Современное полиграфическое производство в России



В последние годы наше полиграфическое производство претерпело кардинальные качественные изменения. И, тем не менее, по целому ряду важнейших показателей (производительности, фондоотдаче) отечественная полиграфия все еще уступает зарубежному производству.

Типографии становятся мощнее, приобретают новое оборудование, используют новые технологии и наращивают свои обороты. Такое стремительное развитие в первую очередь связано с повышением спроса на печатную продукцию у населения, а также с повышением спроса на печатную рекламную продукцию. Повысились не только обороты, но и качество выпускаемой продукции.

В производство стало выпускаться больше глянцевых изделий - журналов, буклетов, брошюр, в которых реклама заказчиков стала выглядеть наиболее выигрышно. Выражение "реклама-двигатель торговли" стало очень уместным в полиграфии.

По статистике в России насчитывается около 6500 полиграфических предприятий. 1/3 из них находятся в Москве, около 10 % - в Санкт-Петербурге и чуть более половины в провинциях. В силу размытости рынка сложно определить наиболее востребованные предприятия, можно лишь выделить некоторые. Это, к примеру, группа "Терем, типография "Аркомис-Москва".

Несмотря на столь бурное развитие данного сегмента промышленности, есть в полиграфии и свои специфические проблемы. Остановимся на некоторых из них.

Для изготовления большинства журналов и рекламной продукции в издательствах применяется мелованная бумага, которая в России никогда не изготавливалась. Т.е. издатели находятся в постоянной зависимости от импорта, при этом переплачивают за ее ввоз в страну.

Таможенное законодательство так же мешает развитию полиграфии как отрасли. Здесь играют роль высокие пошлины на ввоз бумаги и оборудования.

И, наконец, в нашей стране всегда был и остается дефицит квалифицированных кадров.

Таким образом, подводя итоги, можем отметить, что при общей позитивной характеристике полиграфического рынка, у него есть и свои проблемы, которые нуждаются в поддержке на государственном уровне. [18]

 

 

Книга и документ

Книга как разновидность документа

Известно, что долгое время понятие «книга» использовалось в качестве обобщающего, объединяющего в себе все разновидности документов. С введением понятия «документ» стало очевидно, что, представляющие основной вид издания, понятие «книга» уже, чем «издание» и «документ». Соотношение этих базовых понятий можно представить следующим образом. Книга имеет много общего с документом, поскольку является его разновидностью. Вместе с тем для книги характерна определенная специфика, позволяющая отличить ее от других видов документов.

В определении книги обычно выделяют две стороны: содержание (духовную сущность: мысли, идеи) и форму (материальную, вещественную, служащую для закрепления и передачи информации). Тезис о двойственной природе книги стал аксиомой книговедения. Чаще всего на первое место выходит содержательно-духовная сущность книги. Ее форма обычно рассматривается с точки зрения материала (носителя документной информации) и особенностей материальной конструкции (материально-конструктивная и семиотическая, знаковая форма).

Чтобы выделить книгу как вид документа, необходимо сравнить характеристики этих двух понятий, для чего можно использовать фасетно-блочную схему классификации документов. Это даст возможность выявить существенные отличия книги от не книг, т.е. других видов документов.

Книга – текстовой документ, т.е. документ, большую часть объема которого занимает речевой (словесный) текст.

Текст (лат. Textus – ткань, соединение слов) – тематически взаимосвязанная последовательность сообщений, в которых с линейным текстом словесного сообщения сочетается, в той или иной мере, изобразительно-иконическое и эстетическое сообщения. Текстом, как правило, называют основную часть литературного произведения, выраженную с помощью кода естественного языка.

В книге часто различают текст основной (литературное произведение – одно или несколько), дополнительный и справочно-вспомогательный.

