Религиозная философия 20 века



Неотомизм был разроб. в конце 19 века на осн. учения Фомы Аквинского и религ. мыслителей ср. веков. Основные представители неотомизма: Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер, И. Де Фриз, И. Лотц, К. Райнер, Г.Фальк (Германия), Д. Мерсье, Д. Нис, Л. Ноэль, М.Де Вульф (Бельгия), А. Джереми, Д. Капело (Италия) Неотом. претендовали на создание 3-ей линии фил-и и называли свое учение реализмом на том основ., что у них речь идет о 3 видах реальности: 1.бытие природное (неживая и живая природа), 2.бытие сверхприродное (человек и об-во), 3.высшее бытие – бог высшая реальность отсюда следует, что неотомизм – это объективный идеализм.

Проблемы кот. занимались: 1.логическое доказательство бытия бога, 2.соотнош материи и формы, 3.доказ. гармонии веры и разума, 4. религ истолкование чел и общества

1.Доказательство бытия бога: 1.Бог явл перводвигателем, 2.Бог явл. первопричиной сущ-ия мира, 3.Бог явл источником необходимости в мире, 4.Б.явл самым совершенным сущ мира,5.Б явл источником целесообразности в мире

2.Соотношения материи и формы:материя – это сырье для творч. деяте-сти формы. Материя бесформенна и пассивна. Всего 4 вида формы: Форма предметов, души людей, ангелы, бог.

3.Док гармонии веры и разума: у веры и разума общий предмет познания бога и разума, разум должен укреплять веру.

4. Религ истолкование чел и общество.Чел и общ рассм как продукты бож. творения, кот. не нуждаются в развитии.Чел рассмтр как двойствен. смертное сущ. имеющее греховн. и смертн. тело и смерт душу. Тело толкает вниз, а душа – искра божья. Чел не измен на протяж. всей истр. Чел. живет только для того чтоб служить богу.

Неотом отриц общ-ый прогресс и рассматр. истр. Как совокуп. Событий в кот. воплощен бож план. Соц зло явл отклонен от установлен богом соц порядка и побужд чел совершать соц зло наличие у него свободы воли.

Учение Шардена:Он решил обнов каталич. вероуч. и все элементы эволюц. теории в религиозн. объяснение происх. чел. По мнению Ш перв. чел не был создан богом а появл в ходе эволюц вселенной. Бог только запланировал появл. чел он также управлял процессом эволюц также явл финал пунктом эволюц вселенной

4 стадии эволюц вселенной:1 преджизнь – неживая природа, 2.жизнь – живой покров земли, возник сфера, 3.мысль - появл чел появл неосфера (сфера разума), 4.сверхжизнь (заверш истр и души идей объедин. в конечной точке - омега)

Учение Шардена: объект. идеализма и мистич понтеизма. Понтеизм проявл в том, что бог сущ и на земле в виде радиальной энергии – природная форма божественной благодати. Сущность радиальн. эн-гии – любовь, самое слабое проявл. любви – притяжение. Точка Омега – центр наибольшей концентрации дух. энергии. Что не устр каталич церк в учен Шардена:1.элементы эволюц теории при объяснен происх чел.2.Пантеизм и признан ценностей земной жизни энергии и земн благ. 3.Вера в общ прогресс. В результате вокруг земли образ нов оболочка – сфера разума, ноосфера. Сфера разума будет пробужд людей к разумн и хорош поступкам и ускорять общ прогресс.

 

25. Категория «бытие» Виды, уровни и формы бытия. Бытие – самое общее понятие материи, оно означает все существующее, охватывает и материальные и духовные процессы.

Бытие –наличие чего-либо в мире, а именно вещей, людей или мира в целом с внутренне присущим им свойствами. В истории философии были разработаны 5 концепций бытия:

• Натуралистическая – (Парменид) Он изображал бытие как большой шарообразный футляр, охватывающий наш мир со всех сторон. Бытие можно только мыслить. Ошибка: бытие существует отдельно от материального и духовного мира.

• Объективно-идеалистический (Платон, Аристотель) Истинно настоящим бытие обладает только духовное начало (мир идей у Платона, форма форм у Аристотеля), а материя либо небытие (Платон), либо неполноценное бытие (Аристотель)

• Субъективно-идеалистический. Подлинное бытие – внутренний психологический мир чел. - ощущения (Беркли), эмоции, инстинкты. А материя не существует.

