Древнеиндийская философия, школы, представители
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение — система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Существует три исторических типа мировоззрения:
1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;
2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;
3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
|
|
Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств.
Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.
Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный . При этом в отличии от науки , тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании , а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах.
Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Соц. функции философии.
Специфические черты философии:
* Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде;
* Явялется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний;
* Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его;
|
|
* Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.);
* Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук;
* Субъективна;
* Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток;
* Изучает не только предмет познания, но и его механизм;
* Доктринна, но в то же время постоянно развивается;
* Опирается на категории - предельно общие понятия.
Предмет Ф.:
* Разделы:
- Онтология (учение о бытии);
- Гносеология (учение о познании);
- Человек;
- Общество;
* Частные вопросы:
- Сущность бытия;
- Происхождения бытия;
- Материя и её формы;
- Сознание (происхождения и природа);
- Бессознательное;
- Душа, духовный мир человека;
- Природа;
- Различные сферы жизни общества;
- Экология, проблемы выживания;
- Познание;
- Фил. категории;
- Диалектика и её законы;
Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование:
* Основные методы:
- Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;
- Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);
|
|
- Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;
- Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;
- Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;
- Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;
* Методы-направления Ф.:
- Материалистический - действительность воспринимается как реально существующая материя, первичная субстанция, а сознание - проявление материи;
- Идеалистический - в качестве первоначала и определяющей силы выступает идея, а материя - её производная, воплощение;
- Эмпиризм - в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания;
- Рационализм - истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.
Философия имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
|
|
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Древнеиндийская философия, школы, представители
В Индии существовало 4 Веды: Ригведу (Веда гимнов), Самаведу (Веда напевов), Яджурведу (Веда жертвенных формул) и Атхарваведу (Веда заклинаний).
В Индии важную роль играли духовные практики:
1.Продолжение мифологических традиций( создание корана, более низкой веды, в ней воплощались обыденные знания, они были доступны и женщинам)
2.Творческая переработка( отсеивание смыслов, поиск новых литературных форм трансляции этого знания, в частности, начиная с 6 века до н.э. появился жанр, в котором было Упани- Шады, фиксировались философские знания, они были доступны только избранным)
Особенность индийской культуры: они не разделяли в своей жизни теорию и практику
Сутра- это иносказательная нить, в ней зарифмованы основные идеи. Интерпретация Сутра- Бхашья была свободой творчества.
Жертваи ее получатель являются одним и тем же объектом.
Мир состоит из 14 районов. Джан равен 16 км.
Единица космического времени- это день творца Брахма, который равен 432 млн лет.
Самый большой из всех существующих циклов — это период существования нашей Вселенной — День Брамы. Затем следует более короткие циклы, внутри которых — еще более короткие и т.п.
Циклы, о которых сейчас пойдет речь, длятся от 5 до 12 тысяч лет. Это Крита-юга( или статья- юга), Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. Эти юги повторяются.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.
а) Ортодоксальные философские школы - признающие в качестве главного авторитета авторитет Вед.
б)Неортодоксальные школы - не признающие ведические тексты в качестве главного авторитета.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!