Развитие восприятия звуков жизни,
И.Выгодская, Н.Берковская ЛИНКА-ПРЕСС МОСКВА 1999 ББК 74.1 В 92 Учебно-методическое издание Выгодская Ингерит Григорьевна, Берковская Наталья Викторовна В 92 Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5—7 лет. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 68 с, илл. Пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста. Его также можно использовать для занятий с ребятами, имеющими речевые и поведенческие отклонения. Материалы, содержащиеся в книге, отличаются обучающей и коррекционной направленностью. Они призваны способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, формированию у него чувства языка, предупреждению различных трудностей и нарушений, возникающих в процессе чтения и письма. Книга рассчитана на профессиональных работников дошкольных учреждениий — воспитателей, логопедов. Она может быть полезна и интересна студентам педагогических колледжей и вузов, преподавателям младших классов общеобразовательных школ. ISBN 5-8252-0007-Х ББК 74.102.2+74.202.5+74.37 Художник — Геннадий Соколов Идея и разработка рисунков — А. Каштуева Редактор — В. М. Чернина Корректор — В. М. Хирцова Оригинал-макет — А. А. Рутман ISBN 5-8252-0007-Х 9785825«200071 ЛР № 066033 от 30.07.98. Подписано к печати 29.07.99. Формат 60х90'/8. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 9,5. Тираж 17 000 экз. Заказ № 843. ООО «ЛИНКА-ПРЕСС» 115551, г. Москва, а/я 69, ЛИНКА-ПРЕСС, тел. (095) 392-83-18, факс (095) 392-75-63 ОАО «Ярославский полиграфкомбинат» 150049, г. Ярославль, ул. Свободы, 97. ISBN 5-8252-0007-Х И. Г. Выгодская, 1999 Н. В. Берковская, 1999 ООО фирма «ЛИНКА-ПРЕСС», 1999 Светлой памяти Логопеда — Нины Федоровны Синицыной ВСТУПЛЕНИЕ Предлагаемое пособие предназначено для подготовки к обучению грамоте и для развития речи детей 5—7 лет. По объему и содержанию учебного материала данная работа совпадает со стандартной программой детского сада, но по форме подачи материала отличается от нее. Книга состоит из отдельных блоков (разделов), выдержанных в едином методическом ключе. В то же время все они структурно не зависят друг от друга, могут использоваться самостоятельно и сочетаться с любой системой обучения чтению и письму. Блоки имеют двойное наименование: первое заглавие — методическое (показывает конкретную проблему), второе — название игры: 1. Релаксация как система расслабляющих упражнений, или «Волшебный сон». 2. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев и артикуляционных органов, или «Театр пальчиков и языка». 3. Развитие слухового восприятия звуков жизни, или «Звуковые странички». 4. Знакомство со звуками речи и буквами русского языка, или «Путешествие по Звукограду» и «Превращение Звукограда в Буквоград». 5. Различение звуков речи по глухости-звонкости, твердости-мягкости, или «Сказ о Златоустии». 6. Звукобуквенный и слоговой состав слов, ударение, или «Из Слогандии — в Словандию». 7.Работа над правильным грамматическим оформлением слов в предложении, или «Разноцветные странички», «Только — столько!». 8. Формирование навыков рассказывания и пересказа в устной и письменной речи, или «Сказки по подсказке». Каждый блок содержит в себе игру или сказку-игру, протяженную во времени. В некоторые сюжеты игр и сказок введен сквозной образ черепашонка Типтопа, что, по нашему мнению, способствует созданию учебной мотивации, эмоционально окрашивает процесс обучения. Блоки данного пособия организованы по принципу: от простого — к сложному. На каждом новом этапе предыдущий материал вновь повторяется, но на обобщенном уровне, и включается в более сложную логическую задачу. Такой метод помогает ребенку воспринимать знания системно и лучше понимать материал. Сюжеты игр и сказок, помимо основной цели — подготовки детей к обучению грамоте, призваны решать и другие задачи: • формировать сенсомоторное восприятие, т. е. восприятие, основанное на чувственных (сенсорных) и двигательных (моторных) ощущениях («Звуковые странички», «Театр пальчиков и языка»); • развивать память, внимание, мышление; • обогащать, расширять, уточнять словарный запас («Сказки по подсказке»); • воспитывать чувство слова, объяснять происхождение слов («Звукоград», «Буквоград», «Златоустия»); • способствовать эмоциональному развитию: показывать, как важно уметь пожалеть, посочувствовать, помочь; • обучать выразительной мимике и неречевому общению (на примере черепашонка Типтопа видно, что язык общения шире, чем только человеческая речь); • познакомить с важнейшим правилом речевого общения: «чтобы тебя хорошо понимали, надо говорить четко, ясно, выразительно»; • дать представление о том, что речь — это великий дар, преподнесенный природой Человеку. Особое внимание в этой работе уделяется сенсомоторному воспитанию. Ведь каждому ребенку, как известно, надо самому потрогать, пощупать, попробовать на вкус, послушать, посмотреть. Но не каждый посмотрит и разглядит, послушает и услышит. Поэтому в предлагаемых сказках и играх развитие внимательности начинается с внимания к своим ощущениям. В пособии подробно описаны упражнения по артикуляционной гимнастике в сочетании с гимнастикой пальцев рук. Система