Информационное общество и коммуникация. Технократический подход.



Лекция 2. Тема: История и основные этапы развития теории коммуникации

ПЛАН

1. Современные концепции коммуникации: проблема классификации.

2. Информационное общество и коммуникация. Технократический подход.

3. Интеракционистский и лингвистический подходы.

4. Теории массовой коммуникации

        

 

Современные концепции коммуникации: проблема классификации.

    На прошлой лекции мы говорили о том, что до XIX в. включительно осмысление проблем коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии.  Отдельные аспекты устно-речевого и письменного взаимодействия рассматривались в рамках практического осмысления. В частности, в ораторском искусстве (риторике) люди совершенствовались в далекой древности. Основной целью такого искусства являлась способность воздействовать на эмоциональную сферу слушателей. Ведущим видом речевой деятельности в ораторском искусстве рассматривался монолог — речь оратора, а формами применения искусства красноречия были, например, публичные речи в суде, проповеди, парадные речи.Теоретические представления о законах, на которые опираются коммуникативные процессы, сопровождающие общение людей, сложились лишь в XX в.

    Ретроспективно оценивая достижения XX века в области изучения социальной коммуникации, можно констатировать, что коммуникационная проблематика стала составной частью фундаментальных общественных наук— социологии, психологии, социальной психологии, культурологии, социальной философии, а также освоена различными прикладными учениями от документалистики и журналистики до теории рекламы и паблик рилейшенз. Но целостная теория социальной коммуникации не сформировалась. Получилась картина рассредоточенной очаговости,когда отдельный очаг освещает тот или иной участок социальной коммуникации, но общая структура универсума коммуникации скрыта.

    Известный специалист в области коммуникаций Г.Г. Почепцов приводит 25 моделей коммуникации 25 авторов, причем некоторые из них даже не употребляли в своих работах слово " коммуникация" и тем не менее изучали именно ее. Эти 25 моделей в свою очередь кем-то из исследователей дополнялись или углублялись, так что в реальности их имеется еще больше, включая и такие, что взаимоисключают друг друга.

    Изучать их все - дело сугубого специалиста, поэтому есть смысл попытаться все эти теории хотя бы как-то объединить. В этом случае мы можем выделить в них четыре основных направления.

Первое рассматривает коммуникацию как процесс и сюда мы отнесем всевозможные "кибернетические" теории и информационно-процессные.

Второе представляет коммуникацию как явление, создающее всевозможные знаки. Сюда относятся семиотические (семиотика - наука о знаках) и интерпретационные теории.

Третье направление изучает коммуникации на различных уровнях: в группах, организациях, ситуациях, т. е. сюда относятся все интеракционистские теории(интеракция- взаимодействие).

Четвертое - это критические теории, которые исходят из наличия неравенства и конфликтов в обществе, что приводит к господству одной группы людей над другой и, следовательно, как и во всем остальном, неравенству в процессе коммуникации.

    Существуют и другие деления. Некоторые авторы делят все современные концепции коммуникации на два больших подхода: первый – это различные варианты технократического характера, технократический подход, второй – разнообразные варианты интеракционизма, развивающие принципы и идеи Т. Ньюкомба и символического интеракционизма.

    Другие выделяют тоже два основных подхода к изучению коммуникации после Второй мировой войны — рационалистический и иррационалистический.

    Рационалистический подход основан на теории информационного общества. Суть данной теории, разработанной в 70-е гг. XX в. американским социологом Дэниелом Беллом, состоит в том, что информация рассматривается в качестве единственного стимула и источника социального развития, а СМИ, соответственно, как мощный стимул для потребления информации, ее оценки. При этом изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в средствах и способах еепередачи и дальнейшего применения.   

    Иррационалистический подход представлен феноменологическим направлением (конец 40-х — начало 8O-х гг. XX в.), основоположником которого считается американский философ и социолог австрийского происхождения Альфред Шюц, создавший теорию «понимающей социологии». Этот подход обращен к проблемам языковой социализации и коммуникации, обусловленной неязыковыми факторами. Коммуникация трактуется в рамках этого направления как результат взаимного понимания людей.

