История развития конфликтологии.



Щербина Александра Вениаминовна

ashcherbina@list.ru

Введение в конфликтологию

1. Дисциплинарный и профессиональный статус конфликтологии;

2. Мировоззренческие и методические предпосылки конфликтологии;

3. Периодизация исторического развития конфликтологии.

 

1. Конфликтология — синтез гуманитарных дисциплин, таких как: социологии, политологии, истории, юриспруденции и экономической теории.

 

Преподают с 80-ых. С 1994 года — появился гос. Стандарт дисциплины. Основной интерес возник после перестройки, т. к. развалился союз, следственно изменились многие устои, появилось большое кол-во конфликтов, а обществознание марсистско-ленинского варианта было не способно это объяснить, ведь они считали, что такой социальный строй уничтожил все конфликты, из серии социальных, этнических, классовых и межнациональных конфликтов. Следственно было необходимо найти новые средства, позволяющие решать существующие проблемы. Следственно эти средства надо было либо найти, либо заимствовать. 

 

Данная дисциплина пытается анализировать конфликты. До 20-го века никто этим вопросом не запаривался, а вот к 20-му веку всем приспичило изучать конфликты, изучать схемы конфликтов, понимать откуда они берутся, и даже пытаться ими управлять. В общем и частном, если изучать реальные конфликты (благо материала более чем достаточно от межличностных, до межнациональных конфликтов) и выявлять в них устойчивые, повторяющиеся связи. Знание этих связей позволит не только предполагать конфликты, но и находить решения конфликтов и их предотвращения.

 

Конфликтолог не только понимает и изучает конфликты, прогнозирует их и способствует их разрешению и урегулированию. Например, вся судебная система работает на этих принципах, т. к. она существует для разрешения конфликтов.

 

2. В основе современных представлений о конфликтах, лежат следующие идеи:

 

А) Знания о конфликтах, пришедшие от древних (античные философы и т. д.). Главная мысль — любой конфликт — ЗЛО! Оценка конфликта всегда негативна, не веришь, глянь Аристотеля.

По мнению древних - истоки конфликтов:

1. Нарушение меры, когда притязания отдельных лиц или групп становятся безмерными. В чем заключается эта самая мера:

А) люди по природе не равны (по мнению древних, сейчас эта мысль не актуальная, спасибо христианству); Следственно, в обществе есть иерархия, и гармония в обществе есть только потому, что лучшие, подчиняют себе худших. Вот Аристотель считал, что есть 3 естественных вида отношений: господин — раб, мужчина — женщина, родители — ребенок. И на основе этих отношений строится общество и государство. Следственно — государство это естественно и задано изначально самой природой. А следственно — конфликт всегда плохо, и нужно восстанавливать меру.

Б) Современные представления о конфликте противоположные мнению древних. Традиции отвергаются, старательно и со вкусом. Традиции — это отсталое, локальное, не рациональное. Следственно появляется идея автономного (самоопределяющегося) индивида, с которой связаны все идеи о правах человека, свободах, демократии и т. д. Следственно — это равенство, это равенство индивидов определяющих себя и свои права. Об этом говорил Гобс, говоривший о том, что если все себя определяют, то живут по принципу — Война всех против всех (человек — человеку волк). Такого состояния никогда не было, но идея хорошая. Тезис — либеральная идеология первоначально имела обоснование в вероисповедании (религиозные корни), потом все это дело было отброшенно.

Следственно, для того, чтобы не погибнуть в этой войне всех против всех, люди должны подчинить свои частные воли, всеобщей воле, перейдя к гражданскому состоянию. Именно это подчинение осуществляется в акте общественного договора, т. е. индивиды отказываются от части своих прав и наделяют этими правами некую инстанцию. Эти права:

       А) Законодательное;

       Б) Судебное;

В) Исполнительное, исполнять законы.