рот — рука просматривается во многих играх («Театр пальчиков и языка», «Пальчики в гостях у букв», «Скачущий карандашик»). Очень важно, чтобы игрушки-самоделки и наглядные пособия были изготовлены самими детьми и чтобы помощь взрослого не подменяла собой работу ребенка. Воспитатель направляет мыслительную деятельность детей, рассказывая сказки, проводя вопросно-ответную беседу по сюжетам этих сказок, организуя изготовление поделок. Интеллектуальному развитию ребенка и подготовке к школьному обучению в целом способствуют задания, направленные на формирование умения выделять и различать знаки и символы. Например, слушая сказку про Звукоград, дети условно-схематически обозначают красными кружками гласные, синими прямоугольниками — твердые согласные, зелеными прямоугольниками — мягкие согласные, как это принято во многих букварях. В большинстве заданий малыш не просто что-то обводит, раскрашивает, рисует, а анализирует изученный материал и из предложенных воспитателем действий выбирает нужное. Например, буквы, обозначающие звонкие твердые согласные, ребенок обводит жирным синим контуром, звонкие мягкие согласные — жирным зеленым контуром. Буквы, обозначающие глухие твердые звуки, тонко обводит синим цветом, а буквы, обозначающие глухие мягкие, — тонко зеленым цветом. Эта работа выполняется сначала с помощью взрослого, а по мере овладения материалом — самостоятельно. Подобные задания имеются в «Разноцветных страничках», в «Рабочих страничках», в блоке о Звукограде и Буквограде. Предлагаемая методика обучения грамоте отличается, на наш взгляд, от существующих тем, что ребенок приобретает навыки письма и чтения, запоминает буквы как бы непроизвольно. Такая система подачи материала облегчает детям процесс обучения, вызывает интерес к учению в целом и позволяет в будущем избегать ошибок в чтении и письме (предупреждает появление дисграфии и дислексии). Материал пособия имеет и психотерапевтическую направленность. Полностью психотерапевтическим можно назвать первый раздел — «Релаксация». Система расслабляющих упражнений, способствующих мышечному и эмоциональному отдыху, делает более плодотворной работу на занятии. Релаксация особенно полезна для расторможенных (гиперактивных) или очень неуверенных в себе (тревожных) детей. С «волшебного сна» рекомендуется начинать любой урок, а не только занятие по обучению грамоте. При общении с ребенком психотерапевтическое значение имеют такие выражения, как: «У тебя золотая голова, золотые руки, умелые пальчики». Итак, в последовательности расположения блоков прослеживается такая система подачи материала: • воспитание «чувства мышцы» для возможности саморегуляции (расслабление мышц для последующей активной деятельности); • внимание к собственным ощущениям при слуховом восприятии и при произнесении звуков речи; • от звука речи — к букве; • слоговой и звукобуквенный состав слова; • слово как составная часть предложения; • предложение как составная часть текста. Мы надеемся, что наша книга окажется полезной всем, кто хочет подготовить ребенка к обучению в школе и сделать этот нелегкий процесс более разнообразным, интересным, увлекательным. Желаем успеха! 4 «Горка» Кончик языка внизу, язык горкой подниму. Спинка языка тотчас станет горочкой у нас! Я растаять ей велю — напряженья не люблю. Язык на место возвращается и приятно расслабляется. Общее мышечное и эмоциональное расслабление (игра «Волшебный сон») «Волшебный сон» проводится после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем как самостоятельная игра, цель которой —релаксация для мобилизации. По усмотрению воспитателя текст используется целиком или частично. Воспитатель: Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть, Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая, очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно: расслабление приятно. Реснички опускаются, глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело и расслаблено все тело. Будто мы лежим на травке... На зеленой мягкой травке... Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас. Жарче солнышко пригрело — и ногам тепло, и телу. Дышится легко, вольно, глубоко. Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются, всё приятно расслабляется. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Громче, быстрее, энергичнее: Было славно отдыхать, а теперь пора вставать. Крепко пальцы сжать в кулак, И к груди прижать — вот так! Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться! Распахнуть глаза пошире — раз, два, три, четыре! Дети встают и хором с воспитателем произносят: Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы. Формулы правильной речи Воспитатель: Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре Ясно, четко говорим, потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем! И легко нам говорить, и не хочется спешить. Так спокойно, так приятно. Говорим — и всем понятно. Как показал опыт, систематические сеансы релаксации эффективны для детей шести — восьмилетнего возраста. Они помогают ребятам стать более спокойными и работоспособными, благоприятствуют созданию радостной и свободной обстановки на занятиях.