Книга – документ вербально-письменный, содержание которого обязательно связывается с такой языковой системой, как речь, слово, причем лишь в их письменной форме, выраженной начертательными знаками (буквы, иероглифы и т.п.). Буквенные знаки являются наиболее информативным и точным средством документной коммуникации

Письменные знаки наносятся с помощью шрифта(нем. Schrift от schreiben – писать). Это графическая форма знаков определенной системы письма. В зависимости от техники письма различают рукописный, рисованный, гравированный, наборный шрифты (последний представляет собой комплект литер для ручного набора текста). Наборные шрифты называют типографскими. В книгах для слепых используется шрифт Брайля – рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых.

Следовательно, книга – носитель текстовой, вербально-письменной информации. В ее состав не включаются изобразительные, картографические, нотные издания в том случае, если основную их часть составляет не словесный (речевой) текст, а нотная, картографическая запись, изображение и т.п.

Книга – документ человекочитаемый, непосредственно воспринимаемый, не требующий применения каких-либо технических средств. Отсюда в класс книги не включаются машиночитаемые документы – грампластинки, магнитные фонограммы, перфоленты, диски, дискеты (хотя последние могут быть читаемы с экрана, монитора и т.п.). При этом не берется во внимание то обстоятельство, что при чтении традиционной книги некоторые люди используют «технические приспособления» – очки, лупу и т.п.

Книга – документ визуальный,воспринимаемый человеком с помощью органов зрения. Книгу читают, видят. Исключение составляют книги для слепых – документы тактильные, воспринимаемые путем осязания.

Книга – документ опубликованный, предназначенный для всеобщего пользования и обычно издаваемый в виде многочисленных копий. Это тиражированный документ, имеющий выходные сведения.

Книга – документ печатный, письменный, изготовленный при помощи полиграфических или других средств массового размножения и предназначенный для широкого распространения.

Книга – произведение печати, полиграфический документ, созданный различными способами печати. Способ печати – разновидность полиграфического процесса, характеризующаяся особенностями формирования красочного изображения на печатной форме и нанесения его на запечатываемый материал.

По типам печатных форм и принципам формирования на них печатных и пробельных элементов различают:

– способ плоской печати, при котором печатающие и пробельные элементы расположены на одном уровне;

– способ высокой печати, при котором печатающие элементы расположены выше пробельных элементов;

– способ глубокой печати, при котором печатающие элементы углубляются по отношению к пробельным;

– способ трафаретной печати, при котором краска наносится на запечатываемый материал через трафарет и др.;

– офсетная печать, один из наиболее распространенных видов плоской печати.

К классу книг относится также рукописная книга с написанным от руки текстом и нарисованными вручную иллюстрациями. Эта форма книги существовала до изобретения книгопечатания и в первые века после него, а затем была вытеснена печатными изданиями.

Книга – документ бумажный, то есть информация зафиксирована в нем на носителе из бумаги или ее заменителей. Бумага (итал. Bambagia – хлопок) является сложной многокомпонентной системой, состоящей из волокон целлюлозы, наполнителей, приклеивающих и красящих веществ. Новые бумажные виды документов – перфокарты и перфоленты, несмотря на бумажный носитель, к книге не относятся.

Книга – блочно-кодексовый документ, то есть она состоит из бумажных листов (а не лент или карточек), соединенных друг с другом одной стороной в корешке. Несомненно, что шумерская глиняная табличка, покрытая клинописью, является книгой, но подобная табличка, выполненная в наши дни, даже если она будет содержать научный или литературный текст, книгой не является, как и свернутый в виде свитка магистерский диплом, хотя внешне он похож на древнюю книгу. Свиток – одна из древнейших форм книги (IV–III тыс. до н.э.) – со II–IV вв. заменился на кодекс – наиболее распространенную форму современной книги, представляющую собой блок сфальцованных листов бумаги, скрепленных в корешке и помещенных в обложку или переплет.

Книга – документ непериодический, исходя из признака регулярности ее производства и выпуска в свет. Это издание, выходящее однократно, повторение его заранее не предусмотрено. В случае повторения выпуска книги говорят о повторном издании, переиздании.

