Основные этапы развития отечественного телевидения
МОДУЛЬ 1.
Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
Первый этап (1907-1957 гг.) развития отечественного телевидения
Развитие электронного телевидения в России началось с работ Бориса Львовича Розинга, ученого Петербургского технологического института. В 1907 г. он теоретически обосновал возможность передачи сигналов на расстояние с использованием катодной электронно-лучевой трубки и применил ее на практике в 1911 г.: он продемонстрировал картинку, состоявшую из пересекающихся линий на светлом фоне. В современном ТВ развертка изображения осуществляется по тому же принципу.
Мировая и гражданская войны, разруха и голод не помешали продолжению экспериментов с телеизображением.
К 1926 г. молодой инженер Л.С. Термен в Ленинградском физико-техническом институте при содействии академика А.Ф. Иоффе создал три установки «электрического дальновидения» – сначала на 6 строк развертки, а затем – на 32 и 64. Созданная им установка позволяла передавать движущееся изображение с расстояния до 50 м на полутораметровый экран.
И в Европе, и в США параллельно разрабатывалось два типа получения телеизображения: механический и электронный. В Советской России зимой 1929–1930 гг. во Всесоюзном электротехническом институте (Ленинград) для дальнейших исследовательских работ по «дальновидению» (так тогда называлось телевидение) были созданы две группы: группа под руководством В.И. Архангельского занималась оптико-механическим телевидением, группа П.В. Шмакова и С.И. Катаева – электронным. Группа Архангельского 29 апреля и 2 мая 1931 г. передала телевизионные изображения живого лица и фотографий по радио. С помощью вращающегося диска Нипкова изображение разлагалось на 30 строк. Общие планы на изображении просматривались с трудом – экран телевизора был чуть меньше спичечного коробка.
|
|
1 октября 1931 г. считается днем рождения отечественного регулярного телевещания с механической разверткой изображения. Группа Архангельского получает помещение в здании радиовещательного узла на Никольской, 7. Уже в августе 1932 г. удалось показать движущееся изображение, а в ноябре 1934 г. – изображение со звуком.
Появление звука и возможность передавать изображения с синхронным звуком качественно изменили характер передач. В телепрограмме появились дикторы, артисты, общественные деятели – зарождалась телевизионная журналистика. Первыми телевизионщиками, как правило, ранее работавшими в театрах и кино, исследовались возможности нового средства массовой информации.
Использование телепередатчика прямого видения привело к регулярному телевещанию. Разработкой и изготовлением аппаратуры для широковещания занимался цех телевидения в НИИС, руководимый В.А. Архангельским. Эта аппаратура позволяла показывать объекты при обычном освещении и в полной темноте. Значительно расширилась и съемочная площадка: можно было вести трансляции с улиц при естественном дневном освещении – в передатчике были применены фотоэлементы со вторичной эмиссией. Строка передатчика раскладывалась на 42 элемента: 40 – для развертки изображения и 2 – для синхронизации.
|
|
В.А. Архангельский, руководитель разработки первой отечественной системы оптико-механического прямого видения, писал в марте 1935 г. в журнале «Радиофронт», что регулярные передачи изображения и звука начались с 18 декабря 1934 г.
Первая в СССР передача со звуком была проведена 16 декабря 1934 г. из Московского радиотехнического узла с помощью телеоборудования прямого видения – это был телевизионный эстрадный концерт, который длился 25 минут. С этого времени начинает свою историю отечественное звуковое телевидение.
Всего было проведено шесть экспериментальных передач, которые сопровождались синхронизированным звуком. Передачи представляли собой телеконцерт, который вел диктор-конферанс и в котором принимали участие чтецы, вокалисты, музыканты, драматические артисты. Регулярные передачи прямого видения дополнили демонстрацию звуковых кинофильмов. Телепередачи начинались после 24 часов, когда заканчивало работу радио, из студии на Никольской, 7.
|
|
Достоинством оптико-механического телевидения с диском Нипкова по сравнению с электронным была передача сигнала на длинных и средних радиоволнах, поэтому зона приема сигнала телезрителями была неограниченной. Недостатком малострочного телевизора был маленький экран, ограниченный размерами диска Нипкова: тогда в телевизор смотрели по очереди одним глазом, как в микроскоп. В передатчике прямого видения, в отличие от системы бегущего луча, освещался объект, а не диск; при помощи объектива в кадре (диске), площадь которого была ограничена рамкой, получалось действительное изображение объекта. При вращении диска свет проходил через его отверстия, перемещающиеся в поле рамки, падал на расположенный за диском фотоэлемент, с которого снимались фотосигналы. Камера находилась за толстым стеклом.
Московский телецентр был одним из самых технически совершенных телецентров мира. Значительное место в программе телевидения занимали передачи общественно-политического характера, а также эстрадные концерты, фрагменты театральных постановок (опера и балет). Так зарождалась тележурналистика.
|
|
В 1934 г. при Всесоюзном радиокомитете создается отдел телевидения, которым руководит А.И. Сальман.
