Восприятие художественного текста читателем как методическая проблема.
Восприятие как чувственное освоение. Термин «читательское восприятие» в методике преподавания литературы. Восприятие читателем художественного текста как:
– комплекс сложных психический процессов, протекающих в мозгу человека во время и после общения с художественным текстом,
– творческая деятельность, опосредованная жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом читателя, положительной мотивацией, потребностью и интересом.
Основные компоненты восприятия: работа воображения, эмоциональное переживание прочитанного, мыслительные акты (понимание, работа памяти, установление логических связей, ассоциаций и др.). Влияние на читателя других компонентов восприятия: мифологическое, подсознательное, бессознательное и пр. Синтез в читательском восприятии представлений, вызванных деятельностью воображения, которое стимулируется воздействием словесных сигналов.
Целостность и живость первичного восприятия произведения читателями. Наивно-реалистическое восприятие(наивный реализм) какприравнивание литературного изображения к житейским фактам, игнорирование авторской точки зрения и пренебрежение совокупностью оценок (политических, моральных, эстетических), составляющих сущность литературного произведения.
Обязательность учета характера восприятия учащимися литературного произведения в учебном процессе.
Возрастные особенности восприятия литературного произведения учащимися.
|
|
Младший возраст (эмоциональность, богатство воображения, интерес к отдельным ярким эпизодам, категоричность суждений о поступках героев, наивно-реалистическое восприятием литературы);
подросток (повышенная эмоциональность, полет фантазии, интерес к проблеме формирования характера и моральных качеств человека, к мотивам его поведения, переход к осознанию художественных достоинств произведения);
ранняя юность (ослабление эмоционально-образных переживаний, логизация прочитанного, интерес к внутреннему миру героя и мировосприятию автора, желание систематизировать свои впечатления, способность воспринимать сложные социально-психологические коллизии и художественную условность, оригинальные композиционные и стилевые решения).
Условность деления подростков на возрастные группы и возможности учета характера восприятия учащимися литературного произведения в учебном процессе. Формы проверки особенностей восприятия учащимися литературного произведения.
Индивидуально-типологические особенности восприятия литературного произведения учащимися.
Основные типы восприятия художественного текста учащимися. Школьники «рассудочного» типа (с преобладанием логических моментов восприятия – «мыслители»): интерес к составлению планов, участию в работе итогового характера, затруднения при выполнении заданий по тексту, по работе с художественным словом). Эмоциональные читатели (с преобладанием наглядных и образных реакций на текст – «художники»: интерес к выразительным средствам языка и стиля произведения, затруднения в составлении планов, работе над выводами и т.д.). «Смешанный» тип читательской реакции.
|
|
Роль изучения особенностей учащихся каждого класса в организации индивидуальной и дифференцированной работы на уроке.
Выраженность воссоздающего воображения и эмоциональной отзывчивости (сравнительно с мыслительной активностью) у подавляющего большинства учащихся 4-6 классов.
Резкая дифференциация в литературном развитии учащихся 7-8 классов. Влияние на восприятие искусства индивидуального склада личности, читательского, жизненного и т.д. опыта ученика.
Усиление дифференциации учеников одного возраста в старших классах: интенсивное литературное развитие школьников с развитым мышлением, общей начитанностью и ярко выраженным интересом к предмету.
Гибкость и тактичность в руководстве нравственным и умственным развитием учащихся. Дифференциация работы учащихся с учетом объёма, сложности и художественного своеобразия текстов, меры самостоятельности их разбора, характера заданий и т.д.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1364; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!