Закономерности самоорганизации. Синергетика.

Биоэтика

Жизнь не стоит на месте. На современном этапе развития общества возникла необходимость в создании определенной формы профессиональной врачебной этики. Данное учение призвано очертить допустимые границы, в которых разрешено манипулирование человеческой жизнью и смертью. Все эти действия непременно должны блюсти нравственность и здоровье пациента. И здесь на защиту жизни человека приходит биоэтика.

История развития Биоэтика – это сложный феномен, имеющий место в современной культуре. Возник он в США в 60-х-70-х годах прошлого столетия. Термин «биоэтика» был предложен американским онкологом Поттером в 1970 году. Именно он призвал врачей и биологов объединить свои усилия для обеспечения достойных условий жизни людей. По Поттеру, биоэтика – это не просто наука выживания. Это новая мудрость, объединившая в себе знания биологической отрасли и существующие общечеловеческие ценности. 10 уроков от Будды, призванные изменить вашу жизнь Предложения, которые не хотят слушать люди в депрессии 9 навыков, которым должны научиться все дети Что касается самого термина «биоэтика», понятие, точнее, его содержание, спустя некоторое время существенно изменилось.

На первое место вышли междисциплинарные исследования моральных, антропологических, юридических и социальных проблем, возникновению которых способствовали новейшие репродуктивные генетические и трансплантологические биомедицинские технологии. В семидесятые годы прошлого столетия в Америке были созданы первые образовательные и исследовательские центры, где изучалась биоэтика. Это привлекло внимание к изучаемым данной дисциплиной проблемам религиозных деятелей, журналистов, политиков. Заинтересовали некоторые вопросы и широкую публику. Развитие биоэтики в следующем десятилетии позволило ей получить признание в странах Западной Европы.

В девяностых годах изучению данной дисциплины уделялось большое внимание в Восточной Европе (в том числе и в России), а также в Азии (в первую очередь в Китае и Японии).

