СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ



Модель Романа Якобсона

Он представил речевую коммуникацию в виде следующих шести факторов, каждому из которых соответствует особая функция языка:

Эмотивная (экспрессивная) функция

связана с адресантом и имеет целью выражение его отношения к тому, что он говорит.

Конативная функция

отражает ориентацию на адресата. Сюда подпадают в числе прочего такие формы речи как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника.

Фатическая функция

сориентирована на контакт, для нее важна не передача информации, а поддержание контакта. Это разговоры о погоде, разговоры во время празднования дня рождения, где самым важным становится не новизна информации, а процесс поддержания контакта.

Метаязыковая функция

связана с кодом: не зная слова, мы можем спросить о его значении и получить ответ. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может и просто с помощью показа предмета.

Поэтическая функция

направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения. Наша бытовая речь более сориентирована на содержание.

Референтивная(денотативная, когнитивная) функция

сориентирована на контекст и представляет собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении.

Роман Якобсон предложил также свой анализ знаков, считая, что "для зрительных знаков важнее пространственное измерение, а для слуховых — временное".

Р. Якобсон существенным образом дополнил и развил деление знаков на типы, предложенное Ч. Пирсом. Если знаки у Пирса - иконы, индексы и символы - стоят раздельно друг от друга, то Якобсон считал, что все знаки обладают общими чертами, различие состоит в преобладании одной характеристики над другими.

Модель Юрия Лотмана

Ю. Лотман считал слишком абстрактной модель коммуникации, предложенную Р.Якобсоном, подчеркивая, что в действительности у говорящего и слушающего не может быть абсолютно одинаковых кодов, как не может быть и одинакового объема памяти. "Язык — это код плюс его история", — исправлял Р. Якобсона Юрий Лотман . При полном подобии говорящего и слушающего исчезает потребность в коммуникации вообще: им не о чем будет говорить. То есть для коммуникации изначально требуется неэквивалентность говорящего и слушающего.

О самой коммуникации Ю. Лотман говорит как о переводе текста с языка моего "я" на язык твоего "ты". "Самая возможность такого перевода обусловлена тем, что коды обоих участников коммуникации, хотя и не тождественны, но образуют пересекающиеся множества".

Он говорит о неоднозначности как об определяющей характеристике художественного текста. Именно эта характеристика делает возможным постоянное обращение к литературному тексту, его повторное чтение.

Для самой же литературной коммуникации Ю. Лотман предложил также структуру смены деавтоматизации автоматизацией. Художественное произведение характеризует процесс остранения, создания нового взгляда даже на старый и известный объект. Но как только деавтоматизация восприятия сменяется автоматизацией, как автор текста должен предложить новую деавтоматизацию.

Феномен чтения уже известного текста приводит Ю. Лотмана к формулировке двух возможных типов получения информации. Например, записка и платок с узелком. Если в первом случае сообщение заключено в тексте и может быть оттуда изъято, то во втором случае сообщение нельзя извлечь из текста, который играет чисто мнемоническую роль. 

Эта же схема активного потребления информации заложена и в фольклорной коммуникации, где вновь отсутствует сегодняшняя форма пассивного получателя информации. Он не только слушатель, но и творец.

Не менее существенные характеристики он обнаруживает в рамках анализа фольклорной коммуникации.Фольклорная аудитория активна, она непосредственно вмешивается в текст: кричит в балагане, тычет пальцами в картины, притоптывает и подпевает.

Ю. Лотман выделяет также две коммуникативные модели "Я - ОН" и "Я - Я". Последний случай он именует автокоммуникацией.

И еще одно наблюдение. Поэтические тексты, по его мнению, используют обе коммуникативные системы.

Ю. Лотман уделял особое внимание визуальной коммуникации, подчеркивая особый статус отражения.

Отдельному рассмотрению подверглось бытовое поведение.

Ю. Лотман рассматривал культуру как генератор кодов, считая, что культура заинтересована во множестве кодов, что не может быть культуры, построенной на одном коде.

Модель Умберто Эко

У. Эко сделал важное замечание по поводу привычно признанной определяющей роли лингвистики в семиотическом анализе: "далеко не все коммуникативные феномены можно объяснить с помощью лингвистических категорий".

В то же время в качестве наиболее интересного для семиотики объекта У. Эко называет точки возникновения лжи. А это явно вновь возвращает нас к естественному языку. Хотя действительно ложью с точки зрения нормы должны быть признаны и литература, и искусство, поскольку они описывают то, чего никогда не было. А это и есть наиболее привычные объекты для семиотического анализа.

И Ю. Лотман, и У. Эко уделяли большое значение визуальной коммуникации. У. Эко трактует иконический знак как континуум, в котором невозможно вычленить дискретные смыслоразличительные элементы, подобные существующим в естественном языке.

