Форматы записи-воспроизведения аудиосигналов
Технологии мультимедиа
Технологии статических изображений
Растровая и векторная информация
Существуют два основных принципа формирования изображения. Первый – путем нанесения на поверхность рисунка совокупности точек разного цвета (такая точка называется «пиксель»), плотности, яркости (как это и происходит в цветной или черно-белой полиграфии), второй – путем вычерчивания и заштриховывания (графика или гравюра).
Оба этих подхода сохранились и в компьютерную эру, только точечное изображение получило наименование растрового, рисованное – векторного. Кроме того, компьютеризация сама предложила ряд новых подходов к графике, например фрактальный. Фрактал – это объект, отдельные элементы которого наследуют свойства родительских структур, фракталы позволяют детально описывать целые классы изображений с расходованием относительно малого количества памяти, однако к изображениям вне этих классов фракталы плохо применимы.
Большинство устройств ввода-вывода данных в ЭВМ имеют дело с растровой информацией, хотя векторное изображение более экономично, например, чтобы провести прямую, при векторном подходе достаточно задать координаты ее начала и конца (четыре числа – (х1,у1), (х2,у2)), в то время как растровое описание требует задания всех точек прямой (а их может быть несколько сотен или тысяч). Более того, векторное представление легко масштабируется, что и используется в форматах документов PostScript, PDF и пр.
|
|
Поэтому перед разработчиками информационных систем стоит важная проблема – векторизация растрового изображения. Этот процесс называется трассировкой.
а)
S
б)
Рисунок 1 – Эффект масштабирования растрового изображения (число пикселей не изменяется, форматы типа jpeg, gif, png) (а); масштабирование векторного изображения (формат svg) (б)
Программа трассировки отыскивает группы пикселей с одинаковым цветом, а затем создает соответствующие им векторные объекты.
Схемы цветообразования
Цвета одних предметов человек видит потому, что они излучают свет, а других – потому, что они его отражают. Когда предметы излучают свет, они приобретают тот цвет, который мы видим. Когда они отражают свет (бумага, например), их цвет определяется цветом падающего на них света и цветом, который эти объекты отражают.
Сегодня диаметрально противоположные способы генерации цвета мониторов и принтеров являются основной причиной искажения экранных цветов при печати. Для того чтобы получать предсказуемые результаты на экране и печати, нужно хорошо представлять работу двух противоположных систем описания цвета в компьютере: аддитивной и субтрактивной.
|
|
Аддитивные и субтрактивные цвета. Аддитивный цвет образуется при соединении лучей света разных цветов. В этой системе используются три основных цвета красный, зеленый и синий (RGB – Red, Green, Blue). Если их смешать друг с другом в равной пропорции, они образуют белый цвет, а при смешивании в разных пропорциях – любой другой, отсутствие же всех основных цветов представляет черный цвет. Система аддитивных цветов работает с излучаемым светом, например от монитора компьютера.
В системе субтрактивных цветов происходит обратный процесс – вы получаете какой-либо цвет, вычитая другие цвета из общего луча отраженного света. В этой системе белый цвет появляется в результате отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает черный цвет. Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом, например от листа бумаги. Белая бумага отражает все цвета, окрашенная – некоторые поглощает, а остальные отражает.
В системе субтрактивных цветов основными являются голубой, пурпурный и желтый цвета (CMY), противоположные красному, зеленому и синему. Когда эти цвета смешиваются на белой бумаге в равной пропорции, получается черный цвет. Вернее, предполагается, что должен получиться черный цвет. В действительности типографские краски поглощают свет не полностью и поэтому комбинация трех основных цветов выглядит темно-коричневой. Чтобы исправить возникающую неточность, для представления тонов черного цвета принтеры добавляют немного черной краски. Систему цветов, основанную на таком процессе четырехцветной печати, принято обозначать аббревиатурой CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Black).