Параллельно с передачами из Москвы началось вещание оптико-механического телевидения в Ленинграде, а потом и в Одессе. Передачи транслировались по-разному: в Москве 12 раз в месяц по 60 минут, а в Ленинграде и Одессе трансляции были нерегулярными.
Передачи оптико-механического телевидения продолжались даже после того, как в 1938 г. в Москве открылся телецентр на Шаболовке, использующий в своей работе принцип электронного телевидения. Механическое ТВ просуществовало до апреля 1940 г.
Опытные передачи с использованием телевизионного передатчика с бегающим лучом были проведены в нашей стране в октябре 1931 г. на Московском радиотехническом узле, на основе которого была создана группа телевидения «Радиофильм».
После установки телепередатчика был разработан и установлен кинопередатчик, что сделало возможной демонстрацию фильмов. Кинопередатчик соответствовал стандарту: 1200 элементов, 30 строк. Кроме демонстрации фильмов стали транслировать праздничные парады 1 мая и 7 ноября, проходившие на Красной площади.
Электронные ТВ устройства создавались в НИИ телемеханики. Здесь трудились лучшие электронщики страны: Г.В. Брауде, А.В. Дубинина, А.А. Железов, В.К. Кенигсон, А.П. Константинов, Б.В. Круссер, А.В. Москвин, П.В. Шмаков и др.
В феврале 1935 г. государственная комиссия принимала телевизионную установку (создатель передающей телевизионной трубки и кинескопа на 180 строк – С.И. Катаев). 5 сентября 1935 г. НИИ телемеханики был преобразован во Всесоюзный НИИ телевидения (ВНИИТ), который в 1936 г. принял заказ Всесоюзного радиокомитета (ВРК) на разработку и изготовление аппаратуры Ленинградского телецентра, а также первого отечественного серийного электронного телевизора, который был назван «ВРК».
В 1938 г. начались экспериментальные передачи электронного телевидения телецентрами Москвы и Ленинграда. Экспериментальные приемники давали четкость изображения в 431 строку, была достигнута четкость, принятая стандартной на Западе, но передачи Опытного ленинградского телецентра пока шли на оборудовании с 240 строками.
Московский телецентр на Шаболовке был оснащен американским оборудованием на 343 строки. Пробный показ телецентра состоялся 25 марта 1938 г. – транслировали кинофильм Ф. Эрмлера «Великий гражданин». Экспериментальные передачи из нового телецентра длились почти год. В Москве насчитывалось тогда, по разным данным, от 20 до 30 телевизоров, так что аудитория первого телекинопоказа была невелика. К началу войны количество выпущенных телевизоров приблизилось к тысяче. Первыми сотрудниками телецентра были режиссеры Н. Бровко, А. Дорменко, художник В. Кащенко. Оборудование состояло всего из одной телекамеры.
Регулярное вещание с использованием электронного способа началось 10 марта 1939 г. – это была демонстрация хроникального фильма о XVIII съезде ВКП(б). Передачи велись пять вечеров в неделю, как правило, показывали спектакль и кинофильм. В этом же году стали относительно регулярно выходить выпуски телефотохроники (в Ленинграде они были ежевечерними). Постепенно на телеэкран перенесли весь репертуар Малого театра. Показывали большие концерты, фильмы. Шли приготовления к выпуску общественно-политических программ.
Конструкторы продолжали работы по улучшению четкости, пытались перевести телевещание на стандарт в 441 строку. Затем был признан стандарт в 625 строк, которого аналоговое российское ТВ, как и европейское, придерживается и в настоящее время.
Первая редакция телевидения была создана в 1936 г., штат редакции составляли: режиссер, литературный редактор, музыкальный редактор, художник, диктор; первым диктором отечественного телевидения была О. Высоцкая.
4 апреля 1938 г. в эфир вышла первая студийная программа. Первая общественно-политическая передача, посвященная 20‑летию Первой Конной армии, состоялась 11 ноября 1939 г. Первые информационные сообщения стали появляться в 1940 г., это были повторения радиовыпусков «Последних известий» и читали их дикторы радио. Тогда же появляется в эфире телевизионный журнал «Советское искусство»; в основном программы телевидения предвоенных лет состояли из концертов, театральных спектаклей и кинофильмов.
Телепередачи в Москве и Ленинграде, как и во всей Европе, во время войны были прекращены. Оборудование московского телецентра демонтировали и отправили в Свердловск. В 1943 г. в Московском энергетическом институте была создана кафедра телевидения, которая занималась разработками телевизионной техники. В середине 1944 г. оборудование телецентра было возвращено в Москву, и телепередачи возобновились 7 мая 1945 г., в День радио. Сначала передачи были нерегулярными, и только с января 1955 г. вещание становится ежедневным. Ленинградский телецентр возобновил послевоенное вещание 18 августа 1948 г., ежедневным оно стало в октябре 1956 г.
Первые заводские испытания оборудования передвижных телевизионных станций (ПТС) на отечественном телевидении начались в мае 1948 г. в Ленинграде, и уже в 1950 г. Ленинградский телецентр был ими оснащен.
