ИЗ ИСТОРИИ КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ им.В.Т.ЧИСТАЛЕВА



Министерство культуры Республики Коми

ГУ «Национальный музей Республики Коми»

ГОУ СПО «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т. Чисталева»

 

 

На родной земле

 

Сборник сценариев

 

 

Сыктывкар

2008

 

77.02+79.1

Н 12

 

На родной земле: сборник сценариев / Авт.-сост.: Р.И.Ларукова, В.М.Муратова. – Сыктывкар, 2008.

 

 

Авторы-составители:

заведующая отделом культурно-образовательных программ Национального музея Республики Коми Ларукова Р.И.;

преподаватель Коми республиканского колледжа культуры им.В.Т.Чисталева Муратова В.М.

 

Рецензенты:

доцент кафедры изобразительного искусства Сыктывкарского государственного университета, канд.пед.наук  Торлопова Н.Г.;

 

начальник отдела по работе с федеральными программами и муниципальными образованиями Министерства культуры Республики Коми Бушенева Т.Н.

 

Художник: Артемьева В.

Компьютерная обработка рисунка: Мелешева Н.В.

 

 

Издание посвящено 95-летию Национального музея Республики Коми и 50-летию Коми республиканского колледжа культуры им.В.Т.Чисталева. В сборник вошли сценарии мероприятий из опыта совместной  творческой работы музея и колледжа. Книга адресована специалистам в области культуры, краеведам, педагогам, студентам, учащимся образовательных учреждений и всем, кого интересует история родного края.

 

 

77.02+79.1

                                                       

 

 

© Национальный музей Республики Коми

© Коми республиканский колледж культуры им.В.Т.Чисталева

 

От авторов-составителей

 

 

Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитый и доставшийся ему в наследство скраб праздников, обрядов – тогда он все забудет и всему разучится и должен будет все начинать сначала.

                         В.О.Ключевский

 

«Семья – кристалл общества…» - говорил В.Гюго. Мне моя музейная семья «даровала великое утешение от всех зол», и я благодарна ей за это.

Чтобы всё не начинать сначала, я хочу оставить своей музейной семье память о том, что было наработано моим поколением. Вдруг пригодится?

                                                                               

С уважением, Р.Ларукова

 

 

                     

 

«Ыджыд аттьö менам бать-мамöйлы, верöсöйлы, ёртъяслы, уджьёртъяслы, колледжса велöдчысьяслы, ставныслы, кодi олö кöдзыд войвылын, Коми му вылын – таланта да паськыда нималом йöзлы – Коми мулöн быдтасъяслы. Налы ме сиа ассьым быд лунся уджсö. Коми Республикаса Национальнöй музейын вöлi пöртöма олöмö уна культурно-досугöвöй мероприятие (проект), кöнi шöр геройясöн лоины коми йöз.

35 во ме ола медся мича, медся радейтана да сьöлöм вылö воан Коми му вылын! Сiйö лоис менам мöд Чужанiнöн».

 

«Спасибо родителям моим, супругу, друзьям, коллегам, любимым студентам и всем, кто живет на суровой северной Коми земле, взрастившей немало талантливых и знаменитых людей, которым я посвящаю свое творчество. Именно они стали реальными героями многих культурно-досуговых мероприятий (проектов), осуществляемых в Национальном музее Республики Коми.

35 лет я живу на самой красивой, милой моему сердцу и душе – Коми земле! Она стала моей второй Родиной».

 

С признанием к Вам, В.Муратова

ИЗ ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 

Днем основания старейшего музея Республики – Национального музея республики Коми считается 4 (17) октября 1911 года. Музей возник на базе собрания предметов этнографии, археологии, палеонтологии и небольшой библиотеки. Он существовал за счет частных пожертвований и средств, выделяемых земством и городской думой. Музей размещался в одной из комнат Городской Думы Усть-Сысольска.