|
|
Цветовая модель RGB. Монитор компьютера создает цвет непосредственно излучением света и использует, таким образом, систему цветов RGB. Поверхность монитора состоит из мельчайших точек (пикселей) красного, зеленого и синего цветов, форма точек варьируется в зависимости от типа электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). Пушка ЭЛТ подает сигнал различной мощности на экранные пиксели. Каждая точка имеет один из трех цветов, при попадании на нее луча из пушки она окрашивается в определенный оттенок своего цвета в зависимости от силы сигнала. Поскольку точки маленькие, уже с небольшого расстояния они визуально смешиваются друг с другом и перестают быть различимы. Комбинируя различные значения основных цветов, можно создать любой оттенок из более 16 млн цветов, доступных в RGB.
|
|
Лампа сканера светит на поверхность захватываемого изображения (или сквозь слайд), затем отраженный или прошедший через слайд свет с помощью системы зеркал попадает на чувствительные датчики, которые передают данные в компьютер также в системе RGB. Система RGB адекватна цветовому восприятию человеческого глаза, рецепторы которого тоже настроены на красный, зеленый и синий цвета.
Цветовая модель CMYK. Система цветов CMYK была широко известна задолго до того, как компьютеры стали использоваться для создания графических изображений. Триада основных печатных цветов: голубой, пурпурный и желтый (CMY, без черного) является, по сути, наследником трех основных цветов живописи (синего, красного и желтого). Изменение оттенка первых двух связано с отличным от художественных химическим составом печатных красок, но принцип смешения тот же самый. И художественные, и печатные краски, несмотря на провозглашаемую самодостаточность, не могут дать очень многих оттенков. Поэтому художники используют дополнительные краски на основе чистых пигментов, а печатники добавляют как минимум черную краску. Система CMYK создана и используется для печати. Все файлы, предназначенные для вывода в типографии, должны быть конвертированы в CMYK. Этот процесс называется цветоделением.
Цвет в CMYK может быть описан совокупностью четырех чисел (или цветовыми координатами), каждое из которых представляет собой процент краски основных цветов, составляющий цветовую комбинацию. Например, для получения темно-оранжевого цвета следует смешать 30 % краски cyan, 45 % magenta, 80 % yellow и 5 % black, тогда этот цвет можно закодировать следующим образом – (30,45,80,5), или же C30M45Y80K5.
Цветовая модель Grayscale.Цветовая модель Grayscale представляет собой ту же индексированную палитру, где вместо цвета пикселям назначена одна из 256 градаций серого.
Форматы графических файлов
Сжатие информации. Объем обрабатываемой и передаваемой информации быстро растет. Это связано с выполнением все более сложных прикладных процессов, появлением новых информационных служб, использованием изображений и звука. Сжатие данных (data compression) процесс, обеспечивающий уменьшение объема данных. Сжатие позволяет резко уменьшить объем памяти, необходимой для хранения данных, сократить (до приемлемых размеров) время их передачи. Особенно эффективно сжатие изображений. Сжатие данных может осуществляться как программным, так и аппаратным или комбинированным методом.
Если сжатие текстов происходит без потери информации, то сжатие звука и изображения почти всегда приводит к ее некоторой потере. Сжатие широко используется при архивировании данных.
Размер файла, в котором сохраняется изображение, существенно зависит от формата файла.
Методы сжатия графики. RLE. При сжатии методом RLE (Run Length Enconding, кодирование длины серий) последовательность повторяющихся величин (например, набор бит для представления пикселя) заменяется парой – повторяющейся величиной и числом ее повторений. Метод сжатия RLE используется в некоторых графических форматах, например в PCX.