• Метафизический материализм. К бытию относили только материальные явления и исключением из бытия сознания.

• Диалектико-материалистическая. Бытие вкл. в себя материальный и духовный процессы.

Струк-ра бытия (делит на формы и виды):

Бытие предметных процессов

- бытие предметов дикой природы (1 природа) – нетронутая рукой чел. Залежи полезных ископаемых, дикие животные.

- бытие произведенных человеком предметов процесса (2-я природа). Имеет примесь духовного в виде замысла целей проекта.

Бытие человека

- бытие чел. в мире вещей. Чел.–сущ-во имеющее матер. природу тела, духовное на 2-м плане

- специфически чел-кое бытие. Чел. рассм-ся как имеющий сознание, мышление

Бытие духовное

- индивидуальное сознание и индивидуальное бессознательное

- общественное сознание и коллективное бессознательное. Общ. сознание вкл. теории, взгляды кот. присущи группам людей или обществу в целом. Коллективное бессознательное – эмоции, кот. охватывают большое кол-во людей.

Бытие социального

- жизненный путь отдельного чел. в обществе

- ход истории

Вывод: Чисто материальной является только первая природа, а в остальных формах и видах бытия материальное тесно переплетается с духовным. Поэтому нельзя исключать из состава бытия не материю, не сознание.

Философское учение о материи

Материалисты пытались найти устойчивую основу для мира изменчивых вещей, из которых возникают все предметы и организмы, и в кот. все предметы и организмы снова возвращаются после своего разрушения. Первые материалисты представляли материю в виде природных стихий, в виде мельчайших неделимых частиц атомов. Атомистическая концепция строения материи оставалась популярной среди материалистов до сер 19в. От нее оказались в марксизме – стали рассматривать материю как объективную реальности, т.е. реальность существующую независимо от сознания чел.

Ленин(материализм и эмпириокритицизм). Материя –филос. категориядля обозначения объективной реальности, дана чел. в его ощущениях кот. копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существует независимо от них.

Ответы на 2 стороны осн. фил. вопроса:

1. материя-объективная реальность, не зависит от ощущений чел 2. м-копируется, фотог-ся, отображается нашими ощущениями, м-познаваема. Виды материи:

• вещество, которое встречается в жидком, газообразном, твердом и плазменном состоянии

• материальные поля, гравитационное поле, электромагнитное поле

• физический вакуум - особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и все физич. сущ-ва. Там непрерывно возникают и исчезают виртуальные частицы, они явл. прототипами элементарных частиц. Свойства материи:

• Объективность существования

• Вечность во времени

• Бесконечность в пространстве

• Качественная неисчерпаемость материи

• Структурность (наличие 3 структурных уровней и 3 типов материальных систем

- система неживой природы … нано частицы, кварки, элементарные частицы, атомы, молекулы, планеты, звезды, галактики и вселенная в целом.

- система живой природы… клетки, микроорганизмы, ткани, органы, организмы, вид, биоценоз, биосфера.

- общественные системы … чел., семья, соц. группа, слой, класс, нация, гос-во.

 

27. Движение как способ существования материи. Формы достижения материи и их взаимосвязь. Диалектика материалистич. ф. признает движение атрибутом материи, обязательным неотъемлемым св-вом материи. М. рассматривали как пассивное начало, которое нужно подтолкнуть. Впервые идею об этом высказал в 18в анг.фил. Толанд и Гольбах

Движение – любой вид изменения. 2 типа изменения: количественное и  качественное.

Свойства движения:

• Материальность (движение имеет материальный носитель)

• Абсолютность движения (не существует неподвижных предметов)

• Противоречивость (движ. вкл в себя 2 противоположных момента: изменчивость и устойчивость при ведущей роли изменчивости. Устойчивость или покой нужно для того, чтобы зафиксировать результат предшествующего шага движения).

Формы движения материи (ФДМ) позволяет структурировать движение – конкретные определенные типы изменений качественно сходных матер. объектов, т.е. формы движения выделяют по их матер. носителям.

Классификация формы движения:

• В неживой природе, вкл в себя механические процессы перемещения в пространстве, физич. процессы (теплота, звук), хим. реакции.

• В живой природе обмен веществ наследственность изменчивость, борьбу за существование, естественный отбор

• Движение в обществе вкл. в себя мышление и все виды деятельности (политич, производственные)

Формы движения расположены в порядке их разложения, а также в том порядке, как они возникали в ходе развития.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 598; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!