В 1923 году музей получил статус областного. В эти годы шла активная работа по комплектованию фондов музея. Геологические коллекции А.Г. Бетехтина и А.А.Чернова, археологические находки А.Н.Грена, культовые предметы и книги из Ульяновского и Кылтовского монастырей, предметы этнографии, собранные А.С.Сидоровым, «Ижемская коллекция» Д.Т.Яновича, материалы из археологических раскопок экспедиции Главнауки под руководством А.П. Смирнова и сегодня составляют раритетную часть собрания Национального музея.

29 октября 1940 года Постановлением СНК Коми АССР музей преобразован в Республиканский краеведческий музей.

В 1994 году музею присвоен статус Национального музея Республики Коми.

Музей обладает уникальным собранием, насчитывающим около 250 тысяч единиц хранения: памятники иконописи XV-XX вв., рукописные и старопечатные книги XVI-XX-х вв., богатейшая коллекция предметов этнографии и быта, документальные и фотоматериалы.

Постоянной экспозиции сопутствует большая выставочная деятельность, проводимая как на стационаре, так и за его пределами. Национальный музей Республики Коми принимает выставки из других музеев страны.

Более 80 тысяч человек ежегодно посещает Национальный музей Республики Коми. В связи с этим, одним из главных направлений деятельности музея является просветительная, образовательная, воспитательная работа. В музее ведется разработка и подготовка не только тематических и обзорных экскурсий, но и игр–экскурсий, экскурсий с элементами поисковой и исследовательской деятельности, экскурсий с элементами театрализации и других музейных праздников.

В настоящее время Национальный музей Республики Коми является ведущим музейным учреждением республики, выполняющим функции методического центра. В его структуру входят отделы истории, природы, этнографии, литературно-мемориальный музей И.А. Куратова и Дом-музей И.П.Морозова.

 

ИЗ ИСТОРИИ КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ им.В.Т.ЧИСТАЛЕВА

Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева образован в 1993 на базе открытой в 1956 Республиканской культурно-просветительной школы (с 1961- культпросветучилище, с 1986 — училище культуры). С 1994 на базе колледжа культуры открыт филиал Санкт-Петербургской государственной академии культуры, а с 1999 Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Сначала школа с двухгодичным сроком обучения готовила только специалистов клубной работы общего профиля. С 1959 года в учебных планах выделены предметы художественных специализаций, с 1962 года ввели специальность «Библиотековедение». У истоков подготовки будущих хормейстеров стояли известные в Республике Коми композиторы Я.Перепелица и А.Рочев. Будущих режиссеров самодеятельных театральных коллективов готовили Н.Дьяконов, Б.Семячков, И.Суханов, В.Рассыхаев, Н.Поповцева, А.Трошев, Н.Турубанов; хореографов — Т.Фотиева и Г.Бурилов.

Основной функцией колледжа культуры и филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств в настоящее время является подготовка квалифицированных специалистов со средне-специальным и высшим образованием, имеющих необходимые теоретические знания и практические навыки по специальностям: «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» (со специализациями «Постановка театрализованных представлений», «Народное хоровое творчество», «Хореографическое творчество»); «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»; «Библиотековедение».

За годы своей деятельности колледж подготовил более 4000 специалистов, которые успешно работают в сфере взрослого и детского досуга, в учреждениях культуры и искусства. Среди них режиссер телевидения, лауреат Государственной премии Республики Коми Н.Чадоромцева, народная артистка Республики Коми В.Габова, самодеятельные композиторы П.Шучалин, В.Чувьюров, В.Гущин, В.Марсов, артисты ансамбля «Асъя кыа» А.Брагин, Т.Полежаева, А.Чеботарев, И.Листарова; народные артисты Коми АССР Г.Тренев, А.Седых, участники фольклорно-этнографического ансамбля «Парма» В.Соколова, Г.Подорова, Т.Галева, а так же многие заведующие отделами культуры администраций городов и районов РК, руководители народных театров, Домов культуры, библиотек.

Выпускники колледжа культуры работают в Национальном музее Республики Коми: Краева Н.В., Лебедева И.В., Гусева Т.Н., Кушманов В.А.