    Что же касается теорий массовой коммуникации, которые выделяют отдельно, то прежде всего необходимо выяснить в чем заключается ее отличие от коммуникации вообще. Поэтому вначале имеет смысл дать ее определение. Массовая коммуникация — процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Первым в истории средством массовой информации была печать. Ее задачи менялись с течением времени. Печать, с точки зрения восприятия информации, более сложна по сравнению с телевидением и радио. Газета менее оперативна, чтение газеты требует определенных интеллектуальных усилий, но ее преимущество в том, что газету можно читать практически везде. Согласно социологическим опросам, утром предпочтительным средством массовой коммуникации является радио, так как в условиях дефицита времени оно создает фон, дает информацию и не отвлекает от дел. Вечером предпочтительнее телевидение, так как оно является наиболее легкоусваиваемым источником информации.

    Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства — массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи — средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в XX в. привело к изменению мировосприятия, трансформации, "дегуманизации" культуры, формированию нового виртуального мираобщения. Потребовалось теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации.

    В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:
1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.      

2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг).

Информационное общество и коммуникация. Технократический подход.

    После второй мировой войны развитые страны столкнулись с информационным кризисом, вызванным противоречием между накопленными человечеством знаниями и возможностями их восприятия отдельным человеком. Ученые стали заявлять: «Гениальные открытия сделаны, опубликованы и похоронены в недрах библиотек, где их невозможно обнаружить; мы не знаем, что мы знаем!» Потребовались новые коммуникационные средства, «автоматические библиографы», мемексы (электромеханическое устройство, позволяющее создать автономную базу знаний), информатории. Стали повсеместно создаваться информационные службы, информационные системы, информационные сети. Эти средства нуждались в научном обосновании, которое стала разрабатывать информационная наука, названная в 1966 г. в СССР информатика. Задача информатики виделась в совершенствовании лишь научной коммуникации; остальные же коммуникационные системы, в том числе — массовая, экономическая, политическая, эстетическая и т. д., оставались в стороне.

Между тем значимость массовой коммуникации не только не уменьшилась, а напротив, благодаря телевидению и персональным компьютерам, возрастала все больше и больше. Общество, «облученное телевидением», перестало читать книги, ходить в кино и театры и посвятило свой досуг красочным телевизионным сериалам и видеофильмам. Западные бизнесмены и политики, всегда понимавшие значимость рекламы, открыли для себя новые возможности воздействовать на общественное мнение благодаря новым информационным технологиям. Службы паблик рилейшенз и команды имиджмейкеров стали пользоваться повышенным спросом. «Не деградирует ли человечество?» — с тревогой спрашивали педагоги, писатели, публицисты, культурологи, взирая на взрывоподобное распространение компьютерных игр и интернетовских «чатов».

     После Второй мировой войны роль технических средств коммуникации в распространении знаний, культуры и формировании личности (в рамках технократического подхода) стала центральной темой и в теориях, разоблачающих отрицательные стороны массовой культуры, и в работах современных футурологов, предсказывающих наступление «технотронной эры» и «информационного общества».

    Так возникли концепции технологического детерминизма, самой известной из которых является теория информационного общества, рассматривающая современные технические средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. Один из основоположников этой теории Дэниел Беллполагал, что США и некоторые европейские страны становятся информационными обществами, основанными не на индустриальном производстве, а на новейших информационных технологиях и производстве нового знания. Явным признаком такой трансформации становится повышение значения высшего образования.Знание превращается в ключевой источник новшеств и основу социальной организации и техноструктуры. По сути, это новый тип цивилизации, который характеризуется ускоренной автоматизацией и компьютеризацией процессов производства и управления, новыми техническими системами получения, переработки, передачи и хранения информации, интеллектуализацией производственной деятельности, информатизацией всех сфер общественной жизни, повышением качества жизни, изменением социальной структуры общества и т.д. Из-за возрастания роли знаний, информации и средств коммуникации такое общество называют информационным.