Программа сжатия файла может сначала записывать количество видеопикселей, а затем их цвет или наоборот. Поэтому возможна такая ситуация, когда программа, считывающая файл, ожидает появления данных в ином порядке, чем программа, сохраняющая этот файл на диске. Если при попытке открыть файл, сжатый методом RLE, появляется сообщение об ошибке или полностью искаженное изображение, нужно считать этот файл с помощью другой программы или преобразовать его в иной формат. Сжатие методом RLE наиболее эффективно для изображений, которые содержат большие области однотонной закраски, и наименее эффективно для отсканированных фотографий, так как в них нет длинных последовательностей одинаковых видеопикселей.
Метод сжатия LZW (назван так по первым буквам его разработчиков Lempel, Ziv,Welch) основан на поиске повторяющихся узоров в изображении. Сильно насыщенные узорами рисунки могут сжиматься до 0,1 их первоначального размера. Метод сжатия LZW применяется для файлов форматов TIFF и GIF; при этом данные формата GIF сжимаются всегда, а в случае формата TIFF право выбора возможности сжатия предоставляется пользователю. Существуют варианты формата TIFF, которые используют другие методы сжатия. Это означает, что возможна ситуация, когда файл в формате TIFF не может быть прочитан некоторой графической программой, хотя она должна «понимать» этот формат.
Метод сжатия JPEG обеспечивает высокий коэффициент сжатия для рисунков фотографического качества. Формат файла JPEG, использующий этот метод сжатия, разработан объединенной группой экспертов по фотографии (Joint Photographic Experts Group). Сжатие по JPEG сильно уменьшает размер файла с растровым рисунком (возможен коэффициент сжатия 100:1). Высокий коэффициент сжатия достигается за счет сжатия с потерями, при котором в результирующем файле теряется часть исходной информации. Метод JPEG использует тот факт, что в то время как человеческий глаз чувствителен к изменению яркости, изменения цвета он замечает хуже. Поэтому при сжатии этим методом запоминается больше информации о разнице между яркостями пикселей и меньше – о разнице между их цветами. Уровень сжатия (степень потери данных) может изменяться, но даже при задании максимального качества JPEG теряет некоторые подробности. Количество доступных уровней сжатия зависит от используемого для редактирования изображений программного обеспечения.
Растровые форматы. Перечислим основные растровые форматы изображений.
BMP(BitMaP – точечный рисунок) – основной формат растровой графики в ОС Windows. Для имени файла, представленного в BMP-формате, чаще всего используется расширение .bmp, хотя некоторые файлы имеют расширение .rle, что обычно указывает на то, что произведено сжатие растровой информации файла одним из двух способов сжатия RLE, которые допустимы для файлов BMP-формата.
В файлах BMP информация о цвете каждого пикселя кодируется 1, 4, 8, 16 или 24 битами (бит/пиксель). Числом бит/пиксель, называемым также цветовой глубиной, определяется максимальное число цветов в изображении. Изображение при глубине 1 бит/пиксель может иметь всего два цвета, а при глубине 24 бит/пиксель – более 16 млн (224) различных цветов.
Файл разбит на четыре основных раздела – заголовок файла растровой графики, информационный заголовок растрового массива, таблица цветов и собственно данные растрового массива. Заголовок файла растровой графики содержит информацию о файле, в том числе адрес, с которого начинается область данных растрового массива. В информационном заголовке растрового массива содержатся сведения об изображении, хранящемся в файле (например, высоте и ширине в пикселях). В таблице цветов представлены значения основных цветов RGB (красный, зеленый, синий) для используемых в изображении цветов. Программы, считывающие и отображающие BMP-файлы, в случае использования видеоадаптеров, которые не позволяют отображать более 256 цветов, для точной цветопередачи могут программно устанавливать такие значения RGB в цветовых палитрах адаптеров.