Тэ кo радейтан ас чужан му,

           Сiдзкo, бать-мамтo донъявны кужан,

Кoсъян аслыд и йoзыслы шуд,

        Кодi сoмын бур сьoлoмын чужo.

Если любишь родные места, -

Значит мать и отца уважаешь,

   Значит, в сердце живет доброта,

          И ты людям лишь счастья желаешь.

                         

                                                                 Ф.Щербаков

                                                   (перевод Д.Пагирева)

Введение

 

Культура и образование составляют фундаментальное целое в развитии общества, играют важную роль в формировании общественного сознания и духовного мира людей.

Культура - связующее звено между поколениями, реализующее преемственность между ними, сохраняющее многовековой духовный и нравственный опыт народа. Испокон веков культура выступала и выступает хранительницей традиций, исторической и народной памяти, являясь кодексом нравственности. Специфическая особенность культуры кроется в ее способности комплексного воздействия на человека, в одновременной реализации нескольких функций - познания и ценностных ориентаций, идеологического влияния и формирования эстетического вкуса. Она является и средством коммуникации, и формой досуга.

Академик Лихачев Д.С. писал: "Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла".

Одним из хранителей национальных культурных ценностей является музей. Функции музея, его особая роль как специального института культуры состоит в том, чтобы бережно сохранить культурное наследие прошлого (без которого не может быть будущего) и передать его значение нынешнему и будущему поколениям посетителей.

На протяжении 95-ти лет Национальный музей Республики Коми является ведущим музейным учреждением республики, выполняющим функции методического центра.

Решая просветительские задачи, Национальный музей Республики Коми стремится показать историко-культурное значение экспонатов музея, раскрыть их историческую и культурную ценность. Основная задача - воспитывать интерес и любовь к памятникам истории и культуры народа коми, подлинным музейным предметом и документом.

Ввести посетителей в мир культуры через познание музейных памятников помогает и программа "Мир музея", разработанная научными сотрудниками в 2002 году. Она помогает решить следующие задачи:

- помочь посетителям войти в мир коми национальной культуры;

- приобщить посетителей музея к духовным ценностям народа Коми через литературу и историю Коми края;

- пробудить интерес к изучению природы, достопримечательностей родного края и уважение к малой Родине, желание охранять её природу;

- воспитать у посетителей гуманное отношение к людям разных национальностей.

 

Однако, успех образовательно-воспитательной деятельности музея невозможен без постоянного и серьёзного сотрудничества с другими учреждениями культуры, в том числе и с Коми республиканским колледжем культуры им.В.Т.Чисталева.

Национальный музей Республики Коми и Коми республиканский колледж культуры им.В.Т.Чисталева связывают давняя дружба и творческое сотрудничество.

Еще в 1965 году музеем и культурно-просветительным училищем (ныне Коми республиканский колледж культуры им.В.Т.Чисталева) впервые были подготовлены два тематических вечера: "Революционной, боевой славы" (на базе Сыктывкарского механического завода, на котором присутствовало 500 человек, а в его организации участвовало 117 человек) и "Славься, ленинский комсомол" ( в монтаже было занято 140 учащихся культпросветучилища).

Ныне между Национальным музеем Республики Коми и Коми Республиканским колледжем культуры им.В.Т.Чисталева заключен договор о сотрудничестве, согласно которому на базе музея проходит практическое обучение студентов колледжа.

Практическое обучение - один из важнейших этапов профессиональной подготовки будущего работника культуры. Оно является значимой составной частью профессиональной образовательной подготовки будущего работника культуры и призвано перевести в практическое русло те знания, которые студенты получают в процессе профессиональной подготовки, а также способствует развитию художественно-образного мышления студентов.

Ещё философ К.Гельвеций писал: "Всё искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развивать в них зачатки ума и добротелей". Именно к этому стремятся организаторы практического обучения.

Практическое обучение на базе музея включает студентов в поток наследия, поток памяти, что крайне не просто.

