расслабляются все больше и больше, они становятся мягкими и ненапряженными. Мышцы вокруг глаз расслабляются все больше и больше. Мышцы вокруг рта становятся вялыми и мягкими, расслабляясь все больше. Вы погружаетесь глубже и глубже, глубже и глубже, расслабляясь все больше и больше, все больше и больше, и, по мере того как вы расслабляетесь все больше и больше, вы чувствуете, как погружаетесь все глубже и глубже внутрь себя, все глубже и глубже внутрь себя.

Сценарий с подобными образами, повторениями и дополнениями, которые напрашиваются сами, может быть продолжен до тех пор, пока психотерапевт не будет уверен в том, что пациент достаточно закрепился в состоянии транса, что он отрешен от всего, кроме его голоса, и что можно приступать к запланированной работе.

Однако чаще все-таки используют образ-представление, для того чтобы усилить ощущение нарастающей глубины и отрешенности (см. сценарии 3.2,3.3).

Первая стадия сеанса обычно является приятной и способствует исчезновению первоначальных опасений и тревог. Использование приятных образов, связанных с достижением гипнотического состояния, облегчает знакомство пациента с образами-представлениями и добавляет доверия к ним. Пациент начинает чувствовать субъективную реальность и способность вызвать у себя образ-представление, с большей готовностью реагирует на него, что помогает терапевту в осуществлении следующей психотерапевтической стратегии.

 

Сценарий 3.2. Терраса и ступеньки

Вы представляете себя стоящим на краю старой террасы. Возможно, за вашей спиной—дом. Терраса вымощена плитами, между которыми пробиваются трава и цветы. Вокруг террасы — каменная балюстрада, заросшая вьющимися растениями и цветами. Возможно, на них есть пыль, так же как и на растениях, выросших тут и там между плитами террасы. Вы видите проем в балюстраде и спускающиеся с террасы ступеньки. Немного погодя29 я попрошу вас подойти к верхней ступеньке и затем медленно спуститься по лестнице. По мере того как вы будете спускаться, вы почувствуете, что оставляете обычный, реальный мир далеко-далеко позади и уходите глубоко внутрь себя. Но сначала почувствуйте, как солнце согревает вас своими лучами. Вы чувствуете, как теплый, легкий ветерок нежно овевает вас, принося аромат цветов. Насладитесь этими ощущениями. А теперь подойдите к верхней ступеньке и посмотрите сверху на луг. У лестницы десять ступенек, между которыми тоже растут цветы. Сейчас я буду считать медленно от одного до десяти, а вы в это время будете спускаться по ступенькам, на каждый счет по одной, и по мере спуска вы будете погружаться все глубже и глубже в транс. Хорошо. Теперь начнем спускаться по ступенькам. Один... Два... Глубже и глубже. Три... Погружаемся все глубже и глубже в транс. Четыре... Пять... Задержитесь здесь на мгновение, на полпути вниз, и почувствуйте, как вы оставляете повседневный мир все дальше и дальше позади себя, по мере того как погружаетесь глубже и глубже в состояние транса. Теперь продолжайте, еще глубже. Шесть... Семь... Восемь... Почти спустились. Девять... Десять... Хорошо. Глубоко внутри себя, глубоко в трансе, чувствуя себя очень глубоко расслабленным и спокойным, расслабленным и отрешенным. Глубокоглубоко внизу. Хорошо.

 

Сценарий 3.3. Эскалатор

Представьте себе, что вы стоите наверху длинного эскалатора. Посмотрите, как он медленно двигается вниз. Посмотрите на лампы, размещенные на потолке через интервалы, — их десять. Глубоко внизу вы видите дверь. Сейчас я попрошу вас встать на эскалатор и начать спускаться вниз. В то время как вы будете спускаться все глубже и глубже, я буду считать лампы, и, когда я дойду до десятой, вы достигнете конца эскалатора и сойдете с него перед дверью. По мере того как вы будете спускаться вниз, вы сможете погружаться все глубже и глубже в транс. Теперь встаньте на эскалатор и спускайтесь все глубже и глубже. Один... Два... Глубже и глубже... Три... Четыре... Оставляйте повседневный мир все дальше и далыне позади себя. Пять... Шесть... Глубже и глубже. Семь... Глубоко-глубоко вниз. Восемь... Девять... Почти спустились. Десять. Хорошо. Вы сходите с эскалатора и встаете перед дверью. В следующий миг я попрошу вас войти в дверь и оказаться в любимом месте, полностью отрешенным от повседневного мира, глубоко внутри себя, в своем особом “личном прибежище”. Хорошо. Теперь откройте эту дверь, войдите в нее и затем закройте ее за собой. Сходная процедура используется для образа-представления лифта. Описание начинается с того момента, когда пациент стоит перед дверями лифта, и, когда они откроются, он войдет внутрь. После того как двери закроются, лифт начнет спускаться. Психотерапевт будет отсчитывать этажи, однако в этом случае счет пойдет наоборот, скажем с десяти.

