Михайловский Николай Константинович (1842-1904)
Общество как самостоятельный предмет научного исследования. Методология позитивизма у истоков анализа социальных явлений.
2. Представления О. Конта о предмете, объекте и структуре социологической теории. Понятие “социального порядка”. Основные закономерности “социальной статики” и “социальной динамики”, закон трех стадий общественного развития.
- Основоположник позитивизма в социальных науках
- «Курс позитивной философии» (1830-1842) – начала социологии (социальной физики)
- Социология разделяется на социальную статику (изучает устойчивые условия существования любого общества) и социальную динамику (изучает естественные законы общественного развития).
- «Закон трех стадий» социальной динамики: 1)теологическая - все объяснения на основе религиозных представлений; 2) метафизическая - заменяет сверхъестественные факторы реальными причинами; ее задача - критическая, она подготовляет последнюю 3)позитивную (научную) стадию – объяснения рациональны
· Классификация наук - по степени уменьшения их абстрактности (увеличения сложности и конкретности: математика, астрономия, физика, химия, биология, физиология, социология). Математика – максимально простая наука.
Методы новой науки должны быть похожи на методы точных наук, но и быть специфичными. От физики:
1.наблюдение (необходимость теор.схемы для наблюдения, анализа, ограничения этого анализа)
|
|
2.эксперимент(можно ставить и вокруг патологич.случаев соц.действий.Это более перспективно)
От других наук:
3.метод сравнения
4.метод исторического анализа
Представление о социологии.
· Предмет социологии: «развитие человеческого разума под воздействием общественной жизни»
· Объект социологии: общество
· Социология разделяется на социальную статику (изучает устойчивые условия существования любого общества) и социальную динамику (изучает естественные законы общественного развития)
· Законы социальной статики: 1)дифференциация, 2)централизация власти, 3)развитие общей морали
· «Закон трех стадий» социальной динамики: 1)теологическая - все объяснения на основе религиозных представлений; 2) метафизическая - заменяет сверхъестественные факторы реальными причинами; ее задача - критическая, она подготовляет последнюю 3)позитивную (научную) стадию – объяснения рациональны
Позитивный метод.
• Основная задача позитивного метода - отделение науки от метафизики и теологии
• Согласно О.Конту, слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (новая философия по своей природе должна не разрушать, а организовывать)
|
|
• Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов (т. е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений); ее задачей является открытие законов (т.е. постоянных, повторяющихся связей между явлениями)
Социология как позитивная наука должна быть противопоставлена теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке (развитие общества исторично и подчиняется естественным законам, человек не есть создание божественное)
3. Г. Спенсер о закономерностях социальной эволюции, структуре и функциях основных социальных институтов, механизмах социального контроля поведения человека. “Первые правила социологического метода” как попытка постановки этических проблем социально-психологического исследования.
- «Основания социологии» (1876-1896) – аналогии между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом
- Прогресс как социальная эволюция в силу выживания наиболее приспособленных и сильнейших
- Военный и промышленный типы устройства общества как 2 полюса социальной эволюции
- Механизмы социального контроля: «страх перед живыми и страх перед мертвыми»
· Возможности и ограничения применения естественнонаучных методов в социальных науках
|
|
Основные понятия
• Общество –совокупность индивидов, характеризующаяся сходством и постоянством их жизни, подобно биологическому организму растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции; состоит из 3-х относительно автономных частей: поддерживающей (производство необходимых продуктов), дистрибутивной (разделение благ на основе разделения труда) и регулятивной (организация частей на основе их подчинения целому)
• Типы обществ –военный – военные конфликты, истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль; промышленный – промышленная конкуренция, побеждает интеллектуально и морально сильнейший;
• Социальная эволюция -три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего»
Социальные институты – домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные
|
|
Методы. Самое большое ограничение методов – то, что людей изучают люди.
Правила социолог.метода:
1.чтобы избежать ограничений, нужно обращаться в фундамент.закономерностям
2.отстраниться от обществ.волнений и страстей
3.избежать искушения рыночного спроса
4.не работать по указу власть имущих
5.отдавать себе отчет в своих стереотипах о расе, статусе, интеллекте, эмоциях
6.видеть разницу между теор.построениями и выводами из эмпир.наблюдений
4. Основные положения концепции Э. Дюркгейма. Феноменология «коллективности» в анализе индивидуального сознания и поведения. Понятие коллективных представлений, его роль в системе категорий анализа общественной жизни.