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопряженная гимнастика,
Или ТЕАТР ПАЛЬЧИКОВ И ЯЗЫКА
Цели занятий: Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.
Методическиепояснения:В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.
Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя — за партами или за общим столом, стоя — в кругу или шеренге) сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка.
Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Опорные рисунки к таблице имеют номера, соответствующие порядковому номеру упражнения.
В создании нехитрых сюжетов желательно участие самих ребят — это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.
Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей | Движения или статичная поза | |
рук | языка | |
| Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным | Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз |
| Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены | Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе |
| Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх | Язык всовывается и напряженно тянется к носу |
| Пальцы чуть согнуты | Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой» |
| Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони соединяются «чашечкой» | Язык в позе чашечки |
| Пальцы широко расставлены и попеременно двигаются. Кисти расслаблены, руки свободно опущены вдоль туловища | Движении языком вверх-вниз (язык со скругленными краями). Язык расслаблено опускается |
| Кисти рук тыльной стороной соединяются у запястья, пальцы напряженно тянутся вниз | Язык напряженно тянется вниз |
8- 9.На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов | Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы тор опускаются на дно «чашечки», то разводятся в стороны. | Языу «чашечкой». Язык движется вверх-вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы |
Текст произносит взрослый, (желательны «подсказки» детей) | Движения или статичная поза | |
рук | языка | |
10. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других — тонкие | Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой руки — шляпку. Положение рук меняется: то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много). Указательный палец одной руки — ножка, а ладонь другой руки — шляпка; положение рук меняется (поганок очень много) | Язык сначала мягко присасывается к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет) |
11. Дерево растет | Руки тянутся вверх, к солнышку | Язык тянется к носу |
12. И грибы растут | См. упражнение 10 | Чередовать: язык то присасывается к нёбу, то прогибается «чашечкой» |
13. Собираем их в корзину | Переплетаем пальцы «корзинкой» | Язык — «чашечкой» |
14. Идем по лесу дальше | См. первое упражнение — имитация ходьбы | Язык — как в первом упражнении |
15. Растет дикая яблонька. На ней плоды — яблочки | Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх | Язык скругленный, выгнутый, с опорой на верхнюю губу |
16. Они кислые | Махнуть рукой: «эх!» | Сморщиться и слегка высунуть язык |
17. Но дома сварим из них варенье — во какое! | Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения | Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы |
18. Поэтому соберем их в корзины | Пальцы рук переплетены «корзинкой» | Язык — «чашечкой» |
19. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке | Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам | Плавное движение широким языком вперед-назад |
20. Тяжело нести корзины. Увидели лодку | Сложить ладони «лодочкой». Руки совершают волнообразные движения | Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягиваем язык вперед и убираем назад |
21. Приплыли домой | Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком») | Язык присасывается к нёбу (крыша домика) |
10
11
12
Развитие восприятия звуков жизни,
Или ЗВУКОВЫЕ СТРАНИЧКИ
Цели занятий:Совершенствовать слуховое восприятие ребенка, обучать его различению громких и тихих звуков жизни, подготавливая таким образом к дифференциации глухих и звонких звуков речи; расширять круг представлений об окружающем мире и пополнять их словарный запас (употребление в речи глаголов и отглагольных существительных); привлекать внимание дошкольников к согласованию глагола с существительным. Оборудование 1. Набор «Звуковых страничек» для каждого ребенка.
2. Рис, гречка, пшено, горох, фасоль, разложенные в пустые пузырьки и коробочки из-под лекарств, конфет, йогурта, чая («погремушки»), колокольчики разного размера, емкости с водой.
