ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12-13 (6 часов)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра журналистики
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине
Основы теории литературы
Направление подготовки: 031300 Журналистика
Профиль подготовки: общий
Формы обучения: очная
Тула 2012 г.
Сборник методических указаний к практическим занятиям составлен канд. филол. наук, доцентом Рудомазиной Т.Б. и обсужден на заседании кафедры журналистики гуманитарного факультета
протокол № ___ от "___"______________ 200_ г.
Зав. кафедрой________________Б.А. Играев
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1-4 (8 часов)
ТЕМА: ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВНИ)
I. Поэтический язык. Слово как материал литературы.
1) В чем отличие «материала», из которого создается художественный образ в литературе, от материала, из которого создается образ в музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и пр.?
2) Каковы функции СЛОВА?
3) В чем отличие поэтического языка? Почему его образность, его метафоричность не является избыточностью?
II. Язык как материал литературы. Художественный текст как сложно построенный смысл.
|
|
1) В чем специфика материала для создания образности в литературе?
2) Объясните каждый элемент определения: «Язык – коммуникативная семиотическая система».
3) Как соотносятся понятийные пары «ЯЗЫК – РЕЧЬ» и «ИНВАРИАНТ – ВАРИАНТ»?
4) Что такое «вторичные моделирующие системы»и как они соотносятся с языком? Можно ли назвать художественную речь вторичной моделирующей системой?
5) Что структурализм (структурный анализ) вкладывает в понятия «прием» и «минус-прием»?
6) Справедлив ли тезис: проза – явление более сложное эстетически, в сравнении со стихотворной речью? Почему?
III. Художественная речь: фонетика, лексика, синтаксис
А) Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи.
Б) Иносказательная изобразительность и выразительность. Тропы.
В) Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.
Дайте определения следующих понятий и приведите примеры из художественной литературы:
архаизм, славянизм, историзм, неологизм, диалектизм, жаргонизм;
троп, метонимия (виды), синекдоха, метафора (виды), ирония как троп, сравнение, олицетворение, параллелизм (прямой и отрицательный), развернутое сравнение, образ-символ, образ-аллегория,, гипербола, литота; эпитет как разновидность тропа (метафорический, метонимический эпитет);
|
|
эллипсис, повтор, антитеза, инверсия, градация, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, риторические фигуры;
аллитерация, ассонанс, звукоподражание.
Найдите и выпишите собственные примеры (из поэтических текстов) каждого из средств художественной изобразительности и выразительности.
Письменное задание:
Проанализируйте лексическую организацию следующих стихотворений:
1. К.Н. Батюшков «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы».
2. М.А. Кузмин «Мы плакали, когда луна рождалась».
3. Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной».
4. Выбранное студентом стихотворение.
Основная литература:
1. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2007.
Дополнительная литература:
2. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.
3. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. - М., 2004
4. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6-7 (5 часов)
ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ И ЖАНРЫ; ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВО-РОДОВОГО ЧЛЕНЕНИЯ
|
|
1. Происхождение литературных родов.
2. Критерии родового деления литературы:
1) по Сократу;
2) по Аристотелю;
3) по Гегелю;
4) по Белинскому;
5) по Веселовскому.
3. Основополагающие черты эпоса, лирики и драмы (самостоятельно составьте таблицу В).
4. Основополагающие черты лиро-эпических произведений.
Основная литература:
1. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.
Дополнительная литература:
1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины./ Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2004. Разделы «Родовая принадлежность произведения»; «Эпос», «Драма», «Лирика».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8-9-10 (7 часов)
ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ И ЖАНРЫ; ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЖАНРОВО-РОДОВОГО ЧЛЕНЕНИЯ (на примере композиционного анализа
«Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина)
1.Теоретические вопросы:
2.Родовые черты эпических произведений.
3.Аспекты композиции: композиция текста и композиция мира художественного произведения.
4.Композиция текста. Компоненты рамочного текста и их функция.
5.Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора. «Точка зрения» как аспектом композиции.
|
|
6.Цикл как сверхжанровое единство. Целостность цикла и целостность произведения. Строение цикла.
7.Практическое задание:
8.Композиция текста «Повестей Белкина». Заглавия и эпиграфы цикла.
9.Система субъектов рассказывания и смена «точек зрения» в «Повестях».
10.Фабула и сюжет «Повестей Белкина».
