Вопрос №74( Эллинистический период и эпоха Возрождения как переходные типы мировоззрения, общая характеристика.изменения к новому качеству общества)



Эллинистический период античной философии охватывает огромный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. (т.е. с возникновения «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Александром Македонским) и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476г., захваченного варварами-германцами. Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях эллинистического периода. В последней трети IV в. до н.э. греческие полисы теряют свою независимость и подпадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. В середине II в. до н.э. сама Македония превращается в провинцию Рима. В свою очередь, Римская империя ко времени ее захвата варварами-германцами уже раскололась на две части — Западную и Восточную (Византию), но и после падения Рима Византия продолжала существовать. Поэтому конец эллинистического периода обычно связывают с 529 годом, когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах.

В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неоплатонизм, перипатетизм и т.д.), а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм и т.д.). Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Но поскольку римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие ряда греческих учений, в период с 1 в. до н.э. по VI в. н.э. можно говорить о существовании греко-римской философии.

Начало эпохи Возрождения (Ренессанса) обычно относят к середине XIV в., а конец — к 40 гг. XVII в. (время первой английской революции). Принято различать Итальянское Возрождение (сер. XIV — нач. XVI вв.) и Северное Возрождение (XVI – нач.XVII вв.), последний период также называют эпохой Реформации. В эпоху Реформации зародилось новое направление христианства, отколовшееся от католической церкви — протестантизм. Возрождение и Реформация по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствующим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия, составляло содержание этих периодов. Это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения. Реформация же представляла собой облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против идеологии этого строя — католицизма.

 

Вопрос №75(Теоретические границы переходных типов мировоззрения, их практическое воплощение в Эллинистический период и эпоху Возрождения.)

Теоретические границы переходных типов мировоззрения также возможно определить. Начало сопровождается скептицизмом и нигилизмом по отношению к старому обществу и его мировоззрению. Конец — защита и продвижение побеждающего нового. Отрицание старого, поиски его замены начинаются тогда, когда отсутствует возможность старыми методами и старыми аргументами объяснить происходящие в обществе изменения. А в самом обществе отсутствуют возможности выйти из сложившегося кризисного, неравновесного состояния при сохранении старого качества общества. Например, суд над Сократом показал насколько больно общество, судившее философа. И эта болезнь не может быть излечена, пока в умах людей не произойдет переосмысление ранее несомненного, и критическое его преодоление.

В обществе, оптимально развитом для начала перехода, обострение всех противоречий послужило причиной и двигателем переходных исторических периодов. В старой системе происходит надлом, она находится в неравновесном состоянии. Общество уже не может воспроизводить свои старые структуры. К неравновесному состоянию, потере системной устойчивости и взрывной бифуркации приводит комплекс взаимодействия внешних и внутренних причин, связанных с системным кризисом и невозможностью старой правящей элите вывести общество из кризисного состояния, используя ресурсы старой управленческой системы и старые мировоззренческие штампы.

В материальной и социальной сферах жизни общества необходимость изменений может быть не реализована по ряду причин, и общество вступает на путь реверсивного развития (возвращается к старому уровню развития, проходит примерно такой же путь до кризиса, и снова возвращается обратно). С мировоззрением такого не происходит. Причина невозможности реверсивного движения в мировоззрении лежит в природе мировоззрения (см. лекцию 1.)

Моментом начала перехода необходимо считать момент разрушения старого качества и явное возникновение неких событий (явлений) связанных с образованием новой структуры, нового содержания. Начало и конец переходных процессов обозначены некими «бросающимися в глаза» событиями, которые суть концентрация совершаемого перехода. Они как пограничные столбы, где заканчивается одно и начинается другое. Заканчивается переход, тогда когда новое стало преобладать над старым.

Так, предтечей Итальянского Возрождения считается Данте Алигъери (1265-1321) – «Автор божественной комедии». Начало эпохи Возрождения связывается с деятельностью двух других итальянских поэтов — Франческо Петрарки (1304 — 1374) и Джовани Боккаччо (1313-1375). Уже в их творчестве царит неприкрытый интерес к античной культуре, которая в Средневековье осуждалась церковью как языческая. Возрождение античной культуры, но людьми, обладающими Евангелием (т.е. благочестивыми христианами) – стало девизом эпохи, откуда и пошло ее название (данное позднее). Поиски эталона для нового мировоззрения в давно забытом и отвергнутом прошлом — одна из характерных черт переходного мировоззрения.

Концом данного переходного типа мировоззрения можно считать творчество Фр. Бэкона (1561 – 1626). Мыслитель, ученый, государственный деятель, его труды еще боролись с «идолами» пришлого, но философия Фр. Бэкона уже полностью приобрела черты нового мировоззрения – мировоззрения Нового времени. Поэтому, рассматривать его творчество мы будем в соответствующем разделе.

Теоретической границей начала эллинизма можно считать появление школы скептицизма, в частности это отражено в творчестве Пиррона (360-270 гг. до н.э.), младший современник Аристотеля, который полностью отрицал все знания и саму возможность познания, так как истинного знания быть не может. Он считал, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и невозможно предпочесть одну точку зрения другой. Каждая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то». Таким образом, наблюдается мировоззренческий нигилизм, в крайней степени, отрицание старого без предложения чего-либо в замен. Это как раз характерно для начала переходного периода.

Концом данного переходного мировоззрения является появление апологетики (II в. – III в.) – Иустин-мученик (ок.166г.), Татиан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген (185-254гг). Характерно избирательное отношение к языческим философам, их критическое преодоление с позиции нового мировоззрения, и утверждение монотеистического христианского вероучения.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!