Первый блок занятий рассчитан на работу со студентами: знакомство с экспозицией музея, музейными предметами, методикой подготовки и проведения музейных мероприятий и праздников.

Второй блок предполагает практическую работу студентов по подготовке сценариев и проведению мероприятий и праздников на базе музея. Все они "построены" на подлинных предметах. Музейные экспонаты не только привлекают своей уникальностью, но и трогают душу, будят воображение, учат умению чувствовать. Эпоху через отдельный предмет, раскрывает перед студентами мир "овеществленной" истории.

В практической работе студенты используют музейные экспонаты "оживляют" их в культурно-досуговых программах: литературно-музыкальных композициях; театрализованных представлениях и экскурсиях; викторинах; олимпиадах. Метод иллюстрирования активно используется студентами, позволяет стать информации зримой.

При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности содержания программы, а развивает, углубляет, конкретизирует это содержание. Различают два вида иллюстрирования: наглядное и художественное. При наглядном иллюстрировании используются репродукции, фотографии, кадры документального кино, книжные и иные выставки, слайды. Художественное иллюстрирование предполагает использование средств искусства: хореографии, музыки, художественного слова, отрывков из спектаклей и художественных фильмов.

Большое значение в культурно-досуговых программах имеет метод игры. Игра выступает как способ активизации аудитории. В процессе игры лучше усваивается в содержание программы, устанавливается межличностное общение зрителей, появляется возможность самореализации и самоутверждения участников игры.

Драматургическая концепция культурно-досуговых программ, реализуемых студентами, предопределяется исходным, общественно-значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.

Исходным материалом культурно-досуговых программ выступает реальный историко-культурный материал, герои, которые могут быть и в зрительской аудитории; конкретные исходные ситуации.

Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные исторические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах различных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.

При составлении сценария режиссер идет от жизни к драматургии, представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.

Наряду с действующими лицами культурно-досуговых программ могут быть литературные и художественные герои.

Каждый спектакль, поставленный студентами на музейных подмостках, имеет своё творческое значение. Ими были созданы художественные образы купца Суханова; учёного Лепёхина, подьячего Юрьева; сказочных героев по мотивам коми сказок - Зарань, Бабы-Ёмы, Вoрса, Кама и др. Театрализованное представление "Музыкальная тропинка" рассказывает о происхождении коми народных музыкальных инструментов. В театрализованной экскурсии "С песней от весны до весны" студенты исполняли коми народные песни, используемые изобрядов жизненного цикла. На тематическом вечере "Вспомним их сегодня всех до одного…" были задействованы письма и предметы (вещи), принадлежавшие землякам, участникам 57 военных конфликтов, произошедших на планете после Второй Мировой войны (в том числе Афганистан и Чечня). Литературно-музыкальная композиция "За самую милую, горькую землю…" - это рассказ о героизме солдат в годы Великой Отечественной войны, это отражение будней военного времени. Композиция "Музы за колючей проволокой" рассказывала о жизни и творчестве работников культуры в условиях несвободы, строжайшего контроля над творчеством в годы репрессий, о стремлении человека сохранить свою индивидуальность и т.д.

Совместные творческие проекты научных сотрудников музея и преподавателей, студентов колледжа культуры заставляют посетителей смеяться и плакать, восхищаться и задумываться о судьбах наших земляков, гордиться ими и историей Республики Коми.

Такое сотрудничество играет важную роль в профессиональном формировании личности студента - гражданина, человека, знающего свои исторические и культурные корни.

Предлагаемый вашему вниманию сборник состоит из двух разделов. В первом разделе представлены сценарии мероприятий, подготовленных и проведенных на открытии новых экспозиций и выставок музея студентами, обучавшимися в разные годы в Коми Республиканском колледже культуры им.В.Т.Чисталева (руководитель - преподаватель Коми республиканского колледжа культуры им.В.Т.Чисталева Муратова В.М.).

