Визитная карточка» Ростова – пятерка самых известных зданий (по статистике социального опроса жителей г. Ростов-на-Дону )

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №20»   Реферат на тему: «Архитектура Ростова-на-Дону: история развития»   Выполнила ученица 10 «А» класса  Свердлова Софья Вадимовна УчительДонерова Ольга Левоновна   г. Ростов - на - Дону 2017  

Содержание


Введение………………………………………………………………….…….3


История архитектуры Ростова-на-Дону……………………………………...4


Архитектурные стили города…………………………….……..……….…..11


«Визитная карточка» Ростова – основные достопримечательности.….….14


Список источников………………………………………………….………..15

 

Заключение……………………………………………………………………16

 

Вложения ……………………………………………………………………...17

 

 

 

Введение

Ростов-на-Дону – это крупнейший город на юге РФ, административный центр ЮФО и Ростовской области, часто именуемый местными жителями «Столицей Юга», «Воротами Северного Кавказа» или «Папой». Архитектура Ростова-на-Дону представляет собой богатое историческое и культурное наследие, оставленное нам многими поколениями ростовчан. В городе расположены 543 памятника архитектуры, 57 памятников археологии, 16 памятников монументального искусства федерального значения. В настоящее время город практически беспрерывно меняется, изучается, реставрируется и перестраивается в соответствии с новыми взглядами на архитектуру и иными потребностями города.

 

Актуальность рассматриваемой темы.За последние несколько лет горожан Ростова коснулось множество событий не только местного, но и всемирного масштаба. Например, строительство нового аэропорта, целый ряд пожаров в городе, возведение памятника«Героям Донбасса», Чемпионат мира по футболу или украинские военные действия на близлежащих к Ростову территориях РФ и Украины. Все это по-разному сказывается как на гражданских позициях местных южной столицы, так и на облике всего города.

Методы исследования. В данной работе мной были применены такие теоретические методы исследования, как метод сравнения, основанный на сопоставлении компонентов изучаемой темы, метод систематизации и метод исторического анализа.

 

 

Задача работы. Обозначить основные этапы в цепи развития архитектурной составляющей Ростова-на-Дону и описать ее современное итоговое состояние.

 

Круг литературы. За основную базу материалов для изучения выбранной темы взяты региональные интернет-справочники, учебники по архитектуре и истории, а также статьи из новостных порталов.

 

 

История архитектуры Ростова-на-Дону

«Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе…»
Н.В. Гоголь.

 

     Архитектура Ростова-на-Дону в течение трёх веков сформировала неповторимый и уникальный облик города, отличающийся большим разнообразием. Город богат на архитектурные памятники дореволюционного времени. Здесь находится множество зданий разных стилей, составляющих ансамбль интересных архитектурных решений. С течением времени часть зданий была утеряна, часть ныне существующих отнесена к объектам культурного наследия федерального и регионального значения.

Город Ростов-на-Дону берёт своё начало с основания в 1749 году Темерницкой таможни. Темерницкий порт в то время был единственным русским портом на юге России, через который велась торговля со странами Чёрного, Эгейского и Средиземного морей. Позже здесь была построена крепость, названная в честь святого Дмитрия Ростовского. Крепость Святого Димитрия Ростовского сыграла большую роль в период русско-турецких войн второй половины XVIII века. В русско-турецкую войну 1768—1774 годов она служила базой для наступления на Азов.

 

        (Рис.1ирис.2 – памятник Темерницкой таможне)

 

Степь на месте нынешнего города постепенно заселялась выходцами из Украины и России. В 1779 Екатерина II поселила здесь крымских армян. Они основали к востоку от крепости поселение Нор-Нахичеван (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону). Крепость, утратившая своё военное значение, указом Александра I от 17 августа 1807 года получила статус уездного города.

В 1811 году город получил генеральный план, утверждённый государем Николаем I. По нему площадь Ростова определялась в 246 гектаров. Город занимал узкую прибрежную полосу от левого берега реки Темерник до нынешнего Ворошиловского проспекта. В 1835 году царским указом крепость Димитрия Ростовского была упразднена, а её земли передавались городу. Всего Ростов получал дополнительно 270 гектаров земли. Это создавало благоприятные условия для роста города.