Формат собственно данных растрового массива в файле BMP зависит от числа бит, используемых для кодирования данных о цвете каждого пикселя. При 256-цветном изображении каждый пиксель в той части файла, где содержатся собственно данные растрового массива, описывается одним байтом (8 бит). Это описание пикселя не представляет значений цветов RGB, а служит указателем для входа в таблицу цветов файла. Таким образом, если в качестве первого значения цвета RGB в таблице цветов файла BMP хранится R/G/B = 255/0/0, то значению пикселя О в растровом массиве будет поставлен в соответствие ярко-красный цвет. Значения пикселей хранятся в порядке их расположения слева направо, начиная (как правило) с нижней строки изображения. Таким образом, в 256-цветном BMP-файле первый байт данных растрового массива представляет собой индекс для цвета пикселя, находящегося в нижнем левом углу изображения; второй байт представляет индекс для цвета соседнего справа пикселя и т. д.
PCX – первый стандартный формат файлов для растровой графики в компьютерах систем IBM PC. Файлы PCX включают три части – заголовок PCX, данные растрового массива, факультативную таблицу цветов. Заголовок (128-байтовый) содержит несколько полей данных, в том числе о размере изображения и количестве бит для кодирования цветовой информации каждого пикселя. Информация растрового массива сжимается с использованием метода RLE; факультативная таблица цветов в конце файла содержит 256 значений цветов RGB, определяющих цвета изображения. Кодирование цвета каждого пикселя в современных изображениях PCX может производиться с глубиной 1, 4, 8 или 24 бит.
TIFF (Tagged Image File Format – формат файлов изображения, снабженных тегами). Если PCX – один из самых простых для декодирования форматов растровой графики, то TIFF – один из самых сложных. Файлы TIFF имеют расширение tif. Каждый файл начинается 8-байтовым заголовком файла изображения (IFH), важнейший элемент которого – каталог файла изображения (Image File Directory – IFD) – служит указателем к структуре данных. IFD представляет собой таблицу для идентификации одной или нескольких порций данных переменной длины, называемых тегами, хранящими информацию об изображении. В спецификации формата файлов TIFF определено более 70 различных типов тегов. Например, тег, хранящий информацию о ширине изображения в пикселях, или о его высоте, или таблица цветов (при необходимости), или сами данные растрового массива. Изображение, закодированное в файле TIFF, полностью определяется его тегами, и этот формат файла легко расширяется, поскольку для придания файлу дополнительных свойств достаточно определить дополнительные типы тегов. Данные растрового массива в файле TIFF могут сжиматься с использованием любого из нескольких методов, поэтому в надежной программе для чтения файлов TIFF должны быть средства распаковки RLE, LZW и несколько других.
GIF (Graphics Interchange Format – формат обмена графическими данными, произносится «джиф») разработан компанией CompuServe (расширение – gif). Структура файла зависит от версии GIF-спецификации (распространены две версии GIF87a и GIF89a). Независимо от номера версии файл GIF начинается с 13-байтового заголовка, содержащего сигнатуру, которая идентифицирует этот файл в качестве GIF-файла, номер версии GIF и другую информацию. Если файл хранит только одно изображение, вслед за заголовком обычно располагается общая таблица цветов, определяющая палитру изображения. Если в файле хранится несколько изображений, то вместо общей таблицы цветов каждое изображение сопровождается локальной таблицей цветов.
Основные достоинства GIF заключаются в широком распространении этого формата и его компактности. Но ему присущи два достаточно серьезных недостатка. Один из них состоит в том, что в изображениях, хранящихся в виде GIF-файла, не может быть использовано более 256 цветов. Второй, возможно, еще более серьезный, заключается в том, что разработчики программ, использующие в них форматы GIF, должны иметь лицензионное соглашение с CompuServe и вносить плату за каждый экземпляр программы; такая ценовая политика была принята CompuServe после того, как Unisys объявила, что начнет добиваться соблюдения своих прав собственности и потребовала от тех, кто пользуется алгоритмом сжатия LZW, вносить лицензионные платежи. Возникшее в результате этого запутанное юридическое положение тормозит внедрение в свои графические программы средств для работы с файлами GIF.