- Первый профессор социальных наук, основатель первого социологического журнала «Социологический ежегодник» (1898), создатель первой кафедры социологии (Сорбонна, 1906), создатель прикладной социологии
- Предмет социологии – социальная реальность, основу которой составляют социальные факты
- Специфика социального – в различных формах коллективности («коллективные представления», «коллективные верования», «коллективные чувства»)
· «Если идея общества растворится в индивидуальных умах, а коллективные верования, традиции и притязания перестанут ощущаться и разделяться отдельными индивидами, то общество погибнет»
· Аномические самоубийства – причина в определенных хар-ках соц.жизни. Аномия – состояние ценностного вакуума в обществе. Возникает в преддверии актив.соц. трансформаций
Соц.факторы:
1.соц.течения из возмущения или энтузиазма толпы
2.способы мышления, приобретенные в ходе социализации
Осн.идеи и понятия
• тезис о примате социального, невозможности объяснения социальной реальности через обращение к другим наукам (социологизм), критика психологизма в социологии («причины социальных фактов надо искать в других социальных фактах, а не в состояниях индивидуального сознания»)
• механизм регуляции социального поведения = «социальное принуждение», состоящее во внешних ограничительных правилах и в интериоризированных социальных нормах
• структура социологии: 1)социальная морфология (учение о строении и формах социального); 2)социальная физиология (учение о фактах коллективного сознания и законах коллективных действий)
• факты коллективного сознания: общие идеи и чувства; моральные суждения; моральные и правовые нормы; мотивация коллективной экономической деятельности
• соц.норма – всего лишь повторяемость. Норме противостоит оригинальность.
«правила социологического метода»: позитивизм, принцип объективности, принцип повторяемости, принцип причинности
5. Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов.
Габриель Тард (1843-1904)
• «Социальная логика» (1895), «Законы подражания» (1890), «Всемирное противопоставление» (1897), «Этюды социальной психологии» (1898)
• Основа развития общества - социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (копирования и повторения одними людьми поведения других). Процессы подражания касаются всех существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение, что способствует сохранению целостности общества
• Объяснение развития общества через «изобретение» - процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды: все новое (идеи или материальные ценности) есть результат творческой деятельности одаренных личностей-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания
Полемика Тарда с Дюркгеймом
Г.Тард | Э.Дюркгейм |
• Общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний • Понимание социальности невозможно без психологических знаний, фундамент социологии – социальная психология • Наука об обществе должна иметь и свои специфические методы (например, анализ исторических документов) • Источник социального развития – деятельность одиночек-новаторов • Социальное поведение регулируется законами подражания, заражения и внушения | • Социальная реальность обладает особыми, только ей присущими качествами • Социальные факты объективны, их существование не зависит от индивида • Социология должна использовать объективные методы, аналогичные методам естественных наук • Источник социального развития – разделение труда и различные формы солидарности • Социальное поведение регулируется социальными нормами и правилами |
6. «Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В.Вундта.
· «Психология народов» (1900-1920)
· «Реальность души народа является для нашего наблюдения столь же изначальной, как и реальность индивидуальных душ»
· «Одной из главных задач психологии навсегда останется исследование взаимодействия индивидуумов со средой и выяснение процесса развития»
· «Три основные области и три основные проблемы психологии народов: язык, мифы и обычаи…В них повторяются, как бы на высшей ступени развития, те же элементы, из которых состоят наличные состояния индивидуального сознания»
· «Язык одержит в себе форму представлений; мифы – содержание этих представлений; обычаи – возникшие из представлений и влечений общие направления воли»
· «Язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творчества народного духа, но самый этот дух народа в его еще не затронутом индивидуальными влияниями виде»
Идеи психологии народов:
1.дух народы имеет свои выражения: мифы, верования, фольклор и т.д. Следовательно, нужно сделать особую науку, которая изучала бы это.
2.Цнетральный компонент духа – язык.
Миф – это всегда рассказ о том, как надо переживать чувства. Герои живут сильными эмоциями.
Обычаи – общее направление воли человека. Как надо действовать в опр.ситуациях.
7. “Психология масс” как одна из первых социально-психологических концепций.
Густав Лебон (1841-1931)
• социализма» (1898), «Мнения и верования» (1911), «Французская революция и психология революций» (1912), «Психологические уроки мировой войны» (1916)
• Основа социальности – иррациональная и эмоциональная сферы психической жизни; психология – основа познания истории;
• поведение индивида в толпе носит бессознательный и иррациональный характер, следствием чего являются: 1)повышенная эмоциональность; 2)расторможенное поведение; 3)утрата чувства личной ответственности;
• Основа социальных изменений – динамика идей, внушаемых лидерами массе; достижения цивилизации есть результат деятельности элиты общества;
• Наступающий ХХ век – «век толпы»
Сципион Сигеле
• «Преступная толпа» (1892) – основная задача: определить меру ответственности членов большой социальной группы (толпы) за общие действия
• Заимствует у Г.Тарда основной принцип организации толпы – подражание путем внушения: «проявление душевного состояния возбуждает такое же состояние у того, кто его наблюдает»
• По мере роста численности толпы интенсивность ее чувств нарастает
• Толпа более расположена ко злу, нежели к добру; соответственно – потенциально преступна;
• Внушение оказывает влияние в большей степени на тех, кто уже предрасположен совершить внушаемое действие; следовательно – человек ответственен за свои действия в толпе;
• «Преступники, умалишенные, алкоголики, вообще социальная грязь, лишенная всякого нравственного чувства и развращенная преступлением составляли главную часть бунтовщиков и революционеров»
8. Работа Г.Лебона «Психология масс»
Равенство посредством просвещения. Но это практически невозможно.
Каждая раса обладает столь же устойчивой психич.организацией, как ее анатомическая организация.
