Раздел III. Политические и правовые учения Средневековья и эпохи Возрождения



 

Тема 4. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества. Исламская политическая и правовая мысль

 

В пределах Римской империи в начале нашей эры появляется христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей. Раннее христианство (I в. н. э.–1-я пол. II в. н. э.) решительно осуждало рабовладельческий строй и имело распространение исключительно среди угнетённых Римской империи. В IV–V вв. христианство стало господствующей религией в Риме, шло приспособление доктрины к новому статусу. Схоластика сложилась в XI–XII вв. Ислам–самая молодая из мировых религий–возникла в VII в. н. э. на Аравийском полуострове.

Природа власти (не государственной) мыслиться в раннем христианстве в божественном наделении ею «избранных», принявших Иисуса Христа как мессию и спасителя. Власть может быть как от Бога, так и от Сатаны. Закон же имеет власть над человеком только пока он жив. Что касается организации раннехристианской общины, то согласно древней поговорке,–«где трое, там и церковь».Община жила по своим законам, чаще всего уйдя в свой внутренний мир и «бойкотируя внешний». Она напоминала самостоятельное государство внутри Римской империи. Естественно, это нарушало нормальное функционирование государственного аппарата империи. (В этом видится одна из причин гонений христиан). Особое положение христианской церкви обосновывалось представлением об изначальной принадлежности ей божественного права. В христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека. Всё это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определённая угроза государственной структуре.

Аврелий Августин Блаженный принадлежит к сравнительно раннему периоду христианства (IV–V вв.) и является одним из отцов церкви. Наследие его–часть патристики, т. е. трудов отцов церкви. В это время христианство стало господствующей религией в Риме, шло приспособление общины к новому статусу. Августин стоит между античностью и средневековьем. Самое знаменитое его сочинение «Град Божий». Мировоззрение автора основано на христианской мистике и мифологии. Идея предопределения не мешает Августину разделять некоторые представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но все эти процессы обусловлены божественной волей. Стремление к объединению приводит к «общественному договору». К формам правления Августин проявляет некоторое безразличие. Он жил в эпоху, когда классические институты рушились. Правовые тонкости были неуместны. Августин повторяет традиционное деление на «правильные» (соблюдается право) и «неправильные» формы. Августин полагал, что в естественном праве у людей была коллективная собственность. Частная собственность даёт возможность человеку удовлетворить свои потребности. Всё, что сверх необходимого должно принадлежать всем. Имелось в виду имущество церкви, которое должно было быть использовано для общего блага. Отношение церкви к государству, духовной власти–к светской–главная проблема, занимавшая Августина, в этом его вклад в историю политической мысли, в этом он первооткрыватель. По его мнению, светская власть и церковная–различны, и каждая обладает суверенитетом, независимостью. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но между ними есть и точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку. Государство призвано защищать церковь от её врагов. Церковь, в свою очередь, воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть, по Августину,–высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Но никаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве пап смещать королей и императоров, т. е. по существу о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Для Августина была характерна умеренная позиция по вопросу о соотношении духовной и светской властей. И в этом плане он–один из лучших представителей христианской политической мысли.

Фома Аквинский–крупнейший представитель схоластики–учения, господствовавшего в католической церкви в средние века. Его главное произведение–«Сумма теологии», одна из её частей специально посвящена законам. Политические взгляды философа изложены также в работе «О правлении государей» и в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Схоластика сложилась в XI–XII вв. Как всякое религиозное мировоззрение, учение Фомы основывается на идее божественного создания мира. На вершине системы права–так называемый «вечный закон». Это божественное провидение. Бог создал мир с определённой целью. Три вида законов–божественный, естественный и человеческий,–должны ввести человека в круг действия вечного закона. Из них наиболее совершенен человеческий закон. По вопросу о формах государства мыслитель почти во всём следует за Аристотелем. В идеях о соотношении церкви и государства Фома придерживался представлений, ставших для папства традиционными (верховенство церковной власти), но в умеренных формах. О собственности он говорит мало нового в сравнении с Августином и ранними христианами. При всей умеренности своих взглядов Фома проявлял нетерпимость в вопросах веры и призывал к решительной борьбе с еретиками. Данный философ достроил систему идеологического обоснования могущества церкви.

Исламская политическая и правовая мысль.

Ислам–самая молодая из мировых религий,–возникла в 632 г. н. э. Слово «ислам» означает «предание себя божьей воле, покорность». Основателем новой религии считают Мухаммеда (Магомета). Учение пророка изложено в Коране–это главная священная книга мусульман. Второй источник мусульманского вероучения–Сунна. Это собрание текстов (хадисов), содержащих приписываемые Мухаммеду изречения. Ислам–последовательная монотеистическая религия. Последователи ислама рассматриваются как единая семья, община верующих–умма, мир ислама, правоверных людей. И Коран, и Сунна содержат очень мало норм, регулирующих политическое устройство, осуществление власти, они умалчивают о форме правления. В понимании сущности и формы власти решающее значение имела принадлежность к ведущим течениям ислама. И сунниты, и шииты сходятся в том, что носителем суверенитета в мусульманском мире является Аллах. Но механизм становления власти земных правителей толкуется ими по-разному:

1. Сунниты–по господствующим среди них представлениям, Аллах даёт поручение общине верующих; именно на этой основе строится мусульманское государство; в организации халифата подчёркиваются принципы, свидетельствующие о его демократизме;

2. Шииты–всякие попытки рационального объяснения происхождения власти отметаются и применяются только религиозные аргументы.

В исламе религия неразрывно связана не только с государством, но и с правом.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!