Первый генеральный план развития Ростова разрабатывался архитектором Трофимом Шаржинским. Ныне по планам и картам города разного времени можно проследить, как постепенно рос и развивался город, присоединялись к нему новые территории. В это время существовала и Большая Садовая улица, которая только начинала застраиваться. Она ещё не была главной и находилась, фактически, на северной окраине. В центре Ростова располагалась главная городская площадь — Базарная. Вблизи неё в 1810 году было построено двухэтажное каменное здание городской думы. Оно сохранилось на углу нынешней улицы Станиславского и проспекта Семашко.

 

(Рис. 3и рис.4– улица Станиславского)

 

Второй генеральный план был разработан и принят в 1845 году. При его реализации оказались застроенными окрестности крепости Димитрия Ростовского. Центр Ростова сместился с улицы Почтовой (ныне Станиславского) на Московскую. Граничной улицей стала Кузнечная (ныне Пушкинская), за Темерником вырос поселок самозастройщиков — Затемерницкое поселение. Ростов начал становился промышленным городом. Около нынешней улицы Красноармейской была создана промышленная зона, сохраняющаяся и поныне. Первым крупным предприятием Ростова был Кожевенный завод.
Во второй половине XIX века городской головой Ростова-на-Дону был Андрей Матвеевич Байков (1831—1889). При нём Ростов обзавелся тротуарами, уличными фонарями, общественным транспортом, богадельней, газетой, обществом взаимного кредита, биржей. Под его началом в городе появились пожарная команда, набережная, сады, городской водоканал. До него считалось, что Ростовские площади принадлежат не городу, а обществу, горожанам. При Байкове в 1863 году в Ростове была введена нумерация домов. По мере возрастании номера, с правой стороны улиц шли номера четные, с левой — нечетные.

(Рис. 4– памятник А.М.Байкову)

Третий генеральный план был принят в 1868 году. В эти годы город начинает застраиваться многоэтажными зданиями. Зажиточные горожане стали строить доходные двух-трехэтажные дома. Первые этажи здания отдавались под магазины, на вторых этажах жили хозяева, а третьи сдавались в аренду квартирантам. На улице Б. Садовой, ставшей центральной, появились многоэтажные дома городской администрации, доходного дома С. Генч-Оглуева, гостиницы «Московской».

 

                  (Рис. 5 – улица Большая Садовая, общий вид)

 

Одной из старейших улиц города была Тургеневская улица. В 90-х годах XIX века она называлась Полицейской, так как как на ней размещалась городская полицейская часть, здесь жили городничий и полицмейстер. Улица застраивалась 2-3 этажными зданиями в стиле эклектика, модерн. В оформлении фасадов использовались элементы кирпичного декора, характерные для классицизма и барокко. Улица Тургеневская одной из первых в Ростове-на-Дону была освещена масляными фонарями.

В 1860-е годы город расширился на север и главной улицей города стала Садовая улица, протянувшаяся от реки Темерник до границы с Нахичеванью-на-Дону. Большая Садовая получила такое название потому, что на её территории когда-то располагались сады. На Большой Садовой, Московской и Таганрогском проспекте стали строиться многоэтажные здания. В других местах города многоэтажки стали строить к началу Первой мировой войны. Застройка улицы Большой Садовой улицы стала главной достопримечательностью города. Все здания этой улицы уникальны и назывались по фамилиям владельцев.