Книга по месту выхода в свет и территории распространения может быть местной, региональной, общегосударственной или зарубежной.

 

 

Книжное издание

Книжное издание - издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете

Книжное издание — непериодич. издание, особенностью материальной структуры которого является скрепление листов в корешке.

К. и. может быть изданием текстовым (книга, брошюра), изобразительным (альбом), нотным (партитура оперы), картографическим (атлас географический). Пожалуй, более точно было бы называть такие издания непериодич. кодексными, в отличие от книг-свитков и листовых изданий. (Издательский словарь-справочник)

Книжное издание — издание в виде книжного блока, т. е. скрепленных в корешке листов печатного материала (бумаги, синтетического заменителя и пр.) любого формата, в обложке или переплетной крышке. К К. и. относят книги, брошюры, альбомы, атласы и т. п. (Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника).

Обобществление произведения средствами книжного дела протекает как процесс организации произведения письменности, письменного документа в произведение печати, в издание. Преходящим промежуточным результатом этого процесса является «книжное издание», то есть форма произведения печати, форма издания в книжном деле. По отношению к книге книжное издание есть материальная, предметная форма ее существования.

Диалектическое единство процесса «книжное дело» и результата - «книжное издание» определяет сущность, границы и объективное содержание книговедческой категории «книга». Книги как целостности вне книжного дела нет, потому что книжное дело - способ существования книги. Следовательно, книга как объективное явление социальной действительности есть «книга в книжном деле». Если мы говорим о любых формах организации, отражения произведения или уже вышедшего книжного издания средствами книжного дела, мы говорим о книге как объективном явлении социальной действительности, о книге как книговедческой категории и формах существования этой категории.

Книжное издание как материальная, предметная форма существования книги изменчиво во времени, детерминировано (обусловлены, предопределены) уровнем материального производства, который в свою очередь определяется способом производства материальных благ (т.е. общественно-экономической формацией) и соответствующими техникой и технологией, эволюцией используемых материалов письма (глина, камень, папирус, береста, бумага), эволюцией внешней формы книжного издания (глиняные таблички, свиток, кодекс). Но сущность книги как актуализированного средствами книжного дела способа организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в книжное издание и отражения книжного издания теми же средствами, а также сущность книжного издания как материальной, предметной формы существования книги в обществе остаются неизменными.

Книжное издание как объект деятельности художника-конструктора, художника-графика и художника-технолога представлено в виде более конкретной модели, которая состоит из «ядра книги» - текстового сообщения и пяти «служб» (смысловой организации, материально-конструктивной организации, зрительной ориентации, наглядной информации и рекламно-пропагандистской службы)

Отражение литературного, музыкального, изобразительного произведения в процессе его организации в более сложную форму существования есть вместе с тем и процесс выражения отношения человека (общества) к данному произведению (контексту и тексту) в силу активности его сознания. Поэтому контекст книжного издания всегда сложнее контекста издаваемого произведения, так как, будучи диалектическим единством данного произведения, его контекста и текста, он в то же время включает в себя осознанное отношение человека общества к ним, к их автору, его творчеству, к необходимости и конкретной цели организации данного произведения в книжное издание средствами книгоиздательского дела. Возникший в процессе организации произведения, контекст книжного издания выражается средствами письменной речи (нотной записи, изобразительного искусства), технологическими средствами книгоиздательского дела, превращаясь в текст книжного издания. И текст этот, в свою очередь, также всегда шире текста издаваемого произведения, ибо, наряду с последним, содержит еще и тексты, фиксирующие отношение общества (человека) к данному произведению в виде всей совокупности элементов научно-сопроводительного аппарата, художественного и полиграфического оформления, материально-конструктивной организации книжного издания. Диалектическое единство этого контекста и этого текста есть содержание понятия книжное издание.

Книжное издание как преходящий промежуточный результат книжного дела, как материальная, предметная фирма книги может существовать и существует за пределами книжного дела, является объектом дальнейшего отражения в различных процессах общественно-практической деятельности.