Архитектурный знак, а это вариант уже архитектурной коммуникации, по его мнению, обладает в качестве значения его собственным функциональным назначением. То есть это знак, отсылающий к своей функции.

Профессор Умберто Эко посвятил отдельное исследование коммуникации в рамках массовой культуры. Его основной постулат состоит в том, что при рассмотрении текстов массовой культуры они написаны одновременно как автором, так и читателем.

Адресант

Паблик рилейшизн: Передаёт ключ к новой программе действий, использует проверенный путь, участвует в метакоммуникации.

Двухступенчатая модель коммуникации: "лидер мнения",

Спираль молчания: СМИ, меньшинство, 

Диффузная теория: Инноваторы, Ранние принимающие, Раннее большинство,

Модель привратника: "привратник".

В семиотических: отношение к тому, что он говорит, разные коды.

Адресат

Паблик рилейшизн: целевая аудитория –

политические предпочтения;

· биографическая информация;

· процессы принятия решений;

· демографическая информация: возраст, пол, раса, религия;

· представления аудитории о благоприятном;

· возможности аудитории в области информационных операций;

· оценки действий аудитории по разным сценариям.

Спираль молчания: большинство,

Дифузная теория: позднее большенство, поздние принимающие,

Семиотические: разные коды(Эко).

Коммуникативные ситуации

Социологические и психологические модели: СМИ, лидер мнения, получатели; большинство, меньшинство; инноваторы, ранние принимающие, раннее большинство, позднее большинство, поздние принимающие.

Семиотические:          контекст                        сдвиг контекста

                                      Сообщение 1               сообщение 2

                         Я                                                                                    Я»(Лотман: автокоммуникация)

                                      код 1                               код 2

 

 

                контекст

                сообщение

адресант                         адресат (Якобсон)

                контакт

                 код

                                       Отправитель код  лексикоды

                                      Сигнал

                                      канал

Физический шум     сигнал

                                     Приемник

                                     Значащее сообщение

                                     Адресат           код лексикод(Эко)

                                       сообщение

СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЕКЛАМЫ

Одним из первых к семиотическим моделям рекламы обратился французский семиотик Ролан Барт.

Р. Барт подчеркивает принципиальное отличие визуальных (иконических) знаков от знаков вербальных: "Знаки иконического сообщения - сообщения без кода".

Тип языка Первичный уровень Вторичный уровень
вербальный Словарь Текст
визуальный Текст Словарь

Р. Барт считает, что каждое общество должно вырабатывать технические средства остановки подобной плавающей цепочки значений. Подписи под рисунками, сделанные на естественном языке, позволяют остановить многозначность. На практике мы все равно сначала читаем изображение, а не текст.

При этом есть и мнение У. Эко, которое как бы противоречит вышесказанному:

"Небезынтересно отметить, что реклама всегда пользуется визуальными знаками с устоявшимся значением, провоцируя привычные ассоциации, играющие роль риторических предпосылок, те самые, что возникают у большинства.

Рисунок, в отличие от фотографии, все же опирается на определенный код, в соответствии, с которым фиксируется реальность, он отбирает только самое важное.

Итальянский семиотик Умберто Эко выделяет в рамках рекламы те же шесть функций языка, которые были предложены Р. Якобсоном: эмотивную, референтивную, фатическую, "металингвистическую, эстетическую, императивную.

Самым важным при этом становится эмотивная и эстетическая составляющие, на которых и построена реклама.

Джудит Уильямсон считает, что реклама выполняет функцию, которую выполняют также искусство и религия. Это создание структур значений: бриллианты - вечная любовь.

Дж. Бигнел говорит, что реклама выступает в идеологической плоскости трактовки себя и мира. Современная реклама не направлена на прямую покупку товара. "Целью рекламы является побудить нас к участию в декодировке ее знаков. Дж. Уильямсон говорит в этом случае, что недостижимое привязывается к достижимому. Возможный путь создания подобной рекламы может идти от обратного — от установленного социологами списка "мешающих" людям качеств.

На уровне объектов одного типа между ними очень трудно найти реальные отличия. По этой причине единственной сферой, где возможно создание этих различий, становится символический мир. Дж. Уильямсон говорит также еще об одной функции рекламы - это перевод ситуации потребления в ситуацию производства.

Дж. Уильямсон находит также две интересные структуры рекламы: отсутствие людей предполагается и отсутствующий объект символизируется людьми. Есть еще один интересный аспект рекламы: деньги, которые нужны для покупки продукта, оказываются спрятанными в рекламной коммуникации. Мир желаний — это и есть мир рекламы.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 918; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!