    Когда работа с информацией / знаниями стала одной из производительных сил общества, появились страны (типа Японии), которые строят свое экономическое благополучие в значительной степени используя эту сферу. Джефри Сакс в числе объяснений экономических результатов правления Билла Клинтона в США называет и вложения в науку, и расширение вовлеченности молодых американцев в получение высшего образования. Страна начинает "наращивать иные мускулы", создавая свое благополучие, опираясь на иные сферы.Элвин Тоффлер (амер. Философ, социолог и футуролог)говорит об информации как о сырье: "Для цивилизации Третьей волны одним из главных видов сырья, причем неисчерпаемым, будет информация, включая воображение." ( выдвинул идею сменяющих друг друга волн-типов общества: аграрное, индустриальное, постиндустриальное).

    Конец двадцатого века вывел процессы коммуникации на новый уровень, когда в них в значительной степени оказались заинтересованными государства и в военной области. Речь идет о феномене информационных войн (операций). Впервые на эту тему заговорил Э. Тоффлер в своей теории типологии войн. Войны аграрного периода велись за территории, войны индустриального периода - за средства производства. Войны информационного века будут вестись за средства обработки и порождения информации / знаний. Э. Тоффлер назвал этот феномен войной Третьей волны. В результате современные аналитики прямо заявляют, что США сейчас находится в состоянии войны: "Информация никогда не была более значимой. Необходимо оценить уязвимость и чувствительность медиа, американской общественности, наших политиков к информационным операциям в форме обмана, психологических операций и компьютерных атак, ежедневно ведущихся против Соединенных Штатов". Согласно американским оценкам 120 стран в настоящий момент ведут разработки в этой области.

    Американский военный аналитик Тимоти Томас суммировал набор угроз, вытекающих из данного развития информационных технологий. Анализ угроз очень важен для такой науки, как национальная безопасность, которая часто трактуется как менеджмент угроз. Таким образом существует набор из следующих угроз:

информационные технологии представляют опасность для всех стран,

• при этом отсутствуют легальные механизмы противодействия им, одобренные всем международным сообществом,

• возникновение новых методов манипуляции восприятием, эмоциями, интересами и выбором,

доступность больших массивов информации для всех (включая террористов).

    Перед нами возник новый аспект роли коммуникации в обществе. Наиболее интересные работы в этом направлении были сделаны представителями Военно-воздушного университета в Максвелле (США): Джорждем Стейном, Ричардом Шафрански, Оуэном Йенсеном. Их даже называют школой Максвелла. Перед нами возник вариант психологического воздействия на разум противника.

    Джордж Стейн, один из представителей университета в Максвелле, трактует информационную войну как действующую в области того, как люди думают и как принимают решения. В качестве одного из возможных инструментариев он называет создание и передачу фиктивных сообщений, которые могут быть направлены как на массовую аудиторию, так и на индивидуальное сознание. Здесь можно вспомнить фразу Э. Тоффлера, что воображение будет столь же важным фактором, как и информация вообще.

    Ричард Шафранский в качестве целей информационной войны называет системы знаний и представлений. Системы представлений при этом рассматриваются как максимально индивидуализированные. "Враг в реальности представляет из себя множество врагов, множество отдельных разумов". На стратегическом уровне удачная информационная кампания должна воздействовать на процесс выбора противника, соответственно, на его поведение.

    Собственно уже в 1994 г. инструкции по психологическим операциям ВВС США требуют в числе своих задач "ввода информации для воздействия на мысли, эмоции и мотивы иностранных правительств, организаций, групп и идивидов". 

