Теоретико-социальная проблема соотнесения индивида и общества.



Соц.наука отстает от развитых наук в целом, априорная предвзятовть (эмоц.) в процессе изучения об-ва + историзм. Способность человека контролировать прир.процесс > способности контролировать обществ.процесс. В проблеме инд-да и об-ва соц.методология слаба. Э. говорит, что разрыва м/у человеком и об-м быть не должно (как это есть у методологич-х индивидуалистов, исходящих из автономии актора, кренящихся в сторону человека (Вебер), или же у соц.реалистов, в социологизме- чел-к несамостоятелен, все соц.обусловлено (крен в стор.об-ва). По Э. же связь чел. и об-ва – как «предложений в книге» - взаимозависимость! Отсутствие разрыва-продукт изуч. Об-ва, фигурация – >соединение чел и об-ва.

"Фигурация" как комплексное понятие.

Ф - многообр-но интегрированные единства людей, переплетения отношений и взаимозавис-ть. (похоже на sys, больше чем группы).+ это игровое пр-во, в кот-м происходит соревнование/состязание в силе + это колеблющиеся балансы власти.

Кажд.чел включен в набор Ф, действует исходя из их правил.

Макро и микро аспект существования Ф: масштабные группы связанные отношениями (+комплекс правил игры в об-ве, норм) и на уровне человека (возможность объяснять поведение и психику члка зависит от Ф, в кот он включен, ех, псих-я рабочего, рыцаря..

Историческая интерпретация в анализе фигураций.

С. Должна изучать многообр-е образов-х инд-ми общ-х Ф (как и почему они появились).

По проявл-ю принуждения м.судить о существ-ии Ф (распр власти, правила, водействие на человека в опред-е историч-е периоды). Ф-соц.модели процесса=>изучает исторические движения. Становление гос аппарата во Фр=> конкур м/у феодалами, воен элита стала аристократией. Участники Ф не просто борются за власть, но они вовлечены эмоционально (жажда богатства и власти ими движет). Власть=степень пространства для автономных действий группы (сост в Ф). Это возм-ть влиять на сит-ю, формировать правила и выбирать,=регулировать принуждение. Аристократы в истории: чтобы акрепить позицию – этикет (самопринуждение, но отсев других, церемонии, формализация). Язык – один из аспектов, подлежащих нормириванию Ф-ей, взав-ти от кот опред манера выражаться, наборы слов и др. образцы.


ЭЛИАС «ПРОЦЕСС ЦИВИЛИЗАЦИИ»

рассматривается постепенное «развитие цивилизации» на Среднев. Западе.

Эволюция в 3 напр-х:

1) политическое: догосуд.стадия=>обр-е гос-в=>укрупнение соц.форм.

2) соц-эк напр: раздел ф-й в области пр-ва (от автономии к sys, от однородности к dif, обмены)

3) изменение поведения и психол.стр-р личности.

На ранних стадиях (догосуд) развития люди могли просуществовать, не будучи зависимы от др. Разделение труда и конкуренция => дифференциация =>пробл выживания, человек зависим от др ( в 3х аспектах этих). Так => удлинение «цепочек взаимозависимости»+рост отличий от др др (расширение круга общения).. => изменение в соц строе. Индивидуализация (нет стремл-я к колл-ти, стр-е к непохожести, отделение). Эволюция = нарастание госп-ва над природой в связи с ростом самоконтроля над аффективным. Зерно эволюции: становление внутреннего мех-ма принуждения (власть =>во внутрь).

(При абсол монархиях -люди из окружения вынуждены строже себя контролировать, следить за эмоциями. => изменение «порога стыдливости». Причина - изменение социальных фигураций (удлинение) – рост кол-ва взаимосвязей => запреты на проявл природы. Сначала внутри высш слоя (придворные аристократы), потом м/у слоями. => западная цивилизованность = рост самоконтроля+ чувствительности к окруж действ-ти. + распыление власти и переход ее на личн ответственность.)

 Процесс цивилизации = изменение психики инд-в и трансформация соц строя.

Следствия: рост страха и неудовл-ти +формир-е совести; появл дистанции м/у детьми и взросл, рост контроля, «обучение взрослости».; унифицир-й контроль.

Проблемы самосознания и Мы-идентичности.

Иллюстрация разрыва члка и об-ва. Человек одинок – чувствует избыточн принуждение (регулир аффектов) и изоляцию (из за внешн давления и работы над собой). Напряжение в душевн жизни (нереализованность!) =>homo clausus. Индивид-я=тенд совр-ти, рост значимости внутр самореализации и самобытности. По Э. это плохо=внутр проблема.

Чувство «МЫ»: у homo clauses утрачивается, с ходом эволюции челк оторваляся от субъ Ф-ции, не идентифицир-т себя с ними. Преобладание «Я». Сильная Ф совр-ти – госуд-во, это ф-р форм-я идентичн-ти. Но этого мало для чувству внутр принадл-ти. Это – соц проблема, причина пассивности масс.

