Понятие материи в философии и науке.



М. введена в ф. для обознач-я. объектив.реальности, сущ. независимо от чел. сознания и отображаемая им. Материя с лат. «вещество». Согласно данным физики всё многообразие мира объед. 2мя составл.: веществ., полевое.

На пути своего формир-я понятие М. прошло неск-ко этапов:

1. М. = природ. стихия (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеса, воздух — у Анаксимена).

2. М. = атом, вещ-во, с комплексом их св-в (Демокрит, Гольбах). Гольбах. Материя обладает cв-вами массы, инерции, непроницаемости, способ-тью иметь фигуру. Глав.принцип матер-ти – веществ-ть, телесность окруж.чел-ка предметов.

3. М.=объек­тив. реальность (Ленин). Ленин: М. есть фил. катег. для обознач-я объектив. реальности, кот. дана чел-ку в ощущениях его и независима от них. Единств. св-во М. - быть объектив. реаль-ю, первоначал нет. Она сущ-т только в многообразии конкр. объектов.

В фил. понимании категории М. можно вы­делить и 4 этап, где М. предстает как сово­куп-ть мн. атрибутов и (в опр. мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это субстанц.-аксиологич. представление о М., кот. берет свое начало в сер. нашего столетия. В Новое время М.- актив.природа, протяж. субстанция.

3 подхода:

1)субстанцион.(материя как субстанция; основа всех вещей и явлений в мире). Атрибуты: несотворимость, объективность, самоорганизуемость, системность, бесконеч/конеч. Б.Спиноза. Материя как субстанция. Субстанция-это не мир, окруж-е чел-ка, а нечто, стоящее за этим миром, обуславл. его сущ-е. Субстанция имеет протяжение и мышление.

2)гносеолог.

3)субстратный(содержат.). Субстрат-общее содержание всех конкрет.форм и бытия.

Материя- это бесконеч. мн-во сущ-их в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых св-в, связей, отнош-й и форм движ-я. Материя вкл. в себя не только все непосредств. наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, кот. в принципе м.б. познаны в будущем. Понятие «М.», отражая предельно общие св-ва объектив. мира, явл. абстракцией. Кат. «материя» имеет под со­бой объектив. основ-е.: сущ-е многообразной дей­ств-ти НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно сущ-ая субстанция. Она вечна и бесконечна.

Движение как способ сущ-я материи. Движение материи- не только механ. перемещение тел в простр-ве, но и любые взаимод-я, а также изм-я состояний объектов, кот.вызыв-ся этими взаимод-ми. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равнове­сия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. Типы движ-я: 1.- это движ-е, когда сохран-ся качество предмета; 2.-тип движ-я, связ. с переходом от одного качества к др., с изм-ем качеств. состояния предмета.Формы движ-я: физ. (простое мех. перемещение, изм-е местополож. обьектов), хим.( неорганич. хим. р-ции, привод. к образ-ю орг. в-в), биолог.(обмен в-в, размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост, подвижность), соц.( мат. и дух. жизнь индивида и социума). Процессы, связ.с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, харак-ся как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного кач-ва в др., направл. формир-е новых систем, новых типов орг-ции, кот. рождаются из предшеств. им систем. Разновидности процессов развития: 1) процессы качеств. превращений. 2) процессы перехода от одного уровня к другому.

 

 

Фил.концепции простр-ва и времени. Особ-ти соц.простр-ва и времени.

П. – обычно протяж-ть, В. – длит-ть. СВОЙСТВА. П. рассм-ся как протяженное (не уничтожаемая величина), однородное (одинак-ть П. во всех его формах), трехмерное (хар-ка, фиксир. веществ. величины единичных вещей), изотропное (одинак. П. во всех направлениях). В. хар-ся длит-ю (интервал бытия каждой дискретной формы), одномер-ю (одинак. В. как процесса след-я событий), необратимость (из прошлого в будущее, спиралевидное движение).

Общие св-ва П. и В.: объектив-ть и независ-ть от сознания ч-ка; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движ-ем мат.; единство прерывного и непрерывного в их структуре; колич. и кач. бесконечность.