    Характерным (и благотворным для дальнейших исследований) для представителей ВВС стало представление об информационном пространстве (инфосфере), где будет протекать будущее противоборство. Информационное пространство также возникает как реальность после того, как человечество научилось создавать и эксплуатировать его. Новой задачей стал контроль этого информационного пространства для достижения соответствующего информационного доминирования. Дж. Стейн писал: "Следует развивать стратегическую теорию информационной войны, а технологии придут сами" .     Информационной войной считается любая атака против информационной функции, включая бомбардировку телефонной станции. А в отношении наступательных информационных операций подчеркивается, что они необязательно могут вестись в месте битвы или во время битвы, которую они призваны поддерживать. То есть разведя их во времени и пространстве с реальными боевыми действиями, мы реально получаем действия в подлинно отдельном пространстве - информационном.

    К информационной войне современный мир подталкивает и глобализация современных СМИ, которые постепенно становятся равноправными участниками принятия решений. Возник так называемый "эффект CNN", который образуется, когда приоритеты коммуникативного канала начинают диктовать условия политикам и людям, принимающим решения.Военные раскрыли его следующим образом, создав три списка угроз: список А - угрозавыживанию, список В - угроза западным интересам (например, Персидский залив), список С - непрямое воздействие на западные интересы (например, Косово, Босния, Сомали и т.д.). При этом исследователи подчеркивают, что последний список находится в центре внимания масс-медиав информационном веке. Драматические визуальные картинки непосредственного человеческого конфликта и страданий более легко передать общественности, чем абстракции списка А, В. То есть особенности канала коммуникациии особенности восприятия информации человеком диктуют приоритеты, под которые начинает подстраиваться политика.

    Военные аналитики назвали войну в Косово первой медиа-войной, когда постоянный показ драматических визуальных картинок серьезно влиял на политическую и военную союзную коалицию. Для стран СНГ таким примером медиа-войны является Чечня-1 и Чечня-2. Если первая из них было полностью проиграна военными на медиа-поле, то о второй этого уже сказать нельзя. Военная машина уже оказалась более подготовленной, несмотря на то, что методы воздействия носили в основном не интеллектуальный, а авторитарный характер, типа запрета показа интервью лидеров боевиков по ТВ под угрозой отзыва лицензий у телевизионных каналов.

    Современные страны, например, США, сталкиваются и с другими видами информационного воздействия, с которыми они не готовы оперировать. При этом они не носят военного характера и по этой причине государство не имеет адекватной системы реагирования на них. Это могут быть разного рода информационные атаки с помощью масс-медиа, это может быть психологическое воздействие на все население с целью подорвать доверие к лидерам и их действиям. Чем сильнее становится страна в информационном отношении, тем более уязвимой может становиться ее информационная инфраструктура, у страны появляются новые точки уязвимости, которых не было на предыдущем этапе ее развития.

    Новый статус информации в современном обществе требует к себе другого отношения общества и государственной машины. Страны СНГ еще в недостаточной степени понимают неизбежность подобного развития мира. Официальные американские военные документы используют термин "глобальная информационная среда", которая имеет влияние на политические, экономические и военные действия. С помощью глобальной информационной среды новости о военных операциях передаются в реальном времени или близко к реальному времени американской общественности, союзникам и противнику.

    Не менее значимым, чем воздействие на противника, является влияние на дружественную или нейтральную аудиторию. Мир полон стереотипов, которые часто являются невыгодными для той или иной национальности. Ведется активная борьба против подобных негативных представлений одной национальности в рамках массовой культурыдругой. Известно, что японцы, к примеру, покупали акции голливудских компаний, чтобы влиять на то, как будут выглядеть в американских фильмах японцы. Аналогично пытается влиять на западные кинопредставления и арабский мир. К примеру, в июле 1993 г. состоялась встреча между арабо-американцами и студией Диснея, в результате чего были удалены некоторые оскорбительные пассажи из песен фильма "Алладин".

    Новый информационный мир по-иному выстраивает свои приоритеты, опирается на новые типы возможностей. И статус наук коммуникативного цикла непрерывно возрастает. В этой области также появились свои "глобалисты", замкнувшие на коммуникацию весь мир. Это Маршалл Маклюэн и Элвин Тоффлер.