Методические указания и пояснения : Дети дома по заданию воспитателя заготавливают «звуковые странички», каждая примерно размером с альбомный лист. Образцы даны в приложении. На первой «звуковой страничке» должно быть шесть рисунков с подписями, нарисо-
ванных контурной линией и заключенных в рамочки. На страничках со второй по
пятую — по четыре картинки с подписями, каждая картинка заключена в рамочку, а также по две пустые рамочки, в которых дети будут рисовать иллюстрации самостоятельно или по заданию воспитателя.
Воспитатель может ориентироваться на предложенные образцы «звуковых страничек» и таблицу громких и тихих неречевых звуков, данную в конце раздела.
При подготовке детей к работе с этим блоком рекомендуем обсудить такие вопросы:
1. Посмотрите внимательно и скажите, что находится в пузырьках. (Дети отвечают: гречка, пшено, рис. Воспитатель насыпает детям на ладошки по 2-3 крупинки, обращает внимание на различие цвета, размера крупы.)
2. Встряхнем стеклянный пузырек с гречкой. Как этот звук можно изобразить голосом?(ш_) Как назвать такое звучание «погремушки» одним словом? (Шуршание.) Аналогичные вопросы задаются про звон колокольчика (дзынь), шуршание пшена (ш_), громыхание фасоли (грым).
Примечание: _ — так обозначена долгота звука.
3. Как ответить на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» {Булькает — булькают, громыхает — громыхают, шуршит — шуршат, стучит — стучат).
4. Закройте глаза и послушайте шуршание крупы в пузырьке. Запомните этот звук. (Аналогично де слушают громыхание гороха, фасоли, стук вермишели, шуршание пшена.)
5. Скажите, в каких «погремушках» звучание тихое, в каких — громкое? Какой звук громкий ? (Громыхание, стук) Какой звук тихий? (Шуршание, шелест).
6. Закройте глаза, послушайте. (Воспитатель производит звук с помощью какой-либо «погремушки»). Откройте глаза. Какой это был звук? (Громыхание, шуршание.) Какая «погремушка» так зву-1 чала?
7. Закройте глаза, послушайте. (Воспитатель производит подряд два звука с помощью двух разных «погремушек».) Откройте глаза. Какие звуки вы слышали? Какой звук вы услышали сначала, какой потом? (Аналогично дети запоминают последовательность из трех и более различных I звуков).
8. Как «разговаривают» звери и птицы? Как издаваемые ими звуки можно изобразить голосом человека? (Собака — «гав!», «р-р-р», «у-у»; кошка — «мяу», «мур»; лошадь — «иго-го», «фр-р»). (Поощрения детям, которые давали правильные ответы: у тебя ушки-послушки, у тебя замечательные ушки, внимательные уши; ты умеешь слушать звуки, как осторожный зайчик, и т.д.)
Каждая «звуковая страничка» представляет собой набор отдельных сюжетных или предметных картинок, I связанных общей ситуацией и объединенных общей темой, например, «Дома, в квартире», «В городе», «В лесу, в поле, на болоте», «Во дворе». Темы могут формироваться и по иным принципам (например, по понятийному: животные, техника, неживая природа). Хорошо, если новые темы и картинки к ним будут предлагать не только воспитатели, но и дети. Рисунки, изображенные на страничках, заключены в тонкие одинарные рамочки, под картинкой помещены подписи, обозначающие издаваемые звуки.
Первая страничка — ознакомительная. Здесь изображаются явления, при звукоподражании которым ребенку легко различить громкие и тихие звуки жизни.
В верхней части странички находятся картинки, содержание которых подсказывает, что действие сопровождается громкими звуками. Воспитатель анализирует с детьми рисунки (бой барабана, грохот грома), просит произнести звукоподражание, подчеркивая (выделяя голосом) громкие звуки. Ребята обводят рамочку жирным контуром. Детям объясняется символика: для громких звуков нужна толстая,] для тихих— тонкая рамка. На более поздних этапах, при знакомстве с буквами и их раскрашивании! остается тот же принцип: звонкий звук — толстая буква, глухой звук — тонкая буква.
14
В средней части страницы помещены картинки, предполагающие, что действие сопровождается тихими звуками (писк цыпленка, стук мяча о землю). Воспитатель просит произнести соответствующие звуки и обвести рамочки тонкой линией.