Основная задача Биоэтика – это учение, призванное выявлять различие позиций в отношении сложнейших моральных проблем, возникающих в связи с развитием прогресса биомедицинской практики и науки. Данная дисциплина призвана ответить на такие вопросы: Как выглядит завтрак в разных странах мира: 20 фото 10 вещей, которых умные люди не делают Знаете ли вы, что яблоки... - Можно ли заниматься клонированием человека? - Допустимо ли создание генетическими методами особенной «породы» человека, обладающего высокими интеллектуальными и физическими качествами? - Необходимо ли согласие родственников, если у умершего планируется произвести забор органов для пересадки тяжело больным людям? - Нужно ли говорить пациенту о том, что он неизлечимо болен? И т.д. Задачей биоэтики является поиск социально приемлемых и морально обоснованных решений подобных вопросов. Разумеется, возникает правомерное сомнение в том, а нужна ли медицинская биоэтика вообще? Ведь существует клятва Гиппократа. Она уже много столетий преподносит уроки нравственности врачам. В сохранении жизни на нашей планете активную роль играют и многие ведущие физики. Они организовывают движение, призывающее запретить испытания ядерного оружия. Уроки нравственности преподносят человечеству и биологи, борясь за охрану окружающей нас среды. Однако гиппократовская этика и биоэтика имеют определенные различия. Первое из этих двух учений носит чисто корпоративный характер. На протяжении многих столетий оно рассматривает врача в роли морального субъекта, призванного выполнить свой долг перед пациентом. Больной же считается страдающим индивидом. Он пассивен и не участвует в принятии важного для его жизни решения. Предмет биоэтики – пациент как активный моральный субъект. При этом он способен вступать в диалогические или даже конкурентные отношения с учеными и врачами. ОсобенностиНовой дисциплиной не отменяются традиционные ценности, среди которых милосердие и благотворительность, нравственная ответственность врачей и принцип ненанесенения вреда больному. Только в сегодняшней культурной и социальной ситуации все эти моменты получают новое звучание и значение. Предмет биоэтики – это неповторимость и уникальность личности каждого индивида. Данная дисциплина признает право каждого человека самостоятельно принимать самые важные решения, которые касаются его жизни. Стоит отметить, что биологи или врачи в качестве экспертов имеют знания о способе клонирования человека. Однако допустить подобные действия они не могут. Это находится за границей их профессиональной компетенции. Именно поэтому одной из особенностей биоэтики является ее развитие с участием специалистов различных дисциплин. В этом перечне находятся биологи и психологи, врачи и философы, политики и юристы и т.д. И не удивительно, ведь проблемы, которые возникают в связи с развитием медицины и биологии, настолько многообразны и сложны, что их решение возможно только при совместных усилиях людей, обладающих определенными знаниями и опытом. Биоэтика имеет еще одну важную особенность: историей уже давно доказано, что навязывание обществу одной системы национальных, идеологических и иных ценностей – действие весьма опасное. Именно поэтому биоэтикой не просто изучаются моральные проблемы, возникающие при развитии общества. С ее участием создаются различные институты, характерные для плюралистических обществ. Примером тому могут служить этические комитеты, работающие при больницах, научно-исследовательских центрах. Чему уделяет внимание биоэтика? Нравственность и здоровье – вот та основа, которая служит для выработки соответствующих рекомендаций современной наукой о моральных отношениях. Она рассматривает такие основные проблемы: - эвтаназию; - самоубийство; - трансплантологию; - определение факта смерти; - проведение экспериментов на человеке и животных; - отношения между врачом и пациентом; - организацию хосписов; - отношение к людям, являющимся психически неполноценными; - деторождение (суррогатное материнство, генную инженерию и т.д.). Проблемы биоэтики касаются этической стороны таких действий, как стерилизация и контрацепция, а также искусственное прерывание беременности. Все они представляют собой современные формы вмешательства медицины в репродуктивную функцию. Рассмотрим, к примеру, аборт. Нарушает ли он основной принцип клятвы Гиппократа, который гласит: «Не навреди»? Можно ли его проводить с этической точки зрения? Если да, то всегда или только в определенных случаях? Ответы на эти вопросы зависят от нравственных принципов и профессиональной подготовленности врача. Проблемы биоэтики касаются и искусственного оплодотворения. С одной стороны, новейшие репродуктивные технологии затрагивают природу самого брака, которая является важнейшей человеческой ценностью. С другой – для некоторых супругов это единственная возможность иметь ребенка. Биоэтика в данном случае призывает придерживаться той грани, когда искусственное оплодотворение помогает отчаявшейся женщине, не превращая данную манипуляцию в вид определенного эксперимента. Спорным вопросом, рассматриваемым биоэтикой, является суррогатное материнство. При этом методе оплодотворенную яйцеклетку от биологических родителей вносят в матку совершенно другой женщины. Эта суррогатная мать нужна для вынашивания ребенка. После родов она отдает младенца биологическим родителям. С одной стороны, это манипуляции, производимые над телесной природой ребенка, с другой – единственный шанс для некоторых пар создать полноценную семью. Ожесточенные споры продолжают вестись вокруг такой проблемы, как клонирование человека, возможное с применением новейших разработок генной инженерии. В обсуждении моральной стороны этого вопроса принимают участие биологи и врачи, политики и философы. Не обходят стороной данную проблему и священнослужители.

 В настоящее время существует две совершенно противоположных точки зрения. Одна из них исходит из того, что клонирование вполне этично и является безопасным для человека и общества. Сторонники этой точки зрения полагают, что клонирование является путем к бессмертию и устранению болезней. Но существует и противоположное мнение. Его сторонники считают, что подобная манипуляция аморальна. Кроме того, она несет в себе потенциальную опасность, так как наука пока еще не может предсказать все возможные последствия данного эксперимента. Очень сложные правовые и этические проблемы порождены трансплантологией. На сегодняшний день пересаживаются сердце и печень, легкое и костный мозг и т.д. Проблемы в данной области касаются обязанностей и прав донора, а также его родственников, медицинских работников, констатации факта необратимой гибели. Одна из наиболее горячо обсуждаемых этических проблем на сегодняшний день касается эвтаназии. Это намеренное ускорение смерти больного, считающегося неизлечимым. Эвтаназия призвана прекратить страдания пациента. Это действие противоречит взглядам всех религиозных конфессий, а также клятве Гиппократа. Но в то же время окончательно решенным данный вопрос не считается. Основные принципы дисциплины В биоэтике существуют основные понятия. На них опирается наука при решении наболевших проблем современности.