       Концепцию Э. Тоффлера мы уже обсуждали, а концепцию М. Маклюэна можно описать несколькими основополагающими идеями.

    Во-первых, это повышение роли самого канала коммуникации, который задает в ряде случаев само сообщение. Маклюэн также подчеркивал, что современные средства коммуникации уже передают не столько само сообщение, сколькоего автора, например, имея в виду телевидение.

    Во-вторых, всеобщность его подхода привела к рассмотрению мира как одной глобальной деревни, единство которой достигается за счет СМИ.

        В-третьих, Маклюэн предложил очень интересное разграничение "горячих" и "холодных" СМИ.Основным критерием классификации выступает уровень вовлечения потребителя информации в процесс коммуникации. "Горячими" он называет те средства, которые предельно расширяют одно чувство, давая очень много соответствующей информации (радио, фото и др.), а "холодными"—  дающие мало информации и заставляющие реципиента восполнять лакуны и додумывать самому (телефон, комикс и т.п.). "Горячие" обеспечивают низкую степень участия воспринимающего, "холодные" — высокую. Слишком "горячие" средства воздействуют очень сильно, и чтобы справиться с воздействием, сознание включает механизмы защиты, "охлаждение".

    Поскольку основным результатом потребления информации является извлечение смысла, постольку выделяются СМИ подающие информацию в удобной форме, не требующей дополнительных усилий для осмысливания, и неудобной форме, требующей дополнительных усилий от потребителя информации. Так, телевидение несомненно оказывается удобной формойпотребления информации, когда зрителю обеспечен максимальный комфорт и удобство. А вот книги (особенно научные) несомненно оказываются некомфортным носителем информации, требующим от читателя максимального внимания и дополнительного включения воображения.

    Концепция Г. М. Маклюэнаможет быть отнесена к технократическим Ее еще называют культурологической теорией коммуникации. Свою задачу в исследовании роли средств массовой коммуникации Г. Маклюэн видел в том, чтобы понять развитие элементов культуры как совокупности средствобщения. Смена исторических эпох рассматривается им как переворот в развитии культуры, как смена типов коммуникации. Новое средство общения, понимаемое Г.Маклюэном как технологическое продолжение органов человеческого тела, оказывает обратное воздействие на человека. Полностью меняется весь сенсорный баланс — соотношение органов чувств в восприятии действительности, жизненный стиль, ценности, формы организации общества.Так, если эпоха племенного человека характеризовалась стесняющим общение господством устной речи,слиянием слова и дела, то распространение книгопечатания привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, промышленной революции. И в результате — к разобщающей людей узкой специализации.Индустриальный человек оказался подвержен массированному воздействию средств массовой коммуникации.    Современная эпоха, по мнению Г. Маклюэна, началась с появления электричества. С помощью средств массовой коммуникации электричество мгновенно связывает людей в такое глобальное пространство, где все оказываются взаимосвязанными друг с другом. Любой участник общения имеет возможность связаться с неограниченным числом реципиентов. Средствамассовой коммуникации начинают выполнять функции идеологического, политического влияния, организации, информирования, просвещения, развлечения, поддержания социальной общности.

    Таким образом,основным механизмом истории, согласно Маклюэну, являетсясмена технологий, которую, в свою очередь, вызывает смена способа коммуникации. Маклюэн был убежден, что типобщества в значительной мере определяется господствующим в нем типомкоммуникации, а человеческое восприятие – скоростью передачи информации. Маклюэн в своих построениях исходил из идей своего учителя историка экономических структур Г. Инниса, который увидел в технологиях коммуникации формообразующую силу всякой культуры и причину эволюции общества.

    Технократические концепции интересны тем, что моментально проникают в массовое сознание, возможно, даже изначально создаются не только в расчете на специалистов.