Московский телецентр получил передвижную станцию в июне 1949 г. С приобретением ПТС стало возможным проведение прямых трансляций – телезрители увидели концерты, спектакли, спортивные соревнования, парады и демонстрации на Красной площади не только в записи. Первая внестудийная передача состоялась 2 мая 1949 г. со стадиона «Динамо», транслировался футбольный матч ЦДКА (ЦСКА). С появлением ПТС на телевидении появилась возможность принципиального видоизменения телевизионных программ: телезритель становился очевидцем событий. Внестудийные передачи заняли в программах видное место.
Подчеркивая возросшую роль телевидения в жизни страны, Совет Министров СССР 22 марта 1951 г. принимает Постановление о создании Центральной студии телевидения, которая структурно входит в состав Всесоюзного комитета по радиоинформации. ЦСТ была позднее реорганизована в Центральное телевидение СССР.
В структуру ЦСТ входили следующие редакции: литературно-драматического вещания, музыкального вещания, детского и общественно-политического вещания. В 1954 г. к ним добавляются киноредакция и редакции научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных программ.
14 февраля 1956 г. выходит в эфир Вторая (московская) телепрограмма.
Первые журналисты появились на Шаболовке в 1954 г. До этого они, как правило, работали на радио или в прессе, поэтому был закономерным перенос на телевидение традиционных информационно-публицистических жанров.
Репортаж – один из основных жанров журналистики – получил свое развитие и на телевидении. Рождение телерепортажа относится к концу 1940‑х гг. Скорее, это был кинотелерепортаж. Режиссер Разумный в 1949 г. снял футбольный матч, проходивший на стадионе «Динамо». В сопровождении спортивного комментария на следующий день футбольный матч был показан зрителям. Одними из первых спортивных комментаторов отечественного телевидения были В. Синявский и Н. Озеров.
Журналист в кадре появился в ноябре 1954 г. Им был Е. Рябчиков. В своем очерке он рассказывал о начавшемся строительстве электростанций.
Репортаж Ю. Фокина с промышленного предприятия в феврале 1955 г. считается первым в истории российского телевидения, проведенным «в технически сложных условиях». В июне этого же года был снят первый событийный репортаж о приезде вьетнамского президента Хо Ши Мина.
1 мая 1956 г. Центральное телевидение показало репортаж с Красной площади, который стал традиционным в дни официальных празднеств 1 мая и 7 ноября. Съемки этих репортажей были хорошей школой мастерства: работало несколько телекамер, установленных в разных точках Красной площади, усложнялся сценарий передач, росло профессиональное мастерство режиссеров, операторов, комментаторов.
С начала 1950-х гг. среди студийных передач в эфирном времени преобладали тематические журналы: «Юный пионер» для детей, «Искусство», «Знание», «Для вас, женщины», «Молодость», «Наука и техника», «Мир и труд» и др.
Значительную часть эфирного времени занимал показ кинофильмов и спектаклей, идущих на столичных сценах.
ТВ показывало популярный цикл лекций о зарубежном кино профессора ВГИКа Г.А. Авенариуса, пользовались популярностью программы писателя С.С. Смирнова, писателя и искусствоведа И.Л. Андроникова.
Повышенный интерес населения страны к телепередачам стимулировал развитие телевещания и создание материально-технической базы. К середине 1950-х гг. был построен первый завод, изготавливающий телевизионные приемники, и начался массовый выпуск отечественных телевизоров «КВН-49», названных по именам конструкторов: Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Размер экрана первого черно-белого телевизора был 18 см по диагонали. В ноябре 1954 г. на московской Опытной станции цветного телевидения начинается выпуск первых отечественных цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см. В 1964 г. появляется первый портативный телевизор «Юность», затем «Шилялис» и «Рубин-401».
В 1954 г. в Советском Союзе уже было 225 тысяч телевизоров, которые собирали у экранов более миллиона зрителей. Производство телевизоров и строительство телецентров были включены в государственный народно-хозяйственный план. В конце 1950-х гг. в СССР работало порядка 60 программных студий.
В начале 1957 г. в преддверии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов был создан Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Появились новые редакции: фестивальная, позднее преобразованная в Главную редакцию программ для молодежи ЦТ, и редакция «Последних известий», ставшая затем Главной редакцией информации ЦТ. Работа телевидения, также как радио и печати, подвергалась жесткой цензуре, что накладывало отпечаток на тематику телевизионных программ.
К концу 1950-х гг. телевидение стало общесоюзным. В систему советского телевидения входят центральное, республиканское и местное (краевое, областное) телевещание, используются передачи Интервидения и других зарубежных телеорганизаций. Телецентры в столицах союзных республик начали действовать с 1952 г.
Московский телевизионный центр на Шаболовке был преобразован в Центральную студию телевидения, таким образом, была оформлена структура управления телевизионным процессом в стране.
Так выглядит начальный этап развития телевещания в СССР.
МОДУЛЬ 2.
Основные этапы развития отечественного телевидения
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1632; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!