11.Соотношение композиции сюжета, субъектов рассказывания и «точек зрения»
Рекомендации по подготовке к занятию:
А) Прочитайте материал учебника и энциклопедии и подготовьте ответы по теоретическим вопросам занятия.
Б) Проанализируйте композицию текста всего пушкинского цикла в целом и каждой
повести. Выделите рамочные компоненты и основной текст.
В) Проанализируйте систему субъектов рассказывания и попытайтесь составить схемы для каждой повести и для всего цикла; предложите свои выводы о необходимости такой сложной системы*.
Проанализируйте композицию повестей «Выстрел» и «Станционный смотритель» как смену «точек зрения». С какой целью Пушкин мог использовать этот прием?
Проанализируйте речевую структуру повести «Метель»; можно ли говорить о смене «точек зрения» как композиционном приеме в этой повести?
Постройте вероятностную цепочку «авторов» рассказанных историй. Как соотносится характер истории с тем, кто ее рассказывает Белкину и с тоном повествования.
Г) Постройте схему фабулы и сюжета каждой повести*. Проанализируйте особенности построения сюжета и использованные Пушкиным композиционные приемы.
Постройте схему развития (последовательности этапов) центральных конфликтов повестей.
Сделайте обобщающие выводы о соотношении таких аспектов композиции как композиция сюжета, композиция субъектов рассказывания, композиция точек зрения*.
Д) Проанализируйте семантику заглавий повестей цикла и эпиграфы. Можно ли увидеть системную связь заглавий? Эпиграфов?
Е) Сделайте выводы о связи всех планов и аспектов композиции, о художественной цели такой сложной структуры и связи плана выражения и плана содержания каждой повести и цикла как художественного единства*.
Основная литература:
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.
Дополнительная литература:
1.Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины./ Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2004. Разделы «Родовая принадлежность произведения»; «Эпос», «Драма», «Лирика» (с.134-160);
2. Берковский Н.Я.О «повестях Белкина».// Берковский Н.Я. О русской литературе: сборник статей. Л., 1985.
3. Макогоненко Г.П.Проза Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974.
4.Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л.,1987.
5. Шмид Вольф Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина».СПб, 1996.
6. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина».М., 1989.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12-13 (6 часов)
ТЕМА: РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ; ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. СОДЕРЖАНИЕ: ЛИРИЧЕСКИЙ РОД ЛИТЕРАТУРЫ; ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ; КОМПОЗИЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА; ВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОЙ РИФМЫ
1. Системы стихосложения.
2. Силлабо-тоническая система стихосложения: стопа. метр. размер.
3. Дольник.
4. Происхождение и эволюция русской рифмы.
5. Классификация рифм. виды рифм: по клаузуле (мужские, женские, дактилические, гипердактилические); по звучанию (точные, неточные, приблизительные); по грамматическому родству рифмочленов (грамматические и аграмматические); по месту в стихе (концевые и внутренние).
6. Основные схемы рифмовки: смежная (парная), кольцевая (охватная, опоясывающая), перекрестная. вольная рифмовка. урегулированный разностопный стих. рефрен. рифма-эхо.
7. Два класса стихотворной речи: строфическая и астрофическая. строфа. классификация строф: одиночные и повторяющиеся; тождественные и нетождественные; обособленные и цепные. наиболее употребительные строфические формы (двустишие, трехстишие, четверостишие; пятистишие, шестистишие; их разновидности). твердые строфические формы: терцины, рубаи, секстина, октава, одическое десятистишие, рондо.
8. Графический образ поэзии.
Письменное задание:
Сделайте версификационный анализ следующих текстов:
1. К.Н. Батюшков «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы».
2. М.А. Кузмин «Мы плакали, когда луна рождалась».
3. Ф.И. Тютчев «Как океан объемлет шар земной».
Основная литература
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007. С.297-298.
Дополнительная литература
1. Самойлов д. Книга о русской рифме. См. В кн.: стиховедение: хрестоматия / сост. Л.е.ляпина. – м., 1998. С. 118-128.
2. Лотман ю.м. Анализ поэтического текста. Проблема рифмы. См.: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – спб., 1996.
3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Графический образ поэзии. См.: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – спб., 1996.
4. Введение в литературоведение/ под ред. Л.в. Чернец. – м., 2004. Раздел: поэтическая графика. С. 467-476.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14-15-16-17 (8 часов)
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!