    Очевидно, что новые системы связи, способные мгновенно передавать информацию практически в неограниченном объеме и на любое расстояние, кардинально меняют облик человечества, ведут к принципиально новому состоянию культуры и цивилизации. Среди слабых сторон теории информационного общества, возможно, главной является необоснованная, т.е. фактически вера в цивилизующую мощь новых, в частности, информационных технологий. Эта краеугольная идея базируется на нерефлектированной вере в прогресс. Прогресс же – это не объективный факт, а ценностная позиция.

    Весьма влиятельной технократической концепцией является математическая теория коммуникации. Ее создателем считается инженер и математик Клод Шеннон. Под системой он понимает набор объектов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом, формируюя целое. Различаются дватипа систем.Закрытая система, которая не имеет обмена с окружающей средой, делающая шаги к внутреннему хаосу (энтропия) и смерти.Открытая система, обменивающаяся энергией с окружающей ее средой, ориентированна на рост. Последняя заслуживает особого внимания, и в рамках системного подхода рассматриваются следующие ее характеристики: целостность (целое больше, чем сумма его частей, части находятся во взаимосвязи и не могут быть поняты отдельно), иерархия (каждая система состоит из множества подсистем, подсистемы могут образовывать суперсистему), саморегулирование и контроль (управление), изменение (адаптируемость, достижение целей разными способами и от различных отправных точек), взаимообмен со средой, сбалансированность.

    3. Интеракционистский и лингвистический подходы.К интеракционистскимможно отнести концепцию этнометодологии, инициированную американским социологом Гарольдом Гарфинкелем, и получившая свое развитие в трудах Ирвинга Гоффмана. Этнометодология понимает язык коммуникации широко, включая в него как вербальный язык, так и язык жестов, выразительных движений, ритуал и молчание.

    Этнометодология имеет непосредственную преемственность с символическим интеракционизмом. Главная особенность данной концепции – использование методологии этнографии и социальной антропологии в коммуникативистике и более того превращение их в общую методологию всех социальных наук. Универсализируя методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, этнометодология пытается увидеть в них основаниесоциологического анализа и современной социальной жизни. Ее предмет – процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы социальной коммуникации между людьми.

    И. Гофман предложил свой вариант, акцентировав внимание на драматургической составляющей интеракции.В драматургической перспективе утверждается, что элементы человеческого взаимодействия зависят от времени, места и аудитории. Другими словами, согласно Гоффману, «я» есть осознание себя в конкретной ситуации. Сам он назвал свою концепцию анализом фреймов (устойчивых структур). Каждое взаимодействие индивидов Гофман рассматривал как структурированную по определенным правилам ситуацию – фрейм. В каждом обществе, социуме складываются совершенно конкретные механизмы социальной коммуникации, укорененные в виде правил, норм, регулирующих взаимодействия между людьми. Эти правилаопределяют, когда уместно что-то сказать или, наоборот, промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Их нарушение существенно затрудняет коммуникацию, может даже привести к ее полному разрыву.

    Теория межкультурного содержания коммуникации разработана американским антропологом Эдвардом Холлом. Этот подход предполагает, что на эффективность коммуникативных действий влияет принадлежность коммуникантов к определенной культурной среде. Большое значение для осуществления межкультурной коммуникации играют зональные пространства между находящимися в контакте персонами, их называют еще ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПУЗЫРЬ. По сути это понятие «социальной дистанции» (близкой, персональной, социальной и публичной дистанции), которое характеризует степень близости или отчужденности социальных групп и лиц. В концепции Холла рассматриваются четыре расстояния коммуникации: близкое, персональное, социальное и публичное.Близкое расстояние (0-1,5 м) означает явное присутствие другого лица и может время от времени оказывать «давление» из-за очень интенсивных сенсорных воздействий. Персональное расстояние (1,5-4 м) оказывает разделяющее воздействие, но сохраняет возможность воспринимать визуально изменения в лице. Социальное расстояние (4-10 м) характерно для случайных общественных мероприятий и оставляет возможность продолжать работать в присутствии другого лица без того, чтобы показаться невежливым. Публичное расстояние (10 м и более) характеризует места для общественного дискурса.