К началу XIX века город Нахичевань-на-Дону стал ремесленно-промышленным и торговым центром. Город быстро застраивался домами, мастерскими, общественными зданиями на прямых и широких улицах. Первый храм — СурбАствацацин (пресвятой Богородицы) — построили в 1780 году. Всего в городе было построено 6 армянских церквей (Никольская, Вознесенская, Пресвятой Богородицы, Федоровская, Георгиевская, СурбКарапет), а в пригороде возведён монастырь Сурб Хач (Святого Креста). В городе работали: публичная библиотека, городской театр, армянское духовное управление, армянский сиротский суд, нахичевано-бессарабская армянская духовная семинария, гоголевское училище для армянских детей и др. заведения. Первоначально все церкви в городе строились из дерева, к сооружению каменных церквей приступили с 1783 года. Все храмы они построены в русско-византийской традиции и в стиле классицизм. К числу первых каменных церквей относился Собор св. Григория Просветителя, построенный на центральной площади и служивший градостроительной доминантой города.Облик Нахичевани-на-Дону сформировался в последней четверти XIX века. В 1928 году город Нахичевань-на-Дону был упразднён и вошел в состав Ростова-на-Дону.

Четвертый генплан Ростова был принят в 1914 году. Приспевшие октябрьская революция и Гражданская война не позволили реализовать задуманное. В первые годы советской власти Ростов-на-Дону представлял собой город с благоустроенным центром и безликими рабочими окраинами. С этого времени в городе развертывается благоустройство рабочих окраин, жилищное строительство, строительство больниц, школ. Здания этого времени отличаются простотой внешней архитектуры. Преследовалась цель дать хорошее и дешевое жилище для рабочих без архитектурного оформления. Период Гражданской войны и НЭПа не оставил никаких архитектурных памятников в истории города.

Градостроительная концепция Ростова этого времени была разработана по идеям архитектора Д. Е. Шибаева. По нему на окраинах города вокруг строящихся предприятий создавались районы с радиально-кольцевой планировкой улиц и переулков с главной площадью в центре. Они сохранились к настоящему времени в районе Красного Города-Сада, Сельмаша, поселков Первомайского и Маяковского (Берберовка). Предполагалось, что основная застройка будет одноэтажной и будет вестись за счет прибывающего из деревень контингента работников. В центре должны были быть построены малоэтажные здания с административными и общебытовыми функциями.

За годы первых пятилеток в Ростове-на-Дону выросли новые предприятия, был построен крупнейший завод «РОСТСЕЛЬМАШ». Начиная с 30-х годов XX века, в городе развернулось массовое жилищное строительство, были построены крупные общественные здания. В 1934—1936 годах по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха было возведено здание театра имени Максима Горького.

В 1938 году в Ростове было создано отделение Союза архитекторов СССР. В Союзе велись споры о стилевой направленности развития архитектуры в Ростове. Черту под этими спорами в свое время подвело Постановление ЦК КПСС об излишествах в архитектуре, переходе к типовому проектированию и на индустриальные методы строительства.


                                (Рис.6 – на заводе «Ростсельмаш»)

 

Пятый генплан был разработан мастерской Наркомхоза РСФСР под руководством Действительного члена Академии архитектуры СССР В. Н. Семёнова по договору с Ростовским горсоветом от 1934 года. В 1940 году план был представлен на утверждение Совнаркома РСФСР. Однако Великая Отечественная война не дала выполнить план, более того, после войны город лежал в руинах. Потребовалось изменение и дополнение существующего плана, что проводилось той же мастерской под руководством В. Н. Семёнова.

После войны в творческой мастерской Академии архитектуры СССР, возглавляемой тогда архитектором В. Н. Семеновым, над проектом восстановления и реконструкции Ростова-на-Дону работала группа московских архитекторов, в которую входили: М. И. Тараканов, Л. Е. Бирюков, И. Г. Гайнутдинов, В. С. Колбин, Т. П. Лялина, В. В. Семенов-Прозоровский, ростовские специалисты — архитекторы: Я. А. Ребайн, Н. А. Александров, П. И. Ломаченко, В. В. Леонтьев и др.

Генеральный план восстановления и реконструкции Ростова, разработанный архитектором Яном Ребайном, был утвержден в 1945 году. Основной идеей генерального плана стала связь города с рекой, отрезанной ранее от него промышленными предприятиями, складами и транспортными устройствами, раскрытие на реку крупных общественных зданий и центра города, создание набережных. Много внимания проектировщики уделили созданию парков и скверов. При восстановлении разрушенных зданий к ним иногда надстраивались этажи, менялись первоначальные облики фасадов. После войны главным архитектором города долгие годы был Я. А. Ребайн. В это время воплощены идеи советского неоклассицизма.