При использовании этого образа-представления может быть очень полезно внушить пациенту, что есть еще подвальные этажи, и, таким образом, помочь ему спуститься еще глубже вниз.

Это может быть эффективным для пациентов, которым сложно “абстрагироваться”: неожиданный дальнейший спуск делает их несколько менее бдительными, что облегчает введение их в состояние транса. В каждом из случаев, будет ли это лестница, эскалатор или лифт, счет должен идти в такт с дыханием пациента и, при необходимости, способствовать снижению частоты дыхания.

Вместо глубины можно использовать образ расстояния. Например, вы можете попросить пациента представить, что он удобно устроился на плоту или в маленькой лодке, плавно плывущим вниз по реке. Пусть он почувствует, как течение уносит его все дальше и дальше (от повседневного мира), река становится все шире и шире, так что он все больше и больше отдаляется от берегов, ощущая легкое покачивание, по мере того как медленно под-г плывает к идиллическому внутреннему миру.

Любой такой образ-представление при необходимости может быть расширен. Пусть, например, пациент, спустившись с террасы, побродит по лугу, наслаждаясь ароматом травы и цветов, а потом направится к лесу, чтобы сесть и помечтать, или к берегу ручья — посмотреть на текущую воду. Дверь часто является пограничной чертой, переступив которую, пациент входит в заранее определенное “личное прибежище”, как было показано в сценарии 3.3. Другой подход — использовать феномен гипноза, для того чтобы дать пациенту “почувствовать” гипноз и этим обеспечить более полное вхождение в гипнотическое состояние. На этом в основном и построены индукции такого типа (см. сценарии 3.4-3.6).

 

Сценарий 3.4. Левитация руки

Сосредоточьте внимание на правой руке. Почувствуйте, как она расслаблена, когда лежит на подлокотнике кресла. Ощутите ее вес и фактуру материала под ней. Дайте ей еще больше расслабиться — так, чтобы она ощущалась достаточно не зависимой от вас. Теперь представьте себе, что она становится все легче и легче, теряя ощущение веса, легче и легче, пока не станет совершенно невесомой, легкой как перышко, легкой как воздушный шарик. Если вы полностью отпустите ее, то почувствуете, как она начнет подниматься в воздух, легче и легче, она поднимется в воздух сама по себе. Хорошо. Позвольте ей самой подниматься, легкой как воздушный шарик, и, по мере того как она поднимается все выше и выше, вы погружаетесь все глубже и глубже в транс. Выше и выше, глубже и глубже. Хорошо. Теперь пусть она остановится, и вы можете постепенно вернуть ей ощущение веса. Пока она медленно опускается, вы чувствуете, как погружаетесь еще глубже, так что, когда она снова коснется подлокотника кресла, вы сможете легко и мягко впасть в транс нужного уровня глубины. Хорошо. Теперь она окончательно вернулась в нормальное состояние, а вы находитесь в глубоком-глубоком трансе30.

Читатели столкнутся с тем, что психологи и другие специалисты злоупотребляют неологизмами и не всегда правильно пользуются языком. К сожалению, полностью избежать этого нельзя. Техника, известная как “фракционирование” (разбивка на части) и не имеющая ничего общего с процедурами в дифференциальной дистилляции (гипнотизации капля за каплей), может быть очень удачно использована для пациентов, которым трудно войти в транс и которые невольно “сопротивляются” , особенно для тех, кто тревожен и в то же время искренне желает применения гипноза. Этот термин используется для описания процесса, при котором наблюдаются повторяющиеся изменения в глубине транса, когда пациент неоднократно почти или даже совсем выводится из транса, а затем вводится в него снова, каждый раз все глубже. Таким образом, создается чувство замешательства, которое ослабляет противостояние пациента, непроизвольно задерживающегося в реальном мире. Очень эффективно будет применить метод “фиксации глаз” (см. сценарий 2.6).

