Философия науки как единство онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов в анализе науки.
Онтология - учение об объективно-универс2шьном бытии, т.е. об объективной реальности и ее атрибутах, рассматриваемых в предельно общем виде. Следует отметить, что О. нельзя определить как учение о бытии «вообще», ибо в этом случае пропадает всякое различие между О. и философией, поскольку игнорируется принципиальное различие между объективным и субъективным бытием. Это дискуссионный вопрос. Выделяют 4 формы бытия:
1. бытие предметов и явлений природы. Природа: а) естественная. б) искусственная - дело рук человека. Мы живем в искусственной природе.
2. бытие общества (социально-экономическая сфера общества)
3. бытие человека: а) чисто человеческое бытие б) человек в мире вещей.
4. бытие духовное: 1) индивидуализированное бытие 2) надиндивидуализированное бытие, или объективированное бытие (общественное бытие).
Нельзя О. определять и как учение об объективном бытие, ибо тогда пропадает разница между предметом О. и предметом конкретной науки. О. - объективно-универсальное бытие (+ общественное бытие).
Неудобен для обозначения О. термин «метафизика», ибо как учение об объективно универсальном бытии, О. обобщает не только природу, но и общество, поэтому она является не только метафизикой и метабиологией, но и метасоциологией.
Гносеология (гно - знание, логос - учение) - общая теория познания. Эпистемология (эпистем - знание) - аналог в зарубежной литературе. В отечественной: эпистемология - теория научного знания (для различия понятий)
|
|
Гносеология - учение об универсальных закономерностях познания
объективной реальности, т.е. о природе и способах достижения объективной истины (множественность истин).
Аксиология (акси - ценность) - учение о природе ценности и общих закономерностях ее производства и потребления.
Философия состоит из этих трех частей (материально-духовные ценности, культура, общество).
Такая структура показывает дальновидность и проницательность тех античных философов, которые еще в глубокой древности сумели осознать это обстоятельство. Именно философы стоической школы в Афинах (древние стоики 3-1 вв. до н.э.) впервые четко выделили в философской системе 3 части:
· фундаментальные системы - учение о природе (физика «фьюзис» - природа)
· своеобразная надстройка под ним - учение о мышлении (логика)
· верхний этаж всего сооружения - учение о поведении (этика).
Стоики: Философия 1. физика, 2. логика, 3. этика.
Современная философия: 1. онтология, 2. гносеология, 3. аксиология.
В ходе многовекового развития философское понимание соответствующих разделов философской системы подверглось значительному обобщению, в результате чего мы и получаем вместо античной физики современную онтологию, вместо античной логики - современную гносеологию, вместо античной этики - современную аксиологию.
|
|
Поскольку высшей ценностью считалось так или иначе понимаемое счастье, то развитую философскую систему, с учетом сказанного выше, можно определить как систематизированное учение об универсальных закономерностях, которым подчиняется объективная реальность познания, ведущего к истине, и поведение, ведущее к счастью (фреска Рафаэля Санти «Античная школа» 8-11 г.г. Идея единства онтологии и аксиологии. Суть, главное содержание философии - принцип единства фундаментальных закономерностей мироздания и фундаментальных ценностей человеческой жизни). Принцип единства философской теории и житейской практики. Этот принцип волновал И. Канта. Эту проблему в глубокой древности поднимал 1-ый философ Сократ: единство знания и добродетели.
Итак, развитая философская система покоится на 3-х китах:
1. реальность онтология
2. истина гносеология
3. ценность, идеал аксиология (истина, добро и красота у Канта. Истина - практика духовного разума, добро - практика практического разума). Понятия «реальность», «истина», «ценность» в истории философии могут подвергнуться различным модификациям, развиваются и обобщаются, но они не могут «устареть» (морально). Это связано с тем, что они учитывают 3 минимальных требования общечеловеческого здравого смысла: 1) принцип объективности мира; 2) принцип его познаваемости; 3) принцип осмысленности человеческого существования.
|
|
При построении философской системы эти требования позволяют избежать трех метафорических «чудовищ»: 1) солипсизма «Мир ест мое восприятие» - крайнее выражение субъективного идеализма 2) агностицизма - «незнание», непознаваемость мира 3) пессимизма.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!