Послевоенное восстановление города Ростова-на-Дону разделяется на два этапа с 14 февраля 1943 года по 1946 год и с 1946 по 1956 год. До 1946 года восстановительные работы имели характер небольших ремонтов небольших домов и отделки квартир. К восстановлению крупных объектов приступили в конце 1946 года. До 1956 года было отремонтировано около одного миллиона квадратных метров поврежденной жилой площади, а восстановлено около 600 тысяч квадратных метров полностью разрушенных зданий.Восстановление разрушенных зданий проводилось таким образом — если здание пострадало от бомбежек, но было построено с большим коэффициентом запаса и могло выдержать дополнительную нагрузку, то здания надстраивали на один, а иногда и на два этажа.

Большое значение придавалось строительству в городе новых зданий учебных заведений. В 1944 году в городе бы создан инженерно-строительный институт, в 1949 году началось строительство института сельскохозяйственного машиностроения (архитектор И. Г. Буров).


(Рис.7 – разрушенные жилплощади)

 

 

Архитектурные стили города


       За три столетия Ростов-на-Дону стал архитектурным музеем, где собраны памятники зодчества разных архитектурных стилей. В современном городе можно четко отследить все архитектурные стили, которые были свойственны периоду, начиная с XVIII века.

      Это и русский классицизм, и эклектика, и неоклассика советской эпохи, и модернизм современного периода. Одним из самых примечательных объектов, относящихся к стилю русского классицизма, свойственного XIX веку, является монастырский комплекс

Сурб-Хач, Церковь Святого Христа (рис.8).

 

Монастырь возводили с 1786 по 1792 год. К настоящему времени от комплекса сохранился лишь храм в виде однокупольной церкви со входом, украшенным треугольным фронтоном и четырьмя колоннами, оштукатуренными и выкрашенными в белый цвет стенами и куполом голубого цвета. Строение не несет в себе влияние армянских традиций, свойственных зданиям того периода в этом регионе.

        Причина тому — влияние русской архитектуры. В отличие от других строений монастырского комплекса, храму удалось уцелеть в советский период.

       Другим примером строения в стиле русский классицизм является двухэтажное здание из камня, известное как

Дом купца Максимова (рис.9).

Построенный в 1840 году, он долгое время служил для размещения суда и городской управы, в том числе ростовской городской думы. В наши дни в этом здании располагается торговый павильон.

Многочисленные пожелания заказчиков и их стремление к украшательству нарушили стилевое единство архитектуры во второй половине XIX века и привели к появлению такого стиля как эклектика. В Ростове-на-Дону в этом стиле в восьмидесятых годах XIX века построен деловой дом С. Ф. Генч-Оглуева. По сути, здание являет собой смешение классицизма, готики и модерна. Аналогичным примером той эпохи может служить Гостиница «Большая Московская» («Московская»), здание Городской думы, восстановленное после разрушений в 1953 году. Примерами эклектики являются дом М. Н. Черновой, восстановленный уже в наше время, крытые рынки на территории Старого базара, здание среднего технического училища (современного радиотехнического колледжа), выстроенное из красного кирпича с преобладанием элементов архитектуры Ренессанса, здание Ростовского государственного университета и другие.

Стиль модерн, появившийся в архитектуре на рубеже XIX—XX веков, господствовал в России относительно недолго — с 1900 по 1920 год. Среди Ростовских зданий примером этого стиля может служить здание главного корпуса педагогического университета, построенного в 1912 году для размещения Народного собрания. Одно из самых интересных сооружений этого периода — здание управления Владикавказской железной дороги. Другими примерами стиля модерн являются: частная гимназия Степановой, старая часть Ростовского ЦУМа, здание бывшего кинотеатра «Комсомолец», здание летнего коммерческого клуба Ростова (Дом физкультуры).