Во второй раздел вошли сценарии праздников и мероприятий для школьников разных возрастов, а также для студентов и взрослой аудитории подготовленные научными сотрудниками Национального музея Республики Коми.

При составлении данных сценариев учитывались содержание и художественные особенности выставок и экспозиций Национального музея Республики Коми, максимально использовались подлинные музейные предметы.

Сценарии, опубликованные в сборнике, могут быть широко использованы учебными заведениями, учреждениями культуры для подготовки и проведения культурно-досуговых программ.

Сценарий ритуала памяти у мемориального комплекса “Вечный огонь”

«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!..»

 

В самом названии сценария заложен главный смысл этого скорбно-праздничного мероприятия. “Это праздник со слезами на глазах”. Идут люди к Вечному огню... Ветераны, вдовы, дети, внуки и правнуки... Идут в скорби. Идут, накатываясь волнами не остывающего, горячего горя. Идут, чтобы вспомнить всех поимённо. Чтобы отдать человеческий долг тем, кто уже никогда не вернётся, кто не сядет сегодня с нами за праздничный стол. И марево Вечного огня, как невидимый дым костра нашей горечи, ест глаза, и никто не стыдится своих слёз. Это - ПАМЯТЬ НАРОДНАЯ!

За 30 минут до начала «Ритуала Памяти» звучат военные песни. В 11.30 всё стихает. Как бы образуя полукруг, у Вечного Огня стоят работники городского военкомата, ведущие, солдатские вдовы (желательно их посадить), участники Великой Отечественной войны, дети, воины-интернационалисты, допризывники, семьи погибших в годы репрессий. Звучит отрывок из песни Я.Френкеля «ЖУРАВЛИ»

К микрофонам выходят ведущие. - Девушка и работник горвоенкомата. В руках живые цветы.

1.     Здесь, на площади, протяните ладони,

И коснётесь горячей струи, как струны…

Родниково колышется Вечный Огонь - 

Негасимая память минувшей войны!

Солнечным отблеском пламени она налита,

Напряжённое сердце гудит, как набат

И мне кажется, что шевельнулась плита.

Под которой вздохнул Неизвестный Солдат!

Неизвестный солдат! Сколько их полегло,

Молодых, золотых ребят..,

Сколько мы не нашли,

Сколько жизни назло смерть украла,

Укрыла за давностью дат.

Но от имени всех, кто убит и сожжён,

Но от имени всех, не пришедших назад,

И от имени тех, кто ещё не рождён,

Он лежит здесь - Неизвестный солдат!..

 

2. С этого места, где в годы войны располагался горвоенкомат, мужчины уходили неровными колоннами, обняв жён и ребятишек - кормильцы и поильцы... И все смотрели им в стриженые затылки с надеждой и тревогой: «Вернутся ли?» 170 тысяч сынов и дочерей Коми земли ушли на войну. Многие из них не вернулись!

1. И стоят по всей земле нашей обелиски - словно узелки нам на память – помните! (подходят к Вечному Огню и возлагают цветы. Фиксируют военными и гражданскими почестями. Тем самым они первыми открыли «Ритуал Памяти»).

Слово о погибших произносит Александр Иванович Щанов (командир роты в годы Великой Отечественной войны). Подходит к Вечному Огню и отдаёт дань памяти...

Гелий Качалов: «Мой отец погиб в годы Великой Отечественной войны. В память о нём я написал песню на слова Серафима Попова «Ива».

Исполнение номера.

1. За каждую пядь этой земли, такой знакомой нам с раннего детства, за каждое дерево, за каждую травинку пролита кровь и отданы жизни наших земляков родственников, братьев и сестёр... Коми земля дала Родине 38 Героев Советского Союза! Одним из первых был удостоен этого звания Николай Васильевич Оплеснин. Его хорошо знал (вместе учились в школе) Павел Павлович Парилов (воспоминание об Оплеснине Н.В.)

Русская народная песня “Сронила колечко”.

Исполняет Н. Кузиванова. Исполнение номера.