    В Латинской Америке, средиземноморских странах и некоторых арабских странах пространственный пузырь, как правило, меньше, нежели чем в Западной Европе, Северной Америке и Австралии. В Бразилии разговоры зачастую происходят на таком близком расстоянии, что западноевропеец или американец начинает испытывать значительный дискомфорт, что вынуждает его автоматически отступить назад или попытаться спрятаться за стулом или столом, в то время как бразилец будет все время пытаться сокращать это расстояние и устранять со своей дороги мешающие предметы. Таким образом, социальная дистанция в Латинской Америке как минимум частично соответствует интимной зоне западноевропейца.
    Социальная дистанция для русских также меньше, чем у бизнесменов из США, хотя не такая близкая, как это принято в Латинской Америке. Для американцев близкое расстояние, т.е. интимная и личная зоны, составляет от 15 см до 1,2 метра, поэтому их общение даже с западноевропейцами может приводить к недоразумениям, т.к. они будут предпочитать большую дистанцию для бесед, чем это принято, скажем, в Дании. Бессознательное стремление датчанина уменьшить дистанцию будет расценено американцем как стремление оказать давление или сексуальный намек.

    Теоретические основы концепций социального обмена восходят к традиции утилитаризма Иеремии Бентама и Адама Смита, представители которой считали, что движущим мотивомчеловеческой деятельности является стремление к полезности и получение выгоды.

    Другим источником явились работы известных представителей социальной антропологии – Бронислава Малиновского, Джеймса Фрезера, Марселя Мосса, обнаруживших важную роль обменных сделок в жизни первобытных народов. В частности М. Мосс на большом этнографическом и историческом материале показал, что доразвитиятоварных отношений универсальным средством обмена являлись взаимные дары,которые былиформально добровольными, в действительности – строго обязательными. Малиновский Б. описал систему взаимного обмена на островах Меланезии – «круг кула». Некоторые группы племен на отдельных островах непрерывно обмениваются ритуальными («престижными») предметами, причем ожерелья циркулируют в одном направлении, а браслеты – в другом. Он наблюдал за длительными церемониями, сопровождающими эту традицию и являющимися функционально необходимыми для стабильности группы общин. Именно так образуются интегративные образцы статуса и престижа. Исходной методологической посылкой теорий социального обмена стало представление о человеке как существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами.

    Социологический вариант концепций социального обмена, представляющий социальное взаимодействие как обмен активностью индивидов ради максимизации личных выгод, основан на следующих постулатах:

- индивиды всегда стремятся к максимизации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека;

- вступая в отношения с другими людьми, индивид пытается соотнести издержки, возникающие в результате этих отношений, с возможными выгодами;

- группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь соблюдения «справедливых» отношений;

- индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедливых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт;

- чем острее воспринимается несправедливость, тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справедливые отношения»;

- человек, вступающий в отношения обмена с другим человеком, будет ожидать, что доходы каждого из них будут пропорциональны расходам: чем больше доходы, тем больше расходы.

    Крупным направлением в изучении коммуникации в XX в. стала лингвистическая парадигма. Ее сторонники ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как:

1) система символической коммуникации, т.е. коммуникации путем фонетических (и письменных) знаков, резко отличающая человеческие существа от всех остальных видов. Язык регулируется правилами и включает в себя множество условных знаков, которые имеют общее значение для всех членов лингвистической группы;

2) знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом. Лингвисты больше внимания уделяют формальным свойствам языка, в то время как социологов, социальных психологов, философов интересуют сложные и социально определенные правила, управляющие лингвистической деятельностью, отношение между языком, идеологией,знанием и социальной природой словесного общения. Социальные психологи обычно концентрируются на последнем факторе, а социологи – на изучении отношения между языком и такими нелингвистическими структурными механизмами, как класс и гендер. Известно, например, что различные формы социального отношения порождают разные формы лингвистических норм. Так, в процессе школьного обучения дети из семей рабочих часто находятся в невыгодном положении из-за употребления ограниченных лингвистических норм.