В стиле советского конструктивизма, находившегося в расцвете в 20-30-е годы XX века, в Ростове-на-Дону построено много зданий, в частности Лендворец, комплекс зданий Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, Ростовский автодорожный техникум, Дом Советов, гостиница «Ростов», здание Ростовского академического театра имени М. Горького. С середины 30-х годов в архитектуре проявляется советский неоклассицизм, представленный в Ростове-на-Дону зданиями Ростовского института сельскохозяйственного машиностроения (ДГТУ), Ростовский цирк.

Сейчас Ростов-на-Дону не только застраивается современными зданиями. Большое значение придается реставрационным работам, реконструкции, сочетанию зданий старой застройки и современных строений. Но на сегодняшний день на территории южной столице все чаще встречаются высотные здания. Подобного рода строения являются основными структурными элементами микрорайона, района, города. Каждое из этих здания является уникальным, построенным для определённых потребностей горожан.

Менталитет многих ростовчан издавна тяготел к малоэтажному жилью. Это объясняется аграрной направленностью региона. Однако дефицит земельных ресурсов стимулировал город строиться в высоту. На исторической территории старого Ростова из-за высоких цен на землю убыточно строить даже десятиэтажные жилые дома. Часто возникает необходимость отселения жильцов из старых строений, идущих под снос и предоставления им нового жилья. Вместе с тем, сформировавшаяся в XIX веке в старом Ростове дорожная инфраструктура не приспособлена к нынешней высокой автомобилизации населения.

До Великой Отечественной войны самым высоким зданием в

Ростове был дом на Таганрогском проспекте — доходный дом Э.Л.Рецкера и Б.Е.Хосудовского, архитектором которого стал Л.Ф.Эберг (рис.10).

В здании размещалась гостиница «Дон». В годы войны в нём был пожар, дом был разрушен и разобран немцами для строительства подъезда к переправе.

В настоящее время самым высоким строением в городе является Ростовская телебашня на ул. Баррикадной. Её высота с антенной составляет 195 метра. Башня построена в 1957 году и металлических конструкций. Башню спроектировал Московский институт стальных конструкций, её строительство продолжалось два года.

Самым высоким жилым зданием Ростова является строящийся на городской набережной комплекс «Белый Ангел». 32 этажное здание комплекса не достигло своей максимальной высоты (145 метров по оценке), но уже имеет самую большую высоту среди всех высоток города.

Самым высоким храмом в городе является Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Высота колокольни храма составляет 75 метров. В её проекте использовались элементы классицизма и ренессанса.

 

Визитная карточка» Ростова – пятерка самых известных зданий (по статистике социального опроса жителей г. Ростов-на-Дону )

 

 

       Государственный цирк, здание которого построено в 1957 году. Цирк был построен по проекту архитекторов Г. А. Петрова и А. В. Барулина. Здание рассчитано на 1490 мест и долгое время являлось самым большим цирком в Европе. Строил цирк его первый директор Гавриил Алиев, начинавший администратором цирка Чинизелли в 1918 году в Петрограде. На фасаде цирка расположены две скульптуры акробатов, а венчает здание квадрига, официально называющаяся — «Наездница с фанфаристами».

       Областной музей краеведения — один из крупнейших музеев на юге России. Основан в 1937 году в связи с образованием Ростовской области. Ведущий научный центр по разработке проблем истории, этнографии, материальной культуры Дона, научно-методический центр по проблемам внедрения регионального компонента в общеобразовательный процесс.

         Академический театр драмы им. М. Горького — один из крупнейших театров Ростова-на-Дону. Его здание, определяющее облик Театральной площади, известно в архитектурном мире как поздний памятник конструктивизма.

Парамоновские склады — комплекс складских сооружений XIX века. Расположены на берегу Дона, между проспектом Соколова и Университетским переулком. Памятник федерального значения. Самый старый корпус Парамоновских складов построен в середине XIX века, последний — в конце 1890-х годов. Строили склады инженеры Якунин и Э. Шульман. Температура родниковой воды Парамоновских складов постоянна зимой и летом +18° C.
Здание городской думы,построенное в 1899 году по проекту архитектора А. Н. Померанцева. Одна из главных архитектурных достопримечательностей города. Изначально в здании разместилась городская дума и управа. В советское время в здании находился областной комитет КПСС. В настоящее время здание занимает мэрия Ростова-на-Дону и городская дума. Здание городской думы имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Городской дом был построен Померанцевым в духе эклектики.

