ТЕМА 5-6. БЫЛИНЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ В ЦИКЛЕ КИЕВСКИХ ЭПИЧЕСКИХ ПЕСЕН
Вопросы и задания:
1. Научная полемика о киевском и владимиро-суздальском происхождении Ильи Муромца. Исторические свидетельства о богатыре. Основные этапы былинной биографии героя.
2. Позднее возникновение былин о детстве и выздоровлении Ильи Муромца. Различные версии обретения им богатырской силы. Мотивы мифа, волшебной сказки, духовного стиха в былине об исцелении героя Образ богатырского коня Бурушки.
3. Время появления былины «Илья Муромец и Соловей-pазбоник». Два подвига богатыря как отражение мифологического и исторического периода русского эпоса. Мифологический образ Соловья-разбойника и особенности его трактовки. Зооморфный и антропоморфный облик эпического врага.
4. Идейно-тематическая основа былины «Илья Муроме и Калин-царь». Социальный и нравственный характер противостояния крестьянина-богатыря и киевского князя Владимира. Калин-царь и его исторические прототипы.. Сказочное начало в сюжете. Роль чудесного коня-помощника. Плен - испытание стойкости Ильи Муромца. Победа как результат единства богатырей, защитников Руси и христианской веры.
5. Образ заставы богатырской в русской литературе и живописи.
Задание 1. В литературоведческом словаре найдите определение «бродячего» сюжета и запишите. Выявите такие сюжеты в былинах об Илье Муромце.
Задание 2. Сопоставьте картину В.М. Васнецова «Богатыри» и былину «Застава богатырская». Определите, какие мотивы, черты характера, особенности одежды и вооружения заимствовал художник из этой былины и былин киевского цикла при создании образов защитников Руси.
|
|
Задание 3. Сравните образ Ильи Муромца в народных былинах и балладе А.К.Толстого «Илья Муромец». В чем принципиальное различие фольклорного и литературного образов? Запишите выводы.
А К.Толстой
Илья Муромец
1
Под броней с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья.
2
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.
3
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?
4
Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
5
Но обнес меня ты чарой
В очередь мою –
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!
6
Без меня других довольно:
Сядут - полон стол!
Только лакомы уж больно,
Любят женский пол!
7
Все твои богатыри-то,
Значит, молодежь;
Вот без старого Ильи-то
Как ты проживешь!
8
Тем-то я их боле стою, 1
Что забыл уж баб,
А как тресну булавою,
Так еще не слаб!
9
Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора;
|
|
Погулять по свету снова
Без того пора!
10
Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!
11
Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!
12
Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою –
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!»
13
И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
Воздухом дышать.
14
Снова веет воли дикой
На него простор,
И смолой и земляникой
Пахнет темный бор.
ТЕМА 7. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ НОВГОРОДСКИХ
БЫЛИН О САДКО
Вопросы и задания:
1. Древний Новгород и русская песенная эпическая традиция. Идейно-художественное своеобразие и типология новгородского былинного цикла. Полемика о времени возникновения былины.
2. Этимология имени Садко. Предполагаемый исторический прототип гусляра - купец XII в. Сотко Сытиныч. Двойственность образа былинного музыканта: язычника и христианина, мифологического героя и реально существовавшего средневекового купца. Особенности изображения.
3. Идейно-смысловая завершенность трехчастной структуры былины. Роль повторов в былинной композиции. Новеллистический характер сюжета. «Убеждающий» монолог и ответные действия былинного героя как основной прием организации сюжета. Ведущие мотивы эпической песни (пира и похвальбы героя, морского путешествия, метания жребия, человеческого жертвоприношения, выбора невесты и др.), их интерпретация в «Садко».
|
|
4. Свадебные испытания мудрости и профессиональных навыком Садко как мифологическая основа произведения. Амбивалентность брачной коллизии: сватовство к девушке, принадлежащей другому миру. Отражение в сюжете элементов свадебного обряда. Мотив «coн-пробуждение» как способ перехода героя из одного мира в другой.
5. Человек и водная стихия в былине. Озерные, речные, морские топонимы в произведении. Образ купеческого корабля. Былинный новгородский мир и подводный антимир. Морской пейзаж в «Садко». Мифологическое объяснение причин морской бури. Рыба с золотыми плавниками как поэтическое олицетворение богатства озер и рек Новгородской земли.
6. Основные принципы создания моноцентрической системы об разов былины (нравственный, социальный, религиозный). Архаическое начало образов озерного и морского царей. Особенности изображения чудесного помощника - святого Николы. Населенность под водного мира. Функции образа девушки Чернавушки. Удалая дружина купца Садко. «Настоятели» и купцы Великого Новгорода.
|
|
Задание 1. Сравните былины «Садке» и «Садко - богатой гость», обратив особое внимание на:
1) причину противоречивости образа Садко - язычника и христианина;
2) ушкуйнические черты его характера;
3) мифологическую персонификацию реки Волги и озера Ильмень;
4) поэтизацию языческих культов и обрядов (кормление воды, поклонение рекам и озерам, ритуальная ловля рыбы). Результаты сопоставительного анализа оформите в виде тезисного плана.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 889; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!