История. П. и В. как самост.категории появ.уже в фил.Др.Востока, где они рассм. наряду с такими первоначалами как огонь, вода и земля. Аристотель: среди основных категорий называл В., место, положение. Др.Греция: складыв.основ.концепции пр-ва и времени: субстанцион.(абсолют.; как самост. сущности, первоначала мира; сущ-т сами по себе, независимо от матер.объектов; Демокрит, Эпикур) и реляционная(относит.; способ сущ-я матер.объектов; рассм-т П. и В. как особые отнош-я между объектами и процессами и вне их не сущ-т)-Аристотель, Лукреций Кар.

Новое В.. Субстанцион.концепция Ньютона об аболют. П. и В. (абсолют. П. остаётся однинак.и неподвиж., абсолют. В. как чистая длительность).

20 век. Реляционная концепция Эйнштейна. Теория относит-ти( исслед-ся движ-е объектов со скоростью, приближ. к ск.света). Общая теория относит-ти утв., что вблизи больших полей тяготения В. замедл., а П. искривляется. Теория А. Эйнштейна док., что в реальном физ. мире простр. и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к др. Теория относит-ти вывела глубокую связь между П. и В., показав, что в природе сущ-т единое П.-В., а отдельно П. и отдельно В. выступают как его своеобразные проекции, на кот. оно по-разному расщепл-ся в завис. от хар-ра движ-я тел. Науч.концепция. П.- протяженность и порядок сосущ-я матер.объектов. В. – длит-ть и послед-ть событий и состояний матер.объетов. П. и В. зависят от матер.системы(скорости протекания, массы объекта). Чем больше масса, тем искривл. П.; они взаимозависимы. Биолог. П.- строение организмов, особая симметрия и т.д. Биол. В. – зависит от сложности строения организмов, скорости обмен.процессов пола(обладает темпом, частич. обратимостью, индивид., ритмичностью). Социальное П. и В.. Соц. П. – рез-т предшеств. деят-ти людей и служит основой для сопост-я стадий обществ. развития. «Мера захвата» соврем. деят-ю глубины истор.опыта и вертикали истор. перспективы.Соц.В. –движ-е от прошлого к буд. «Теперь» как настоящее. В прошлое никогда не возвраш, но мы способны повлиять на буд. Чел-к создает пространств. соц.структуры: орошаемые земли, пастбища. Они надел-ся особым смыслом. Специфика соц. В. – хар-т изменч-ть общ. процессов и явлений (индустр-ция в СССР гораздо быстрее, чем в др. странах - опыт). Скорость протекания соц. В. опр-ся его насыщ-ю социально значимыми историч. событиями.

 

 

Идея развития в философии.

Развитие - состояние изм-я, в кот. есть необратимость, поступат-ть движ-я, в кот. фиксируется появление новых св-в. Это кач. изменение. Процесс развития - это всегда переход одного кач-ва в др., направл. формир-е новых систем, новых типов орг-ции, кот. рождаются из предшеств. им систем. Разновидности процессов развития: 1) процессы качеств. превращений. 2) процессы перехода от одного уровня к др.

Прогресс - вещь совершенствуется. Регресс – возм-ти по сравн. с др. системами понижается. Одноуровневое развитие – циклич. изм-я при сохран. основных хар-к; это способ адаптации.

Модели развития: рационалист. (возможность развития систем); эволюционизм (развитие - всеобщее св-во бытия, постепенная эволюция; поступат. движение к усложнению систем); энерджентная (это скачкообразные изменения; скачок – рез-т творч. активности, присущей самой системе); диалектическая (это разрешение внутр. противоречий).

Античность: не знает линейного времени, идея круговорота. Гераклит: мир - вечно воспламен. и угасающий огонь, т.о. вечная повторяемость, цикличность всех изм-й.

Бердяев. Принцип развития внесло христ-во, кот. представляет историч.процесс линейным, направл. в будущее.

Кант сформ. проблему истор. развития чел. нравств-ти.

Гегель создал диалектику, предмет кот. - развитие.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!