PNG (Portable Network Graphic – переносимый сетевой формат, произносится «пинг», расширение – .png) был разработан для замены GIF, чтобы обойти юридические препятствия, стоящие на пути использования GIF-файлов. PNG унаследовал многие возможности GIF и, кроме того, позволяет хранить изображения с истинными цветами. Еще более важно, что он сжимает информацию растрового массива в соответствии с вариантом пользующегося высокой репутацией алгоритма сжатия LZ77 (предшественника LZW), которым любой может пользоваться бесплатно.
Таблица – Сравнительные характеристики различных графических файлов
Формат обмена графическими данными | Размер файла, Кбайт | Число цветов |
BMP - RGB | 1 Мбайт | 16,7 млн |
BMP - RLE | 83 | 256 |
PCX | 189 | 16,7 млн |
TIFF | 1 Мбайт | 16,7 млн |
TIFF - LZW compression | 83 | 16,7 млн |
GIF | 31 | 256 |
JPEG - минимальное сжатие | 185 | 16,7 млн |
JPEG - минимальное прогрессивное сжатие | 150 | 16,7 млн |
JPEG - максимальное сжатие | 20 | 16, 7 млн |
JPEG - максимальное прогрессивное сжатие | 16 | 16,7 млн |
JPEG (расширение - . jpg) был разработан компанией C-Cube Microsystems как эффективный метод хранения изображений с большой глубиной цвета, например, получаемых при сканировании фотографий с многочисленными едва уловимыми оттенками цвета. Используется алгоритм JPEG-сжатия с потерями информации. Таблица иллюстрирует размеры и цветовую глубину файлов, которые соответствуют различным форматам при сохранении исходного изображения размером в 1 Мбайт.
Векторные форматы. Файлы векторного формата содержат описания рисунков в наборе команд для построения простейших графических объектов (линий, окружностей, прямоугольников, дуг и т. д.). Кроме того, в этих файлах хранится некоторая дополнительная информация. Различные векторные форматы отличаются набором команд и способом их кодирования.
WMF (Windows Metafile) – формат, доступный большинству приложений Windows, так или иначе связанными с векторной графикой, служит для передачи векторов через буфер обмена (Clipboard). Однако может искажать цвет, не сохранять ряд параметров, которые могут быть присвоены объектам в различных векторных редакторах, не воспринимается программами Macintosh.
EPS (Encapsulated PostScript) – упрощенный PostScript, может использоваться большинством настольных издательских систем и векторных программ, некоторыми растровыми программами. Однако не может содержать в одном файле более одной страницы, не сохраняет ряд установок для принтера. Как и в файлы печати PostScript, в EPS записывают конечный вариант работы, хотя такие программы как Adobe Illustrator, Photoshop и Macromedia FreeHand могут использовать его как рабочий.
DXF (Drawing Interchange Format) – используется всеми программами САПР, многими векторными редакторами, некоторыми издательскими системами.
COM (Computer Graphics Metafile) – используется в программах редактирования векторных рисунков, САПР и издательских системах.
SVG (Scalable Vector Graphics) – расширение языка XML (разработанное Консорциумом Всемирной Паутины), предназначенное для того, чтобы описать двумерную векторную графику как статическую, так и анимированную. SVG допускает три типа графических объектов: 1) векторные графические формы (например контуры, состоящие из прямых и кривых линий и областей, ограниченных ими); 2) растровая графика, представляющая оцифрованные образы; 3) текст. Тип файла – svg, svgz.
Форматы записи-воспроизведения аудиосигналов
Формат МРЗ. МРЗ – сокращение от MPEG LayerЗ. Это один из основных цифровых форматов хранения аудио, разработанный Fraunhofer IIS и THOMSON, позднее утвержденный как часть стандартов сжатого видео и аудио MPEG1 и MPEG2. Данная схема является наиболее сложной схемой семейства MPEG Layer 1/2/3. Она требует наибольших затрат машинного времени для кодирования по сравнению с двумя другими и обеспечивает более высокое качество кодирования. Используется главным образом для передачи аудио в реальном времени по сетевым каналам и для кодирования Audio CD.
