Общая структура Паскаль-программы



Лабораторная работа № 1

Знакомство с системой программирования Turbo Pascal 7.0.

Программирование линейных вычислительных процессов

Теоретическая часть

Основы программирования на языке Турбо Паскаль

Основные положения

Программирование как процесс создания программы формально состоит из выбора языка программирования и замены элементов блок-схемы алгоритма решаемой задачи соответствующими конструкциями языка.

Языком, в самом общем случае, называется знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Языки бывают естественными и искусственными (формальными). Язык программирования – это формальный язык, предназначенный для записи алгоритмов. Он определяется заданием алфавита (словаря исходных символов), точным описанием его синтаксиса (правил записи конструкций языка) и семантики (смысла языковых конструкций).

В настоящее время создано несколько сот различных языков программирования, которые обычно классифицируются по степени их зависимости от типа ЭВМ и типа решаемых задач. Каждая группа языков характеризуется некоторым уровнем. Считается, что уровень языка тем выше, чем более он абстрагирован от особенностей процессорной части ЭВМ. Примером языка высокого уровня является язык Паскаль и его широко распространенная версия Турбо Паскаль, используемая в персональных компьютерах.

Процесс программирования на языке Турбо Паскаль состоит из следующих действий: ввода и редактирования текста программы, трансляции и отладки программы. Для повышения качества и скорости разработки программ была создана интегрированная система программирования Турбо Паскаль.

Процесс обработки программы на языке Турбо Паскаль может быть проиллюстрирован следующей схемой (рис. 1).

Рис. 1

 

Для выполнения каждого этапа применяются специальные средства интегрированной системы программирования: редактор текстов (editor), компилятор (compiler), компоновщик (linker), отладчик (debugger).

 

Алфавит и символы языка Турбо Паскаль

Текст программы на языке Турбо Паскаль представляет собой последовательность предложений, состоящих из символов, образующих алфавит языка. Максимальная длина предложения 126 символов, рекомендуемая длина — 70 символов.

Алфавит языка Турбо Паскаль включает следующие символы:

1. Латинские прописные и строчные буквы A-Z; a-z; и символ _ «подчерк» (код ASCII 95), которые используются для формирования имен переменных (идентификаторов) и служебных слов.

2. Арабские цифры: 0—9 — для записи чисел и идентификаторов.

3. 22 специальных символа:

а) математические: + | —  | * | / | = | > | < | ( | ) | > *);

б) пунктуации: | . | , | : | ; |;

в) прочие: | [ | ] | — квадратные скобки для обозначения массивов и множеств; | { } | — фигурные скобки для записи комментариев; |_| — для разделения лексем; | ' | — апостроф для записи констант символьного и текстового типов; ½ $ | — для записи шестнадцатеричных констант и директив компилятора; # — для записи символа, не имеющего графического представления в ASCII-кодах (по его коду); | @ | — обозначение адреса переменной, типизированной константы, подпрограммы, метода; | ^ | — обозначение типа-указателя, значения величины по ее указателю или управляющего символа с кодами от 0 до 31.

Лексическая структура программы на Турбо Паскале состоит из последовательности лексем — минимальных единиц языка, имеющих самостоятельный смысл. Лексемы делятся на несколько следующих классов:

1. Ключевые (служебные, зарезервированные) слова. Всего 51 слово, в редакторе интегрированной среды Турбо Паскаль изображаются белым цветом:

ARRAY — «массив», BEGIN — «начало», CASE — «вариант», CONST — «константа», DO — «исполнять», DOWNTO— «уменьшать на единицу параметр цикла», ELSE — «иначе», END — «конец», FILE — «файл», FOR — «для», FUNCTION — «функция», GOTO — «переход к метке», IF — «если», IN — «принадлежность к множеству», LABEL— «метка», OF — «из», PROCEDURE — «процедура», PROGRAM — «начало программы», RECORD — «запись», REPEAT — «повторить», SET — «множество», THEN — «то», ТО — «увеличение на единицу параметра цикла», TYPE — «тип», UNTIL — «до», VAR — «переменная», WHILE — «пока», WITH — «с» и др.

2. Идентификаторы (изображаются желтым цветом) могут быть двух разновидностей:

а) имена, которые программист присваивает какой-либо переменной, константе, типу, метке, процедуре или функции (здесь нельзя использовать ключевые слова);

б) стандартные идентификаторы, которые являются именами встроенных в язык процедур и функций. Компилятор воспринимает 63 символа. Идентификатор должен начинаться с буквы, может содержать цифры и знак подчеркивания.

3. Знаки операций: := | + | - | * | / | <> ç = ç <= ç < ç > ç >= ç; DIV — деление нацело с отбрасыванием остатка, MOD — нахождение остатка от деления нацело, AND — логическое умножение (И), NOT — логическое отрицание (НЕ), OR — логическое сложение (ИЛИ).

4. Константы – это данные, значения которых не изменяются в процессе выполнения программы. В языке используются константы следующих видов:

а) числовые целые - десятичные числа, которые записываются в виде последовательности десятичных цифр, возможно, со знаком, например 158, -15, 234556 или шестнадцатеричные, которые представляются последовательностью шестнадцатеричных цифр с предшествующим символом ‘$’, например $24A5;

б) числовые вещественные. Они имеют две формы: вещественные с фиксированной точкой, где дробную часть числа от целой отделяет точка, а не запятая, например 12.56, -56.87 и вещественные с плавающей точкой, которые представляются в экспоненциальном формате, например 2.5Е9, 0.1Е-10. Здесь символ «Е» имеет смысл «десять в степени»;

в) булевские (логические). Имеются две булевские константы: TRUE – «истина» и FALSE – «ложь»;

г) символьные – символ, заключенный в апострофы, например ‘A’, ‘10’, ‘=’;

 

 

д) строковые – последовательность символов, заключенная в апострофы, например ‘PASCAL’.

5. Комментарии (изображаются серым цветом) — любая комбинация произвольных символов, заключенная либо в фигурные скобки {}, либо в комбинированные (*...*). Если за открывающей скобкой следует знак $, комментарий интерпретируется как директива компилятора.

Между лексемами разрешено вставлять один или несколько разделителей: пробелов, комментариев, символов «конец строки» (код 13) и других управляющих символов (коды от 0 до 31). Разделителями являются также знаки математических операций, круглые и квадратные скобки, запятые.

 

Общая структура Паскаль-программы

Программа на языке Турбо Паскаль имеет следующую общую структуру:

Program имя;

Uses

{Раздел подключения модулей};

{Разделы описаний}

Type {описание типов};

Const  {описание констант};

Var   {описание переменных};

Label {описание меток};

Function {описание функций};

Procedure {описание процедур};

Begin

Операторы основной программы

end.

В первой строке указывается заголовок программы, содержащий ее имя. Затем после ключевого слова usesуказывается список имен модулей, используемых в программе. Модуль – это компонента программы, которая хранится и транслируется отдельно от основной программы.

Далее размещаются разделы описаний основных объектов программы. Порядок их расположения может быть любым, часть разделов может отсутствовать. Каждый раздел заканчивается символом ‘;’.

После ключевого слова beginразмещаются операторы, описывающие действия алгоритма программы. Эта часть программы называется операторной частью или телом. Программа заканчивается ключевым словом endи точкой.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 860; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!