Солдатские вдовы

 


1.Волосы, зачёсанные гладко,

Да глаза с неяркой синевой.

Сделала война тебя солдаткой,

А потом - солдатскою вдовой...

В 30 лет, оставшись одинокой,

Ты любить другого не смогла.

От того, наверное, до срока

Красотою женской отцвела...  


 

 

2. Мы будем говорить о вас, солдатские вдовы. Когда их мужчины совершали подвиги, им было по 20,25,30 лет... На священную войну мужчин провожали матери, жены, сестры, любимые ... Это к ним из пепла, металла и пороха вырвались ласковые, полные нежности письма. Слушайте! Сейчас прозвучат письма с войны! Их писали под пулями, а под пулями люди не лгут! Они были адресованы родным 60 лет назад. Слушайте!..

-Дарья Ефимовна ОСИПОВА читает отрывки из писем.

-У меня в руках вырезка из газеты, озаглавленная “Письмо из тыла”. Она уже пожелтела от времени, но для нас она особенно дорога именно в этот памятный день: “Благодарю Вас, командир роты товарищ Осипов, за письмо, присланное в наш колхоз. С какой же радостью мы читали Ваши письма, передать трудно... Желаем Вам наилучшего счастья в делах рук Ваших. И ещё желаем крепко бить врага, эту проклятую гадину, а самим остаться во здравии и невредимости”. Но вражеская пуля, видно, сильнее была и отважный командир не вернулся с поля боя. Пусть будет вечная память о нём!

(Дарья Ефимовна подходит к Вечному Огню и возлагает цветы)

 

1. Всё же редко мы тех вспоминаем,

Кто был молнией первой сражен…

Много дней до победного Мая

Грохотал над Отчизною гром.

Первый подвиг не сразу был признан,

Слава долго искала солдат.

Доля злая досталась им в жизни –

Молодые, в земле они спят…

Тот удар лишь мгновения длился,

И свинцом обожгло им лицо…

В том аду и в патронную гильзу

Не успели вложить письмецо.

В той смертельной, крутой карусели,

В первом их и последнем бою,

Лишь одно и сумели – успели,

Что подставить свинцу грудь свою!

Первый подвиг не сразу был признан,

Слава долго искала солдат,

Не досталось награда им в жизни,

Все в родимой земле они спят!

Кто погиб - все равны перед жизнью!

Им могила и слава - одна,

Как одна у солдата Отчизна,

Это небо,земля и страна...

 

2. Ульяна Михайловна Ушакова воспитала четверых детей. С первого дня войны муж ушёл на фронт и успел прислать всего два письма. Ульяна Михайловна хранит их как Великую Память…

(У.М.Ушакова читает письмо, возлагает цветы).

1. Анна Дмитриевна Нестерова как зеницу ока хранит единственное письмо от своего любимого мужа…

(А. Н. Нестерова читает письмо, возлагает цветы).

2. Всего три месяца воевал муж Серафимы Николаевны Новиковой, его сразила вражеская пуля… В руках у Серафимы Николаевны последнее письмо от мужа…

(С.Н. Новикова зачитывает отрывок из письма, возлагает цветы к Вечному огню). 

1. Письма с фронта... В них была тревога и о вас, и о детях! Они остались у вас, как письма-завещания: матери, жене, детям… Навсегда сохранились они и в памяти Александры Якимовны Ветошкиной, дочери Галины Борисовны Поповой.

(Чтение писем, возложение цветов).

2. Десять детей было у Остаповых, поровну 5 девочек, 5 парнишек - Василий, Андрей, Семён, Иван, Николай, Прасковья, Агния, Ирина, Мария, Евдокия. Их всегда было много, а теперь и голосов никто не вспомнит, даже похоронок в этой семье не осталось. Ушли от матери дети и внуки на войну.