            Донская госдарственная публичная библиотека (до 1992 года — Ростовская государственная научная библиотека имени К. Маркса) — центральная библиотека РО. Старейшее книгохранилище юга России, была основана в 1886 году. Крупнейшая библиотека в Ростовской области и среди центральных библиотек субъектов Российской федерации. Её фонды насчитывают более пяти миллионов экземпляров.

 

 

Заключение

В современном Ростове широкие возможности творческой практики приводят к смещению предпочтений ростовских архитекторов: от лаконичной строгости – к поискам многообразия, от универсальности – к индивидуальности, от индустриальной самодостаточности объектов – к адаптации их в городской среде.

Множество городских перепланировок, задуманных и уже озвученных ростовской администрацией в команде с главенствующими архитектурными и строительными компаниями, готовят Ростов-на-Дону к большим переменам.
    Что касается жилья, не относящегося к историко-культурному наследию, то к 2025 году ростовские власти намерены снести большую часть индивидуальных домов, расположенных в городской черте, тем самым резко изменив структуру жилищного фонда. По замыслу чиновников, практически всех жителей малоэтажек предполагается переселить в многоэтажные дома.

Переселение жителей в благоустроенные высотные дома проводится по программе переселения горожан из ветхого фонда.

      А что касается расширения города, то в планах до 2025 года перенос центра города на участок в границах улиц Ленина-Нансена, развитие зон отдыха на левом берегу Дона, возведение двух новых районов — Левенцовского и Кумженского. Также, заканчивается строительство нового стадиона для проведения Чемпионата мира по футболу и международного аэропорта «Платов».

Остается надеяться, что современные западные веяния не дадут перестроить дорогие нам здания, великое архитектурное наследие южной столицы останется нетронутым, а история создания культовых сооружений и «визитных карточек» города сохранится на радость следующим поколениям.

 

 

Список источников

1. «История архитектуры нижнего Дона и Приазовья», В.С. Кукушин.  Изд. «ГинГо». Ростов н/Д. 1996.

 

2. «Ростов-на-Дону.Очерки о городе», Ростовское книжное издательство. 1973.

 

3. «Тайна военной крепости/Аргументы и факты на Дону № 4», П. Лиховецкая. 2003.

 

4. rslovar.com – сайт «Ростовский Словарь».

 

5. rostov-gorod.info – официальный сайт Администрации Ростова-на-Дону

 

6. «Первый этап развития советской архитектуры в городах Дона. - Проблемы формирования архитектуры Северного Кавказа», Ребайн Я.А. Ростов н/Д. 1984.

 

7. «Преемственность в архитектуре и градостроительстве Ростова н/Д», НИИ теории архитектуры и градостроительства, Токарев А.Г. М. 2000.

 

8. «Влияние градостроительных принципов XVIII-XIX вв. на архитектуру общественных зданий Ростова н/Д XX в.», Токарев А.Г. 2000.

 

9. «Архитектурная летопись Ростова н/Д», Есаулов Г.В., Черницына В.А.

1999.

 

 

Вложения

 

 

 

 (Рис.1 и рис.2 – памятник Темерницкой таможне)

 

 

 

 

(Рис. 3 и рис.4 – улица Станиславского)

 

 

(Рис. 4 – памятник А.М.Байкову)

 

 

(Рис. 5 – улица Большая Садовая, общий вид)

 

 

 

(Рис.6 – на заводе «Ростсельмаш»)

 

 

(Рис.7 – разрушенные жилплощади)

 

(Рис.8- Сурб-Хач, Церковь Святого Христа)

 

 

(Рис.9- Дом купца Максимова )

 

 

(Рис.10- доходный дом Э.Л.Рецкера иБ.Е.Хосудовского)

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 774; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!