    Основателем современной структурной лингвистики считается швейцарский теоретик Фердинанд де Соссюр. Он также оказал большое влияние на структурализм, появившийся чуть позднее, чем структурная лингвистика. Языкознание Соссюр относит в целом к ведению психологии, выделяя особую науку – семиологию, призванную изучать знаковые системы, наиболее важной из которых является язык. Внутри семиологии вычленяется лингвистика, занимающаяся языком как знаковой системой особого рода, наиболее сложной по своей организации. Внутренняя лингвистика расчленяется Соссюром на лингвистику языка и лингвистику речи.

    Причина такого разграничения состоит в том, что в реально наблюдаемом многообразии вербальных форм – «речевой деятельности» - Соссюр выделяет такие разнокачественные явления, как язык и речь.Язык – это общее, надындивидуальное, устойчивое начало речевой деятельности. Речь представляет собой использование языка, она столь изменчива, что не поддается систематическому изучению. Поэтому лингвистика должна сосредоточиться на исследовании языка, а речь относится к области психологии.

    Соссюр заложил фундамент теоретической лингвистики, хотя мимо его научного интереса прошли вопросы синтаксиса и прагматики, которые восполнили другие ученые, в частности, Н. Хомский и Р. Якобсон.

    Эдуард Сапир и его ученик Бенджамин Ли Уорф выдвинули гипотезу лингвистического релятивизма, согласно которой наш язык построен на множественном человеческом восприятии мира. Например, у первобытных или «примитивных» народов существует масса слов, для обозначения какого-то одного явления, что демонстрирует их гармонию с окружающей средой. Или отсутствие в их языке класса общих понятий, который связан с развитием теоретизации в культуре является отражением этого в естественных языках.

    Видное место в области методологии языка занимает Ноам Хомский, американский лингвист, чьи основные идеи в теории языка связаны с его синтаксисом и прагматикой. Важнейший вклад Хомского – создание трансформационной грамматики. Любая фраза содержит «глубинную структурную» информацию вместе с набором «поверхностных структур». Хомский проводит различие между значением сообщения (глубинной структурой) и формой, в которой оно выражено (поверхностная структура). Например, фраза «Иван дал книгу Петру». В поверхностной структуре это может быть выражено как «Петр получил книгу от Ивана» или «книга была дана Петру Иваном». Такие грамматические изменения вызваны трансформационной грамматикой, т.е. изменениями синтаксиса, но не семантики.

    По Хомскому, лингвистическая компетентность у человека является врожденной и выражается в универсалиях грамматической глубинной структуры. Доказательством врожденности фундаментальных грамматических структур является скорость и точность, с которой дети овладевают структурами языка. Таким образом, утверждает Хомский, это опровергает точку зрения бихевиористов, которые считали, что язык просто изучается, а его правила схватываются индуктивно. При изучении языка, естественно могут быть индивидуальные отличия, но общие черты структуры и усвоения языка рассматриваются в качестве универсальных. Правда новейшие исследования этологов опровергли этот тезис Хомского, хотя и не подтвердили умозаключения бихевиористов. Выяснилось, что у человека, как впрочем, и у любого другого животного, существует два механизма научения. Первый, который привычен людям, связан с изучением чего-то, запоминанием и повторением. Второй – работает у людей в первые 5 – 7 лет жизни индивида (у животного – намного меньше, в этом и состоит разница). Механизм получил название импринтинга. Суть работы этого механизма заключается в том, что все, что видит, слышит или вообще соприкасается с ребенком «впечатывается» в его память без каких- либо его усилий. Биологической основой импринтинга являются формирующиеся в это время структуры головного мозга ребенка. Самое удивительное заключается в том, что если в это время с ребенком будут говорить на двух языках (или он будет окружен второй языковой средой) он совершенно безболезненно освоит два этих языка. Причем освоение грамматической, семантической, синтаксической, прагматической структур двух языков будут происходить параллельно.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1986; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!