Степень сжатия, определяются не форматом, а самим пользователем при задании параметров кодирования. Ширина потока, или битрейт (bitrate) может изменяться от наибольшего для МРЗ (320 кбит/с) до 96 кбит/с и даже ниже. Термин битрейт обозначает общую ширину потока, независимо от того, монофонический или стереофонический сигнал он содержит.
При испытаниях опытные эксперты, специализирующиеся на субъективной оценке качественности звучания, не смогли различить звучание оригинального трека на CD и закодированного в МРЗ с коэффициентом сжатия 6:1, т.е. с битрейтом в 256 кбит/с.
Более низкие битрейты, несмотря на их популярность, не дают возможности обеспечить надлежащее качество кодирования. Объективно и 256 кбит/с не дает возможности осуществить полностью обратимое кодирование, то же самое можно сказать и про наивысший битрейт – 320 кбит/с, но отличия от CD Audio, по которому кодируется тестовый МРЗ, сравнимы с отличиями самого CD Audio от исходного высококачественного сигнала, из которого он был получен путем оцифровки.
Файл формата МРЗ (обычно используется расширение *.mpЗ) может также содержать информацию о файле непосредственно в заголовке: имя исполнителя, графику (альбом диска), URL для дальнейшей информации, текст песни и т. д.
Процесс кодирования. Перед кодированием исходный сигнал разбивается на участки, называемые фреймами, каждый из которых кодируется отдельно и помещается в конечный файл независимо от других. Последовательность воспроизведения определяется порядком расположения фреймов. Каждый фрейм может кодироваться с разными параметрами. Информация о них содержится в заголовке фрейма.
Кодирование начинается с того, что исходный сигнал с помощью фильтров разделяется на несколько, представляющих отдельные частотные диапазоны, сумма которых эквивалентна исходному сигналу.
Для каждого диапазона определяется величина маскирующего эффекта, создаваемого сигналами соседних диапазонов и сигналом предыдущего фрейма. Если она превышает мощность сигнала интересующего диапазона или мощность сигнала в нем оказывается ниже определенного опытным путем порога слышимости, то для данного фрейма данный диапазон сигнала не кодируется.
Для оставшихся данных каждого диапазона определяется, сколькими битами на сэмпл можно пожертвовать, чтобы потери от дополнительного квантования были ниже величины маскирующего эффекта. При этом учитывается, что потеря одного бита ведет к внесению шума квантования величиной порядка 6 дБ.
После завершения работы психоакустической модели формируется итоговый поток, который дополнительно кодируется по Хаффману, на этом кодирование завершается.
Скорости передачи. На низких битрейтах всегда срезаются мелкие, сравнительно тихие детали, наличие или отсутствие которых нередко серьезно меняет эмоциональную окраску композиции, придает или лишает ее таких эффектов, как ощущение «кристальной чистоты» звука (в той мере, в которой она присутствует в CD Audio). Кроме того, в соответствии с психоакустической моделью, высшие (более 16 кГц) частоты на низких битрейтах кодируются с очень низким приоритетом.
На высших битрейтах при последовательном применении психоакустической модели, разработанной FhG IIS, проблемы могут доставлять только ошибки, внесенные при написании кодерка.
Битрейты порядка 112…128 кбит/с по качеству неплохи для прямых трансляций и ознакомительного прослушивания, но отнюдь не для создания архивов музыки качества CD Audio.
Следующий после 256 кбит/с битрейт – 320 кбит/с, он же – максимальный для кодирования аудио с характеристиками СЕ Audio, т. е. 44,1 кГц 16 бит Stereo. Различие между качеством звука на битрейтах 128 кбит/с и 256 кбит/с / 320 кбит/с принципиально. Первый к качеству уровня CD никакого отношения не имеет, в отличие от двух последних.