В начале войны первым погиб Андрей, Николай пропал без вести в 42 –м... И только после войны выяснилось, что попал он в концлагерь на территории Прибалтики, прошёл все муки, но Родину не предал. В 43-м пришла похоронка на Семёна. В 44-м погиб Иван. И только Василий, поднявшись с госпитальной койки, вернулся домой... У него не было левой руки, пробита голова и повреждены ноги… Он хотел работать, устроился мастерить колхозные сани. А через год умер. У дочери Агнии погибли муж и сын Виталий. Однополчане прислали его залитый кровью комсомольский билет.

У Марии погиб на подступах к Ленинграду муж. Погибли мужья Ирины, Евдокии, Прасковьи. Почти все родственники Остаповы, а их 12 человек, полегли за Ленинград и Прибалтику. Пережила горе престарелая мать-Аграфена Фёдоровна Остапова. Оплакивала погибших сыновей, оставшихся вдовами дочерей, юных, убитых на фронте внуков! Одной из первых в Коми матерей её назвали матерью-Героиней! Вместе с Вами, вдова Остапова Агния Ивановна, вместе с дочерью Вашей и племянницей мы оплакиваем, скорбим о всех погибших в вашей семье! (Они стоят рядом с Ведущей).


Хоть вы причитали

В тоске и печали,

Близ тесных могил -

Он глаз не открыл…

Хоть лили вы слёзы,

А он не воскрес,

Под сенью берёзы, под сенью небес…

Пусть вечной будет память о них!


(Остаповы возлагают цветы к Вечному Огню).

1. В этот грозный час, смахнув слезу украдкой,

И заглушив в душе и плач, и стон,

Не знали сна и отдыха солдатки,-

За труд и верность им земной поклон!

Ведущая обращается ко всем вдовам с вопросом:

ЧТО ВАМ ПОМНИТСЯ ИЗ ЭТИХ ГОРЬКИХ, СТРАШНЫХ ГЕРОИЧЕСКИХ ЛЕТ?

Клавдия Феофановна Помысова одна воспитала 4-х детей,

(Воспоминания Помысовой К.Ф.).

Без вести пропавший,.. Какое страшное это словосочетание… 44 года Раиса Ильинична Конопкина искала, ждала своего мужа. И ей помогли отыскать его могилку красные следопыты г.Риги. 1987 год… в этот горестный год Раиса Ильинична побывала на могиле мужа.

Раиса Ильинична, в каком состоянии нашли Вы могилку мужа? Ухаживают ли за ней?

Раиса Ильинична. Да (возлагает цветы к Вечному огню).

2. Я попрошу всех вдов встать и подойти к нам, (читает стихотворение М.Исаковского “Русской женщине”):


Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила?!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С нежатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счёта-

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя, на одну!

Одной тебе волей – неволей –

И надо повсюду поспеть.

Одна ты и дома, и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

И тучи свисают всё ниже,

И громы грохочут всё ближе,

Всё чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась, какая ты есть!


Низкий поклон вам, солдатские вдовы (делает поклон, дети преподносят вдовам цветы).

Панихида - памяти погибших в годы Великой Отечественной войны по защите Российского государства. Совершает отец Иоанн с прихожанами.

 

В.Можайкин «Шли солдаты». Исполняет вокальная группа. Исполнение номера.

 

 

1.  18 было вам в то лето,

Первым чувством сердце расцвело.

Грянула война и на полсвета

Распростёрла чёрное крыло.

Где ты, юный, синеглазый, милый,

Та любовь, та первая весна?

Сколько их, таких, с безумной силой

Растоптала и сожгла война!

- Мы свято храним память о тех, кто «не докурив, не долюбив», ушёл на войну. Им было I7, 18, I9 лет... Давайте вспомним о них.

Использование приёма «открытого микрофона».

1. Елена Эммануиловна читает строки из письма…

-Елена, пиши чаще, буду ждать. Адрес старый.

 - Если есть, вышлите фотокарточку Толи. Обязательно положите в письмо и

дойдёт.

2. Меня зовут Лена Ладанова. Сегодня я пришла сюда, к Вечному Огню, чтобы почтить память моего дедушки несколько слов о дедушке (возложение цветов к Вечному огню).