Глобализация- власть вых за пределы гос-ва, контур Ф размывается на мировое сооб-во. Рост зав-ти глоб уровня.. Стабильность вн мира и адекв-ть эпохи м.б. если чел-к отождеств-т себя с миром.


БАУМАН И БОДРИЙЯР

 

Постмодернизм в теории и социальном мире: характерные свойства, идеи, способствующие события. Рефлексии актуальности постмодернизма.

Св-ва ПМ (Бауман): совр об-ва полностью развилось, возм-ти исчерпаны. Наступает перманентное сомнение в происходящем (это входная уст для понимания совр ситуации)

Кризис рациональности в ПМ (сомнение в ее оправд-ти, эфф-ти, уместности в кач-ве основы СИ, жизни об-ва) => ПМ себя не оправдал, порядка sys-го не достигнуто, человеч прир повела иррац-но (войны). Отвержение идеи стр-ры, порядка, слаженных СИ.

Св-ва М: универс-ть, монот-ть, ясность, а ПМ: нестабильность, неопр-ть, случ-ть, разнообразие.

Конец социального и проблемы идентичности. Особые формы социальности: потребление, масса.

Бауман: К: в связи с глоб формами масс.комм-ции, К не прикремлен к территории и мобилен, =>непредскауемость политики предпр-й, =>челк не обеспечен стаб раб местом, все СИ в подвешенном состоянии, не решают индивид-е проблемы, а создают свои. Они расшатаны слабы и члку не за что зацепиться. Кризис контроля: СИ не контролируют. Они слабы и сами нуждаются в контр-ле.

Бодрийяр: совр общ-й порядок ценичен. Sys пр-ва: ранее люди воспр-сь ей как производ.силы,а теперь как потребляющие рты. Их учат желать, Люди=ед потребления. Для орг-ции массового сбыта – СМИ, i-е потоки от массмедиа готовят потреб-й. СМИ разрушают об-во, утрачивается коллективность. «конец социального» - об-ва в марксовом понимании нет. Коллект-вы => массы, кот разрушают и явл-ся след-м разрушения. Коллект участия нет, есть пассивное созерцание.

Потр явл-ся совр средой, это язык, а кот-м разговаривает общество. Люди окружены не людьми, а объектами потр-я. Время вещей, ритм вещей. Вещи способны сообщить инф-ю о чел-ке, уже не ср-во демонстрации статуса, а сам статус. Потребление – самодост-й жест, цель, осн Крит общ-й dif, локальный смысл. В ощущении себя (идент)члк м.исчерпываться набором благ. Группы – на осн потр-я. Коммуникация и идентичность (стиль-е особенности) – ч/з потр-е.

+смерть социального связана с построением симулятивного восприятия.


СИМУЛЯКР и идеология FUN

Симулякр и идеология FUN. Концепция индивидуализации: моральный смысл постмодерна.

гиперРеальносьть, опосред-я техникой, искаженная ей, это др картина мира, влияет на чел-ка, это симулякр. В триаде знака Пирса – отрыв от референта, смещение в сторону оначающегоюИдея выражается в метке, не важно, есть ли у нее эмп референт (нр, бренд). (означаемое (идея) – означающее (присвоенная знаковая метка) – референт (эмпирич штука)). Симулякры сущ-т только как прочитанное послание, когда получено воспринимающим. Смещ акцента с реал на воображ, с рассудка на воображ. Изображение сильнее, чем реальность. Размытие смысла, ценности превращ-ся в пустые знаки, люди впитывают образ, а не идею. Нарушение мотивационной соц-й регуляции. Исчезла избирательность, личность не состоится. СМИ перекодируют реальность в вообр-ю, => эфф-т полного абстрагирования. Любопытство вместо участия, при насыщении любоп-м =>отчуждение.

Общество ПМ – разрозненные, отчужденные индвиды, пассивные и равные.

Массы неуправляемы гос указаниями, падение идеалов.

Мораль в ПМ сводится в ВЫБОР (Бауман) и FUN-morality (Бодр).

Бауман: в М: инст-й комплекс был основой мор порядка (Парсонс, Дюрк), упорядоченность, стр-ра.

В ПМ: за мораль отвечает сам человек, ищет индив смыслы, идентичность(=суррогат сообщества, раньше это в соц гр, а теперь опора ищется в индивид-ти). Человек САМОСТОЯТЕЛЕН (выбирает как жить, решает проблемы в изменч социальности, проходит сквозь СИ, получая все что нужно), еще аспект морального – НАСЛАЖДЕНИЕ (ПМ - актуально текущее наслажение, а в М – этос отложенного насл-я).

FUN-morality=совр идеология. Гедоничтия мораль=бери от жизни все, идея свободы переплавлена в удовл-е (от вещей, потр-я). Челк реализует себя в витринах, молах, рекламках.

БЕЗВРЕМЕНЬЕ: наслаждаться прямо сейчас. Жизнь члка «без проекта» состоит из эпизодов+портативная мораль, изм-е ориентиры и установки (ситуативны). Жизнь=прогулка. Среда не располагает к постановке долговр-х целей и планов.

«ПМ-й мир морали становится индив-ми упражнениями в выбирании.»


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!