Другие форматы
WAV. Формат WAV является метаформатом для данных любого типа. Имеет стандартный заголовок и описания областей данных, которых может быть несколько, способ же кодирования аудиосигнала может быть каким угодно. Вполне могут содержаться данные, не имеющие отношения к аудио.
Каждый метод кодирования, указываемый в заголовке, имеет собственный идентификатор, в соответствии с которым Windows и определяет, установлен ли кодек для работы с данным файлом, и если установлен – подключает его.
Кодеки, индивидуальные для каждого подформата, регистрируются в системе при их установке, после чего становится возможным использовать WAV-файлы, содержащие аудиоданные в форматах, поддерживаемых данными кодеками.
VQF. Этот формат разработан компанией NTT. Алгоритм кодирования широко не разглашается, но если сравнить результаты кодирования в форматах VQF и МРЗ, то можно заключить, что алгоритмы имеют очень мало общего и основаны на совершенно разных подходах к сжатию звука. Самая сильная сторона формата степень сжатия.
VQF-файл с компрессией 80 кбит/с по качеству идентичен МРЗ-файлу, записанному в 128 кбит/с, степень сжатия превосходит МРЗ более чем на 30 %. Главный недостаток алгоритма – высокое потребление системных ресурсов.
WMA.В 1998 г. компания Voxware присоединилась к проекту TwinVQ и в его составе участвовала в разработке формата VQF. Через некоторое время компания отделилась от проекта и на основе разработок VQF создала новый формат, получивший название Voxware Audio Codec 4.0. Он стал первым алгоритмом сжатия, обеспечивающим качество 128 кбит/с МРЗ-файлов при цифровом потоке в 64 кбит/с.
OGG Vorbis. Этот формат был опубликован летом 2000 г. В это же время появилась бета-версия его кодера. После втрое более медлительного по сравнению с WMA процесса кодирования на выходе при 128 кбит/с получается звук, близкий к оригинальной записи.
В файле OGG может содержаться до 255 каналов, т. е. можно кодировать многоканальные потоки вроде Dolby Digital. Кроме того, в OGG-файлы можно встраивать графические изображения и тексты, которые могут возникать по ходу воспроизведения.
DVD-аудио.С появлением DVD производители CD начали создавать стандарты более высококачественного воспроизведения. Среди них – аудиокомпакт-диск высшего качества (SACD или Super Audio CD), диск цифровой звукозаписи (DAD или Digital Audio Disc).
Эти стандарты предполагают диски с разрешающей способностью (уровни квантования) 24 бита и частотой выборки в 96 кГц, в противоположность обычному CD с форматом 16 бит и 44,1 кГц. Кроме того, формат SACD обладает обратной совместимостью с существующими проигрывателями – факт, который может помочь в сражении за потребителя.
Основное преимущество спецификации DVD-аудио сравнительно с DVD-видео и компакт-диском заключается в значительном увеличении качества при записи в аудиоформате РСМ (Pulse Code Modulation или импульсно-кодовая модуляция).
DVD-аудио обеспечивают значительно более высокое качество, чем возможно на компакт-диске или DVD-видео. DVD-аудио может быть записан с диапазоном частот, который более чем в 4 раза шире, чем для CD, что предоставляет живость и выразительность, невозможные на компакт-диске. DVD-аудио также имеет намного больший динамический диапазон, чем это возможно на компакт-диске, – делающий громкие звуки громче, а тихие – более тихими.
Форматы цифрового видео
VCD. Формат VideoCD был создан, чтобы обеспечить диалоговую среду, которая была бы недорога для копирования, поддерживала полный экран и видео полного движения и функционировала бы в широком диапазоне различных платформ ПЭВМ, телевидения, игровых приставок или мультимедийного оборудования.
