Понятие материального и идеального в материализме и идеализме.



Материализм – (Дидро, Гольбах, да Ламбер) это философское направление, утверждающее приоритет материального над идеальным. Изначально под материальным (материей) понималось первовещество (воздух, вода), затем – природа, физический мир и его свойства (протяженность); в наше время – все, что противостоит сознанию, духовному, идеальному (т.е. материя никем не сотворена, существует вечно; пространство, время и движение – объективны).

Материализм рассматривал сферу идеального (дух, сознание, идеи) как результат развития и свойство высокоразвитой материи. Идеализм – это философское направление, рассматривающее противоположность материального и идеального и утверждающий приоритете духа над материей. В основе всего сущего лежит идеальное начало (Бог, дух, Логос и т.д.). Сознание, мышление, все психическое и духовное – первично, а природа и все физическое – вторично, производно, зависимо и обусловлено. первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшие представители — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.

 Существует два направления в идеализме:

- объективный идеализм – идеи существуют на равнее с вещами материального мира.- субъективный идеализм – мир идей существует в сознании человека и его чувствах.Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. В отличие от термина "действительность", термин "материальное" носит онтологический оттенок.Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, реальности, существующей в (сильной) зависимости от субъекта ("нематериальное"). Одной из основных причин либо единственной причиной идеального является субъект. К идеальному могут быть отнесены мысли, эмоции и другое.Следует отметить, что понятия материального и идеального носят относительный характер, по аналогии с понятиями правого и левого. Идеальное одного субъекта может оказаться и почти всегда является материальным для другого и наоборот. Также следует отметить, что содержание понятий идеального и материального имеет диалектическое развитие, то есть с течением времени идеальное одного субъекта может становиться материальным для этого же субъекта.

 

 

Философские концепции развития: метафизика, диалектика, синергетика.

Концепции развития:

a) Метафизика - философское направление, которое рассматривает мир в статике, а его фрагменты- как изолированные друг от друга (отрицание сложного развития, т.е. изменяется лишь количество). Отрицается развитие мироздания, т.е. мир – готовый, данный.

b) Диалектика – мир находится в постоянном движении и развитии, а все его компоненты (явления и процессы) связаны между собой. Мир постоянно развивается, причем скачкообразно и противоречиво. Движение – это универсальное свойство материи.

Три закона диалектики:

- закон единства и борьбы противоположностей

- закон перехода количественных изменений в качественные

- закон отрицания отрицания.

Метафизикаявляется главной альтернативой диалектики.Это объясняется тем, что:• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;• по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);• по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;• в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

 

c) Синергетика – теория о самоорганизации. Дисциплина является синтетической и изучает сложноорганизованные системы. В ее рамках впервые было теоретически обоснована и экспериментально доказана способность простейших систем к самоорганизации.

 

Методы философии.

Общее понятие и содержание методов философии.

 

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

 

диалектика;

 

метафизика;

 

догматизм;

 

эклектика;

 

софистика;

 

герменевтика.

 

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

 

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

 

Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

 

Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

 

Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

 

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

 

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

 

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

 

 Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

 

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

 

материализм;

 

идеализм;

 

эмпиризм;

 

рационализм.

 

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

 

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).

 

Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

 

Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 798; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!