Основные принципы биоэтики: - уважение человеческого достоинства; - непричинение зла и сотворение добра; - автономия личности; - соблюдение справедливости. Наука придерживается четырех правил. Это конфиденциальность и правдивость, информированное добровольное согласие и неприкосновенность в отношении частной жизни. Принципы биоэтики в совокупности с правилами образуют своеобразные этические координаты, которые характеризуют отношение к больному как к личности. Развитие биоэтики в России Предпосылки развития рассматриваемой дисциплины проявились в нашей стране в начале девяностых годов. Однако это не означает, что биоэтика в России возникла только в конце прошлого столетия. Напротив, большинство биомедицинских технологий впервые были созданы именно в нашей стране. Примером тому может служить аппарат, позволяющий осуществлять искусственное кровообращение. Он был создан С.С. Брюхоненко еще в 1926 г. В том же году состоялось открытие первого в мире Института переливания крови. Кроме того, в 1931 г. Ю.Ю. Вороным в клинических условиях была осуществлена аллотрансплантация почки. Примечательным явился и 1937 г. Тогда провели первую в мире операцию по имплантированию искусственной сердечной мышцы. Руководил данным экспериментом В.П. Демихов, а у него на стажировке был Кристиан Бернар. Именно в России впервые в мире в 1920 г. были сняты все ограничения законодательных актов по искусственному прерыванию беременности. В двадцатых годах прошлого столетия российскими учеными школы А.С. Серебровского был проведен ряд принципиальных исследований, в результате которых удалось доказать сложную структуру гена. Широкий спектр работ по различным направлениям медицинских технологий в СССР велся постоянно и очень успешно. Однако этика научных исследований в России в годы правления советской власти сформированной быть попросту не могла. Одной из причин этому являлась идеология государства.

 Науку в СССР считали не только производительной силой общества, но и высшей человекообразующей ценностью культуры. Однако, несмотря на это, биоэтика в России постепенно стала завоевывать свои позиции. Так, советским философом И.Т.Фроловым был поставлен вопрос о ценности научных достижений с точки зрения человеческого блага. В 1995 г. впервые опубликовали рукописи М.К.Перова. Этот российский методолог еще в 60-е годы сформулировал мысль о том, что наука слепа ко всему человеческому. Новый этап в развитии биоэтики

В конце прошлого столетия Россия пошла по пути демократизации общества. Это стало основной предпосылкой того, что интенсивно начала развиваться биоэтика. Понятие указанной дисциплины постоянно закреплялось не только на научно-исследовательском, но и на издательском, теоретическом и учебно-образовательном уровнях. В организационной системе научных институтов России в настоящее время существуют специальные структурные единицы. К ним относят сектор биоэтики, который работает в Институте человека РАН, лабораторию Института философии РАН «Аксиология познания и этика науки» и многие другие. В 2000 г. в России был принят государственный образовательный стандарт. Согласно этому документу, дисциплина «Биоэтика» стала обязательной при подготовке специалистов в медицинских вузах страны.

 Такой подход утвердила Учебно-методическая конференция 1995 г., на которой рассматривались вопросы гуманитарного образования в высших фармацевтических и медицинских учебных заведениях РФ. Введение в биоэтику было рекомендовано в качестве отдельного курса при подготовке студентов, обучающихся на старших курсах. В 1995 г. свет увидела специальная программа. Она была создана в Институте переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук при МГУ им. Ломоносова.

 Эта программа предназначалась для преподавательского состава, обучающего студентов по специальности «Биомедицинская этика». В настоящее время ознакомиться с проблемами современных этических вопросов медицины можно в специальной литературе. Весьма популярными в этой области являются журналы «Человек» (главный редактор - Б.Г. Юдин), а также «Медицинское право и этика» (главный редактор – Мыльников И.С.). Для студентов медицинских вузов также издается литература, в которой рассматривается биоэтика. Юдин и Тищенко, Игнатьев, Иванюшкин, Силуянова, Коротких являются авторами некоторых трудов, посвященных этой теме.

 

Закономерности самоорганизации. Синергетика.

Синергетика - теория самоорганизации.В переводе с греческого языка – содружество, коллективное поведение. Термин введен Г.Хакеном, а сама наука сформировалась благодаря достижениям Н.А.Пригожина в области неравновесной термодинамики. Синергетика объясняет, за счет чего в системах происходит эволюция (как процесс становления чего-то нового, отличающегося от ранее существовавшего более высоким уровнем организации). Под синергетикой понимают теорию самоорганизации в сложных, открытых, неравновесных и нелинейных системах любой природы. Это – новая наука, занимающаяся изучением возникновения, поддержания и распада самоорганизующихся структур, кооперативных эффектов в них.