Формат стал чрезвычайно популярным в Азии, и начиная с середины 1990-х гг. почти все гонконгские фильмы были доступны на VCD, а по сделанной в конце тысячелетия оценке, только в Китае ежегодно производились более чем 2 млн плейеров VCD. Формат никогда не завоевывал популярность на западе и остается малоизвестным в Северной Америке и Европе.
VCD имеет вместимость до 74/80 минут (на носителе 650/700 Мбайт соответственно) видео полного движения, сопровождаемого стереозвуком. Используется технология сжатия MPEG-1 для обеспечения качества видео, эквивалентного пленке VHS или аудио CD-DA.
SVCD. Выпущенный в 1998 г. консорциумом, который включал Philips, Sony, Matsushita и JVC, формат «VCD Высшего качества» (SuperVCD) – впоследствии стандартизированный как ISO lEC 62107 – является естественным развитием стандарта VCD. Основное различие в том, что для видеопотока используется кодирование MPEG-2 (вместо MPEG-1), которое обеспечивает более высокое разрешение и скорость, а также поддерживает субтитры и переменную скорость видеопотока. Как последствие, SVCD способен к показу в 2 раза более четких видеоизображений, чем его предшественник, за счет уменьшенной вместимости (35 и 80 мин на диск в зависимости от средней используемой битовой скорости).
DivX.Формат DivX базируется на видеотехнологии MPEG-4 с дополнением звукового потока МРЗ. Поскольку сжатый в формате DivX кинофильм составляет от 10 до 20% размера оригинала DVD (обычно 5 Гбайт), 80…90 минутное DVD-кино занимает приблизительно 650 Мбайт в разрешении 640х480 – фильм может вообще поместиться на единственном CD-ROM. Единственным весомым недостатком является то, что не предусмотрено возможности развернуть изображение формата 16:9 до 4:3.
Формат DV.Panasonic и Sony были первыми, кто использовал стандарт цифрового видео на своих видеокамерах, и хотя он и не был первоначально предназначен для профессионального использования, обе компании впоследствии объявили их собственные расширения для стандарта Panasonic DVCPRO в 1995 г., a Sony – DVCAM в 1996 г. Однако оба изготовителя придерживались формата MiniDV для производимого цифрового оборудования.
Формат DV использует пленку способную к записи до 3 часов видео в стандартном режиме на кассете, которая имеет размеры 125х78х14,6 мм.
Mini-DV (мини-цифровое видео). Главное преимущество формата MiniDV состоит в том, что лента, являющаяся 1/12 от размера стандартной пленки VHS, позволяет сделать запись 1 часа в формате SP или до 90 мин более низкого качества выхода в «долгоиграющем режиме» (long play, LP) при горизонтальном разрешении до 500 линий. Видеокамеры этого формата являются часто достаточно маленькими, чтобы удобно размещаться в ладони руки.
Тесты
1. Наименьший элемент поверхности визуализации, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие параметры, это…
1:пиксель
2:байт
3:слово
4:кодон
2. Случай, когда картинка задается только распределением цвета, относится к ______________ графике.
1:растровой (точечной)
2:векторной
3:фрактальной
4:трехмерной
5:полигональной
3. Случай, когда картинка задается описанием формы и распределением цвета как заполнителя формы, относится к _____________ графике.
1:универсальной
2:полигональной
3:векторной
4:растровой (точечной)
5:композиционной
4. Пикселем называется …
1:минимальный элемент растрового изображения
2:размер точки изображения
3:объект в векторном изображении
4:размер напечатанного изображения
5:минимальный размер шрифта
5. Одним из основных преимуществ растровой графики перед векторной является …
1:фотореалистичность изображений
2:малый размер изображения
3:возможность интеграции текста
4:возможность трансформации изображения
5:возможность изменения разрешения изображения
6. Размер файла векторного изображения в большей степени зависит от …
1:количества и сложности объектов
2:размеров отдельно взятых объектов
3:цвета объектов и типа градиентной заливки
4:вида контура объектов и его толщины
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1091; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!