Чувствен. позн-е и его формы.
Чувствен. позн-е отражает сущ-ть явл-й, т.е. внешнее проявление вещей. Оно не способно углубляться в сущность предмета.
Основными формами чувствен. позн-я явл. ощущ-я, восприятия и представ-я.
Чувств. позн-е – позн-е мира с помощью органов чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы + двигат. анализатор и вестибулярн. аппарат)
Чувствен. позн-е ограничено, оно не углубл-ся в сущ-ть, а мир имеет внутр. сущ-ть, поэтому чувств. позн-е переходит в логич-ое, кот. отражает сущ-ть предм.
Процесс позн-я проходит две основн. ступени: чувственную (или живое созерц-е) и логическую (абстрактн. мышл-е). Эти ступени различ-ся прежде всего по предмету отраж-я, т.е. сторонам действ-ти, кот. они отображают. Различие предметов отображ-я опред-ет различие чувствен. и логич. форм отраж-я, зависящих также от природы субъекта позн-я – чел-ка.
Предметом и содерж-ем чувствен. позн-я выступает явл-е. Явл-я несут в себе сущ-ти вещей, т. к. сущ-ти сущ-ют в явл-ях, а не за явлениями.
Цвет, запах –сост-я знания вещи, а не сами непосредствен. св-ва вещи. Эти сост-я включ. собственно св-ва вещи или объект. содерж-е и субъект. форму их отображ-я, зависимую от природы чел-ка.
Это означ., чувствен. позн-е имеет двухъярусный хар-р:
- непосредственно осознаваемые стороны явл-й
- скрыто отображаемые сущ-ти.
Чувствен. позн-е противоречиво. Это единство непосредственно осознаваемого (явления) и неосознаваемого (сущности). Основн. противоречие чувствен. позн-я наход-ся в движ-и, оно разворачив-ся по мере перехода от одного ур-ня чувствен. позн-я к другому, от ощущ-я к восприятию и к представ-ю.
|
|
Ощущ-я – моментальн. снимок с действ-ти, кот. каждый раз дается заново. Это отраж-е отдельн. свойств действ-ти. В ощущ-ях нет целостности предмета. Ощущ-е – ф. чувств. позн-я, кот. отраж. отдельн. внеш. св-ва вещей, кот. воздействуют на органы чувств. Отражая отдельн.внешн. признаки вещей, ощущ-я производят анализ действ-ти.
Восприятие– целостный, но моментальн. снимок с действ-ти, т. к. сущ-ет только при непосредствен. действии предм. на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращ-ся. Предмет сущ-ет независимо от нашего созн-я, а это ускользает от восприятия.
Восприятие вкл. в себя целостную совокуп-ть ощущ-й и некоторый существен. несводимый к ним целостн. момент отображ-я. Психология показала, что формир-е целостного образа предм. (ситуации) происходит на основе практич. деят-ти чел-ка. Так, у ребенка на основе действий с вещами, их движ-я первоначально формир-ся образ контура вещи, затем более сложный и расчленен. образ предм. как целого.
Восприятие – отображ-е предметов или предметных ситуаций как целых.
|
|
В ощущ-и непосредственно не осозн-ся глубинные стороны самого явл-я. На уровне восприятия возникает объективация воспринимаемого, благодаря кот. вещи восприним-ся нами как существующие вне нашего созн-я. На данном ур-не (восприятия) мир предстаёт перед чел-ом как мир объективно существующ. вещей, как предметн. мир.
Восприятие, как целостн. образ вещи, преодолевает специфич. противоречие ощущ-я. В силу целостности в восприятии в созн-е входят такие стороны чувств. явл-я, кот. остались скрытыми в ощущ-ях – предметность, целост-ть, пространствен.и времен. характ-ки вещей, движ-е.
На ур-не восприятия мир предстает перед чел-ом как мир объективно существующ. вещей, как предметн. мир.
Представ-е – это целостный снимок с действ-ти, существующий в нашем созн-и независимо от того действует ли предмет на наши органы чувств или нет.
Важнейш. особ-ми представ-я явл. независ-ть от непосредствен. воздействия вещи на органы чувств и обобщ-ть.
Представ-е преодолевает ограничен-ть восприятия, разрешает его специфич. противоречие. Общее в представ-ях имеет наглядный, непосредственный, чувствен. хар-р. Поэтому обобщ-е на ур-не представ-й ограничено рамками явл-я. Можно довольно точно предст-ть, например, остро-, тупо– и прямоуг-к, но нельзя чувственно представить треугольник вообще, так как внешн. признаки этих видов треуг-ка наглядно не совместимы.
|
|
На основе свободн. ориентир-я представ-ями и его обобщённого хар-ра возникает способ-ть воображ-я, мыслен. творч-во несуществующих образов, возможных или фантастич. вещей, мысленные образы будущих вещей, наглядные проекты, образы грифонов, русалок и т. д.
*** Общее между ощущ-ми и восприятиями – то, что воздейств. на органы чувств (непосред-но). Различие: в (1) отдельн. св-ва дейст-ти, а во (2) целостное.
!!Мир сущ-ет объективно (это следует из ур-ня ощущ-я, восприятия, предст-я).
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!