Сущность процесса движения книжного издания в обществе есть отражение его сознанием, т.е. воспроизводство книжного издания (его контекста и текста) в ходе и средствами различных форм общественно-практической деятельности - диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата этого отражения.

Книжное издание в процессе движения является наиболее общей формой книги в книжном деле, а наиболее общая форма существования этого движения есть триада «кнпроизводство-кнраспр.-книговоспроизводство».

Наиболее общей формой существования книжного издания в книжном деле является тираж – сумма, совокупность идентичных экземпляров данного книжного издания.

Целостность относительно самостоятельной формы книги в книгоиздательском деле реализуется единством ее подформ: проспект, издательский оригинал, набор, верстка, сверка (или сверки), подписная корректура, чистые листы, сигнальный экземпляр, экземпляр, тираж. А целостность редакционно-издательского процесса - единством таких его подформ, как издательское тематическое планирование, редакторская работа с проспектом (планом) произведения, редакторская оценка рукописи авторского произведения, редакционная работа над рукописью авторского произведения, подготовка издательского оригинала, процессы конструирования внешнего художественного и полиграфического оформления будущего книжного издания, процессы набора текста издательского оригинала, типографская и издательская работа над корректурами (версткой, сверками, подписной корректурой), чистыми листами, сигнальными экземплярами, процесс изготовления тиража книжного издания.

Конечный результат последовательного развития подформ книги в редакционно-издательских процессах - книжное издание есть действительная, реальная книга в книгоиздательском деле, а сами эти подформы - промежуточные преходящие результаты процесса организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в книжное издание, этапы, уровни «снятия» содержания и формы этого произведения средствами редакционно-издательской деятельности. Отражение их в системе книгоиздательских понятий есть экспликация состава и структуры объекта книгоиздательского знания.

 

Читательский адрес

Читательское назначение издания, или читательский адрес издания, — один из осн. признаков, по которым выделяются виды и подвиды издания, поскольку та группа читателей, которой издание адресуется, самым существенным образом влияет на содержание и форму издаваемых произведений и самого издания.

Важное условие — удобочитаемость текста. Определить соответствие каждого фрагмента текста читательскому адресу — ответственная задача. Читательский адрес предполагает ту категорию читателей, для которой предназначен конкретный материал. Компоновка текста, его стиль, лексические особенности варьируются в зависимости от того, кому предназначено данное издание — квалифицированному педагогу, студенту, профессиональному исполнителю, любителю музыки, начинающему музыканту или родителям, с помощью которых осуществляется знакомство ребенка с той или иной книгой, пособием и т.д. Несоответствие текста читательскому адресу обычно приводит к тому, что он не может быть понят или интересен читателю и не выполнит своей функции.

Особенно это важно при работе над изданиями, предназначенными для детей. Возрастные особенности читателя определяют специфику восприятия информации. Образное мышление, свойственное детям, диктует особые условия построения текста. Предложения должны быть простыми, короткими и написанными ярким метафорическим языком. Объем предложения не должен превышать одной строки. Начинать предложение целесообразней с ключевых слов. При этом редактору необходимо работать над сохранением авторского стиля.

Текст предполагает неразрывное единство формы и содержания. Непременное условие понятности, успешного восприятия текста — его смысловая целостность. В случае разрушения смысловой целостности текст, правильный с формальной стороны, распадается, становится непонятным и, в конечном счете, обессмысливается. К распадению текста может привести нарушение его формы, а именно отсутствие связности.

Связность текста — сложное целое, состоящее из многих слагаемых. Связность целого обеспечивается единством темы, идеи, образа и системы образов, стиля произведения; локальная связность обеспечивается связями между соседними предложениями, абзацами.

Важные характеристики текста — завершенность и законченность. Завершенность — обязательное свойство текста, проявляющееся в том случае, если полностью реализована тема и выражена идея. Законченность — необязательное свойство текста. Текст может быть открытым — и с точки зрения содержания, и с точки зрения структуры, — но, тем не менее, завершенным.

