Сознание – продукт развития материи. Отражение как всеобщее св-во материи. Формы отраж-я. Созн-е как высшая форма отраж-я.
Проблема в том, как и почему материя приобрела способ-ть универсальн. отображ-я самой себя?
ДМ: созн-е – это закономерн. продукт бесконечного развития материи.
Энгельс («Диалектика природы»): «с железной необх-тью» появился чел-к и его созн-е, «высший цвет материи», и критикует матер-тов Нов. вр. за непоним-е.
ММ: чел-к случаен, материя приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы.
Если созн. – св-во материи, то нужно выявить их связь. В готовом виде в материи нет сознания. Но нет ли между ними какого-то родствен. св-ва?
Дидро: созн. – высшая форма чувствит-ти.Вся материя облад. св-вом чувствит-ти.
Различие между одушев. и неодушев. природой не так уж различно.
Материя облад. всеобщ. чувствит-тью, кот. в нежив. материи выступ. в пассивн. форме, а в живой – в активной.
Ленин: ставит вопрос о предыстории ощущ-я. В ярко выраженной форме ощущ-я связаны только с высш. формами. Ощущ-я присущи только высш. ф. материи.Можно только предполагать о способ-тях, сходных с ощущ-ем, «в фундаменте здания материи».
Вся материя облад. св-вом отраж-я.
ДМ отвергает позиции гилозоизм и панпсихизм.
Гилозоизм – всеобщ. одушев-ть природы.
Панпсихизм – учение о всеобщей одушев-ти, согласно кот. все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой.
Св-во отраж-я родственно ощущ-ю. Созн. – высшая форма отраж-я (Ленин).
Отраж-е – способ-ть матер. тел воспроизв-ть в своей собствен. структуре хар-р внешн. воздействия. Этим св-вом обладает вся материя.
|
|
Отраж-е – атрибут материи (неотъем. св-во на всех ур-нях), созн. – высшая форма отраж-я. Это способ-ть взаимодействующих тел воспроизв-ть особ-сти друг друга: при в/д каждое испытывает измен-е под влиянием другого. В результ. этого взаимодейств. в следе выраж-ся хар-р воздействующ. тела.
Закономер-ти отраж-я:
1) предмет может отразить только кач-ва предмета одного ур-ня с ним сложности; может отразить только те кач-ва, кот. есть в нем самом (бильярдные шары в механике).
2) способ-ть тел адекватно отображать особ-ти предметов, кот. относятся к предшествующим формам материи. Хим. тело может адекватно отразить физич. св-ва. Чел-к может всех форм. Чем выше на иерархии стоит предмет, тем больше может отобразить.
На ур-не физич. ф. материи. Пр: Отпечаток перстня в воске, мел по доске, заморозка воды в сосуде. Характер-ки отраж-я: носит матер. хар-р (гистерезисный хар-р, результативный).
Физич. объекты не обладают индивид-тью, при отраж-и не перед-ся индивид-ть.
На ур-не химич. ф. объекты воспроизводят особ-ти других в завис-ти от места их в сист. хим. элем-тов.
Особ-ти хим.: избир-ть. Отраж-е на хим. ур-не сост. во взаимном измен-и хим. св-в с возник-ем нового хим. кач-ва.
|
|
На ур-не живого (био.): 1-ой формой отраж-я жив. материи явл. раздражит-ть – способ-ть живой ткани отвечать на внеш. реакции. На ур-не раздражит-ти живые организмы делят внеш. воздействия на полезные и вредные.
Появ-е психич. идеального. Идеальное возник. тогда, когда в отражен. сост-и начин. отображ-ся кач-во предмета, кот. воздействует. Отображ-е кач-в возм-но только в идеальн. форме. Различают 2 ступени:
1. животн. психика (идеальн. ф). У животн. есть ощущ-я, восприятия. Жив-ое отраж. только внеш. стороны предмета (П: обезьяна и ящики).
2. психика чел-ка (есть сознание). На ур-не чел-ка важно знать внутрен. св-ва предмета. Чел-к подним-ся на ступень логич. позн-я (понятия, суждения, умозаключ-я). Пройдя ряд этапов своего развития, животн. психика стан-ся предпосылкой становления челов. психики.
Каковы причины появ-я чел-ка и его созн-я?
Впервые причина появ-я чел-ка поставлена в работах Дарвина – естеств. путем.
Энгельс: действие природных биологич. законов не ведет автомат-ки к появ-ю чел-ка.
В результ. природа только подготовила появ-е чел-ка. Чел-к - закономерн. продукт развития природы.
Энгельс: необх-мо найти постепенное появ-е и развитие соц. фактора, кот. сыграл решающую роль в выдел-и чел-ка из природы. Такой фактор – челов. труд; он создал чел-ка.
|
|
Био. факторы: прямохождение, наличие свободн. верхних конеч-тей, наличие усл-й, кот. привели к увелич-ю головн. мозга.
Труд– прежде всего изготовление орудий труда. Изготов-е предполаг. одновременное воздействие одного объекта на другого. => уста-ся причинно-следствен. связи между предметами.
Чем сложнее действия с орудиями труда, тем больше причинно-следств. связей он фиксировал, тем больше развивался его мозг. Это и легло в основу развития психики
Сущ-ет прямая завис-ть между развитием руки, кисти, пальцев и др. с развитием головн. мозга.
Отраж-е как всеобщее свойство материи.
Отраж-е – св-во материи, объектов и систем, которые проявл-ся в специфич. воспроизв-и признаков воздействия объекта путем измен-я собствен. св-в, структуры и функций.
Отраж-е – способ-ть тел воспроизв-ть особ-ти других тел.
Сознание как высшая форма отраж-я.
Сознание – св-во высоко организован. материи, заключающееся в идеальн. отраж-и действ-ти.
Созн. носит отраженный хар-р – явл. высшей формой отраж-я действ-ти.
Сознание имеет относит. хар-р, т.к. созн. – отраж-е предмета, следоват-но, у них есть общее содерж-е.
|
|
Отраж-е созн-ем окруж. мира носит творческ. хар-р, (зависит от потреб-тей) именно на это созн-е направляет свое вним-е. Отраж-е носит избирательн. хар-р (смотрит на мир глазами, а видит мозгами.).
От опыта и знания зависит то, как чел-к отражает среду. Психофизич. парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, след-но, в голове возникают качественно разнообразные образы?
Св-во опережающего отраж-я, т. е. возм-ть продумывать, предвидеть будущее.
Продукт сознания – идеальные образы.
Противопостав-е сознания и материи
В антологическом аспекте:
В гносеологическом аспекте:
Абсолютн. образ предмета идеален и вторичен по отнош-ю к материи.
Созн. отражает все св-ва и признаки предмета, кот. значимы для чел-ка.
Сущность (природа) сознания.
Созн. – идеально. Потому что чувственно не воспринимаемо, не обладает самостоятельным существ-ем и развитием. Продукт сознания – нематер. образы, они лишены своего субстрата. Созн. способно к бесконечному воспроизвед-ю бесконечного многообразия мира.
Д. б. субстрат, кот. мыслит. Созн. индивид-но, носит субъективн. хар-р. Созн. отражает те признаки предмета, кот. важны человеку.
Направлен. хар-р сознания. Созн. зависит от окруж. предметов. Мысль всегда содержательна, предметна. Мы не можем мыслить ни о чем.
Созн. закрыто от других, но открыв-ся через речь.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!