Синергетика - междисциплинарное направление исследований.Важнейшим из вариантов синергетики можно считать неравновесную термодинамику (теорию диссипативных структур). Синергетическими теориями по существу являются математическая теория бифуркаций, теория хаоса, теория нелинейных колебаний и волн, нелинейная динамика, теория фазовых переходов и некоторые другие. Синергетика прогрессирует вместе с математическим аппаратом описания нелинейных и неустойчивых систем и соответствующими математическими методами. На современном этапе ее развития синергетика это – совокупность общих идей о принципах самоорганизации и вместе с тем сумма общих математических методов для ее описания. Предпринимаются все более активные и плодотворные попытки использования этих идей и методов в экологии, медицине, социологии, экономике и вообще в области социально-гуманитарного знания.

Самоорганизация (в природных и социальных системах).Наиболее яркими примерами реализации законов синергетики являются эволюционные процессы в природе, а также развитие и эволюция цивилизации – государственных, экономических и политических институтов, совершенствование и усложнение их структур.

Примеры самоорганизации в простейших системах: лазерное излучение, ячейки Бенара, реакцияБелоусова-Жаботинского.В оптически активных средах в лазерах микроскопические процессы, заключающиеся в согласованных изменениях энергетических состояний электронов, оказывающихся в неравновесном состоянии из за внешнего энергетического воздействия, проявляются на макроскопическом уровне как когерентное и поляризованное (т.е. высоко упорядоченное) излучение. Еще один пример самоорганизации – ячейки Бенара, образующиеся на поверхности подогреваемой жидкости. Эти гексагональные ячейки наблюдаются в следствие конвективного движения в приповерхностных слоях жидкости в неравновесных условиях, когда температурный градиент достигает критического значения. В химии хорошо известна реакция Белоусова-Жаботинского, в ходе которой на поверхности раствора веществ образуются упорядоченные пространственно-временные структуры, например, так называемые «химические часы» - раствор, периодически изменяющий свой цвет. Важными особенностями этого типа реакций является то, что помимо обмена энергией в них происходит обмен реагирующими веществами, а также наличие катализатора.

Потоки (вещества, энергии, заряда и т.д.) в неравновесных системах.Неравновесность и открытость системы – необходимые (но не достаточные) условия самоорганизации. Неравновесная система, будучи открытой, обязательно должна обмениваться с окружающей средой материей, энергией, количеством движения и его моментом, а также информацией.

Необходимое условие самоорганизации – нелинейность взаимодействия между элементами системы. Это означает, что если параметр одного из элементов изменяется и вызывает изменение другого параметра, то последнее в свою очередь влияет на изменение первого. Математически это выражается дифференциальными уравнениями степени выше первой, т.е. нелинейными дифференциальными уравнениями.

Управляющий параметр.Основная идея синергетики заключается в том, что сложные системы качественно меняют свое макроскопическое состояние в результате изменений, происходящих на микроуровне. Последние можно рассматривать как количественные, описываемые управляющим параметром системы. При критическом значении этого параметра система переходит в новое макроскопическое состояние. В опыте Бенара управляющим параметром является градиент температуры, в реакции Белоусова-Жаботинского – концентрация химических веществ, в лазере – интенсивность световых источников накачки.

Пороговый характер (внезапность) самоорганизации.Изменяя управляющий параметр, можно достичь критического значения, когда система резко и спонтанно переходит в качественно новое состояние.

Точка бифуркации как момент кризиса, потери устойчивости.В точках бифуркации для системы, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия, возможны, по крайней мере, два направления развития. Накопленные системой к моменту попадания ее в точку бифуркации изменения являются количественными. Преодоление точки бифуркации сопровождается переходом количественных изменений в качественные.

Особенности механизмов сомоорганизации:

· рост флуктуаций вблизи точки бифуркации (теоретическое положение и примеры),

· стабилизация флуктуаций за точкой бифуркации (порядок из хаоса),

· синхронизация (временная согласованность) частей системы в результате самоорганизации,

· невозможность точного прогноза будущего за точкой бифуркации,

· понижение энтропии системы при самоорганизации,

· повышение энтропии окружающей среды при самоорганизации.

Диссипация- рассеяние энергии в неравновесной системе.

Принципы универсального эволюционизма:

· всё существует в развитии;

· объективность и познаваемость процессов самоорганизации;

· законы природы как принципы отбора допустимых состояний из всех мыслимых;

· фундаментальная и неустранимая роль случайности и неопределенности;

· развитие как чередование медленных количественных и быстрых качественных изменений (бифуркаций);

· непредсказуемость пути выхода из точки бифуркации (прошлое влияет на будущее, но не определяет его);

· устойчивость и надежность природных систем как результат их постоянного обновления;

· коэволюция (т.е. совместные и взаимообусловленные эволюционные процессы) развивающейся системы и окружающей среды.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 734; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!