 

Сценарий 3.5. Открывание и закрывание глаз

Сейчас я попрошу вас открыть глаза31. Мне бы хотелось, чтобы вы открыли их всего лишь на мгновение, когда я скажу вам об этом, а затем немедленно закрыли снова. Каждый раз, открывая и закрывая их по моей просьбе, вы будете погружаться все глубже и глубже в транс. После нескольких повторений вы настолько глубоко расслабитесь, что ваши глаза приоткроются лишь чуть-чуть, и, когда вы снова их закроете, вы погрузитесь в транс настолько глубоко, насколько нужно для работы, которую мы запланировали. Хорошо. Теперь первый раз откройте и закройте глаза и сразу же погружайтесь глубже и глубже. Хорошо. Теперь снова откройте и закройте глаза и немедленно дайте себе погрузиться глубже и глубже, глубже и глубже. Хорошо32. Теперь еще раз откройте и закройте глаза и тут же позвольте себе погрузиться еще глубже, глубоко-глубоко... Глубже и глубже... Глубже и глубже... Глубоко-глубоко. Хорошо.

Сильнодействующий вариант этой процедуры — полностью вывести пациента из транса и ввести снова. Возможно, для начинающих будет полезно перед тем, как применять процедуру “вживую”, попрактиковаться в выработке и установлении нужного ритма, несколько раз записав ее на магнитофон, для того чтобы говорить свободно и без запинок.

 

Сценарий 3.6. Счет по возрастающей и убывающей

Скоро я начну считать в обратном порядке, и, по мере того как я буду делать это, мне бы хотелось, чтобы вы вернулись из транса к обычному состоянию бодрствования. Когда я дойду до одного, вы откроете глаза и проснетесь, а затем, когда я попрошу, немедленно закроете их и опять погрузитесь в транс, пока я буду считать от одного до десяти. Мы повторим это несколько раз, чтобы вы могли погрузиться еще глубже, так что довольно скоро вы будете в действительно глубоком и приятном трансе, совершенно расслабленным и раскрепощенным, расслабленным и отрешенным. Итак, теперь вернитесь к полному бодрствованию. Пять... Четыре... Три... Два... Один33. Глаза открыты, бодрствуйте, теперь опять закройте глаза. Один... Два... Три... Четыре... Пять... Шесть... Семь. Хорошо. Теперь снова. Пять... Четыре... Три... Два... Один... Глаза открыты, вы бодрствуете, потом закрываете глаза и погружаетесь очень глубоко. Один, два, три, четыре... Пять... Шесть... Семь... Восемь... Девять. Хорошо. Хорошо. (Повторите, если это необходимо, используя большее количество цифр. Ритм варьируется в соответствии с реакцией пациента: с возрастающей скоростью и настойчивостью, по мере того как пациент выходит из транса, а затем с постепенным замедлением и нарастающей расслабляющей интонацией после начала обратного отсчета.)

Молодой пациент разработал для себя интересный вариант этой методики, когда оказалось, что и гетеро-, и самогипноз трудны для него. Он был увлечен подводным плаванием и представлял, как снова и снова ныряет в море, для того чтобы достичь большей глубины, то есть он как будто возвращался на поверхность и погружался снова. Таким образом он, к своему удивлению и удовольствию, смог очень эффективно использовать гипноз с помощью этого образа—как самостоятельно, так и в работе с психотерапевтом.

Считается, что либо психотерапевт интуитивно знает, когда пациент должен войти в достаточно глубокий транс для содействия планируемому лечению, либо он может оценить эту глубину лишь приблизительно. В некоторой степени оба эти наблюдения верны, и не существует действительно объективного и легко проводимого теста, который бы позволял по ходу гипнотизации и погружения измерять глубину транса.

Говорят, что Эриксон, когда его спросили, как можно определить, достаточно ли пациент погружен в транс, ответил, что он спрашивает собственное подсознание и наблюдает, какой палец на руке пациента непроизвольно шевельнется: если большой, то это значит, что он находится в еще недостаточно глубоком трансе; если мизинец — то транс настолько глубок, насколько нужно! Опытом подобного рода, хотя и не буквально таким же, может пользоваться любой психотерапевт. Мы считаем полезным внушить пациенту, что, когда он почувствует себя достаточно глубоко загипнотизированным для того, чтобы начать работать, один из его пальцев поднимется.

Иногда, несмотря на показатели адекватности транса, лечебная стратегия или образ не приводит к желаемому результату. Пациента инструктируют, чтобы он сообщал психотерапевту о том, что нужный результат не достигнут. Тогда перед тем, как двигаться дальше, можно будет провести дальнейшее погружение или отвести больше времени для пребывания в “личном прибежище”.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!