Мораль. И интеллект. Особенности – синтез всего прошлого народа.
Величие народа зависит от уровня нравственности.
Влияние противоположных наследственностей разлагает нравственность и характер. Скрещивания м.б. элементом прогресса только среди высших рас.
Народом можно управлять не конституцией, а выражением чувств и идей народа.
Расовая душа, руководящая судьбой народов, руководит также и верованиями, учреждениями и искусством.
Психич.склад расы – синтез всех предков, способствовавших ее образованию.
Результат цивилизации – дифференциация индивидов и рас. Народы идут к большему неравенству.
Народы воспринимают мир по-разному.
Большинство поступков толпы – выражение ее низкого умственного уровня.
Велика власть внушаемых идей: нельзя руководить толпой правилами, нужно увлечь ее, произвести впечатление.
Причины появления нов.качеств в толпе: чувство непреодолимой мощи (исчезает чувство ответственности), заражаемость, внушаемость (заражение – последствие внушения).
Гл.черты толпы: исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении.
Элементы бессознательного – причина сходства индивидов в толпе.
Гл.черты индивида в толпе: нет сознательной личности, преобладание бессознат.личности, одинаковое направление чувств и идей (определенное внушением), стремление немедленно осуществить идею.
Импульсы толпы настолько сильны, что даже чувство самосохранения не может его подавить.
Высокая изменчивость толпы, чувство непреодолимого могущества.
В толпе проявляются осн.черты расы.
Толпы чрезвычайно легковерна.
Чувства толпы: односторонни и преувеличены, впадает в крайности, уверенность в безнаказанности (диффузия ответственности). Понижается интеллект.уровень. Только простые и крайние чувства. Авторитетность в суждениях толпы.
Толпы консервативна. Толпа преданна и бескорыстна.
Т. Не рассуждает и не полдчиняется влиянию рассуждений. Мыслит только образами. Надо действовать через воображение.
Религиоз.чувства: нетерпимость и фанатизм.
Традиции имеют власть над Т.
Вожак должен быть ослеплен идеей. Должен создавать веру. Власть вожаков оч.деспотична.
Толпа стремится к подчинению, повиновению.
Идет нужно постоянно повторять, чтобы Т поверила.
Мнения и верования распространяются путем заразы.
Душа расы подчиняет душу Т.
Ум не играет никакой роли в решениях совещательных вопросов.
Т легко ослепляется обаянием. Оратору нужно привлечь лишь вожаков, а не всех присяжных. Кроме обаяния нужна лесть.
Ум делает чела более снисходительным.
9. Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века.
Русская социолог.школа:
1.непосредственных отклик на соц.события
2.направленность на Зап.Европу
3.интерпретации психологические, а не соц-эконом.
Михайловский Николай Константинович (1842-1904)
• «Герои и толпа» (1882), «Научные письма: к вопросу о героях и толпе» (1884), «Патологическая магия» (1887), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893)
• Общественная ситуация 80-х г.г.: «под покровом толков о народе началась самая гнусная, самая возмутительная травля на интеллигенцию, а вместе с нею и на просвещение вообще»
• Интеллектуальный контекст: осознание невозможности построения гуманитарного знания по образцу естественно-научных дисциплин, поиск путей междисциплинарного анализа социальных явлений, рефлексия необходимости смены методологии («субъективный метод»)
«Герои и толпа»
• требование психологизации всего обществознания, перемещения его фокуса внимания к «душевным явлениям»
• «изучение массовых движений, природы отношений между толпой и тем человеком, которого она признает великим, должно стать основанием истинного сотрудничества различных областей знания»
• субъективный метод: «мыслящий субъект только в том случае может дойти до истины, когда вполне сольется с объектом и ни на минуту не разлучится с ним, то есть войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдание, проплачет его слезами»
• «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело. Толпой будем называть массу, способную увлекаться примером, опять-таки высокоблагородным или низким, или нравственно-безразличным. Не в похвалу, значит, и не в поругание выбраны термины...»
• «Герои не с неба сваливаются на землю, а из земли растут к небесам... их создает та же среда, что выдвигает и толпу», а потому героем может стать кто угодно: «злодей, глупец, ничтожество, всемирный гений или ангел во плоти»
• антитезой толпе является народ; «Тард непреклонен, как математически прямая линия, считая, что коллективная мысль или деятельность всегда ниже мысли или деятельности индивидуальной»
• «подражание – вещь несомненная и вместе с тем таинственная в силу непонятности оснований выбора объекта подражания, ведь оно обрывается при самом ничтожном препятствии»; «признать подражание единственным двигателем массовых движений невозможно»; «дело в особенностях настроения масс и усиленной работе воображения»
• социальные условия «толпообразования» - общественное разделение труда и его деперсонализирующие следствия; психологические – причины аффективного свойства: отсутствие эмоционально ярких событий, бедность перцептивного опыта человека, когда «самостоятельная жизнь индивида поедается скудостью и однообразием впечатлений»;
• обедненность чувств влечет за собой однообразие представлений («ослабление мысли»), создавая питательную среду для единообразия «психологических процессов в толпе», следствием которых и является подражание
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!