В идеале, эта всеобщая инстанция — государство, персонифицированное в одном государе (по крайней мере раньше). При этом у индивидов остаются неотчуждаемые права, на которые никто не может посягать и забрать, т. к. они даны богом, ну или природой (в современном обществе это права человека — право на жизнь, право на собственное разумение, т. е. свобода совести, мнений, слова, собраний и т. д., право на частную собственность, под которой подразумеваются результаты собственной деятельности). Общественный договор в любом случае противоречие, ведь человек подчиняется общей воли и при этом подчиняется себе. Объясняется это тем, что частная и общественная воля совпадают, а это происходит потому, что все созданы богом, а это значит, что господь записал в сердце каждого естественный закон, который дает способность различать добро и зло.

Т. к. в основе конфликтологии лежит идея автономного индивида, которая позволяет связать конфликт с индивидуальной свободой. Причем, благодаря общественному договору можно разрешать конфликты, т. к. есть принципиальные инстанции, способные решить этот вопрос. В основе конфликтов лежат представления о свободе и равенстве.

Методологические предпосылки, которые общие для всех гум. наук. Основная идея — общество нужно изучать так же, как естествоиспытатель изучает природу. Для гум. наук образец сложился в современном, экспериментальном естествознании. Характерные черты, естествознания:

 

1. Логическая непротиворечивость;

2. Эмпирическая достоверность (знание должно иметь экспериментальное подтверждение);

3. Практическое приложение.

 

3. Периодизация, основанная на смене подходов к осмыслению социальных изменений:

 

А) Середина 19 — началоо 20 века (до 20-ых) — установка на социальные изменения, изменения рассматриваются как что-то закономерное и желательное, конфликтология инструмент соц. Изменений.

Б) 20-ые — 60-ые года 20-го века — конфликтология нужна для предотвращения конфликтов;

В) 60-ые — современный этап — тема соц. Изменений становится актуальной, причем подходов к этому вопросу много.

 

История развития конфликтологии.

В основе периодизации отношение к социальным изменениям. Конфликтология, как гуманитарная наука, имеет целую кучу приятных признаков.

 

Было 3 основных периода в развитии конфликтологии:

 

ñ Середина 19-го, 20-ые года, 20-го, в это время появляются гуманитарные науки, формируется методология и предмет гум. Знания, возникновение школ, направлений, течений и т. д. Ставится задача изучать человека и общество. Причем изучать нужно уже существующее общество. Главная мысль — современное общество продукт длительного развития, порождено революционными преобразованиями современного общества (французская революция принесла - реализация идеи автономного индивида, понятия нация и государство + промышленный переворот — рационализация экономической жизни человека и появление современного капиталистического общества + демографическая революция — благодаря которому численность населения стало резко возрастать). Современное общество отличалось от традиционного, и именно представление об историческом процессе, как о процессе, проходящем определенные стадии стало доминирующим в этот период. Идея социальной эволюции стала всеобщей. В современном обществе традиция перестала быть ценной и стала третироватся, как что-то тормозящее прогресс. Основной вопрос, который обсуждают все основоположники современного гум. Знания — социальный вопрос, смысл которого в том, что не смотря на равные права, сохраняется социально-экономическое неравенство, причем неравенство активно воспроизводится. Появляется парадокс — нация богатеет, а вот непосредственный производитель нищает. Тогда считалось, что гуманитарные науки это ключ к решению проблем и конфликтов в обществе, и гум. Науки должны вооружить людей знанием, которое поможет построить прогрессивное социальное общество. Тогда считалось, что все изменения позитивны, а гум. Науки помогают направить эти изменения в лучшее русло. Центр развития гум. Знания — Европа (Франция, Британия, Германия, Россия). На этом этапе формируется позитивиская позиция (спенсер), понимающая социология (Вебер), критическая традиция (Маркс)

ñ 20-ые — 60-ые годы. Гум. Мысль в основном в Америке. Они считали, что большие социальные теории бесполезны, т. к. они ничего не объясняют. Основная проблема — как лучше организовать и стабилизировать капиталистическое общество. Общество считается системой, структурой, элементы которого должны нормально функционировать и не конфликтовать друг с другом. Причина социального конфликта — индивидуальные отклонения или оплошности. Конфликт — психологическая проблема. Господствуют структурно-функциональные построения.

ñ 70-ые годы 20-го века - 

Семинар

Важно, ибо зачет — посещение лекций, будут периодически собирать конспекты;

Посещение и работа на семинарах (что логично);

+ 2 КР — в начале ноября и в конце семестра.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!