У музыкантов совершенно особая терминология, лексика, культура изложения мысли. Специфика их работ заключается в большой доле субъективности авторских размышлений. Это определяется качествами предмета исследования — ведь все, что касается искусства — зыбко, эфемерно и основано на чувственном восприятии. Говорить о музыке с научной позиции, приводя конкретные факты и доказательства, точно характеризовать те или иные явления достаточно сложно. Поэтому вся деятельность редактора должна быть подчинена одной цели — верно определить и понять позицию автора, сохранив при этом своеобразие авторского мышления.

Речь вербальная и музыкальная находятся в тесной взаимосвязи. Язык слов и музыки развивается по схожим принципам (например, общее понятие интонации; мысль вербальная — предложение, мысль музыкальная — период; всеобщие законы развития — вступление, развитие, заключение). Тем более речь о музыке должна быть наиболее естественной, гибкой, плавной, логичной, последовательной, органичной, она должна "литься" словно звуки музыки. Редактор должен стремиться облечь авторские мысли в красивую и совершенную во всех отношениях речь.

Чтобы найти правильный подход к авторскому произведению и лучше выполнить свою задачу, сохранив при этом индивидуальность авторского стиля, редактору необходимо иметь представление о специфике авторского труда, о его психологических особенностях. Неопытному автору зачастую бывает сложно отделить главное от второстепенного и придерживаться последовательности в изложении материала. Редактору в этом случае необходимо помочь организовать авторские мысли, привести их в систему, сделать последовательными, логичными, добиться абсолютной ясности и конкретности в изложении материала.

Если какой-то фрагмент текста окажется непонятным, то причина этого может содержаться в неверной авторской формулировке или пропуске какого-нибудь логического звена, связки. В этом случае может потребоваться дополнительная информация. В результате соответствующих согласований с автором возможно введение другой формулировки мысли, либо нового фрагмента текста, а нередко и дополнительного аппарата издания. При работе с рукописью редактору необходимо учитывать главное условие — функциональность каждого элемента издания.

Проделав такой анализ рукописи, редактор готов к непосредственной работе с текстом.

 

 

Заключение

Книга – документ человекочитаемый, непосредственно воспринимаемый, не требующий применения каких-либо технических средств.

Книга – документ визуальный, воспринимаемый человеком с помощью органов зрения. Книгу читают, видят. Исключение составляют книги для слепых – документы тактильные, воспринимаемые путем осязания.

Книга – документ опубликованный, предназначенный для всеобщего пользования и обычно издаваемый в виде многочисленных копий. Это тиражированный документ, имеющий выходные сведения.

Книга – документ печатный, письменный, изготовленный при помощи полиграфических или других средств массового размножения и предназначенный для широкого распространения.

Книга – произведение печати, полиграфический документ, созданный различными способами печати.

 

 

список литературы

1. Баренбаум И.Е. История книги: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Книга, 1984. - С.214.

2. Беловицкая А. А. Общее книговедение. М. 1987.

3. Библиотековедение. Общий курс/ Под редакцией К.И. Абрамова, Н.С. Карташова. М. Книжная палата, 1991.

4. Динерштейн Е.А. Реформа издательского дела 1921 г.: к истории подписанного Лениным постановления Совнаркома РСФСР от 28 ноября 1921 г. "О платности произведений печати" // Книга: исследования и материалы. - 1970. - Сб. 20. - С.71-86.

5. Либрович, С.Ф. История книг в России. - СПб - М.: Товарищества М.О. Вольф, 1914. - 227 с.

 

Электронные Источники

1. Издательско-полиграфический комплекс "Вести" [Электронный ресурс]: полиграфия в современной России 2013.

2. История книги [Электронный ресурс]: книга в России в начале 20 века/ 2007-2013

3. История книги [Электронный ресурс]: книга в России в 1917-1921гг. / 2007-2013.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!