3. Меня зовут Лена Мишарина я пришла сюда, к Вечному Огню, чтобы почтить память моего дедушки. Он погиб на Сталинградском фронте.


“Я тебя не увидел, мой дед,

Только места нет для обид,

В гимнастёрке военный билет

Вместе с сердцем навылет пробит!

За любимую землю свою,

Чтобы солнышку вечно сиять,

За берёзы в родимом краю

Уходил ты тогда воевать!

Всё смотрю на знакомый портрет,

Улыбаешься ты, как живой…

Я всё думаю, разве ты - дед?!

Ты совсем у меня молодой!


(Возлагают цветы к Вечному Огню).

 

К микрофону подходит работник Республиканского военкомата. Он говорит о том, что сегодняшние воины глубоко скорбят о погибших. В это время у Вечного Огня офицеры и солдаты отдают «РИТУАЛ ПАМЯТИ» погибшим.

 Звучит песня Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа».

Исполняет вокальная группа. Исполнение номера.


1. О, люди, люди с номерами,

Вы были люди, не рабы,

Вы были выше и упрямей

Своей трагической судьбы!

Вы с ними шли в те злые годы,

Он с вами был и не страшен тебе

Жестокий титул «враг народа»

И чёрный номер на спине.


2. Мы вспомним трагические человеческие судьбы. Это не просто судьба одного из тысяч, это судьба целого поколения. Он, Леонид Ефимович Генкин лишился в 14 лет отца и матери. Отца, Серафима Борисовича - зам. наркома финансов СССР приговорили к смертной казни. Эта же участь постигла и мать, как “члена семьи изменника Родины”. Они остались вдвоём с братом. Лёне -14, брату 4 года. И несмотря на трудные годы жить-то было надо…

Леонид Ефимович, а как относились к вам окружающие? Люди, которые близко знали Вашего отца или не знали вовсе?!

Ответ:

“Ночь подержат и выпустят. Я на всю жизнь запомнил слова своего отца. Я человека не убивал. Мы 53 года ждали весточку, и вот роковой 1989-й год - сообщение о смерти отца”.

(Ведущая зачитывает отметку в паспорте).

«Отец был арестован 5 августа 1937 года, расстрелян 12 сентября того жe года во дворе тюрьмы или между Верхним и Нижним Човом. 29 ноября 1989 г».

Паспорт был передан в память об отце.

 2. Ученика Каллистрата Жакова - Филиппа Павловича Чукичева, владеющего четырьмя иностранными языками, тоже постигла роковая участь. Дело отца-учителя продолжала 35 лет его дочь Лидия Филипповна. У меня в руках единственная память - фотография, растоптанная ногой конвоира.

- Лидия Филипповна, каким Вы запомнили своего отца?

Л.Ф.Чукичева. Добрым, красивым, умным, а главное, его любили дети.

1. Память людям прекрасным,    
Чей тернистый путь был прям,
Память нашим отцам любимым,
Бессмертным и молодым!..

Мы уверены, что память о ваших отцах останется не только в ваших сердцах, но и в сердцах всех людей!

Я. Френкель «Журавли». Исполняет вокальная группа. Исполнение номера.

2. О военных интернационалистах вспоминают участники творческого коллектива комнаты памяти .А.Жилина.

К Вечному Огню подходит работник горвоенкомата:

- Я хочу напомнить об отцах, матерях, сестрах, братьях, кто никогда не придёт, кто отдал жизни за нас, живущих ныне. Почтим светлую память погибших «Минутой Молчания»!

Минута молчания.

 

1. Помните! Через века, через года!

Помните о тех, кто уже не придёт никогда! Помните!

2. Не плачьте, в горле сдержите стоны,

Горькие стоны!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

 

Зрители возлагают цветы к Вечному Огню.

Исполняются песни военных лет и песни о Великой Отечественной войне

Составитель: В. Муратова


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 589; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!