В нижней части страницы приведены ситуации, в которых не слышно никаких звуков. Воспитатель предлагает детям прислушаться, издает ли какие-либо звуки цветок в горшке или лежащий на земле камень. Дети приходят к пониманию слов: «полная тишина». Символом полной тишины является овал, который ребенок заштриховывает. Все картинки маленький ученик раскрашивает самостоятельно.
Затем дети работают со второй «звуковой страничкой» («Дома, в квартире»). Анализируя ситуацию, произнося с воспитателем подписи к картинкам, ребенок решает, какая нужна рамочка: толстая (для громких звуков), тонкая (для тихих) или нужно нарисовать овал и заштриховать его. В одном из пустых квадратов дети рисуют картинку, где действие сопровождается громким звуком, в другом — тихим.
Третья и четвертая «звуковые странички» аналогичны второй.
На пятой «звуковой страничке» в беспорядке размещены картинки, из которых дети должны выбрать иллюстрации, изображающие один и тот же предмет. Но в одной ситуации он издает громкий звук, в другой — тихий, в третьей — звуки отсутствуют. Дети вырезают картинки и приклеивают на отдельный листок каждую серию, придумывают и произносят звуки, подсказанные рисунками. В ситуации, где звуков нет, плотно смыкают губы и прижимают палец к губам, что означает: «тихо, тишина». Примеры:
1. Мальчик разбивает камнем окно (бум-дзын), мальчик бросает камень в реку (плюх), камень лежит (IIIII).
2. Собака лает (гав), щенок лает (тяф), собака притаилась на охоте (/////).
3. Машина заводится (ж_), тормозит (ш_), стоит у подъезда (/////).
Возможные вопросы и задания ко всем звуковым страничкам
Примечание: здесь необходимо утрированно произносить окончания в вопросе и в глаголе.
1. Найди картинки, на которых изображены животные. Закончи предложения.
• Когда утка зовет своих утят, она (что делает?) ... (крякает).
• Утки плавают в пруду и (что делаЮТ?) ... (крякают).
• На болоте слышно утиное ... (кряканье).
• Когда собака охраняет дом, она (что делает?) ... (лает).
• Собаки прогоняют вора и (что делаЮТ?)... (лают).
• Со двора слышен собачий ... (лай).
Аналогичные вопросы можно задать про других животных (гуся, журавля, курицу, корову, козу, льва, лягушку, ежа, змею, лошадь).
2. Найди картинки, относящиеся к неживой природе, и ответь:
• Гром (что делает?) ... (грохочет).
• Вдали слышен (что?) ... (грохот) грома.
• Какие ты еще знаешь природные явления, при которых слышны звуки? Как назвать эти звуки? (Шум дождя — дождь шумит; вой ветра — ветер воет и т. д.).
3. Нарисуй картинки, относящиеся к технике, и составь предложения:
• Сирена (что делает?) ... (воет).
• Машина (что делает?) ... (бибикает, дудит).
• Поезд (что делает?) ... (гудит).
4. Составь «громкие» предложения на тему «Улица в праздник». (Трубят трубы Звонят колокола. Барабанят барабаны.) На тему «В поле, в лесу»: (Жужжит жук. Ворона каркает.)
Составь «тихие» предложения на тему «На городской улице». (Шуршат шины машины. Машина высыпает песок.)
Частично предлагаемый материал может использоваться для занятий с детьми, начиная с трехлетнего возраста, в полном объеме — с детьми 6 — 7 лет.
Громко | Тихо | Полная | тишина | |||||
В квартире | Телефон | Звонок входной двери | Звонит будильник | Открыт кран | Шагающий малыш | Закипает чайник | Игрушки в пустой комнате | Застелен- ная кровать |
Дзн_ | Дин-дин | Тр_ | С_ | Топ | Пх_ | |||
Во дворе | Собака | Игра на барабане | Работает пила | Цыпленок | Игра в мяч | Лошадь | Крадется кошка | Пустая скамейка |
Гав | Бум | Вжик | Пи | Тук | Фр_ | |||
В городе | Машины заводятся | Сигнал машины | Колокольный звон | Двери троллейбуса закрываются | Велосипед едет по песку | Шуршат шины машины | Машина стоит в гараже | Светофор |
ж_ | Би-би | Дин-дон | Пш_ | Х_ | Щ. | |||
В лесу, в поле, на болоте | Лягушка | Ворона | Шмель | Камыш | Падающая шишка | Еж | Заяц притаился под кустом | Цветок в лесу |
Ква | Кар | ш_ | Бух | Пьк |
Таблица громких и тихих неречевых звуков
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 559; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!