Февральская революция в России и ее влияние на Казахстан



В феврале 1917 г. победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая царизм. Казахский народ приветствовал поражение митингами и демонстрациями Мартовские митинги послужили началом создания Советов рабочих депутатов. В марте 1917 г. они возникли в Перовске и других городах на железнодорожных линиях. Инициаторами были железнодорожники. Советы рабочих депутатов объединяются с советами солдатских депутатов. В стране образовалось двоевластие: буржуазное временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Образ Временного правительства -- февраль 1917 г. Буржуазия и помещики захватили власть в свои руки и образовали Временное правительство.

Временное правительство считало самоуправление в рамках культурно-национального развития основой буржуазной государственности. Лидеры же национальной интеллигенции отстаивали идею национально-территориальной автономии в составе Российской демократической республики. Свидетельством тому могут служить решения областных и всеказахских съездов в 1917 г. Они отразили объективный характер перемен, происходящих в казахском обществе и выработали программу неотложных национально-демократических преобразований государственного устройства, землепользования, судебного дела, просвещения и религии.

Так, в резолюции вышеупомянутого I-го Семиреченского Областного киргизского съезда, состоявшегося 12-23 апреля 1917 г. было подчеркнуто, что "будущая форма высшего правления России - демократическая республика". Обратившись к проблемам духовно-религиозного состояния в крае, участники съезда пришли к выводу о необходимости учредить в Петрограде высшее мусульманское Духовное Управление, а в областных центрах организовать Особое Духовное Собрание и эти области "наименовать "Казахстан" (выделено в документе - Н.Р.).

Наряду с общими проблемами, стоявшими перед казахским обществом в этот переходный период времени на съездах все настойчивее звучала мысль о необходимости создания самостоятельной национальной партии. 24 июня 1917 г. передовица газеты "Казах", указав, что программа ни одной общероссийской партии не соответствует целям казахского общества, сделала вывод о необходимости создания самостоятельной партии, "которая выражала бы более полно наши интересы".

Таким образом, не смотря на то, что руководители Советов предоставляли Временному правительству компромисс, реальная власть была в руках последнего. Двоевластие отражало нестабильность. Временное правительство организовывало свои органы (комитеты общ безопасности, исполнительский), отражающие их интересы. Опорой Временного правительства были казачьи комитеты. Временное правительство, опираясь на байство, продолжало грабить население и стремилось ослабить революционный порыв. Все это способствовало образованию нового общественно-политического движения.

 

Алашское движение. Общетвенно-политическая деятельность А.Бокейханова

Признанным лидером национально-демократического движения казахского народа был Алихан Нурмухамедулы Бокейханов. Он родился в 1866 году в ауле №7 Токыраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Происходил из знатной султанской семьи. Он был старшим в семье, где родилось 6 сыновей. Алихан вырос в среде, где очень высоко ценили образованность, свободу и справедливость. На развитие его личности большое воздействие оказало устное народное творчество казахов. А на формирование политических взглядов — идеалы Великой французской революции. В возрасте 7 лет он два года учился в медресе Каркаралинска. С хорошими результатами закончил Каркаралинскую школу, освоив и специальность сапожника. В 1890 году он закончил Омское механико-техническое училище, затем экономический факультет Санкт-Петербургского императорского лесного института. Позже экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. После завершения учебы некоторое время занимался педагогической, научной и административной работой в Омском училище лесного хозяйства, Омском переселенческом управлении.

 

В 1903 году в Санкт-Петербурге вышел восемнадцатый том собрания под общим названием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Одним из его авторов был признанный лидер алашского движения. В конце XIX — начале XX веков А. Бокейханов принимал деятельное участие в составе статистической экспедиции Ф. Щербины. В 1905 году он был делегирован на съезд земских и городских деятелей России в Москве. Здесь он с высокой трибуны произнес слова в защиту казахского народа, в том числе и его языка: «Яявляюсь представителем... киргизского народа, занимающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линии Сибирской железной дороги до Омска... У нас... преследуется школа с киргизским языком... Крестьянские начальники (большей частью бывшие ротмистры) не допускают при рассмотрении дел киргизского языка. Ближайшей нуждой киргизов является свобода в употреблении родного языка.». Народный трибун стал подлинным лидером национальноосвободительного движения казахов. По признанию начальника Омского жандармского управления, он был «душою всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций и как главный инициатор и руководитель всего религиозно-политического движения киргизов ...в степи».

 

Он активно сотрудничал в изданиях кадетов в газетах «Степной пионер», «Степной край», «Иртыш», «Омич», «Голос».

 

В 1913 году вместе с А. Байтурсыновым и М. Дулатовым создал общенациональную газету «Казах». А. Бокейханов активно занимался научной деятельностью. Так, он принял живое участие в работе Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Писал как на казахском, так и на русском языках. Его перу принадлежит множество исторических и этнографических трудов: «Киргизы», «Материалы к истории султана Кенесары Касымова», «Родовые схемы киргиз Каркаралинского уезда», «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» и т. д.

 

Он был прекрасным знатоком творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, А.П. Чехова, В.Г. Короленко. Лидер казахов поддерживал теплые отношения с омским писателем А. Сорокиным, который значительную часть своего творчества посвятил жизни казахского народа. Он был хорошо осведомлен о западноевропейской культуре. Всю свою сознательную жизнь он посвятил делу обретения казахами независимости. А. Бокейха-нов призывал грамотную часть общества верно служить своему народу и родной земле. Алихан был глубоко убежден в природной одаренности казахов: «Казахская степь ... не в дальнем будущем достигнет некоторого успеха на пути цивилизации, как народ, одаренный от природы умом, способностью».

 

 13. Политические партии Казахстана в начале ХХв.(большевики, кадеты, эсеры «Үш Жүз», «Шуро-и-ислам»)

 

В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Казах» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивныхреформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовалипартии «Шуро-и-ислами» и «Шуро-и-улеми». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Уш жуз - Казахская социалистическая партия», которая была провозглашена в январе 1918 года С.Айтпеновым и К. Тогусовым

«Шуро-и-ислами»- это организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», что привело к тому, что «Шуро-и-ислами» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама «Шуро-и- улеми». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

Партия «Уш жуз» - сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. В газете «Революционная мысль» (Омск) 17 ноября 1917 года сообщалось: «Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии «Алаш», организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию «Уш жуз», цель партииобъединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики». Печатным органом была газета «Уш жуз».Партия «Уш жуз» была политическим объединением мелкобуржуазных демократов. По мере поляризации политических

сил в Казахстане «Уш жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды». Но деятельность «Уш жуз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелян как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Уш жуз» прекратила свое существование.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 5934; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!